Использование дидактических игр по формированию предпосылок естественной научной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
консультация по окружающему миру (старшая группа)

 Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты. Игры экологического характера можно разделить на подгруппы: дидактические, игры-занятия, предметные игры, настольно-печатные игры, словесные игры, подвижные игры, творческие игры природоведческого характера. Они все вызывают у детей большой интерес.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр по формированию предпосылок естественной научной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты. Игры экологического характера можно разделить на подгруппы: дидактические, игры-занятия, предметные игры, настольно-печатные игры, словесные игры, подвижные игры, творческие игры природоведческого характера. Они все вызывают у детей большой интерес.

Дидактические игры для детей в детском саду – эффективный метод обучения и воспитания.

«Живая и неживая природа».

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч).

Методика проведения: Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

«Чьи семена?»

Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.

Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща

«Что из чего сделано?»

Цель: Учить детей определять материал из которого сделан предмет.

Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик. ключ и т.д.

Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

«Что за чем?»

Цель. Учить детей определять стадии развития насекомых.

Дидактический материал: карточки

Ход игры. Воспитатель называет насекомое, а дети выкладывают его жизненный цикл»

Игра «Гора и камешки»

Цель: Закрепить знания о горных породах.

Ход: Дети – камешки стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу - это гора. Звучит музыка.

Воспитатель: говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее.

Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точили камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с её поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер).

Вот покатился с горы камешек (один ребёнок отходит от остальных), потом другой, третий (ещё часть детей по очереди отходят от центра). Гора становилась всё меньше и меньше и в конце концов стала совсем незаметной (все дети расходятся).

Так ветер и вода трудились день за днём – и победили большую гору.

Игра «Я положил в рюкзак»

Цель: закреплять названия камней.

Ход: педагог рассказывает детям о том, что есть такая профессия – геолог. Он изучает камни. Часто ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотом, при помощи которого отбивает кусочки горы – камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые

«складывают» разные камни в рюкзак воспитатель говорит: «я положил в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», третий: «я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор» и т. д.

Игра «Что исчезло»

Цель: развивать память, наблюдательность.

Ход: положить на стол несколько отличающихся друг от друга предметов (камни, дерево, глина, стекло, вода в бутылочке). Предложить их запомнить. Затем один ребёнок отворачивается, и воспитатель убирает один из предметов.. Задача ребёнка – определить, какой. Чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладётся какой то предмет окружающего мира.

Игра «Вспомни сказку»

Цель: Вспомнить в какой сказке говорится о камнях.

Ход: педагог называет известные сказки («Хозяйка Медной горы»,

«Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросёнка» и др.) задача детей вспомнить, в какой сказке говорится о камнях. Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком.

Игра «Создаём музыкальные инструменты»

Цель: Показать, как можно использовать камни, создавать музыкальный инструмент, развивать слух.

Материал: металлические банки из-под кофе, пластмассовые упаковки, с плотно закрывающимися крышками, камни разного размера (не очень крупные).

Ход: Педагог предлагает создать свой музыкальный инструмент. Положить камни в металлическую банку из-под кофе или пластмассовую посуду, плотно её закроем. «Гремучий» инструмент готов. Можно менять камешки (увеличивать или уменьшать их количество, помещать камни разного размера, веса). При этом меняется звук. Как гремит один камешек? Два? Много? По такому принципу сделаны погремушки и некоторые другие музыкальные инструменты, например маракасы.

«Береги природу»

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Воспитание подрастающего поколения экологически грамотных является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Формируя в дошкольнике экологически грамотную личность, на первое место ставится задача о ценности жизни и её охране, в том числе и среду её обитания. Игра играет важную роль в воспитании, обучении и развитие детей. Игра привносит в образование бесконечно новые сюжеты и темы из жизни природы, человека и его деятельности. Заменив скучное, обыденное занятие на игру, у нас появляется шанс решить поставленную задачу, закрепить её, а затем использовать свои знания в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широ...

Методическая разработка формирование предпосылок естественно - научной грамотности

laquo;Функционально грамотный человек –это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненн...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»

Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широ...

"Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности"

Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности...

Применение современных образовательных технологий для формирования основ естественно-научной грамотности воспитанников старшего  дошкольного возраста

Районная педагогическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: ПРОСТРАНСТВО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ» СЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ...