Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)
Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьнаяадаптацияпонимаетсякакприспособлениеребенкакновойсистемесоциальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.). Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovka_k_shkole.docx | 105.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»
Срок реализации 1 учебный год
Составлена на основе примерной (авторской) программы «Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Приключения будущих первоклассников» возраст детей 6 - 8 лет»
(наименование программы, автор)
Санарова Мария Васильевна
(Ф.И.О. педагога-психолога, составившего программу)
г. Минусинск, 2022 г.
Содержание
I Целевой раздел
1.2. Пояснительная записка 4
1.3. Направленность Программы 5
1.4. Цели и задачи реализации Программы 6
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации Программы 7
1.6. Сроки реализации 10
1.7. Ожидаемые результаты освоения Программы 10
II Содержательный раздел
2.1. Описание форм и методов реализации программы 12
2.2. Основное содержание программы 13
2.3. Учебно-тематическое планирование 14
III Организационный раздел
3.1. Условия реализации Программы 23
3.2. Учебный план 24
3.3. Регламент образовательной деятельности 24
3.4. Материально-техническое обеспечение реализации
Программы 25
3.5. Учебно-методическое обеспечение реализации
Программы 25
Приложение 27
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Психологическое сопровождение развития детей представлено двумя программами. Сказкотерапией - самым «древним» методом практической психологии и служит как техника психологической помощью и обучением, где «… все мероприятия помощи можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии». И авторской программой Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Козловой И.А., Тузаевой А.С. - «Цветик – Семицветик», которая является победителем Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста.
В программе представлены тематические занятия, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей. Каждое занятие построено в игровой форме.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. Поэтому, предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.
Актуальность
Заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея данной программы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения.
- Направленность Программы
Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования.
Курс рассчитан на 7 месяцев занятий, объем занятий – 28 ч, (в расчете 1 ч. в неделю).
Данная программа психологических занятий с детьми подготовительной группы представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных целей:
- развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, нагляднодейственного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
- развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
- развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
- формирование позитивной мотивации к обучению.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы — развитие мыслительных умений, нагляднодейственного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Возраст детей, возрастные особенности
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-8 лет.
Возрастные особенности детей (6-8 лет)
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов. |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение | Развитие творческого воображения. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
|
Психологические особенности детей подготовительной к школе группы (6-8 лет)
В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело.
При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению. Все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.
Коллективные занятия, учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции) – что для ребенка очень важно. В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость. Грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции (психогимнастика).
- Сроки реализации Программы
Продолжительность реализации программы – 7 месяцев.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
- Ожидаемые результаты освоения Программы
1. Понимать основную мысль произведения, чему оно учит.
2. Развернутым ответом отвечать на поставленные вопросы.
3. Выражать свое мнение.
4. Осознавать свои мысли, чувства, озвучивать их.
5. Знать чувства: радости, страха, злости, грусти.
6. Выражать эмоции мимикой, жестами, действиями – пантомима «Добрый лес!».
7. Доброжелательное отношение друг к другу, к миру (через игры «Скажи добрые слова», «Волшебные цветы», «Цветок дружбы» и сказки)
8. Умение работать в парах («Я – дрозд! Ты – дрозд!»)
9. Действовать согласованно («Смешные человечки», «Есть или нет!»)
10. Уметь осознавать свои достоинства, достижения (игра «Я - могу!»)
11. Осознавать свои положительные качества (игра «Расскажи, какой ты!»)
12. За счет повышения самооценки – снижение уровня тревожности (если была).
Знать: навыки саморегуляции и слова «самопомощи».
Уметь: адекватно себя оценивать, конструктивно общаться в совместной деятельности, проявлять эмпатию, быть благодарным, доброжелательно относится к окружающим. Оценивание и отслеживание результатов освоения детьми программы осуществляется на каждом занятии методами беседы и наблюдения.
