ПРОЕКТ по самообразованию педагога старшей возрастной группы на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»
проект (старшая группа)

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Детский сад №16 «Родничок»

Проект по самообразованию педагога старшей возрастной группы Марковой О.В. на тему

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»

2024 – 2025 учебный год

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

Цель: - развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний, путём изучения методической литературы;

- создать методическую базу по познавательно-исследовательской деятельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы;

- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Основные принципы работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).

Актуальность:

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Вид проекта: познавательно - творческий

Тип проекта: долгосрочный (2024 – 2025 учебный год)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, педагоги детского сада, родители.

Ожидаемые результаты:

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения: Коммуникативные: 

- умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею; Манипулятивные: 

- координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;

Социальные: 

- совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Формы работы с детьми:

- групповая (фронтальная);

- подгрупповая (небольшими группами по интересам);

- индивидуальная.

Перспективный план опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в старшей группе

2024 – 2025 учебный год

 Дата

Тема занятия

Эксперимент

Программное содержание

сентябрь

Тонет – не тонет

Дерево не тонет в воде

Дать детям понятие, что вода удерживает тяжелые предметы. Выявить плавучесть предметов. Воспитывать интерес к экспериментированию.

Улица полна неожиданностей.

Своды и тоннели

Объяснить детям, что вода имеет силу, способна пробивать тоннели под землей. Воспитывать интерес и желание понаблюдать за тенью.

На участке

Глина, песок, почва

Дать детям понятие, чем отличается песок от глины, от почвы. Выявить свойства глины (вязкая, влажная). Выявить свойства  почва (черная, влажная), Воспитывать интерес к опыту

Едем в гости

Пар это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар это тоже вода. Закрепить знания детей о свойствах воды, вызвать интерес к экспериментированию.

октябрь

Откуда берутся одеколон и духи?

У воды нет запаха

Продолжать знакомить со свойствами воды. Что нужно сделать с водой, чтобы она имела запах. Воспитывать любознательность

Свойства света

Тень. видно – не видно

Познакомить детей со свойствами света и тени. теневой театр. Воспитывать любознательность

Ох! какая банька!

Воздух при нагревании расширяется

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. Воспитывать интерес к опытам.

Осень золото роняет…

Семена.

Дать детям понятие что растение, не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям.

ноябрь

Влияние воздуха на растение

Труд в уголке природы.

Продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Дать понятие детям о том, как влияют на почву вода и воздух (рыхление, полив). Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям

В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

Плавающие, тонущие предметы.

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил. Воспитывать любознательность.

Мы идем в магазин

Прыгающая монета.

Познакомить детей со свойствами метала, провести опыт с монетой. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности.

На участке.

Посадить в землю деревце

Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям

декабрь

Влиянии тепла и холода на рост растений.

«Теплица» (посадка семени под банку)

Дать понятие детям о том, как влияют тепло и холод на рост растений. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям

Откуда взялся хлеб?  

Изготовление теста

Дать детям понятие, что семена хранят, перерабатывают в муку. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Вызвать интерес к опытнической деятельности

Стекло ,его качества и свойства

Что спряталось в стеклянном стакане?

 Дать детям понятия о свойствах стекла (прозрачность, хрупкость, гладкость). Воспитывать бережное отношение к стеклу.

 «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин».

Мокрая бумага – сухая бумага

Закрепить с детьми свойства огня, его опасность, его значение в жизни людей. Воспитывать любознательность и интерес к опытам.

январь

Зима в селе.

«Холодный – горячий»

Познакомить детей со свойствами воды. Учить определять температуру воды. Объяснить, как может вода превратиться в лед. Воспитывать любознательность.

Игрушка для ёлочки

Замораживание цветной воды

Познакомить со свойствами воды. Замерзает при низкой температуре, превращается в лед.  Вызвать интерес к экспериментированию

февраль

Почему растаяла Снегурочка?

Снег – тоже вода

Уточнить знания детей о свойствах снега. В тепле тает, а на морозе остается в первоначальном виде. Воспитывать интерес к экспериментированию.

Летают – не летают

Парашют

Расширять представления о свойствах воздуха. Воспитывать любознательность .

Мудрая природа!

Как выйти сухим из воды?

Продолжать знакомить со свойствами воды. Воспитывать желание участвовать в опытах.

март

Обитатели воды.

