Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"
консультация (младшая группа) на тему

Гончарова Светлана Александровна

Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детский сад и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Реализацию данного проекта проводили сотрудники детского сада, воспитатели группы вновь поступивших детей, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательского процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektglavnoe_vmeste.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1»

 п. Палатка

Воспитатель:

С.А. Гончарова

Аннотация проекта.

Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детский сад и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Реализацию данного проекта проводили сотрудники детского сада, воспитатели группы вновь поступивших детей, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Концептуальные идеи проекта.

  • Исследование по проблемам взаимодействия дошкольного учреждения (А.А. Лятавская, Н. А. Гончар,  Е. К. Иванова, Н.А. Зиннатуллина, Н.В. Клюева, Л.С. Грудинина, С.М. Леута,  М.А. Попкова, Н.В.Мозговая, Е.В. Паршун, Л.В. Пелых, Н.А. Сабанцева, И.В. Скорюкина и др.)
  • Педагогические теории о социальной роли семьи, ее приоритете в развитии личности ребенка, необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей, педагогической поддержки семьи (А.А. Лятавская,  Н.А.Гончар, Е.К.Иванова, Н.А. Зиннатуллина, Н.В. Клюева, Л.С. Грудинина, С.М.Леута,  М.А. Попкова и др.).
  • Современная общепедагогическая концепция сотрудничества ДОУ и семьи  (О.А. Шимчий, Л.В. Пелых, О.А. Горбунова, Н.А. Моисеенко)
  • Идея специальной подготовки родителей к воспитанию детей (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С, Макаренко, В.В. Зеньковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева).

Постановка проблемы.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя.  Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые можно исправить.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательского процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на заданиях со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Работа с родителями – одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей, переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.

Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка в ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье, в личности, становлении и социализации ребенка.

В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагога с семьей:

  • Обобщен опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации;
  • Организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей;
  • Разработана тематика родительского консультирования.

Все эти формы взаимодействия с семьей показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать более новые формы взаимодействия с семьей, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Основание этого помогло определить проблему.

При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят личностное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей.

Цель проекта.

Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Задачи проекта.

  • Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
  • Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.
  • Реализовать разработанный план в образовательной практике ДОУ.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • Создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;
  • Обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.
  •  Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.

Календарный график реализации основного этапа проекта.

Мероприятия.

Срок, периодичность

Ответственные, исполнители.

1

Родительское собрание в форме игрового тренинга «Давайте познакомимся».

8 октября

Руководитель проекта.

2

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» (папка-передвижка).

2-я неделя октября.

Руководитель проекта, педагог-психолог.

3

Психологический тренинг «Азбука общения».

3-я неделя октября.

Педагог-психолог.

4

Совместный досуг «День рождение группы»

4-я неделя октября.

Воспитатели, зам. Зав по ВМР.

5

Родительское собрание «Игра – не забава»

1-я неделя ноября.

Руководитель проекта.

6

Организация выставки совместного творчества «Вместе дружная семья» (семейные работы различной тематики).

1-2 неделя ноября.

Руководитель проекта.

7

Работа ресурсного центра для родителей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотека источников (ссылка на информационные ресурсы).

Постоянно.

Руководитель проекта, воспитатели, зав. По ВМР, специалисты ДОУ.

8

«Родительская почта» - размещение индивидуальных почтовых ящиков для быстрого и систематического обмена информацией воспитателя с родителями.

Постоянно.

Руководитель проекта.

9

Театрализованная постановка с участием педагогов и родителей.

3-я неделя ноября.

Муз. руководитель, воспитатели.

10

«Копилка добрых дел» - стендовая информация (пополняется по мере накопления полезных дел родителей.).

Постоянно.

Руководитель проекта.

11

Семинар- практикум «Познавательное развитие детей раннего возраста».

4-я неделя ноября.

Руководитель проекта.

12

Родительское собрание в форме игрового тренинга «Стили семейного воспитания»

1-я неделя декабря.

Руководитель проекта, педагог –психолог.

13

Совместный досуг «В гостях у кошечки Мурки».

2-я неделя декабря.

Руководитель проекта.

14

Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов ДОУ.

25 декабря.

Руководитель проекта, зам. Зав по ВМР, муз. руководитель, воспитатели.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

1-й этап – организационный.

  1. Изучение контингента семей воспитанников, поступивших в ДОУ в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования, материальное положение, семейное положение, жилищные условия, удовлетворенность отношениями в семье, здоровьем членов семьи, работой, понимание роли в образовательном процессе детского сада.
  2. Создание материально-технических условий для эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (приобретение проигрывателя  DYD, видеокамеры для съемки мероприятий, подготовка анкеты для родителей и карт индивидуального развития ребенка).
  3. Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят в короткие сроки установить доверительное взаимоотношения.