Планируется: Повышение самооценки. Снижение тревожности и психофизического напряжения. Улучшение взаимоотношений в системе ребенок – ребенок, ребенок – взрослый. Улучшение психоэмоционального состояния.
II Содержательный раздел
- Описание форм и методов реализации программы
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 6 до 8 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Возраст – 6-8 лет
Количество детей в группе – 4 человека.
Время занятия – 30 минут.
Построение программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности: личностная сфера, волевая сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобраны в соответствии с темами занятий.
Форма работы - групповые занятия
- Основное содержание программы
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели, задачи занятия |
Создание «Лесной школы» | 1 | Сказки для дошкольной адаптации | |
Букет для учителя | 1 | Сказки для дошкольной адаптации | |
Смешные страхи | 1 | Сказки для дошкольной адаптации | |
Игры в школе | 1 | Сказки для дошкольной адаптации | |
Школьные правила | 1 | Сказки для дошкольной адаптации | |
Собирание портфеля | 1 | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды | |
Белочкин сон | 1 | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды | |
Госпожа аккуратность | 1 | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды | |
Жадность | 1 | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды | |
Волшебное яблоко (воровство) | 1 | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды | |
Домашние задания | 1 | Сказки об отношении учеников к урокам, знаниям. | |
Школьные оценки | 1 | Сказки об отношении учеников к урокам, знаниям. | |
Ленивиц | 1 | Сказки об отношении учеников к урокам, знаниям. | |
Списывание | 1 | Сказки об отношении учеников к урокам, знаниям. | |
Подсказка | 1 | Сказки об отношении учеников к урокам, знаниям. | |
Обманный отдых | 1 | Сказки о здоровье, в том числе психическом. | |
Бабушкин помощник | 1 | Сказки о здоровье, в том числе психическом. | |
Прививка | 1 | Сказки о здоровье, в том числе психическом. | |
Больной друг | 1 | Сказки о здоровье, в том числе психическом. | |
Ябеда | 1 | Сказки о школьных конфликтах. | |
Шапка-невидимка (демонстративное поведение) | 1 | Сказки о школьных конфликтах. | |
Задача для Лисёнка (ложь) | 1 | Сказки о школьных конфликтах. | |
Спорщик | 1 | Сказки о школьных конфликтах. | |
Обида | 1 | Сказки о школьных конфликтах. | |
Хвосты (межгрупповые конфликты) | 1 | Сказки о школьных конфликтах. | |
Грубые слова | 1 | Сказки о школьных конфликтах. | |
Дружная страна (межполовые конфликты) | 1 | Сказки о школьных конфликтах. | |
До свидания, Лесная школа! | 1 | Сказки о здоровье, в том числе психическом. | |
Итого: | 28 |
- Учебно-тематическое планирование
№ занятия | Название занятия | Источник | Цель | Содержание ООД |
1 октябрь | Создание «Лесной школы» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие навыков вербального и невербального общения. 2. Снятие телесного и эмоционального напряжения. 3. Создание эмоционально положительного климата в группе | 1. Приветствие. Игра «Давайте познакомимся» 2. Игра «Поезд» 3. Сказка «Создание лесной школы» 4. Игра «Дует ветер» 5. Пальчиковая гимнастика «Колечко» 6. Задание «Учитель Еж» 7. Задание «Запоминай-ка» 8. Задание «Создание лесной школы» 9. Ритуал прощания «Доброе животное» |
2 октябрь | Букет для учителя | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие коммуникативной сферы детей. Развитие навыков вербального и невербального общения. 2. Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния (радость) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3. Развитие внимания, памяти, мышления. 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры). | 1. Приветствие «Делай как я» 2. Игра «Поезд» 3. Сказка «Букет для учителя» 4. Упражнение «Колечко» 5. Задания «Букет», «Профессии» 6. Игра «Составь картинку» 7. Задания «Словарик эмоций», «Букет для учителя» 8. Ритуал прощания «Доброе животное» |