В воде есть воздух

Закрепить с детьми свойства воды, как можно увидеть воздух в воде. Воспитывать любознательность

Что такое вес?

Лёгкий - тяжелый

Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами.  Воспитывать любознательность

Растворяется – не растворяется

Опыты с водой

Продолжать знакомить со свойствами воды. Воспитывать желание участвовать в опытах.

Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода

Посадка семян

Продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Дать детям понятие что растение, не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям.

апрель

Магнит

Притяжение и отталкивание.

Познакомить со свойствами метала, провести опыт с магнитом. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности

Откуда сосулька?

Вода защищает растения от низкой температуры.

Продолжать знакомить детей с образованием льда – жидкая может течь, при низкой температуре замерзает. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности

Весеннее пробуждение. Откуда звук?

Звенящая вода

Показать детям, что количество воды влияет на издаваемый звук (весенняя капель, течение воды). Воспитывать любознательность.

Проект «Огород на подоконнике».

Посадка лука

Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Вызвать интерес к опытнической деятельности.

Май

Поиски воздуха

Воздух

Уточнять знания детей о свойствах воздуха. Обнаружить воздух в окружающей обстановке. Вызвать интерес к проведению опыта.

Явления природы

Гром и молния

Познакомить детей с понятием «электричество». Объяснить причину образования молнии. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.

Игры с песком

Сухой - мокрый

Закрепить знания детей о свойствах песка. Воспитывать интерес к опытам.. Свойства мокрого песка.  Закрепить знания детей о свойствах песка. Воспитывать интерес к опытам.

Воздух вокруг нас

Воздух при нагревании расширяется

Уточнять знания детей о свойствах воздуха. Обнаружить воздух в окружающей обстановке. Вызвать интерес к проведению опыта.

 

Перспективный план опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

в подготовительной группе 2025 – 2026 учебный год

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Волшебница - вода

1

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории

2

«Свойства воды. Плавающая рыбка»

Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости.

3

«Вода-растворитель. Очищение воды»

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

4

«Непотопляемая бумага, бумажная крышка»

Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать возможность увидеть может ли воздух защитить бумагу от воды.

Октябрь

«Горы, камни и песок»

1

«Круговорот воды в природе»

Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды.

2

«Песок – природный фильтр»

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).

3

«Камни. Какими бывают камни»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям

4

«Что такое горы»




«Вулкан»

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.

Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.

Ноябрь

«Воздух»

1

«Прогулки невидимки»

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

2

«Воздух невидим»

Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух

3

«Воздух есть везде»

Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

4

«Воздух помогает рыбам плавать»

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Декабрь

«Магнит»

1

«Магниты»

Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием

2

«Притягивание через предметы»

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

3

«Как человек использует магниты»

«Когда магнит вреден»

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

4

«Рисует магнит или нет»

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. 

Январь

«Снег и лед»

1

«Замерзание жидкостей»

Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

2

«Почему снег греет?»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

3

«Лед и соль»

Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей

4

«Откуда берётся иней?»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

«Растения»

1

«Растения»

Формировать умение различать семена различных растений.

2

«Способы размножения растений»

Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.

3

«Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях

4

«Лабиринт»

Установить, как растение ищет свет

Март

«Дерево»

1

«Тонет - не тонет»

Знакомство со свойствами коры дерева

2

«Посадим деревце»

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

3

«Есть ли у растения органы дыхания?»

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

4

«Почему осенью опадают листья?»

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги.

Апрель

«Разное»

1

«Исчезающий мелок»

Познакомить со свойствами мела

2

«Цветное молоко»

Познакомить со свойствами молока и моющего средства для посуды

3

«Секретное письмо»

Выявить с помощью нагревания, как проходит процесс появления слов на бумаге.

4

«Яйцо утонет или всплывет?»

Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

Май

«Разное»

1

«Тайный похититель варенья»

Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев

2

«Заплесневелый хлеб»

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия

3

«День и ночь»

Объяснить детям, почему бывает день и ночь

4

Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации)

Список литературы:

1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. –112с.: ил. – (Детский сад: - день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –64 с,-(Программа развития).

3.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. –64 с.

4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. No 3, 4,

5. 2002. No15.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. –80 с.

6.Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. –64 с.

7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. –64с.

8.ПоддьяковН.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. No2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...

Долгосрочный проект "Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности".

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познани...

индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность»

индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную  и исследовательскую детскую деятельность»...

Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...

План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»...