Методическая разработка формирование предпосылок естественно - научной грамотности
методическая разработка

Коростелёва Александра Николаевна
«Функционально грамотный человек –это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А.А.Леонтьев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_estestvenno_-_nauchnoy_gramotnosti.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»

Методическая разработка

«Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников

через опытно – экспериментальную деятельность»


Подготовила: Коростелёва А.Н.

Р.п. Чик, 2021г

Введение

(СЛАЙД 2)

«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»                          А.А.Леонтьев

    Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

(СЛАЙД 3)

Одно из направлений функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая стала для меня интересной.

          Естественно - научная грамотность - это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, отметили для себя, что детское экспериментирование — является основой поисково-исследовательской деятельности детей. Дошкольники – прирожденные исследователи. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире и моя задача помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

(СЛАЙД 4)

          Целью опытно-экспериментальной деятельности является формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию  через опытно-экспериментальную деятельность.

(СЛАЙД 5)

С учетом поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Образовательные:

  • углублять представления детей о живой и неживой природе;
  • расширять  представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры);
  • формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Развивающие:

  • развивать мышление, внимание, память, речь;
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. 

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
  • вызывать у детей радость от открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

       Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое нами активно используются – это опыты. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

(СЛАЙД 6)

Организуя опытно-экспериментальную деятельность, используем следующий алгоритм, который представлен на экране. (СЛАЙД)

  1. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
  2. Целепологание (что нужно сделать для решения проблемы).
  3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
  4. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
  5. Анализ полученного результата.
  6. Формулирование выводов.

(СЛАЙД 7)

В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используем методы, которые представлены на экране:

1) Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:

- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;   

- за изменением и преобразованием объектов.

2) Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

3) Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

4) Словесные методы:

- рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;

- рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей; 

- беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

(СЛАЙД 8)

      Свою работу  мы начали с изучения научно - методической литературы  по данной теме, создания условий для развития познавательной активности детей,  учитывая возрастные  особенности детей, подборе материалов для  уголка экспериментирования.

 В свою работу включили  проведение опытов по изучению свойств воды, воздуха, песка. Опыты и эксперименты проводились как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. С детьми были проведены занятия:

(СЛАЙД 9)

  1. Опыты с водой

     Опыт №1. (СЛАЙД 9)

Тема. «Как вода отражает предметы?»

Цель: выявление с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развитие мелкой моторики, умение устанавливать логическую связь. Поддержание желания соблюдать опрятный вид.

Опыт №2 (СЛАЙД 10)

Тема. «Как вытолкнуть воду?»

Цель: формирование представлений о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развитие мыслительных процессов, мелкой моторики, активизирование словаря (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддержание положительных отношений к своей работе и работе своих товарищей.

Опыт №3 (СЛАЙД 11)

Тема. «Как окрасить воду?»

Цель: Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать проявлению гуманного отношения к игровому персонажу.

  1. Опыты с песком

Опыт №1 (СЛАЙД 12)

Тема. «Удивительный песок»

Цель: ознакомление со свойствами и качествами песка, его происхождением, развитие смекалки.

Опыт №2 (СЛАЙД 13)

     Тема. «Как движется сухой песок?»

     Цель: ознакомление детей со свойствами сухого песка (сухой песок может сыпаться с разной скоростью- быстро и медленно). Закрепление понятия «быстро-медленно»«полная- пустая»; развитие общей и мелкой моторики рук. Поддержание дружеского взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

  Опыты с воздухом.

Опыт 1. (СЛАЙД 14)

     Тема: «Что в пакете»

     Цель: обнаружение воздуха.

     Опыт 2. (СЛАЙД 15)

     Тема: «Игры с соломинкой»

     Цель: формирование представления о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

     Опыт 3. (СЛАЙД 16)

     Тема: «Лодочка»

     Цель: показать, что воздух обладает силой.

Опыты с разными материалами.

     Опыт 1. (СЛАЙД 17)

     Тема: «Вулкан из лимона»

     Цель: узнать, как взаимодействует лимон с пищевой содой и мылом.

     Опыт 2. (СЛАЙД 18)

     Тема: «Маленький фейерверк»

     Цель:

     Опыт 3. (СЛАЙД 19)

     Тема: «Надуваем шарик»

     Цель: узнать, как лимон взаимодействует с пищевой содой и уксусом.

     Опыт 4. (СЛАЙД 20)

     Тема: «Пятновыводитель»

     Цель:

(СЛАЙД 22, 23)

Для самостоятельной деятельности детей создан   мини-лаборатория, уголок экспериментирования, (СЛАЙД 24) имеется картотека опытов. (СЛАЙД 27) Разработаны карточки-схемы по проведению опытов, (СЛАЙД 28) а также правила поведения в уголке экспериментирования.

(СЛАЙД 29) Включение родителей в процесс развития познавательного интереса у детей реализовывался в разных формах. В информационном уголке. оформлены консультация «Опыты. Играем дома»,  папка-передвижка на тему «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях», буклет «Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка». Родители  стали активными участниками и помощниками  в организации опытно-экспериментальной деятельности. (СЛАЙД 30) Было предложено родителям провести опыты с ребенком в домашних условиях.

В ходе проделанной работы дети стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Дети с удовольствием экспериментировали, занимались поисковой деятельностью.  У детей все чаще стали появляется вопросы - гипотезы, выражающие предположения, собственные теории по поводу познаваемых явлений, объектов окружающей действительности, что свидетельствовало  об их «интеллектуальных интересах».

         Дети стали проявлять желание экспериментировать дома, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.

         Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»

Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

Презентация педагогического опыта "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности через реализацию парциальной программы "Юные исследователи"

Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, котор...

Формирование предпосылок естественно - научной грамотности

Проект Формирование предпосылок естественно - научной грамотности...

Применение современных образовательных технологий для формирования основ естественно-научной грамотности воспитанников старшего  дошкольного возраста

Районная педагогическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: ПРОСТРАНСТВО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ» СЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ...

Использование дидактических игр по формированию предпосылок естественной научной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство ч...

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"...