3 октябрь | Смешные страхи | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Сплочение группы, развитие умения выступать публично. 2. Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния (страх) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | 1. Приветствие «Все, кого зовут…» 2. Игра «Собирай-ка» 3. Игра «Трамвайчик» 4. Сказка «Смешные страхи» 5. Упражнение «Кулак-реброладонь» 6. Задание «Лабиринт» 7. Игра «Составь картинку» 8. Задания «Словарик эмоций», «Заколдованный лес» 9. Игра «На что похоже настроение» 10. Ритуал прощания «До свидания» |
4 октябрь | Игры в школе | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1.Развитие коммуникативных навыков. 2. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти. 3. Развивать умение выступать публично. 4. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие. Игра «Незнайка» 2. Подвижная игра «Мы играем» 3. Сказка «Игры в школе» 4. Упражнение «Рассказ о своей группе» 5. Упражнение «Колечко» 6. Задания «Звездный хоровод», «Лабиринт» 7. Игра «Времена года» 8. Задания «Азбука игр», «Путаница» 9. Ритуал прощания «Солнечный лучик» |
5 ноябрь | Школьные правила | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие навыков культурного общения. 2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3. Развитие внимания, мышления, памяти. 4. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие «Пропой свое имя» 2. Игра «Волшебный сундучок» 3. Сказка «Школьные правила» 4. Упражнение «Лезгинка» 5. Задания «Приветливая белочка», «Вежливые слова», «Школьные правила» 6. Игра «Слушай команду, не запутайся» 7.Задание «Правильнонеправильно» 8. Ритуал прощания «Ромашка» |
6 ноябрь | Собирание портфеля | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. 2. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. | 1. Приветствие. Игра «Ветерок» 2. Игра «Собирание портфеля» 3. Сказка «Собирание портфеля» 4. Игра «Доскажи словечко» 5. Упражнение «Кулак-реброладонь» 6. Задания «Школьные принадлежности», «Путаница» 7. Игра «Построй колонну, шеренгу, круг» 8. Задания «Любимый альбом», «Запоминай-ка» 9. Ритуал прощания «До свидания!» |
7 ноябрь | Белочкин сон | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие эмоциональной сферы. 2. Развитие коммуникативной сферы. 3. Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления. 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. | 1.Прветствие «Я рад вас видеть!» 2. Сказка «Белочкин сон» 3. Игра «Составь картинку» 4. Упражнение «Колечко» 5. Задания «Лабиринт», «Логический квадрат» 6. Игра «Необычные прыжки» 7. Игра «Что спрятано в белочкином рюкзаке» 8. Задания «Внимание! Внимание!», «Графический диктант» 9. Ритуал прощания «Воздушный шар» |
8 ноябрь | Госпожа Аккуратность | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. 2. Развитие волевой сферы, зрительной памяти, внимания, мышления. 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. | 1. Приветствие. Упражнение «Перышко» 2. Сказка «Госпожа Аккуратность» 3. Упражнение «Колечко» 4. Задания «Наведи порядок», «Цветочки для Зайчонка» 5. Игра «Кричалки-шепталкимолчалки» 6. Задания «Продолжи узор», «Дорисуй-ка» 7. Ритуал прощания «Эстафета дружбы» |
9 декабрь | Жадность | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. 2. Развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления. 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. | 1.Приветствие «Я рад вас видеть!» 2. Игра «Поделись с другом» 3. Сказка «Жадность» 4. Упражнение «Мостик дружбы» 5. Упражнение «Ухо-нос» 6. Задания «Логическая цепочка», «Лабиринт» 7. Упражнение «Собери картинку» 8. Задания «Жадность», «Найди отличия» 9. Игра «Угадай, кто мой друг» 10. Ритуал прощания «Костер дружбы» |
