«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
статья (старшая группа) на тему

      В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит в число специфически детских видов деятельности, а значит, как утверждал А. В. Запорожец, создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения совместной деятельности педагога и ребенка. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

       Однако в своей практике многие педагоги сталкиваются с проблемой, интеллектуальной пассивностью детей. Исследования показывают, причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А. П. Усовой, Е. А. Панько, делаем вывод о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай опробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот это является  основой  познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, поэтому особое внимание уделяется организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ. Для реализации ФГОС ДО необходимо создать условия для исследовательской активности ребенка.

     Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности состоит в том, что ребенок познает объект в ходе действий с ним, а для этого необходимо иметь под рукой нужные материалы. Их условно можно разделить на три части:

·        приспособления для экспериментов;

·        материалы, при помощи которых  фиксируются результаты эксперимента (блокноты, карандаши, стикеры с надписями, концентрические круги);

·        пособия для визуализации (картинки, схемы, таблицы, слайды, фильмы). Подбирая пособия, следует руководствоваться таким правилом: у детей должно быть все необходимое и ничего лишнего.

      Основной метод работы в ходе познавательно-исследовательской деятельности – самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации. Чтобы сделать это, ребенок должен актуализировать свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В процессе экспериментирования, чтобы направить поиск в нужное русло детям предоставляется возможность вступить в диалог друг с другом и педагогом. Коллективно-поисковая деятельность становится своеобразной цепочкой к мысли и действия, идущей от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Экспериментирование способствует развитию мышления, ведь начинается оно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, который всегда направлен на решение какой- то задачи. При всех достоинствах экспериментирования как метода мы не можем только с его помощью решить проблемы. Поэтому дополняем его беседами, объяснениями, рассказами, слайд - презентациями. Целесообразно чередование методов, их взаимосвязь и взаимодополнение обеспечивают активность в познавательно - исследовательской деятельности.

      Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, НОД, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения на свои вопросы «Почему?» и «Как?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov_doshkolnogo_obrazovaniya_o_teme.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов дошкольного образования о теме:

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Дружинина Софья Александровна

воспитатель, МБДОУ детский сад «Мастерок»

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

      В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит в число специфически детских видов деятельности, а значит, как утверждал А. В. Запорожец, создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения совместной деятельности педагога и ребенка. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

       Однако в своей практике многие педагоги сталкиваются с проблемой, интеллектуальной пассивностью детей. Исследования показывают, причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А. П. Усовой, Е. А. Панько, делаем вывод о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай опробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот это является  основой  познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, поэтому особое внимание уделяется организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ. Для реализации ФГОС ДО необходимо создать условия для исследовательской активности ребенка.

     Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности состоит в том, что ребенок познает объект в ходе действий с ним, а для этого необходимо иметь под рукой нужные материалы. Их условно можно разделить на три части:

  • приспособления для экспериментов;
  • материалы, при помощи которых  фиксируются результаты эксперимента (блокноты, карандаши, стикеры с надписями, концентрические круги);
  • пособия для визуализации (картинки, схемы, таблицы, слайды, фильмы). Подбирая пособия, следует руководствоваться таким правилом: у детей должно быть все необходимое и ничего лишнего.

      Основной метод работы в ходе познавательно-исследовательской деятельности – самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации. Чтобы сделать это, ребенок должен актуализировать свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В процессе экспериментирования, чтобы направить поиск в нужное русло детям предоставляется возможность вступить в диалог друг с другом и педагогом. Коллективно-поисковая деятельность становится своеобразной цепочкой к мысли и действия, идущей от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Экспериментирование способствует развитию мышления, ведь начинается оно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, который всегда направлен на решение какой- то задачи. При всех достоинствах экспериментирования как метода мы не можем только с его помощью решить проблемы. Поэтому дополняем его беседами, объяснениями, рассказами, слайд - презентациями. Целесообразно чередование методов, их взаимосвязь и взаимодополнение обеспечивают активность в познавательно - исследовательской деятельности.

      Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, НОД, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения на свои вопросы «Почему?» и «Как?».

     Список литературы:

1.Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРТИ, 2001.

2.Мирилова Т.Л.Экология. Нестандартные занятия. Подготовительная группа.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.

3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2001.

4.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.

5.Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост. С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...

Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...

«Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».

Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую  деятельность....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

Мастер-класс «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности  детей  дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...