Мастер-класс для педагогов "Эффективные технологии по формированию предпосылок финансовой и математической грамотности у старших дошкольников"
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_tehnologii_po_formirovaniyu_predposylok_finansovoy_i_matematicheskoy.pptx | 2.61 МБ |
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое функциональная грамотность? Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А.Леонтьев Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания применять знания и умения оценивать знания и умения осуществлять саморазвитие
Виды функциональной грамотности
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
Финансовая грамотность — это знания и навыки, которые помогают человеку осознанно управлять своими деньгами: - учитывать доходы и расходы; - соблюдать между ними баланс, то есть зарабатывать больше, чем тратить; - уметь откладывать на определенные цели и экстренные ситуации; - искать полезную экономическую информацию и применять ее в своих интересах; - отличать финансовые услуги, рекомендации профессионалов от мошенничества.
«Числовой фриз» - это последовательность страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел. Каждая страница - это тематический коллаж. Сюда же помещены наиболее выразительные и интересные рисунки детей или картинки, которые они подобрали. Обязательно помещается соответствующая цифра, исполненная в разных шрифтах, разного размера и цвета. Это дидактическое пособие, сделанное совместно с детьми они активно используют в самостоятельной деятельности. «Геометрический фриз» - это создание абстрактного геометрического панно по соответствующему классу геометрических фигур. Дети находили данную геометрическую фигуру в окружающей действительности.
«Метод моделирования» - заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Включает в себя: пиктограммы; мнемодорожки , мнемоквадраты ; опорные схемы, символы
ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ
Время приготовления: 30 мин.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, коллеги!
СЛАЙД №1
Я сегодня хотела бы поделиться с вами технологиями, которые используем мы в нашем детском саду для формирования у детей функциональной грамотности.
Начать бы хотелось с небольшой теоретической части.
СЛАЙД №2
Что же такое функциональная грамотность.
Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с окружающей средой, быстро приспосабливаться в ней.
Известно, что в любом возрасте у каждого ребенка существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л. С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе с взрослыми. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, мамой, бабушкой… Расширение «зоны ближайшего развития» ребенка (то есть его возможного «максимума», который он достигает в совместной работе с взрослым или другими детьми) помогает ему быстрее и эффективнее развиваться.
Функциональная грамотность связана с готовностью дошкольника:
- добывать знания
- применять знания и умения
- оценивать знания и умения
- осуществлять саморазвитие
СЛАЙД №3
В дошкольном возрасте при формирование функциональной грамотности выделяют следующие виды: читательская грамотность, естественно-научная грамотность. математическая грамотность и финансовая грамотность. Математическая и финансовая грамотность тесно переплетены между собой. И очень часто, в некоторых источниках объеденены друг с другом.
СЛАЙД №4
Мне бы хотелось более подробно заострить свое внимание на технологиях, используемых для развития математической и финансовой грамотности.
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
Финансовая грамотность — это знания и навыки, которые помогают человеку осознанно управлять своими деньгами:
- учитывать доходы и расходы;
- соблюдать между ними баланс, то есть зарабатывать больше, чем тратить;
- уметь откладывать на определенные цели и экстренные ситуации;
- искать полезную экономическую информацию и применять ее в своих интересах;
- отличать финансовые услуги, рекомендации профессионалов от мошенничества.
СЛАЙД №5
Успех формирования финансовой и математической грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Вот несколько примеров, которые могут быть использованы.
«Числовой фриз» - это последовательность страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел. Каждая страница - это тематический коллаж. Сюда же помещены наиболее выразительные и интересные рисунки детей или картинки, которые они подобрали.
Обязательно помещается соответствующая цифра, исполненная в разных шрифтах, разного размера и цвета. Это дидактическое пособие, сделанное совместно с детьми они активно используют в самостоятельной деятельности.
СЛАЙД №6
«Геометрический фриз» - это создание абстрактного геометрического панно по соответствующему классу геометрических фигур. Дети находили данную геометрическую фигуру в окружающей
действительности, тем самым хорошо запоминая формы.
СЛАЙД №7
«Метод моделирования» - заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи
того или иного объекта.
Это могут быть пиктограммы.
«Пиктограмма» – упрощенный рисунок, который служит общепринятым обозначением некоторого предмета, действия или события.
«Мнемодорожки, мнемоквадраты» – это получение объективной информации при оперировании знаково-символическими средствами.
«Опорные схемы и символы» - это выводы, итог, суть материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны «рождаться» на глазах детей в моменты объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схем, таблиц.
Педагог вправе использовать любые технологии в своей практической деятельности для формирования функциональной грамотности у дошкольников, но в основе всегда должна лежать игра.
И сейчас я хотела бы обыграть с вами игру, которая в своем сюжете затрагивает практические все озвученные мною технологии и развивает у детей как предпосылки математической, так и финансовой грамотности.
СЛАЙД №8
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая?
Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? Математическая и финансовая.