10 декабрь | Волшебное яблоко | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. 2. Развитие эмоциональной сферы. 3. Развитие внимания, мышления. | 1. Приветствие «Подари мне свою улыбку» 2. Игра «Конверт» 3. Сказка «Волшебное яблоко (воровство)» 4. Игра «Составь картинку» 5. Упражнение «Зеркальное рисование» 6. Задания «Право-лево», «Логический квадрат» 7. Игра « Передай мяч» 8. Задания «Вкусные мячики», «Что перепутал художник» 9. Ритуал прощания «Летит по небу шар» |
11 декабрь | Домашнее задание | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие навыков общения у детей, умения работать в паре. 2. Развитие речи и логического мышления. 3. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. | 1. Приветствие «Колокольчик» 2. Игра « Отгадай предмет по его частям» 3. Сказка «Домашнее задание» 4. Игра «Картинки-загадки» 5. Упражнение «Ухо-нос» 6. Задания «Коврики», «Осенние листья» 7. Игра «Дружные сердца» 8. Задания «Четвертый лишний», «Запоминай-ка» 9. Ритуал прощания «Молодцы!» |
12 декабрь | Школьные оценки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие навыков общения детей. 2. Развитие мышления (анализ, логическое мышление). 3. Развитие внимания (зрительное внимание, распределение, слуховое). 4. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие. Игра «Мячик» 2. Игра «Билетики» 3. Игра «Трамвайчик» 4. Сказка «Школьные оценки» 5. Игра «Парные картинки» 6. Упражнение «Зеркальное рисование» 7. Задания «Логические цепочки», «Пятерочка» 8. Игра «Музыкальные стулья» 9. Задания «Оценка», «Графический диктант» 10. Ритуал прощания «Солнечный лучик» |
13 январь | Ленивец | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие навыков общения у детей. 2. Развитие мышления (анализ, логическое мышление). 3. Развитие слухового и зрительного внимания, распределение внимания. 4. Развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти. 5. Развитие мелкой мускулатуры руки. | 1. Приветствие «Ладошки» 2. Сказка «Ленивец» 3. Упражнение «Массаж ушных раковин» 4. Задания «Медвежата», «Логический квадрат» 5. Игра «Кричалки-шепталкимолчанки» 6. Задания «Прятки с картинками», «Право-лево» 7. Ритуал прощания «Волшебное кольцо» |
14 январь | Списывание | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1.Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, логического мышления. 3. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие «Колокольчик» 2. Сказка «Списывание» 3. Игра «Определения» 4. Упражнение «Перекрестные движения» 5. Задания «Логические цепочки», «Бабочка» 6. Игра «Слушай команду, не запутайся» 7. Задания «Прятки», «Последовательные картинки» 8. Ритуал прощания «Доброе животное» |
15 январь | Подсказка | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. 2. Развитие внимания, логического мышления. 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. | 1. Приветствие. Упражнение «Хорошие новости» 2. Сказка «Подсказка» 3. Игра «Противоположность» 4. Упражнение «Перекрестные движения» 5. Задания «Логический квадрат», «Графический диктант» 6. Игра «Построй колонну, шеренгу, круг» 7. Задания «Найди лишнее», «Азбука эмоций» 8. Ритуал прощания «Рукопожатие по кругу» |
16 февраль | Обманный отдых | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения. 3. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие «Поймай взгляд» 2. Упражнение «Путешествие в лес» 3. Сказка «Обманный отдых» 4. Упражнение «Что сначала, что потом» 5. Упражнение «Качание головой» 6. Задания «Что нового?», «Прогулка по лесу» 7. Игра «Воздушная кукуруза» 8. Задания «Логический ряд», «Угощения» 9. Ритуал прощания «Летит по небу шар» |
