Нетрадиционные формы работы с родителями детей младшего дошкольного возраста согласно ФГОС. Мастер – класс.
статья по развитию речи (младшая группа)
Мастер-классы для родителей - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Нетрадиционные формы работы с родителями детей младшего дошкольного возраста согласно ФГОС.
Мастер – класс
Выполнил: воспитатель
Жижина Светлана Михайловна
п.г.т Стройкерамика
Одна из задач ФГОС ДО – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Необходимо отойти от традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться именно на конструктивно-партнёрскую, диалоговую модель взаимодействия с семьёй, опираясь на родительские запросы и пожелания.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи (педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания родителей) мы активно используем нетрадиционные направления, которые предлагает Татьяна Викторовна Кротова. Познавательное направление знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;
- совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;
- открытые занятия;
- мастер-класс;
- семинары.
Информационно-аналитическое направление выявляет интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности, устанавливает эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми. По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование;
- личные беседы.
Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. По данному направлению можно организовать:
- праздники, которые можно закончить чаепитием;
- развлечения;
- выставки;
- акции;
- конкурсы;
- дни добрых дел.
Мастер-классы для родителей - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем. Каждый мастер – класс имеет чёткую структуру: теоретическая часть, практическая и рефлексия. Педагог должен сделать акцент на особенности приема и на оригинальное его использование, отметить педагогическую целесообразность для решения поставленной проблемы в начале мастер-класса.
Каждый мастер-класс для родителей должен быть четко сориентирован по содержанию. Мастер-класс получится, если:
- участники овладеют новыми творческими способами решения педагогической проблемы;
- будет сформирована мотивация к самообучению, саморазвитию.
В нашей группе мы проводим мастер – классы в рамках реализации годовых образовательных задач. Каждому такому мероприятию предшествует подготовительная работа: консультации, выставки игр, пособий в зависимости от тематики.
В 2019 - 2020 учебном году в рамках реализации годовой задачи по речевому развитию нами был проведён марафон родительского всеобуча в форме мастер – классов. Цель нашего марафона - формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 3 - 4 лет.
Задачи:
- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
- познакомить с изготовлением и применением дыхательных тренажёров;
- познакомить и научить работать с таким приёмом по развитию речи, как «Изосказка».
Начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. В своей работе мы широко используем артикуляционную и дыхательную гимнастики с использованием различных тренажёров. Тренажёры изготавливаются из подручных материалов (деревянные палочки, обрезки тонкого целлофана), цветной бумаги, картона.
Мастер – класс по изготовлению тренажёров для развития дыхания
Цель мастер-класса: дать представление о необходимости проведения с детьми дыхательной гимнастики
Задачи:
-рассказать родителям о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей;
-учить родителей изготавливать тренажеры для дыхательной гимнастики;
-учить родителей применять тренажеры для дыхательной гимнастики.
Мастер – класс « Знакомьтесь, «Изосказка»
В настоящее время проблема развития речи стала особенно актуальной и значимой на современном этапе образования. Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать и инновационные методы. Одним из таких приёмов, стимулирующий речевое развитие детей дошкольного возраста, стал приём «Изосказка». Этот прием:
- активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников;
- способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной;
- повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками;
- развивает мелкую моторику рук.
Во второй младшей группе, когда у детей сформированы элементарные приёмы рисования, мы начали знакомство с «изосказкой». В работе с «изосказкой» мы используем восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры. На нашем мастер – классе предложили родителям вместе с детьми попрактиковаться, используя аппликацию и рисование восковыми мелками. Родитель в паре с ребёнком изображал отдельный эпизод сказки «Колобок». В итоге у нас получилась коллективная работа, которую мы используем как книжку.
Нам кажется, что мастер-класс даёт ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями. Важнейшая задача педагога, проводящего мастер – класс, передать способы деятельности, а не сообщить информацию. Воспитатель старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, создавая атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
В работе с родителями нашей группы мы используем возможности, которые дают ИКТ. Нами создаются «Образовательные маршруты для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет». Цель этой работы: создание специализированного раздаточного материала для работы с родителями по организации целесообразного использования интернет-контента в совместной с детьми деятельности. Результатом такого взамодействия для родителей становятся самообразование, единение со своим ребенком. Ведь все делается для них и ради них! В современных условиях, когда мы имеем практически неограниченный доступ к информационным ресурсам и дети получают всё большую свободу в сети Интернет важно, чтобы рядом с каждым из них был мудрый и неравнодушный взрослый человек... И, в первую очередь, это, конечно, должны быть его родители. На наш взгляд, значение такой формы работы для реализации социального партнерства переоценить сложно.
Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода к каждому родителю, умения заинтересовать неформальными, интересующими родителей приемами общения. Таким образом, использование нетрадиционных форм в работе с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"
Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...
Мастер класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родителями детей младшего дошкольного возраста»
Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность.Задачи:1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного в...
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родителями детей младшего дошкольного возраста»
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родите...
Отчёт по самообразованию "Работа с родителями детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС".
Отчёт о проделанной работе за год....
"Видеоотчеты исследовательской лаборатории, как эффективная форма работы с семьями детей младшего дошкольного возраста в ДОУ"
Учёт современных требований к дошкольному образованию и изменений культурного уровня населения делают актуальным поиск новых форм работы с родителями. Начиная работу с детьми трех лет, мы искали такую...
ПРОЕКТ «Инновационные формы работы с родителями в младшем дошкольном возрасте»
ПРОЕКТ «Инновационные формы работы с родителями в младшем дошкольном возрасте»...
Работа с родителями детей младшего дошкольного возраста по формированию интереса к подвижной игре.
Любая игра - это потребность детского организма. С помощью игр ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, реализует свои внутренние потребности и всесторонне развивается.Также игра помогает ...