Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности
статья по развитию речи (средняя группа)

Тюмина Ирина Викторовна

Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД

 ТЕМА: «Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности»

2 СЛАЙД

Своё выступление мне хотелось бы начать со слов Л.С. Выготского:

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Время, в котором мы живем, стремительно меняется и нам приходится подстраиваться под его ускоряющийся ритм. И теперь детство современного ребенка наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад.

3 СЛАЙД

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, развивать творческую активность ребенка, его воображение.

   Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

         Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время.

4 СЛАЙД

Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

5 СЛАЙД

И задача, нас – педагогов  не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

   Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность становится особой деятельностью со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

6 СЛАЙД    

Итак, целью данной проблемы является: развитие связной речи детей посредством создания условий для формирования у дошкольников познавательно – исследовательской деятельности.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей       речевого воспитания детей.

7 СЛАЙД

Задачи: 

  • Развитие связной речи через формирование познавательно-исследоваительской деятельности.
  • Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственную зависимость, умения делать выводы.
  • Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
  • Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

8 СЛАЙД

Для реализации поставленных задач использую следующие методы и приёмы:

- словесные: вопросы-пояснения;
- практические: исследовательская деятельность;
- игровые
- наглядные

9 СЛАЙД

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ее процессе идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, в ходе которых совершаются операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др., - все это способствует становлению речи, так как ребенку необходимо постоянно давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, делать выводы, умозаключения.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, накопление фонда умственных приемов и операций, но и интенсивное развитие всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой), которые в дальнейшем послужат базой для построения новых, более сложных форм речи.

В процессе исследовательской деятельности ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения проблемных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов. У дошкольника появляется сознательное отношение к речи и к старшему дошкольному возрасту речь становится произвольным самостоятельным процессом.

10 СЛАЙД

В ходе выполнения опытов, экспериментов, исследований ребенку важно передать в речи алгоритм действий и содержание своей работы, особое значение имеет речевая деятельность, которая представлена в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления творческих рассказов.

11 СЛАЙД

Посредством исследовательской деятельности осуществляется активное пополнение словарного запаса дошкольника, путем введения в лексикон терминологии, используемой в данном виде деятельности, развивается ее инициативное и осознанное употребление.

12 СЛАЙД

В процессе позновательно-исследовательской деятельности, ребенок учится не только констатировать воспринимаемое и воспроизводить прошлый опыт, но и рассуждать, сопоставлять факты, делать выводы, изучая связи и закономерности предметов, объектов и явлений окружающей жизни.

13 СЛАЙД

Игра, является не только  одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития, но также и познавательно-исследовательской деятельности. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников – это игры эксперименты.

   14 СЛАЙД

 Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

15 СЛАЙД

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

16 СЛАЙД

Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

17 СЛАЙД

Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, а также развития первичных естественнонаучных представлений, в группе оборудован «Центр экспериментирования», где дети проводят опыты с различными материалами. Дети изучают свойства воды, камней песка, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.

18 СЛАЙД

В результате у ребенка формируются такие начально-ключевые компетентности как социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений); информационная осведомленность (через опыты, наблюдения дети получают знания); деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).

Воспитательно-образовательный процесс строится таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий мир, умели устанавливать взаимосвязи, и могли, что очень важно, применить полученные знания в своей практической деятельности.

19 СЛАЙД

Особое внимание уделяю сотрудничеству с семьёй, совместной работе родителей и детей. Информацию для родителей помещаю в родительском уголке. Часто привлекаю к участию родителей в конкурсах, развлечениях, выставках.

   20 СЛАЙД

 В заключении, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию связной речи; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

21 СЛАЙД

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)

Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

В данной статье рассмотрены проблемы  экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности  усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...

Презентация "Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно -исследовательской деятельности"

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ее процессе идет обогащение памяти ...

«ФГОС дошкольного образования «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания»

laquo;ФГОС дошкольного образования: «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания&ra...

Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

Навыки моторики помогают ребёнку  исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше созд...