17 февраль | Бабушкин помощник | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления. 3.Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие «Здравствуйте» 2. Упражнение «Путешествие в Лесную школу» 3. Сказка «Бабушкин помощник» 4. Упражнение «Перекрестные движения» 5. Задания «Внимание! Внимание!», «Графический диктант» 6. Игра «Зеваки» 7. Задания «Лабиринт», «Логический квадрат» 8. Ритуал прощания «Эстафета дружбы» |
18 февраль | Прививка | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения. 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. | 1. Приветствие «Я рад вас видеть!» 2. Сказка «Прививка» 3. Игра «Составь картинку» 4. Игра «Замри» 5. Упражнение «Горизонтальная восьмерка» 6. Задания «Говорящие рисунки», «Путаница», «Хитрые квадраты», «Лесная больница», «История в картинках» 7. Ритуал прощания «Солнечный лучик» |
19 февраль | Больной друг | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1.Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. 2. Развитие внимания, мышления, воображения. 3. Развитие навыков вербального и невербального общения. | 1. Приветствие «Давайте поздороваемся» 2. Сказка «Больной друг» 3. Упражнение «Качание головой» 4. Задания «Снежинки», «Азбука эмоций» 5. Игра «Снежинки, сугробы, сосульки» 6. Задания «Новогодние подарки», «Найди группы» 7. Игра «Подарки» 8. Ритуал прощания «До свидания» |
20 март | Ябеда | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. 2. Развитие зрительного внимания, логического мышления. 3. Развитие навыков вербального и невербального общения. 4. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие «Доброе утро» 2. Сказка «Ябеда» 3. Игра «Составь картинку» 4. Упражнение «Симметричные рисунки» 5. Задания «Логический квадрат», «Прятки» 6. Игра «Летает-не летает» 7. Задания «Рыбки», «Противоположности» 8. Ритуал прощания «Комплименты» |
21 март | Шапка - невидимка | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. 2. Развитие зрительного внимания, логического мышления. 3. Развитие навыков вербального и невербального общения. 4. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие. Игра «Ладошки» 2. Сказка «Шапка–невидимка» 3. Игра «Составь картинку» 4. Упражнение «Горизонтальная восьмерка» 5. Задания «Логическая загадка», «Удивительный лес», «Мячики», «Лабиринт» 6. Ритуал прощания «Костер дружбы»
|
22 март | Задача для Лисенка | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения. 3. Развитие навыков вербального и невербального общения. 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. | 1.Приветствие «Здравствуйте» 2. Упражнение «Путешествие в лес» 3. Сказка «Задача для Лисенка (ложь)» 4. Упражнение «Медвежьи покачивания» 5. Задания «Логический ряд», «Внимание! Внимание!» 6. Игра «Запрещенное движение» 7. Задание «Логическая цепочка», «Фантазеры» 8. Ритуал прощания «Доброе животное» |
23 март | Спорщик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2.Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти. 3. Развитие навыков вербального и невербального общения. 4. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие. Упражнение «Наши помощники» 2. Сказка «Спорщик» 3. Упражнение «Симметричные рисунки» 4. Задания «Логический квадрат», «Футбол» 5. Игра «Топ-хлоп» 6. Задание «Азбука эмоций», «Внимание! Внимание!» 7. Упражнение «Если весело живется» 8. Ритуал прощания «До свидания!» |
24 апрель | Обида | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2.Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения. 3. Развитие навыков вербального и невербального общения. 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. | 1. Приветствие «Я рад вас видеть!» 2. Сказка «Обида» 3. Упражнение «Поза скручивания» 4. Задания «Парные фигуры», «Найди лишнее» 5. Игра «Слушай хлопки» 6. Задания «Аналогии», «Лабиринт» 7. Игра «На что похоже настроение?» 8. Ритуал прощания «Комплименты» |