Вручается жетон
- Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал Вам не тот, который бы Вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки?
Речевая грамотность
- Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как Вы приготовите, используя собственный опыт?
- Какая грамотность пригодилась вам, для решения этой проблемы? Естественнонаучная-научная
Вручается жетон
Те, кто получил жетон приглашаются в состав фокус группы.
Итак, начнем!
Коллеги, я предлагаю Вам проблемную ситуацию, которую мы с вами подробно разберем и проработаем с помощью любимой всеми детьми сюжетной игры.
Давайте мы с вами испечем вкусный яблочный пирог.
Как вы думаете, что нам для этого понадобится?
- Рецепт
Как мы можем найти рецепт
- Кулинарные книги, рецепт из интернета
В силу ограничений во времени, я решила упростить задачу и нашла готовый рецепт
СЛАЙД №9
Итак, для приготовления нам понадобится:
Рецепт есть, что делаем дальше?
Где можем взять необходимые продукты?
Но чтобы отправится в магазин, нам надо хорошо запомнить состав и количество продуктов, которые понадобятся. И как раз для этого мы можем использовать опорную схему. Перед вами прямоугольник с делениями, зарисуйте, или наклейте картинки с продуктами, которые нам необходимо купить и укажите их точное количество.
Для похода в магазин у нас есть список продуктов, их количество, чего не хватает?
Конечно денег. Перед вами купюры и монеты, которые вы можете использовать. Отправляемся в магазин.
СЛАЙД №11
- Перед вами импровизированный магазин, где представлены продукты и их стоимость за одну штуку. Магазины могут быть совершенно разные, в зависимости от сюжета игры. На выставке представлены возможные варианты.
- Вот здесь детям, конечно, понадобятся математические знания и умения. Сложность вы определяете по уровню развития данных навыков у воспитанников вашей группы.
- Приступайте к покупке. Думаю, продавцом буду я. А на практике это должен быть ребенок.
СЛАЙД №12 (дубль рецепт)
- Продукты куплены. Можем приступать к приготовлению. Соединяем все ингредиенты и отправляем в духовой шкаф, но как сделать так, чтобы он не сгорел или не был сырым?
Конечно, нужно проследить за временем приготовления.
Как мы можем это сделать? Как понять, что прошло именно 30 минут?
Тут мы можем предложить несколько вариантов игр, для развития временных представлений, ведь чувство времени необходимо любому человеку: от этого во многом зависит эффективность его деятельности.
- Первый и самый легкий, практичный в современном мире, но не приносящий воспитателю нужного развивающего эффекта, это мы можем использовать телефон и поставить таймер
- Второй - это игры с часами. Лучше всего для обучения подойдет модель с крупным циферблатом и четкими цифрами. Лучше если они будут без отвлекающего декора. Макет можно изготовить своими руками или купить готовый.
Используя макет часов, выставьте нужное время. Детям, для удобства на наших часах выставлены и минуты. Так как данный навык формируется долго и сложно. С усложнением, вы можете предложить варианты изображений, а дети выбирают нужный.
Ну, вот наш пирог печется!
Очень важно! Вы должны выдержать ровно полчаса, это необходимо, чтобы дети ориентировались в реальном времени. Пока они могут заняться свободной деятельностью
Ну, а ровно через пол часа вы выносите или муляж пирога или даже настоящий!
Применение игровой технологии в образовательной деятельности по формированию предпосылок математической и финансовой грамотности в работе с детьми дошкольного возраста приводит к положительным сдвигам. Многообразие форм и яркость материалов способствуют привлечению детей к ним, а следовательно повышает интерес и концентрацию внимания на развитии практических навыков, которые однозначно помогут ребенку в будущем.
Уважаемые коллеги, перед вами картинки «Чемодан, мясорубка, корзина» Чемодан - беру с собой, мясорубка – буду использовать, корзина – не буду пользоваться. Предлагаю выбрать картинку, которая бы показала ваше намерение в отношении предложенного мною материала.
На этом наш мастер-класс подходит к концу. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса на тему: "Многофункциональное поле «Калейдоскоп» как средство закрепления логико-математических представлений у старших дошкольников в свободно-игровой деятельности"
повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений...
Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии в формировании безопасного поведения у младших дошкольников».
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасно...
Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников, как средств коррекции их речевого развития
Материал опубликован как опыт работы учителя - логопеда с дошкольникамиhttps://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&display=normal&groupBy=none&order=1&sort=name&view=icons&am...
«Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе обучения старших дошкольников правилам шахматной игры»
представление опыта работы по обучению детей игре в шахматы...
Мастер класс "Дидактические игры как эффективное средство формирования предпосылок финансовой грамотности"
Задачи: Познакомить участников мастер - класса с дидактическими играми, направленными на расширение и закрепление представлений об экономических понятиях....
«Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».
Тема заседания «Формирование предпосылок финансовой грамотности в контексте содержания ФОП ДО»....