Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkiy_samovar.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 77»
Конспект
образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
на тему «Русский самовар»
(образовательная область: познавательное развитие»)
Подготовила:
Селиванова Т.В.
воспитатель I категории
Конспект
Тема: Русский самовар
Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.
Задачи:
Образовательные задачи:
- расширить общий кругозор ребенка;
- обобщить знания детей о народных традициях;
- активизировать словарь детей;
- учить их чтить и уважать традиции своего народа.
Развивающие задачи:
- развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к истории своего народа;
- воспитывать культуру поведения за столом, любовь и уважение к традициям и культуре родного народа.
Оборудование:
презентация « Русский самовар», самовар, костюмы, чайные приборы, декорации, дидактический материал к играм «Собери картинку», «Заварим чай», «Разменяй монету», стаканы с водой, соломинки и блюдца по количеству детей, шаблоны самоваров для раскрашивания, кисти, краски, палочки ватные, цветные карандаши, сундучок.
Ход занятия:
- Ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их, улыбнемся и подарим им хорошее настроение.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам.
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришел необычный гость. Внимательно послушайте загадку:
Он пыхтит как паровоз,
Важно к верху держит нос,
Пошумит, остепенится.
Пригласит чайку напиться.
(самовар)
- Да, это самовар. И его зовут Иван Иванович. ( Слайд) В старые добрые времена был на Руси такой обычай, после работы люди собирались на посиделки, чтоб на людей поглядеть, да себя показать. А какие посиделки без чайку горячего, да бодрящего, без шуток, игр, танцев и песен. И вот Иван Иванович попросил нас поиграть с ним, да все вспомнить. Те времена прошли он много лет стоит без дела. Поиграем с ним?
- Как вы думаете почему назвали самовар «самоваром»?
- Давайте подойдем к столу и поиграем в игру «Собери картинку» (Собери целое из частей)
-Что у нас получилось?
- Посмотрите на картинки и скажите все самовары разные или одинаковые?
- Из чего они сделаны?
- На чем стоит самовар?
- А что это побокам? Для чего?
- А как называется эта часть? Для чего нужен носик?
- А это что?
- Да, это крышка, ее открывают и сверху заливают воду?
- А как вы думаете для чего труба?
- А сейчас какие самовары?
- А для чего использовали самовар?
- Да самовар применяли для того чтоб попить чаю, наливали воду и кипятили.
Дыхательная гимнастика.
- И давайте с вами будем кипятить воду, возьмите стаканчики с водой и подуем в трубочки. Сделаем глубокий вдох носом и подуем в соломинку, не раздувая щек.
- Молодцы.
- Ребята, если самовар закипел, как будет называться вода?
- Почему?
- А трогать руками его можно? Почему?
- Нет нельзя. Запомните это.
_ Ребята, а какой чай бывает?
Д/и. «Заварим чай» (математическая игра)
- А в каких сказках встречается самовар?
- А кто написал сказку «Муха-Цокотуха»?
- Кто помнит, как начинается сказка?
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
- Что нашла муха?
Игра «Разменяй монету»
- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Самовар»
Хороводная игра «Самовар»
Дети: (хором) Самовар, самовар!
Старый медный самовар!
Может, стал ты слишком стар?
Всё стоишь, да пыхтишь
Всё никак не закипишь.
Самовар: Что вы, что вы?
Как не стыдно?
Даже слушать мне обидно!
Как сейчас разозлюсь,
Как сейчас рас- ки- пя- чусь!
Всё во мне уже клокочет,
Всё кипит.
Кто чаю хочет?
Дети: Наливай, наливай
Самый вкусный свежий чай.
- Сядем на стульчики и пока наш чай заваривается, давайте вспомним пословицы и поговорки о чаепитие и самоваре:
Самовар кипит - уходить не велит.
Чай пьёшь - до 100 лет проживёшь.
Мы за чаем не скучаем.
Чай пьешь – здоровье бережешь.
Пей чай – беды не знай.
Выпьешь чайку – забудешь тоску.
Чай пить – не дрова рубить.
- А вовремя чаепития гости рассказывали разные шутки, потешки, прибаутки и небылицы. Дети инсценируют потешки
Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес-дуброву.
— Что там делал?
— Кору драл.
— Куда клал?
— Под колоду убирал.
- Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
— Я ходил в лесочек.
— Что видал?
— Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!
- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожег.
- Зачинить можно.
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Да один ворот остался.
- Раньше чай пили не просто из стаканов и чашек, а как вы думате из чего?
- Чай пили из блюдца, которое держали за донышко. Давайте подойдем к столу и возьмем по блюдечку.
Дыхательная гимнастика «Сдуй с блюдечка»
Продуктивная деятельность «Укрась самовар»
- А сейчас я вас приглашаю в мастерскую по изготовлению самовара. Мы будем украшать самовары. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. И кто знает, может быть и наши самовары прославятся на весь мир.
- Ребята, на столах лежат шаблоны самоваров и вы должны их украсить. На столах стоят кисточки, ватные палочки, краски и карандаши. Выбираем то, чем вы хотите раскрашивать и приступаем к работе.
- Мы так весело с вами играли, так дружно весело отвечали. Давайте подойдем к Иван Ивановичу. И я вам скажу по секрету, что в гости он ходит со своим волшебным сундучком, который собирает комплименты в свой адрес. Давайте наполним сундучок комплиментами. (дети говорят комплименты)
- Молодцы.
- Ой, сундучок стал тяжелым. Почему? (открываем)
Сюрпризный момент (пряники- угощение для детей).
Итог:
- Кто к нам сегодня приходил в гости?
- А для чего нужен самовар?
- Какой чай мы заваривали?
- В самоваре вода какая?
- Трогать ее можно? Почему?
- Самовар раньше был в каждом доме. Он стал символом добра и домашнего уюта. Да и сейчас ни одно народное гуляние не проходит без него: и на праздничном столе, и просто так мы любим пить чай из самовара.
- Наше занятие подошло к концу.
Всем спасибо за вниманье,
За игру, стихи и смех.
Говорим мы: до свиданья!
Снова в гости ждем вас всех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему: "Зимнее стекло" Образовательная область "Познание"
Данный конспект будет интересен педагогам, заинтересованным в обучении детей методами экспериментирования, умения самостоятельно находить ответы на вопросы, умеющим делать простейшие выво...
конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"
Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «День знаний правил дорожного движения»
Игра-викторина по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах....
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»
Интеграция образовательных областей: Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи: развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «День знаний правил дорожного движения» образовательная область «Безопасность»
конспект занятия по правилам ПДД...
Конспект к презентации для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русские народные праздники»
Конспект к презентации для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русские народные праздники»...
Планирование дидактических игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) по познавательному развитию.
Цель данного методического материала: формирование у детей личностного восприятия окружающего мира, эмоционального, оценочного отношения к нему....