Статья на тему "Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями"
статья по психологии
Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями.
По новой федеральной образовательной программе (ФОП) основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) детей является «установление доверительного делового контакта» между семьей и образовательном учреждением.
Реализация Федеральной программы предусматривает психолого-педагогическую, методическую помощь и поддержку родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания единого / общего пространства развития ребенка.
При работе с детьми, в том числе и с ОВЗ необходимо постоянно поддерживать обратную связь с родителями, так как ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому мы должны так организовать работу, чтобы самым занятым родителям захотелось принять участие в жизни своего ребёнка. Мы понимаем и принимаем занятость и загруженность работающих родителей, поэтому учитываем все эти особенности в нашей совместной деятельности.
На сегодняшний день есть необходимость выработать новые принципы и формы взаимодействия с родителями. Найти способы повышения педагогической компетентности родителей. Скорректировать личный стиль общения с родителями и свою позицию во взаимодействии ребенка, семьи и образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №45»
Статья на тему: «Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями».
Подготовила:
Педагог-психолог Бусарова Ю.А.
г.о.г. Арзамас, 2024 г.
Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями.
По новой федеральной образовательной программе (ФОП) основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) детей является «установление доверительного делового контакта» между семьей и образовательном учреждением.
Реализация Федеральной программы предусматривает психолого-педагогическую, методическую помощь и поддержку родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания единого / общего пространства развития ребенка.
При работе с детьми, в том числе и с ОВЗ необходимо постоянно поддерживать обратную связь с родителями, так как ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому мы должны так организовать работу, чтобы самым занятым родителям захотелось принять участие в жизни своего ребёнка. Мы понимаем и принимаем занятость и загруженность работающих родителей, поэтому учитываем все эти особенности в нашей совместной деятельности.
На сегодняшний день есть необходимость выработать новые принципы и формы взаимодействия с родителями. Найти способы повышения педагогической компетентности родителей. Скорректировать личный стиль общения с родителями и свою позицию во взаимодействии ребенка, семьи и образовательного учреждения.
Принципы взаимодействия с родителями:
- Сотрудничество, а не наставничество. Работаем с родителями как взрослый со взрослым.
- Доброжелательное и уважительное отношение к родителям.
- Индивидуальный подход.
- Динамичность: быстрое реагирование на изменение ситуации.
- Адекватная оценка себя как специалиста.
Направления работы:
- Информационно-аналитическое: собрать сведения о родителях и семьях воспитанников.
- Просветительское: информирование родителей о закономерностях развития детей, индивидуальных особенностях их ребенка, направлениях работы детского сада.
- Корректирующее: совместная с родителями работа над улучшением детско-родительских отношений в семье.
- Координирующее: согласование родительского участия в делах группы, работа с родительским комитетом.
Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями:
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Родительские собрания
- Консультативный пункт (командная консультация).
- Интернет-конференция через систему zoom.
- Электронное общение через интернет (электронная почта, различные мессенджеры, социальные сети) и просмотр родителями мероприятий в режиме видеозаписи.
- Страница на официальном сайте ДОУ.
- Взаимодействие через рабочие тетради и информационный стенд.
- Проведение совместных праздников.
- Семейные проекты
- Работа с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации.
А теперь подробнее о каждой.
При взаимодействии с родителями необходимо взять согласие обработку персональных данных, фото и видеосъемку.
1. Индивидуальные и групповые консультации – это традиционная форма работы с родителями. Вы о ней уже знаете. Индивидуальные консультации проводятся в ситуациях:
- знакомство с родителями и детьми
- сложные индивидуальные проблемы у ребенка
- критические случаи в жизни ребенка (острые конфликты, серьезные проблемы в семье)
- проблемы с педагогической позицией родителей.
Если проблема родителей имеет комплексный характер, то может быть предусмотрено сочетание видов консультаций.
2. Родительские собрания. На родительских собраниях можно осветить следующие темы: возрастные особенности детей, возрастные кризисы, особенности педагогического отношения родителей с учетом возраста, способы решения возможных проблем и др.
3. Консультационный пункт. В рамках консультационного пункта в нашем учреждении организованы командные консультации, позволяющие оказывать помощь семьям, воспитывающим детей с РАС, ментальными нарушениями, сочетанными нарушениями и детей, находящихся в группе риска.
Командные консультации позволяют специалистам и родителям выработать общий взгляд на проблемы развития ребенка и способы их преодоления, выбрать виды и формы работы, распределить задачи между родителями и каждым из специалистов, работающих с ребенком.