2-й этап – основной.

Период, когда проходят ключевые мероприятия проекта.

3-й этап – итоговый.

  1. Обогащение и анализ результатов реализации проекта.
  2. Организация фотовыставки с мероприятиями проекта.
  3. Определение перспектив дальнейшей работы по направлениям проекта в образовательной практике ДОУ.

Планирование ресурсного обеспечения проектов.

Для выполнения  проекта имелась некоторая материальная база ДОУ, в котором осуществлялась работа по проекту. Есть оборудованная соответствующая современным требованиям.  Воспитатели понимают значимость сотрудничества с родителями, их роль в воспитании дошкольников для их дальнейшей социальной адаптации и самореализации, имеют и хотят сотрудничать с семьей ребенка в организованных детско-родительских мероприятиях.

В группе 26 детей, значит 25 семей. Это основная целевая группа проекта. В ходе работы осуществлялась видео – и фотосъемка, проводилось анкетирование родителей с целью накопления положительного опыта и распространения его в будущем. На каждого ребенка заведена индивидуальная карта развития (портфолио), родительское участие в жизни группы и детского сада отмечается в «Копилке добрых дел»на основе этих данных проводится анализ взаимодействия с семьей и корректировался этот процесс.

Ресурсы, условия

Организационные.

Планирование деятельности: анализ ситуации, прогнозирование развития процессов. Контроль: промежуточный анализ и корректировка планов.

Информационные.

Электронный банк данных по направлению проекта; информация из интернета.

Кадровые.

Привлечение специалистов ДОУ, имеющих опыт и желание работать с семьями воспитанников.

Мотивационные.

Подбор методов и приемов, повышающих мотивацию родителей к совместной деятельности.

Научно-методические.

Определение концептуальных идей проекта. Использование научно-теоретических основ психологии, конфликтологии, этики, статистики.

Материально-технические.

Создание комплекса технических средств. Подготовка помещений для организации работы по проекту.

Нормативно-правовые и документационные.

Нормативно-справочная документация внутреннего и внешнего характера. Документы, нормирующие деятельность педагогов в рамках проекта, протоколы, методики отслеживания результатов и д.р.

План оценки эффективности проводимой деятельности.

Данный проект рассчитан на два месяца работы. Оценка эффективности проводимой по проекту работы проходила через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта, то есть педагогов ДОУ.

Количественные показатели оценки эффективности проекта.

Качественные показатели оценки эффективности проекта.

Какими способами, формами, инструментами будут подтверждены результаты.

  • Общее количество проведенных индивидуальных и групповых мероприятий для родителей.
  • Количество проведенных совместных детско-родительских мероприятий.
  • Число родителей принявших участие в мероприятиях проекта.
  • Повышение интереса детей к деятельности ДОУ к его образовательной практике.
  • Повышение степени активности родителей в мероприятиях проводимых ДОУ.
  • Позитивные отзывы о работе ДОУ в данном направлении.
  • Протоколы мероприятий с родителями.
  • Видео – и фотоматериалы с мероприятий проекта, аналитический отчет.
  • Книга отзывов и пожеланий родителей.

Риски проекта и пути преодоления.

Риски проекта.

Пути преодоления.

Низкая активность родителей в мероприятиях, проводимых в рамках проекта.

Использование разнообразных методов и приемов взаимодействия ДОУ с родителями, поощрение родителей.

Недостаток финансирования.

Поиск возможных спонсоров и партнеров.

Родительское собрание в форме игрового тренинга

«Давайте познакомимся».

Цель.

Создание условий для эффективного сотрудничества с родителями воспитанников и установление тесных доверительных взаимоотношений между родителями через коммуникативные игры.

  1. Игра «Связующая нить».

Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках клубок ниток, представляется и передает клубок следующему участнику. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны одной нитью.

Если слегка натянуть ниточку, то можно почувствовать, что все участники – единое целое.

  1. Игра «Музыкальное прикосновение».

Участниками случайным выбором определяется пара. Под музыку каждый самостоятельно движется в хаотичном порядке. При остановки музыки раздается инструкция, как нужно прикоснуться (например: локоточки). Необходимо при остановки музыки найти свою пару и прикоснуться к нему в соответствии с инструкцией.

  1. «Удав и кролик».

Участники делятся на пары. Один из участников встает на стул, другой встает напротив, и в течении трех минут они молча смотрят в глаза друг другу спокойно, без улыбки. Потом меняются ролями.

  1. Рефлексия.

- Что Вы сейчас чувствуете?

- Где Вам было комфортнее?

5. Игра «Клубок»

Участники встречи встают в круг. Ведущий бросает клубок ниток одному из игроков, называя его имя, высказывая свое мнение, эмоции  по поводу состоявшейся совместной деятельности. Игрок , которому передан клубок ниток, продолжает игру в таком же порядке.

