Развитие образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой и фольклором.
материал по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obraznoy_rechi_starshih_doshkolnikov.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Музычко Светлана Валерьевна
воспитатель первой
квалификационной категории
МАДОУ №26 «Кораблик»
г. Бердск, Новосибирская область
Развитие образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления
с художественной литературой и фольклором.
В настоящее время нет необходимости доказывать, что на современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования культуры речи. Под культурой речи подразумевают умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами.
Дошкольное детство является периодом становления и развития речи
(словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны). В это время развиваются и такие важные качества речи: правильность, точность словоупотребления, выразительность и образность языка.
Одним из важнейших источников развития выразительной и образной речи является художественная литература и малые фольклорные жанры. Имеющиеся в них выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения), фразеологизмы обогащают эмоции, будят воображение, оживляют речь, обогащают и совершенствуют словарь детей.
Разнообразные жанры литературы и фольклора способствуют развитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества.
Помогая ребенку овладеть языком художественных произведений, педагог выполняет задачи по развитию речи, что в соответствии с ФГОС ДО является одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования.
Активная исследовательская деятельность детей в процессе восприятия художественной литературы, момент «сотворчества», возможность «играть» с художественным словом, способствует развитию и обогащению речи. А, насыщенные синонимами, антонимами, сравнениями, эпитетами, метафорами и фразеологизмами художественная литература и фольклор являются ценнейшим языковым материалом с большим развивающим резервом.
Выстраивая систему работы по развитию образной речи, важно определить основные направления педагогической деятельности:
- систематическая, комплексная работа по общению и взаимодействию с
детьми и использование инновационных методов в педагогической
деятельности;
- взаимодействие педагогов, воспитателей и родителей в выстраивании единой
позиции и понимании перспектив развития детей по данному
направлению;
- создание условий: развивающая предметно-пространственная среда (далее
РППС) для свободной, самостоятельной деятельности детей;
- сотрудничество с социальными партнерами (городская библиотека, музей,
театр) для развития представлений о многообразии окружающего мира.
Так же важно учитывать общие специфические и индивидуальные особенности развития детей. Применять дифференцированный подход в зависимости от состояния их психического здоровья.
Реализовать данные направления вам помогут различные формы работы:
- организованная образовательная деятельность;
- социально-игровая деятельность;
- художественно-творческая деятельность;
- чтение литературы по тематике программы;
- проектная деятельность.
Работу по обогащению речи детей образной речью начинайте с чтения произведений художественной литературы и фольклора. Основное правило при чтении литературы – эмоциональный настрой. Это помогает детям почувствовать радость, гнев, печаль, жалость, шутку, насмешку и т.д., что позволяет усваивать речь и развивать языковое чутье и чувство языка
В процессе работы над текстом художественных произведений используйте следующие игровые приемы:
- подбор эпитетов, синонимов, антонимов, определений, характеризующих
персонаж, его настроение, состояние, действия, поступки;
- задание на формообразование и словотворчество;
- толкование слов и объяснение фразеологизмов;
- придумывание новых окончаний к знакомым сказкам;
- соединение сюжетов произведений разных жанров;
- отдельное исполнение реплик героев;
- драматизация наиболее понравившегося отрывка произведения.
Таким образом, в процессе работы над текстом художественного произведения с помощью творческих заданий на основе литературного материала, речь детей обогатиться образными средствами языка.
Активизируйте применение образных средств в речи, в различных видах деятельности. Помощниками станут конструирование, оригами и ручной труд. В процессе выполнения задания, дети подбирают слова-определения, учатся правильно употреблять прилагательные. А, выполнив поделки, используют их в игре, инсценировке, по своему усмотрению.
При проведении музыкально-дидактической игры: «Что подсказала музыка?», при ознакомлении с картиной художника, дети могут охарактеризовать героев, провести сравнения, дать название картинам. Такая взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь.
В работе с пословицами и поговорками помогите понять детям прямой и переносный смысл высказываний, этимологию слов, выражений, например: («Зарубить на носу», «Намотать на ус»). Научите подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Для лучшего запоминания и понимания пословиц, поговорок и скороговорок используйте картинки, мнемотаблицы и дидактические игры: «Одни начинают, другие продолжают», «Какая пословица спряталась», «Найди лишнюю пословицу», «Нарисуй пословицу», «Изобрази пантомимой», «Собери пословицу» (настольно печатная игра) и др.
