Применение сенсорных коробок в формировании предпосылок к естественно-научной грамотности
статья
Применение сенсорных коробок в формировании предпосылок к естественно-научной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_sobshchenie_sensornye_korobki.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Детство – это поиск ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью значимую роль для детского развития приобретает именно познавательная деятельность, которая направлена на самостоятельный поиск знаний.
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое.
На мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Сенсорная коробка является универсальным обучающим и развивающим пособием не только в познавательно-исследовательской деятельности, но и в коммуникативной и двигательной.
Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:
- занимают немного времени на подготовку;
- компактны;
- доступны;
- предоставляют множество возможностей для обучения;
- являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
- сможет сделать любой педагог.
Цель сенсорной коробки:
- Развивает сенсорное восприятие окружающего мира.
- Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.
- Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.)
- Помогает формированию элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Это лишь некоторые из математических преимуществах сенсорной коробки.
- Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
- Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает
- Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
- Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.
Для создания сенсорной коробки мне понадобились:
- Емкости (пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска);
- Наполнитель (любой тактильный материал: сыпучий, жидкий, мягкий)
- Различные элементы (игрушки и предметы);
- Инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки, сачки).
В своей работе с детьми раннего возраста я использую сенсорные коробки преимущественно разного диаметра: тазы, корзинки, коробки, пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ними, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку я создаю по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуке или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени.
Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми раннего возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.
Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу; прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей.
Какие игры для детей раннего возраста можно проводить с сенсорными коробками?
Малыши в раннем возрасте учатся играть в такие игры, как игры
« Морское дно»-это настоящее подводное приключение, путешествие, полное природных чудес и волшебных морских существ. Детям предоставляется возможность трогать, пересыпать, исследовать то, что находится внутри контейнера, обучая и развивая ребенка. Дети знакомятся с подводным миром, с его обитателями, их образе жизни.
« Забавный слоник»
Как с ним можно играть:
- Собираем различные мелкие предметы и игрушки. Подойдет маленький солдатик, машинка, резиновый грибочек, карандаш, колечко от пирамидки, камушек, кубик и пр. Все эти предметы отправляем слонику в живот через хобот. Затем играем. Каждый из играющих должен по очереди опускать руку в хобот, нащупывать игрушку и на ощупь определять и называть, что это. Затем ребенок вытаскивает игрушку. Если угадал — забирает себе. Если не угадал — отправляет обратно.
- Насыпать в слоника предметы парами. Игрок вытаскивает один предмет, затем на ощупь находит такой же второй.
- Взрослый называет предмет, а ребенок ищет его на ощупь.
«Поймай меня» - из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки, тем самым развивая координацию движений и ловкость.
«Сортируем крупу» ,« Лесные шишки», «Веселые погремушки» и другие интересные игры.
В работе с сенсорными коробками я применяю потешки для детей раннего возраста, к нам в гости приходят сказочные герои с проблемными ситуациями, и мы вместе с детьми решаем эти проблемы. Дети с удовольствием играют с сенсорными коробками.
Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр. Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.
Сенсорная коробка идеальное пособие для развития мелкой моторики детей и формирования сенсорных эталонов.
В работе с сенсорными коробками я придерживаюсь основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.
Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у детей младшего дошкольного возраста через реализацию исследовательского проекта проекта «Космический сад»
Познавательно-исследовательский проект по экспериментированию для детей второй младшей группы...
Методическая разработка формирование предпосылок естественно - научной грамотности
laquo;Функционально грамотный человек –это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненн...
Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»
Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...
Мастер-класс для педагогов "Эффективные технологии по формированию предпосылок финансовой и математической грамотности у старших дошкольников"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...
Презентация педагогического опыта "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности через реализацию парциальной программы "Юные исследователи"
Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, котор...
Формирование предпосылок естественно - научной грамотности
Проект Формирование предпосылок естественно - научной грамотности...
Использование дидактических игр по формированию предпосылок естественной научной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство ч...