  1. Чаепитие.

Родительское собрание в форме игрового тренинга.

«Стили семейного воспитания».

Цель тренинга: коррекция детско-родительских отношений с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Задачи:

  • Предоставить информацию о стилях семейного воспитания;
  • Провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания в семье и особенностями поведения ребенка;
  • Создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения;
  • Формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений с ребенком;
  • Приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми

Ход тренинга.

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Упражнение «Имя и качество».

Каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое больше всего подходит ему по характеру, начинающееся на первую букву его имени. Имена закрепляются с помощью упражнения «Снежный ком». Например: первый участник – «Я, Ирина, она интересная», второй участник, указывая на первого – «Это Ирина, она интересная. Я, Ольга – остроумная», третий (поочередно указывая на первых двух) – «Это Ирина, она интересная, это Ольга – она остроумная. Я, Мария – мудрая» и т.д.

        3.Мини лекция педагога-психолога «Стили семейного воспитания»

        4. Упражнение «Хорошо и плохо»

Участникам предлагаются для обсуждения детские рисунки на тему «Моя семья», отражающие четыре стиля воспитания. Если такая диагностика предварительно не проводилась с детьми, то можно использовать символические картинки. Участники делятся на две команды. Задача первой – назвать плюсы каждого из обсуждаемых стилей воспитания. Задача второй – назвать минусы.

5. Мини лекция педагога-психолога «Принципы безусловного принятия».

6. Упражнение «Поиграй со мной».

Участники делятся по парам, где один – «родитель», другой – «ребенок». «Родитель» очень занят, «ребенок» просит поиграть с ним. Задача: необходимо ответить так, чтобы не нанести душевную травму «ребенку», не обидеть его. По окончанию упражнения проводится рефлексия.

 7. Упражнение «Чего хотят дети»

Для упражнения понадобится рисунок сердца разрезанный на части (по количеству родителей). Каждая часть нумеруется, чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

Слова педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось. Запишите одной фразой.

Участники записывают свои ответы на розданных  им частях сердца, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки.

       8. Обратная связь.

Участникам предлагается по кругу рассказать о своих впечатлениях от занятия, определить, какой процент полезной информации они получили, насколько оправдались их ожидания.

Педагог-психолог раздает каждому участнику памятку «Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста».

Семинар – практикум для родителей.

«Познавательное развитие детей раннего возраста».

Цель. Повышать педагогическую компетентность родителей. Знакомить с опытом  работы детского сада.

  1. Логоритмическое упражнение на звукоподражание.
  2. Пальчиковая игра. Работа по картинкам.
  3. Игровые ситуации.
  4. Разминка «Мишка косолапый».
  5. Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Кто где живет», «Чей голос?».
  6. Пальчиковая игра «Лесной дом».
  7. Дыхательное упражнение «Ежик».
  8. Раздача памяток.

Результаты проекта.

  1. Собрана полная и достоверная информация о семьях воспитанников в различных аспектах.
  2. Использование разнообразных форм работы, создало условия, при которых родители постепенно из «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателей. Создана атмосфера взаимоуважения, растет педагогическая компетентность родителей.
  3. Семьи получают практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов. Им предоставлено право бесплатно пользоваться специальной литературой из библиотечного фонда ДОУ, дидактическими материалами для занятий с детьми.
  4. Установлены связи с другими дошкольными учреждениями для трансляции данного опыта в образовательное пространство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека "Фабрика игр" как инновационная форма взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

В работе представлена  подробная разработка методики Игротека, составлена программа работы по методике, подобраны игры, описаны организационые моменты...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Как показывает практика, жизнь и развитие образовательной организации в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного...

Опыт работ. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально- педагогической поддержки семьи»

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...

"Видеоотчеты исследовательской лаборатории, как эффективная форма работы с семьями детей младшего дошкольного возраста в ДОУ"

Учёт современных требований к дошкольному образованию и изменений культурного уровня населения делают актуальным поиск новых форм работы с родителями. Начиная работу с детьми трех лет, мы искали такую...

«Современные формы взаимодействия с родителями детей среднего дошкольного возраста по обогащению представлений о природном мире».

Чтобы наиболее точно отразить актуальность данной проблемы в современном мире, хотелось бы привести слова великого педагога В.А. Сухомлинского, который говорил: "Может быть, дети еще не смогут ос...

Нетрадиционные формы работы с родителями детей младшего дошкольного возраста согласно ФГОС. Мастер – класс.

Мастер-классы для родителей - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении  взаимопонимания между педагогами и родителями в простран...

Статья "Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста"

В статье описывается опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями детей 3-4 лет в период адаптации к детскому саду....