ПРОЕКТ по самообразованию педагога старшей возрастной группы на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»
проект (старшая группа)
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_.docx | 42.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Детский сад №16 «Родничок»
Проект по самообразованию педагога старшей возрастной группы Марковой О.В. на тему
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»
2024 – 2025 учебный год
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
Цель: - развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний, путём изучения методической литературы;
- создать методическую базу по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Основные принципы работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).
Актуальность:
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Вид проекта: познавательно - творческий
Тип проекта: долгосрочный (2024 – 2025 учебный год)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, педагоги детского сада, родители.
Ожидаемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения: Коммуникативные:
- умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею; Манипулятивные:
- координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
Социальные:
- совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Перспективный план опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в старшей группе
2024 – 2025 учебный год
Дата | Тема занятия | Эксперимент | Программное содержание | |
сентябрь | Тонет – не тонет | Дерево не тонет в воде | Дать детям понятие, что вода удерживает тяжелые предметы. Выявить плавучесть предметов. Воспитывать интерес к экспериментированию. | |
Улица полна неожиданностей. | Своды и тоннели | Объяснить детям, что вода имеет силу, способна пробивать тоннели под землей. Воспитывать интерес и желание понаблюдать за тенью. | ||
На участке | Глина, песок, почва | Дать детям понятие, чем отличается песок от глины, от почвы. Выявить свойства глины (вязкая, влажная). Выявить свойства почва (черная, влажная), Воспитывать интерес к опыту | ||
Едем в гости | Пар это тоже вода | Дать детям понятие о том, что пар это тоже вода. Закрепить знания детей о свойствах воды, вызвать интерес к экспериментированию. | ||
октябрь | Откуда берутся одеколон и духи? | У воды нет запаха | Продолжать знакомить со свойствами воды. Что нужно сделать с водой, чтобы она имела запах. Воспитывать любознательность | |
Свойства света | Тень. видно – не видно | Познакомить детей со свойствами света и тени. теневой театр. Воспитывать любознательность | ||
Ох! какая банька! | Воздух при нагревании расширяется | Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. Воспитывать интерес к опытам. | ||
Осень золото роняет… | Семена. | Дать детям понятие что растение, не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям. | ||
ноябрь | Влияние воздуха на растение | Труд в уголке природы. | Продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Дать понятие детям о том, как влияют на почву вода и воздух (рыхление, полив). Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям | |
В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича | Плавающие, тонущие предметы. | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил. Воспитывать любознательность. | ||
Мы идем в магазин | Прыгающая монета. | Познакомить детей со свойствами метала, провести опыт с монетой. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности. | ||
На участке. | Посадить в землю деревце | Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям | ||
декабрь | Влиянии тепла и холода на рост растений. | «Теплица» (посадка семени под банку) | Дать понятие детям о том, как влияют тепло и холод на рост растений. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям | |
Откуда взялся хлеб? | Изготовление теста | Дать детям понятие, что семена хранят, перерабатывают в муку. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Вызвать интерес к опытнической деятельности | ||
Стекло ,его качества и свойства | Что спряталось в стеклянном стакане? | Дать детям понятия о свойствах стекла (прозрачность, хрупкость, гладкость). Воспитывать бережное отношение к стеклу. | ||
«Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин». | Мокрая бумага – сухая бумага | Закрепить с детьми свойства огня, его опасность, его значение в жизни людей. Воспитывать любознательность и интерес к опытам. | ||
январь | Зима в селе. | «Холодный – горячий» | Познакомить детей со свойствами воды. Учить определять температуру воды. Объяснить, как может вода превратиться в лед. Воспитывать любознательность. | |
Игрушка для ёлочки | Замораживание цветной воды | Познакомить со свойствами воды. Замерзает при низкой температуре, превращается в лед. Вызвать интерес к экспериментированию | ||
февраль | Почему растаяла Снегурочка? | Снег – тоже вода | Уточнить знания детей о свойствах снега. В тепле тает, а на морозе остается в первоначальном виде. Воспитывать интерес к экспериментированию. | |
Летают – не летают | Парашют | Расширять представления о свойствах воздуха. Воспитывать любознательность . | ||
Мудрая природа! | Как выйти сухим из воды? | Продолжать знакомить со свойствами воды. Воспитывать желание участвовать в опытах. | ||
март | Обитатели воды. | В воде есть воздух | Закрепить с детьми свойства воды, как можно увидеть воздух в воде. Воспитывать любознательность | |
Что такое вес? | Лёгкий - тяжелый | Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Воспитывать любознательность | ||
Растворяется – не растворяется | Опыты с водой | Продолжать знакомить со свойствами воды. Воспитывать желание участвовать в опытах. | ||
Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода | Посадка семян | Продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Дать детям понятие что растение, не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям. | ||
апрель | Магнит | Притяжение и отталкивание. | Познакомить со свойствами метала, провести опыт с магнитом. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности | |
Откуда сосулька? | Вода защищает растения от низкой температуры. | Продолжать знакомить детей с образованием льда – жидкая может течь, при низкой температуре замерзает. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности | ||
Весеннее пробуждение. Откуда звук? | Звенящая вода | Показать детям, что количество воды влияет на издаваемый звук (весенняя капель, течение воды). Воспитывать любознательность. | ||
Проект «Огород на подоконнике». | Посадка лука | Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Вызвать интерес к опытнической деятельности. | ||
Май | Поиски воздуха | Воздух | Уточнять знания детей о свойствах воздуха. Обнаружить воздух в окружающей обстановке. Вызвать интерес к проведению опыта. | |
Явления природы | Гром и молния | Познакомить детей с понятием «электричество». Объяснить причину образования молнии. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности. | ||
Игры с песком | Сухой - мокрый | Закрепить знания детей о свойствах песка. Воспитывать интерес к опытам.. Свойства мокрого песка. Закрепить знания детей о свойствах песка. Воспитывать интерес к опытам. | ||
Воздух вокруг нас | Воздух при нагревании расширяется | Уточнять знания детей о свойствах воздуха. Обнаружить воздух в окружающей обстановке. Вызвать интерес к проведению опыта. |
Перспективный план опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
в подготовительной группе 2025 – 2026 учебный год
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Сентябрь Волшебница - вода | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории |
2 | «Свойства воды. Плавающая рыбка» | Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости. | |
3 | «Вода-растворитель. Очищение воды» | Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. | |
4 | «Непотопляемая бумага, бумажная крышка» | Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать возможность увидеть может ли воздух защитить бумагу от воды. | |
Октябрь «Горы, камни и песок» | 1 | «Круговорот воды в природе» | Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды. |
2 | «Песок – природный фильтр» | Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). | |
3 | «Камни. Какими бывают камни» | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям | |
4 | «Что такое горы» «Вулкан» | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей. | |
Ноябрь «Воздух» | 1 | «Прогулки невидимки» | Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом |
2 | «Воздух невидим» | Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух | |
3 | «Воздух есть везде» | Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. | |
4 | «Воздух помогает рыбам плавать» | Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. | |
Декабрь «Магнит» | 1 | «Магниты» | Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием |
2 | «Притягивание через предметы» | Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. | |
3 | «Как человек использует магниты» «Когда магнит вреден» | Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. | |
4 | «Рисует магнит или нет» | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. | |
Январь «Снег и лед» | 1 | «Замерзание жидкостей» | Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. |
2 | «Почему снег греет?» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. | |
3 | «Лед и соль» | Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей | |
4 | «Откуда берётся иней?» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | |
Февраль «Растения» | 1 | «Растения» | Формировать умение различать семена различных растений. |
2 | «Способы размножения растений» | Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. | |
3 | «Хитрые семена» | Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях | |
4 | «Лабиринт» | Установить, как растение ищет свет | |
Март «Дерево» | 1 | «Тонет - не тонет» | Знакомство со свойствами коры дерева |
2 | «Посадим деревце» | Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему | |
3 | «Есть ли у растения органы дыхания?» | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | |
4 | «Почему осенью опадают листья?» | Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги. | |
Апрель «Разное» | 1 | «Исчезающий мелок» | Познакомить со свойствами мела |
2 | «Цветное молоко» | Познакомить со свойствами молока и моющего средства для посуды | |
3 | «Секретное письмо» | Выявить с помощью нагревания, как проходит процесс появления слов на бумаге. | |
4 | «Яйцо утонет или всплывет?» | Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования | |
Май «Разное» | 1 | «Тайный похититель варенья» | Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев |
2 | «Заплесневелый хлеб» | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия | |
3 | «День и ночь» | Объяснить детям, почему бывает день и ночь | |
4 | Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации) |
Список литературы:
1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. –112с.: ил. – (Детский сад: - день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –64 с,-(Программа развития).
3.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. –64 с.
4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. No 3, 4,
5. 2002. No15.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. –80 с.
6.Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. –64 с.
7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. –64с.
8.ПоддьяковН.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. No2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...
Долгосрочный проект "Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности".
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познани...
индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность»
индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность»...
Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»...
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...
План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»...