4. В нашем ДОУ организуются Интернет-конференции через систему ZOOM, где с родителями в online-режиме могут обсуждаться вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Эта форма работы осталась актуальной и востребованной после пандемии.
Такая взаимосвязь педагога-психолога с родителями подойдет тем, кто, в силу своей занятости, загруженности, или в силу других причин не может присутствовать на консультации. Консультирование с помощью zoom продуктивнее письменных советов на сайтах и форумах. Педагог может наглядно показать все тонкости и особенности многих приёмов. Для многих родителей эта форма работы, взаимодействия является наиболее приемлемой и очень желаемой.
5. Организация электронного общения через Интернет поможет совместно родителю и педагогу осуществлять работу. Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную практику позволяет сделать просветительскую работу педагога-психолога более продуктивной и эффективной. Электронное общение не может заменить межличностного общения и не нужно к этому стремиться.
Одним из средств просвещения родителей является электронная почта. При помощи электронной почты педагог может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на тренинги, очные консультации
Педагог может отправлять родителям воспитанников задания для самостоятельной работы: игровые упражнения, памятки и т. п. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между психологом и семьей, так и между родителями также может происходить через электронную почту.
Взаимодействие в социальной сети Вконтакте. Предложив родителям электронное общение в социальной сети, нужно заручиться согласием родителей о добавлении в друзья, взять у них данные об аккаунте и договориться с ними о времени, когда педагог будет online.
Если выбрали такой вариант общения с родителями важно знать:
Страница в социальной сети в ВКонтакте должна быть создана специально для этих целей, в которой должна быть представлена информация о его профессиональной деятельности:
фотографии с занятий с детьми группы,
фото с совместных мероприятий родителей и детей,
фото сертификатов повышения квалификации и дипломов об образовании;
полезные ссылки на стене.
Просмотр родителями открытых мероприятий в режиме видеозаписи может быть использован при построении сотрудничества педагога с родителями ребенка. Эта форма взаимодействия особо актуальна для работающих родителей.
6. Доступность и открытость информации – основное требование государства к дошкольным организациям. А в современном мире одним из основных средств реализации этого принципа является сайт ДОУ. Сайт дошкольного учреждения – это не просто доказательство того, что ваш сад прогрессивный и современный. Это, прежде всего, эффективный инструмент взаимодействия с родителями.
Дистанционный детский сад – это раздел сайта, посвященный актуальным вопросам семейного воспитания. Педагоги делятся методическими идеями проведения праздников, вечеров отдыха, концертов для родителей. Здесь можно найти примеры совместных дел для взрослых и детей: проекты, выставки, походы, интересные встречи. В разделе также, родители могут увидеть темы, которые изучают дети, а также закрепить их, выполнив задания на сайте.
7. В группах компенсирующей направленности специалисты, в том числе и педагоги-психологи, размещают ознакомительную информацию на стенде специалистов в раздевалке групп и около кабинетов.
8. В нашем детском саду практикуется совместные календарные праздники с родителями и как итоговые мероприятия по окончанию семейного проекта. Родители принимают участие в конкурсах, играют роли, сопровождают детей с НОДА, ТМНР, РАС.
9. В течении года педагоги организуют семейные проекты. Цель таких проектов: укрепление семьи, семейных традиций и устоев. Формирование у родителей желания участвовать в жизни ребенка.
В прошлом учебном году много семей участвовали в спортивных проектах по легкой атлетики и велогонках. Активно принимали участие в социальных проектах по безопасности дорожного движения «Пристегни самое дорогое!», «Все на велогонку!», «Диалог с семьей».
10. В нашем детском саду осуществляется сопровождение семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях – это консультации и беседы, анкетирование, опросы, обследование жилищно-бытовых условий, сопровождение на заседаниях КДН, а также гуманитарная помощь малоимущим семьям.
Таким образом, данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.
Список литературы:
- Агавелян М .Г, Данилова Е .Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями // Журнал воспитатель ДОУ. 2009. № 7. С.127-129.
- Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с.
- Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 167 с
- Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Санкт-Петербург: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 80 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"
В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
статья : РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями через интернет-ресурсы
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...
"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС
Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....
Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.
Общеизвестна огромная роль телевидения в жизни общества. Осуществляя психопросветительскую деятельность в родительской среде, педагог-психолог использует инновационные формы, в том числе интервью на т...
Презентация "ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ с ФГОС ДО"
Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его психического здоровья и развития в целом. Требованиями ФГОС предусмотрены такие условия реал...
Статья "Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста"
В статье описывается опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями детей 3-4 лет в период адаптации к детскому саду....