Конспект занятия. Тема: «Русская береза». Образовательная область: познавательное развитие (природа)
план-конспект занятия (старшая группа)
Обобщить и закрепить знания детей об особенностях строения и функционирования отдельных частей березы, о потребностях березы как живого организма в условиях среды (свет, вода, температура, воздух, почва, жизненное пространство), умении растений приспосабливаться к разным погодным условиям; закрепить понятие, что ценность деревьев в сохранение чистоты воздуха, что необходимо для всего живого; упражнять в подборе эпитетов, обогащать речь детей прилагательными, характеризующими березу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_bereza.docx | 946.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность
Возрастная группа детей: старшая группа
Образовательная область: Познавательное развитие (Природа)
Тема: «Русская береза»
Цель: способствовать формированию у детей любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.
Задачи:
Образовательные: обобщить и закрепить знания детей об особенностях строения и функционирования отдельных частей березы, о потребностях березы как живого организма в условиях среды (свет, вода, температура, воздух, почва, жизненное пространство), умении растений приспосабливаться к разным погодным условиям; закрепить понятие, что ценность деревьев в сохранение чистоты воздуха, что необходимо для всего живого; упражнять в подборе эпитетов, обогащать речь детей прилагательными, характеризующими березу.
Развивающие: развивать у детей умение обобщать накопленные знания о деревьях
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Средства обучения: мультимедийное оборудование, аудиозапись голоса, Малыш Гео (видео-персонаж), картинки с изображением березы и ее составных частей, карточки моделирования потребностей растений, листы с заданием, цветные карандаши.
Предварительная работа:
- наблюдение за березой во время прогулки в разное время года весной, летом, осенью, зимой; посадка саженцев березы на участке детского сада;
- чтение художественной литературы: А. Прокопьев «Русская березка», С.А. Есенин «Березка»;
- прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла»; песни «Растёт в Волгограде берёзка» в исполнении Л.Зыкиной;
- разучивание пословиц, загадывание загадок;
- рассматривание репродукции русских художников: А. Куинджи «Березовая роща», А. Рылов «Зелёный шум», И. Левитан «Золотая осень», А. Головин «Берёзки»;
- рисование березы;
Вводная часть, мотивация к деятельности
Дети сидят на стульчиках полукругом, беседуют с воспитателем о планах на сегодняшний день.
Раздается звонок.
На экране появляется изображение малыша Гео.
Голос Гео: Здравствуйте, ребята, меня пригласили на международный фестиваль «Деревья Планеты», на нем каждая страна представит свое дерево-символ. Япония будет представлять сакуру, Канада – клен, Германия – дуб. А какое дерево представить мне?
(выслушивает гипотезы детей)
- А почему вы решили, что символом России является береза? (дети приводят доказательства).
- Действительно, в нашей стране очень любят березку - она в народных песнях, хороводах, играх, приметах и поговорках; образ березы воспевают художники, поэты, музыканты, мастера народных промыслов.
Голос Гео: Спасибо, ребята, я понял – мое выступление будет о «Русской березке»! Но я не знаю, что мне о ней рассказать?
- Не переживай, Малыш Гео, мы уже многое знаем о березе и поможем тебе составить замечательный рассказ о русской березке.
Основная часть, постановка детьми целей, совместная работа педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей
- Гео, устраивайся поудобнее, записывай все, что услышишь, а мы с ребятами расскажем все, что знаем о березке. Рассказывать мы будем по картинкам, расположенным на доске в определенной последовательности. Как вы думаете, с какой картинки мы начнем?
4 | 3 | 7 |
5 | 1 | 8 |
6 | 2 | 9 |
Открывает картинку под номером 1
- Что это? Береза.
- Давайте, похвалим березку. Какая она? (стройная, кудрявая, зеленая, белоствольная, ветвистая, раскидистая)
Открывает картинку под номером 2
- Из каких частей состоит дерево и для чего они нужны? (корень, ствол, ветви, листья, сережки).
- Какую пользу приносят корни дереву?
Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит глубоко в землю, а боковые корни ближе к поверхности.
- Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
Ствол - это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину. Ствол дерева покрывает кора (береста), которая защищает его.
- Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых)
- Ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.
- А какого цвета бывают листья? (ответы детей)
Открывает картинку под номером 3
- Ребята, а где мы можем встретить березу? (в лесу, в парке, в сквере, в городе, в деревне)
- Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк).
- Какую пользу приносят березы? (листья выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете)
- Вот какое добро приносят нам листья деревьев.
Открывает картинку под номером 4
- Всегда ли деревья в лесу были такими? (нет)
- Какой была береза раньше? (раньше семечком, потом ростком, затем молодым деревцем)
Краткая беседа о способах размножения и распространения
(семена в «сережках» переносятся ветром, птицами, животными и, попадая в благоприятные условия, прорастают)
Открывает картинку под номером 5
- При каких условиях семечко станет деревцем? (для этого нужна вода, свет, тепло)
- Ребята, сейчас у нас время года осень, но скоро придет зима. Как дерево позаботится о себе? Как приготовиться к зиме? (сбросит листву, у него остановится сокодвижение и оно «заснет»)
Открывает картинку под номером 6
- Ребята, а как называется молодое деревце? (саженцем)
- А какой саженец ? (он маленький, ствол тонкий, легко гнется, ветки тонкие, как прутики, мягкие, нежные)
Открывает картинку под номером 7
- Ребята, подойдите к столу. Посмотрите, здесь разложены картинки. Вам нужно расположить их в той последовательности, в какой береза будет в будущем.
(большим раскидистым деревом, сухим деревом, пнем)
- Оно будет расти, станет толще, потом состариться и превратиться в «старое дерево».
- Как отличить старое дерево? У старого дерева ствол толстый, могучий. Ветки корявые, сухие, корни толстые, древесные выступающие из земли.
- Ребята, давайте вспомним, когда мы гуляли вокруг детского сада, то встречали березки. Покажите, как мы обнимали саженец березки? (дети показывают – одной рукой)
- А березку постарше? (уже двумя руками)
- А самую старую березу? Один ребенок не мог ее обнять, мы все вместе, взявшись за руки, смогли ее обнять.
Дети возвращаются на стульчики.
Открывает картинку под номером 8
- Чем может стать береза в будущем? (изделием из бересты, фанеры, дровами, дегтем, бумагой, лекарством, сувениром, расческой, украшением)
Краткая беседа о значении березы в быту
Ребята, береза - очень ценное дерево.
В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу.
Издавна люди плели из березы лапти, лукошки для ягод и грибов, делали берестяные ложки.
Из веток делают метлы, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. В медицине используют почки березы, листья и сок. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая - березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки.
А потом, когда сок перестанет течь, этот надрез замазывают краской. Зачем?
Приятно, радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Там растут подберезовики.
Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу? (не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев)
Открывает картинку под номером 9
- Ребята, существует много разновидностей березы. В нашей Омской области растут три вида берез: повислая, пушистая и извилистая.
- Давайте представим себя селекционерами. О каком дереве мечтаете вы?
(например, новый вид березы, которая будет расти в горшке дома).
- Ребята, мы с вами рассмотрели березку со всех сторон (в системе), а теперь закрепим наши знания. Проходите за столы.
Дети рассаживаются за столы.
Задание 1
- Найдите лист березы и раскрасьте его в тот цвет, каким он бывает осенью.
Задание 2
- Найдите картинку с изображением коры березы и обведите ее в кружок.
- Поэты восхваляли русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу - березу. Давайте вспомним и расскажем их.
Дети выходят по желанию.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
(А.Прокофьев)
- Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
- В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.
- Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены.
- Зелена, а не луг, бела, не снег, кудрява, а не голова.
- Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой.
Заключительная часть, подведение итогов, рефлексия
Дети возвращаются на стульчики у доски.
- Наше занятие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что было интересного? Какое задание вызвало трудности?
Голос Гео: Какие вы молодцы, какие замечательные рассказы, у вас получились. Сколько нового и полезного я узнал о березе. Благодаря вам, теперь я смогу интересно рассказать о березе как дереве - символе России на международном фестивале. Огромное вам спасибо, ребята. До свидания, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)
Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....
Конспект занятия "Виды транспорта" по образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе.
Расширить и систематизировать знания детей о транспорте....
Конспект занятия "Чтобы стать здоровым." Образовательная область – Познавательное развитие для старшего дошкольного возраста
Расширять представления у детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать не сложные приемы само оздоровления.Привив...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: «Поможем Лесовичку» образовательная область «Познавательное развитие» (для обучающихся от 4 до 5 лет)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: «Поможем Лесовичку» образовательная область «Познавательное развитие» (для обучающихся от 4 до 5 лет)...
Конспект образовательной деятельности. Тема: «Певцы природы». Образовательная область: познавательное развитие (природа).
Формировать обобщающие понятия «зимующие», «перелетные» птицы, дифференцировать их; уточнять и расширять знания детей об особенностях внешнего строения птиц, их приспособленнос...
Комплексно-тематическое планирование по образовательной области "Познавательное развитие" (природа, экология) во 2 младшей группе
Примерная сетка образовательных ситуаций в соответствии с тематикой недель во 2 младшей группе....
Конспект занятия в средней группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема ОД «Встречаем птиц»
Занятие представлено как итоговое и предполагает закрепление уже полученных детьми знаний о птицах. В занятии видим интеграцию областей: познавательное развитие(ознакомление с миром природы) и образов...