Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности
статья по развитию речи (средняя группа)
Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_v_protsesse_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 СЛАЙД
ТЕМА: «Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности»
2 СЛАЙД
Своё выступление мне хотелось бы начать со слов Л.С. Выготского:
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Время, в котором мы живем, стремительно меняется и нам приходится подстраиваться под его ускоряющийся ритм. И теперь детство современного ребенка наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад.
3 СЛАЙД
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, развивать творческую активность ребенка, его воображение.
Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время.
4 СЛАЙД
Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
5 СЛАЙД
И задача, нас – педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность становится особой деятельностью со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
6 СЛАЙД
Итак, целью данной проблемы является: развитие связной речи детей посредством создания условий для формирования у дошкольников познавательно – исследовательской деятельности.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
7 СЛАЙД
Задачи:
- Развитие связной речи через формирование познавательно-исследоваительской деятельности.
- Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственную зависимость, умения делать выводы.
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
- Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
8 СЛАЙД
Для реализации поставленных задач использую следующие методы и приёмы:
- словесные: вопросы-пояснения;
- практические: исследовательская деятельность;
- игровые
- наглядные
9 СЛАЙД
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ее процессе идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, в ходе которых совершаются операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др., - все это способствует становлению речи, так как ребенку необходимо постоянно давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, делать выводы, умозаключения.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, накопление фонда умственных приемов и операций, но и интенсивное развитие всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой), которые в дальнейшем послужат базой для построения новых, более сложных форм речи.
В процессе исследовательской деятельности ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения проблемных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов. У дошкольника появляется сознательное отношение к речи и к старшему дошкольному возрасту речь становится произвольным самостоятельным процессом.
10 СЛАЙД
В ходе выполнения опытов, экспериментов, исследований ребенку важно передать в речи алгоритм действий и содержание своей работы, особое значение имеет речевая деятельность, которая представлена в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления творческих рассказов.
11 СЛАЙД
Посредством исследовательской деятельности осуществляется активное пополнение словарного запаса дошкольника, путем введения в лексикон терминологии, используемой в данном виде деятельности, развивается ее инициативное и осознанное употребление.
12 СЛАЙД
В процессе позновательно-исследовательской деятельности, ребенок учится не только констатировать воспринимаемое и воспроизводить прошлый опыт, но и рассуждать, сопоставлять факты, делать выводы, изучая связи и закономерности предметов, объектов и явлений окружающей жизни.
13 СЛАЙД
Игра, является не только одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития, но также и познавательно-исследовательской деятельности. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников – это игры эксперименты.
14 СЛАЙД
Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
15 СЛАЙД
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
16 СЛАЙД
Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
17 СЛАЙД
Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, а также развития первичных естественнонаучных представлений, в группе оборудован «Центр экспериментирования», где дети проводят опыты с различными материалами. Дети изучают свойства воды, камней песка, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.
18 СЛАЙД
В результате у ребенка формируются такие начально-ключевые компетентности как социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений); информационная осведомленность (через опыты, наблюдения дети получают знания); деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).
Воспитательно-образовательный процесс строится таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий мир, умели устанавливать взаимосвязи, и могли, что очень важно, применить полученные знания в своей практической деятельности.
19 СЛАЙД
Особое внимание уделяю сотрудничеству с семьёй, совместной работе родителей и детей. Информацию для родителей помещаю в родительском уголке. Часто привлекаю к участию родителей в конкурсах, развлечениях, выставках.
20 СЛАЙД
В заключении, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию связной речи; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
21 СЛАЙД
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)
Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....
Презентация Проект по экологическому воспитанию дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе на тему: «Во саду ли в огороде….»
учить детей различать по внешнему виду и называть овощи; расширять представления о выращивании овощных культур...
Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
В данной статье рассмотрены проблемы экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...
Презентация "Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно -исследовательской деятельности"
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ее процессе идет обогащение памяти ...
«ФГОС дошкольного образования «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания»
laquo;ФГОС дошкольного образования: «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания&ra...
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников в процессе музыкально − театрализованной деятельности»
Консультация для педагогов...
Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Навыки моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше созд...