25 апрель | Хвосты | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2.Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти. 3. Развитие навыков вербального и невербального общения. 4. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие. Игра «Наши помощники» 2. Сказка «Хвосты» 3. Упражнение «Горизонтальная восьмерка» 4. Задания «Мальчики и девочки», «Дорисуй-ка» 5. Игра «Пять имен» 6. Задание «Домики», «Графический диктант» 7. Ритуал прощания «Волшебное кольцо» |
26 апрель | Грубые слова | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1.Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения. 2. Развитие эмоциональной сферы детей. 3. Развитие зрительного внимания, памяти. 4. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие «Я рад вас видеть!» 2. Сказка «Грубые слова» 3. Упражнение «Симметричные рисунки» 4. Задание «Запоминай-ка», «Путаница» 5. Упражнение «Ругаемся овощами» 6. Упражнение «Мимика и жесты» 7. Задания «Бабочки», «Тайное послание» 8. Ритуал прощания «Подарки» |
27 апрель | Дружная страна | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1.Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения. 2. Развитие эмоциональной сферы детей. 3. Развитие зрительного внимания, мышления. 4. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Приветствие «Давайте поздороваемся» 2. Упражнение «Путешествие в Лесную школу» 3. Сказка «Дружная страна» 4. Дыхательная гимнастика 5. Задания «Коврик», «Четвертый лишний» 6. Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей» 7. Задания «Парочки», «Азбука эмоций» 8. Игра «Дружный паровозик» 9. Ритуал прощания «Эстафета дружбы» |
28 май | До свидания, Лесная школа! | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» | 1. Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков работы в паре. 2. Развитие эмоциональной сферы детей. | 1. Приветствие «Я рад вас видеть!» 2. Упражнение «Путешествие в Лесную школу» 3. Игра «Прятки» 4. Упражнение «Паровозик дружбы» 5. Дыхательная гимнастика 6. Упражнение «Молодцы» 7. Ритуал прощания «До свидания» |
III Организационный раздел
- Условия реализации Программы
1. Принцип индивидуализации - предполагает учёт возраста, учёт уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности - от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма
- Учебный план
№ п/п | Тема | Количество занятий | Часы (мин) | |
Теория | Практика | |||
1 | Создание «Лесной школы» | 1 | 10 | 20 |
2 | Букет для учителя | 1 | 10 | 20 |
3 | Смешные страхи | 1 | 10 | 20 |
4 | Игры в школе | 1 | 10 | 20 |
5 | Школьные правила | 1 | 10 | 20 |
6 | Собирание портфеля | 1 | 10 | 20 |
7 | Белочкин сон | 1 | 10 | 20 |
8 | Госпожа аккуратность | 1 | 10 | 20 |
9 | Жадность | 1 | 10 | 20 |
10 | Волшебное яблоко | 1 | 10 | 20 |
11 | Домашние задания | 1 | 10 | 20 |
12 | Школьные оценки | 1 | 10 | 20 |
13 | Ленивиц | 1 | 10 | 20 |
14 | Списывание | 1 | 10 | 20 |
15 | Подсказка | 1 | 10 | 20 |
16 | Обманный отдых | 1 | 10 | 20 |
17 | Бабушкин помощник | 1 | 10 | 20 |
18 | Прививка | 1 | 10 | 20 |
19 | Больной друг | 1 | 10 | 20 |
20 | Ябеда | 1 | 10 | 20 |
21 | Шапка-невидимка | 1 | 10 | 20 |
22 | Задача для Лисёнка | 1 | 10 | 20 |
23 | Спорщик | 1 | 10 | 20 |
24 | Обида | 1 | 10 | 20 |
25 | Хвосты | 1 | 10 | 20 |
26 | Грубые слова | 1 | 10 | 20 |
27 | Дружная страна | 1 | 10 | 20 |
28 | До свидания, Лесная школа! | 1 | 10 | 20 |
ИТОГО: | 28 | 4ч.40мин | 9ч.20мин. |
- Регламент образовательной деятельности
Продолжительность занятий – 30 минут 1 раз в неделю.
- Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Оснащение занятий:
1.Магнитофон
2.Настольно-печатные, дидактические игры.
3.Предметные игрушки.
4.Доска.
5.Цветные мелки.
6.Краски, карандаши, фломастеры.
7.Писчая и цветная бумага.
8.Строительный материал.
- Учебно-методическое обеспечение реализации Программы
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.
- Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс, 2005.
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е ищд.-Ярославль: Академия развития, 2001.
- Куражева Н.Ю. «Цветик – Семицветик
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: Владос, 2001.
- Пазухина И.А. «Давайте познакомимся!»
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.- М.: Детство-Пресс, 2000.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.-М.: Детство-Пресс, 2007.
- Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.
Приложение 1
Список детей, посещающих кружок
№ | Ф.И. ребенка |
Приложение 2
Табель посещаемости
№ | Ф. И. ребёнка | Месяц/число | |||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 |
Приложение 3
МЕТОДИКА
«ЛЕСЕНКА» В.Г. Щур
Цель: изучение самооценки и уровня притязаний детей.
Диагностическое оборудование: картинка с изображением лестницы, состоящей из 7 ступенек; вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки.
Процедура проведения: Методика проводится индивидуально. Ребёнку предъявляется рисунок лесенки и зачитывается инструкция.
Инструкция: «Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята: на верхней ступеньке – самые лучшие дети, на следующей – тоже хорошие, но всё-таки чуть-чуть похуже. Чем ниже по лесенке – тем хуже дети (показывает рукой). Посередине – так себе ребятишки, не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие дети. Запомнил? Сможешь повторить?»
После того, как психолог убедился, что ребёнок правильно понял и запомнил инструкцию, он последовательно задаёт ребёнку следующие вопросы:
На какую ступеньку ты себя поставишь?
2. Почему ?*
II. На какую ступеньку тебя поставит мама? папа?
2. Почему?
III. Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит воспитательница?
(Воспитательницу следует назвать по имени-отчеству. Если в группе две воспитательницы, то вопросы желательно задать о каждой).
2. Почему?
Ответы детей фиксируются в протоколах.
*Примечание: если ребёнок затрудняется в ответах на вопросы «Почему?», то не следует настаивать. Однако необходимо повторять этот вопрос во всех требуемых случаях.
Обработка и интерпретация результатов:
Количественный анализ:
- Завышенная самооценка – ступенька № 7.
- Возрастная норма (оптимально высокая самооценка) – ступеньки № 4, 5, 6.
- Заниженная самооценка – ступеньки № 2, 3.
- Низкая самооценка – ступенька № 1.
Качественный анализ:
- Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
- Неблагоприятный вариант - дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя.
- Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
- Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует:
а) об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»);
б) о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
МЕТОДИКА
«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» А.Л.Венгер
Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я - образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не поможет нам воссоздать точный психологический портрет. Важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Понадобится: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.
Критерии расшифровки рисунка:
1.Расположение на листе:
- В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.
- Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.
- Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего. Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и педагоги, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.
- Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.
рисунок.
2. Голова или заменяющие ее элементы:
Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.
- Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.
- Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.
- Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.
Глаза:
- Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.
- Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.
Рот: - Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих. Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.
- Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.
Уши.
- Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.
Дополнительные детали.
- Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.
- Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.
- Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.
- Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.
Хвост. Отражает самооценку ребенка.
- Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.
- Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.
- Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.
- Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.
- Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.
Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели.
- Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.
- Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.
Линии:
- Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.
- Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.
Название животного.
- Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.
- Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.
- Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.
- Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.
- Иронично - юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.
- Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.
- Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.
Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. Попробуйте проверить ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.
МЕТОДИКА
«Выбери нужное лицо» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
Инструкция.
- Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
- Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
- Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
- Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
- Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
- Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
- Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
- Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
- Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
- Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание навявывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = | Число эмоциональных негативных выборов | х100% |
14 |
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста на 2020-2021учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому сопровождениюдетей дошкольного возрастана 2020-2021учебный год...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?
Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...