Методическая разработка формирование предпосылок естественно - научной грамотности
методическая разработка
А.А.Леонтьев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_estestvenno_-_nauchnoy_gramotnosti.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Методическая разработка
«Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников
через опытно – экспериментальную деятельность»
Подготовила: Коростелёва А.Н.
Р.п. Чик, 2021г
Введение
(СЛАЙД 2)
«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А.А.Леонтьев
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
(СЛАЙД 3)
Одно из направлений функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая стала для меня интересной.
Естественно - научная грамотность - это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, отметили для себя, что детское экспериментирование — является основой поисково-исследовательской деятельности детей. Дошкольники – прирожденные исследователи. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире и моя задача помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
(СЛАЙД 4)
Целью опытно-экспериментальной деятельности является формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через опытно-экспериментальную деятельность.
(СЛАЙД 5)
С учетом поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Образовательные:
- углублять представления детей о живой и неживой природе;
- расширять представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры);
- формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивающие:
- развивать мышление, внимание, память, речь;
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
- вызывать у детей радость от открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое нами активно используются – это опыты. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.
(СЛАЙД 6)
Организуя опытно-экспериментальную деятельность, используем следующий алгоритм, который представлен на экране. (СЛАЙД)
- Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
- Целепологание (что нужно сделать для решения проблемы).
- Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
- Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
- Анализ полученного результата.
- Формулирование выводов.
(СЛАЙД 7)
В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используем методы, которые представлены на экране:
1) Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов.
2) Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
3) Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
4) Словесные методы:
- рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;
- рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
- беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
(СЛАЙД 8)
Свою работу мы начали с изучения научно - методической литературы по данной теме, создания условий для развития познавательной активности детей, учитывая возрастные особенности детей, подборе материалов для уголка экспериментирования.
В свою работу включили проведение опытов по изучению свойств воды, воздуха, песка. Опыты и эксперименты проводились как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. С детьми были проведены занятия:
(СЛАЙД 9)
- Опыты с водой
Опыт №1. (СЛАЙД 9)
Тема. «Как вода отражает предметы?»
Цель: выявление с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развитие мелкой моторики, умение устанавливать логическую связь. Поддержание желания соблюдать опрятный вид.
Опыт №2 (СЛАЙД 10)
Тема. «Как вытолкнуть воду?»
Цель: формирование представлений о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развитие мыслительных процессов, мелкой моторики, активизирование словаря (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддержание положительных отношений к своей работе и работе своих товарищей.
Опыт №3 (СЛАЙД 11)
Тема. «Как окрасить воду?»
Цель: Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать проявлению гуманного отношения к игровому персонажу.
- Опыты с песком
Опыт №1 (СЛАЙД 12)
Тема. «Удивительный песок»
Цель: ознакомление со свойствами и качествами песка, его происхождением, развитие смекалки.
Опыт №2 (СЛАЙД 13)
Тема. «Как движется сухой песок?»
Цель: ознакомление детей со свойствами сухого песка (сухой песок может сыпаться с разной скоростью- быстро и медленно). Закрепление понятия «быстро-медленно», «полная- пустая»; развитие общей и мелкой моторики рук. Поддержание дружеского взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.
Опыты с воздухом.
Опыт 1. (СЛАЙД 14)
Тема: «Что в пакете»
Цель: обнаружение воздуха.
Опыт 2. (СЛАЙД 15)
Тема: «Игры с соломинкой»
Цель: формирование представления о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Опыт 3. (СЛАЙД 16)
Тема: «Лодочка»
Цель: показать, что воздух обладает силой.
Опыты с разными материалами.
Опыт 1. (СЛАЙД 17)
Тема: «Вулкан из лимона»
Цель: узнать, как взаимодействует лимон с пищевой содой и мылом.
Опыт 2. (СЛАЙД 18)
Тема: «Маленький фейерверк»
Цель:
Опыт 3. (СЛАЙД 19)
Тема: «Надуваем шарик»
Цель: узнать, как лимон взаимодействует с пищевой содой и уксусом.
Опыт 4. (СЛАЙД 20)
Тема: «Пятновыводитель»
Цель:
(СЛАЙД 22, 23)
Для самостоятельной деятельности детей создан мини-лаборатория, уголок экспериментирования, (СЛАЙД 24) имеется картотека опытов. (СЛАЙД 27) Разработаны карточки-схемы по проведению опытов, (СЛАЙД 28) а также правила поведения в уголке экспериментирования.
(СЛАЙД 29) Включение родителей в процесс развития познавательного интереса у детей реализовывался в разных формах. В информационном уголке. оформлены консультация «Опыты. Играем дома», папка-передвижка на тему «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях», буклет «Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка». Родители стали активными участниками и помощниками в организации опытно-экспериментальной деятельности. (СЛАЙД 30) Было предложено родителям провести опыты с ребенком в домашних условиях.
В ходе проделанной работы дети стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Дети с удовольствием экспериментировали, занимались поисковой деятельностью. У детей все чаще стали появляется вопросы - гипотезы, выражающие предположения, собственные теории по поводу познаваемых явлений, объектов окружающей действительности, что свидетельствовало об их «интеллектуальных интересах».
Дети стали проявлять желание экспериментировать дома, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у детей младшего дошкольного возраста через реализацию исследовательского проекта проекта «Космический сад»
Познавательно-исследовательский проект по экспериментированию для детей второй младшей группы...
Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»
Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...
Презентация педагогического опыта "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности через реализацию парциальной программы "Юные исследователи"
Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, котор...
Формирование предпосылок естественно - научной грамотности
Проект Формирование предпосылок естественно - научной грамотности...
Применение современных образовательных технологий для формирования основ естественно-научной грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста
Районная педагогическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ» СЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ...
Использование дидактических игр по формированию предпосылок естественной научной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство ч...
Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"
Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"...