Особое место в развитии образной речи занимают загадки (отгадывание и
придумывание). Загадки помогают выделять наиболее существенные признаки, обобщать, анализировать, образно мыслить. Поэтому познакомьте детей со способами составления и отгадывания загадок:
- выбирать предмет, и дать образные характеристики по заданным признакам
- предложить схему составления загадок
Хорошими помощниками будут игры и творческие задания: «Угадай по описанию»; «Выбери признак, который есть у других объектов»; «Кто так делает»; «Я загадала» (дети задают наводящие вопросы).
Игра занимает в жизни дошкольников особое место. И потому дидактические и театрализованные игры являются эффективным средством решения задач по развитию образной речи. Подберите картотеку коммуникативных и театрализованных игр, картотеку русских народных игр и игр по сказкам картотеку словесных игр и считалок.
С целью активизации образных средств проводите конкурсы «Конкурс сочинителей», «Самый выразительный диалог», «Лучший театральный актер»; игры «Исправь путаницу», «Подбери сравнения», «Кто внимательнее», «Что на что похоже?»; литературные викторины «Что, где, когда?», «Наши любимые сказки»; развлечения «День рожденье детской книги».
На этапе обучения творческому рассказыванию используйте различные формы работы: по образцу, по плану, по теме, по схемам, по иллюстрациям.
Хорошо зарекомендовали себя игра-задание, интервью; постановки проблемных вопросов: «А если бы?», «Каким образом?», творческое задание «Превращение – оживление», игра-фантазия «Мешок сказок» и многое другое.
Не забывайте применять фольклор и художественное слово в здоровьесберегающих технологиях: зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутки и тд.
Развить образную речь детям помогает и та пространственная среда, в которой они находятся. Уделите особое внимание РППС группы. Оформите центр литературы, в котором будут находиться разнообразные по жанру книги, иллюстрации литературных произведений. Сделайте наглядно- дидактические пособия: «Синонимы-антонимы», «В гостях у сказки», «Пословицы и поговорки», дидактические игры по сказкам: «Разрезные картинки», «Сказка по порядку», «Зашумованые сказки», «Отгадай и раскрась», «Чей предмет», а так же лепбуки по познавательно- речевому развитию. Организуйте театральный уголок (настольный, пальчиковый, теневой), уголок ряженых с атрибутами и костюмами. Создайте фонотеку и цикл мультимедийных презентаций русских народных сказок, песен, потешек.
Добиться успеха в работе можно только в триаде «педагог-ребенок-родитель». Активно привлекайте родителей к участию в конкурсах, выставках, экскурсиях, к проектной, театральной и музейной деятельности. Проводите анкетирования, давайте консультации и рекомендации, мастер-классы и открытые занятия. Привлекайте к формированию РППС группы.
Применяя различные форм работы по данным направлениям вы поможете детям:
- уметь выделять в тексте образные средства, понимать и объяснять их
значения;
- самостоятельно создавать рассказы, сказки, придумывать загадки, используя в
своих сочинениях запас образной лексики и средства художественной
выразительности;
- самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения, метафоры; использовать
синонимы и антонимы.
- повысить эмоциональный уровень развития и познавательный процесс,
развить коммуникативные умения и более связную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ«Развитие образной речи старших дошкольников на основе ознакомления с поэтическими произведениями С.А.Есенина»
Вид проекта: краткосрочный групповой познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность проекта: 1 месяц....
Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
- педагогический эксперимент (констатирующие, формирующие, контрольные опыты) с применением разных методик обучения...
Консультация для воспитателей : "Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"
Консультация для воспитателей по экологии...
"Развитие речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"
Особое значение в дошкольный период приобретает знакомство с художественной литературой. Это является одним из главных условий овладения ребёнком связной речью. условием её развития и совершенствовани...
Сборник игр, направленных на развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Предлагаемые материалы могут быть использованы в деятельности воспитателя детей дошкольного возраста, направленной на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сб...
Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»
Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...