Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Звук [д]. Буква Д».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
ТЕМА: «Звук [д]. Буква Д»
Коррекционные задачи:
- Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].
- Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.
- Закреплять навык правильного произношения звука [д] в словах, предложениях.
- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
- Развивать мелкую моторику рук.
Образовательные задачи:
- Закреплять навыки звуко - слогового анализа и синтеза слов.
- Закреплять навык звуко - буквенного анализа слова– «Дадон»
- Познакомить детей с графическим образом звука [д], - буквой Д.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества.
- Развивать коммуникативную компетентность.
- Развивать навык работы в группе.
Оборудование: компьютер, доска - мольберт, настольные зеркала, кассы букв, цветные квадратики, изображение царя Дадона, карточки-символы для описания характеристики звука [д].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt._zanyatie_d.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 458 г. Челябинска»
(МБДОУ «ДС № 458 г. Челябинск»)
250 – летия Челябинска ул. 16 Б, г. Челябинск, 454128 тел. (351) 796-92-09,
e-mail: mdou458@mail.ru
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Тема: «Звук [д]. Буква Д».
Подготовил: учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Власова Светлана Юрьевна
Челябинск, 2023
ТЕМА: «Звук [д]. Буква Д»
Коррекционные задачи:
- Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].
- Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.
- Закреплять навык правильного произношения звука [д] в словах, предложениях.
- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
- Развивать мелкую моторику рук.
Образовательные задачи:
- Закреплять навыки звуко - слогового анализа и синтеза слов.
- Закреплять навык звуко - буквенного анализа слова– «Дадон»
- Познакомить детей с графическим образом звука [д], - буквой Д.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества.
- Развивать коммуникативную компетентность.
- Развивать навык работы в группе.
Оборудование: компьютер, доска - мольберт, настольные зеркала, кассы букв, цветные квадратики, изображение царя Дадона, карточки-символы для описания характеристики звука [д].
НОД:
1.Орг. момент:
Л: Сегодня ребята нас ждет сказка!
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Далеко живет Дадон,
Дети, он вам шлет поклон.
Ждет он в гости вас, друзья.
Вот бежит тропа туда.
Если вы по ней пойдете
Все задания пройдете,
То к Дадону попадете.
Л: Дети вы готовы отправиться в путь и выполнять задания, которые оставил нам царь Дадон? На каждом задание он поставил свою печать, чтобы нам с вами не сбиться с пути.
Первое задание: определите с какого звука начинается слово Дадон?
Д: Звук [д].
Л: Правильно, это звук [д].
Занимайте места (дети садятся перед индивидуальными зеркалами). 2.Артикуляционная гимнастика:
Л: Возьмите зеркала. Давайте произнесем звук [д] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.
(Дети произносят звук [д], наблюдают за артикуляцией звука в зеркале).
Л: Расскажите о произношении звука [д].
Когда произносим звук [д] в каком положении рот …., зубы…, язык…
Вывод: рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. (схема)
3. Характеристика звука [Д]:
Л: Можно этот звук пропеть?
Д: Нет.
Л: Как называются звуки при произношении которых воздух встречает преграду?
(если звук [д] встречает преграду, значит он какой?).
Д: Согласный.
Л: Правильно.
Л: А теперь положим руку на горлышко и еще раз произнесем звук [д], что происходит?
Д: Дрожит.
Л: Значит звук [д] какой?
Д: Звонкий.
Л: Назовите звук [д] твердый или мягкий?
Д: Звук [д] твердый.
Л: Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки?
Д: Твердые звуки обозначаем синим цветом.
Л: Сделайте вывод: что вы узнали о новом звуке?
Д: Звук [д] -согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.
4. Фонематический слух.
Л: Первое задание прошли успешно, приступим ко второму.
Игра называется «Поймай звук» Как только услышите, звук [д] – хлопните в ладоши- Звуки: Д, Б, Д, Т, ДЬ, Г, Д, Т, Д, М, К. Д. Что я произносила? (звуки).
Слоги: ДА, ТУ, ДО, ТА, ДУ. Что я произносила? (слоги).
Слова: ДОМ, ТОЧКА, ДУБ, УДОЧКА, ТОПОЛЬ, ДОРОГА. Что я произносила? (слова).
Играем дальше: а теперь повторите за мной слоговые дорожки: да-да-та, уд-уд-ут,
та-да-та, до-до-то, ду-ту-ду, од-от-од.
5. Деление слов на слоги:
В третьем этапе пути мы будем делить слова на слоги.
Вот тропинка, по ней мы пойдем.
Сколько шагов по тропинке пройдем,
Столько слогов в этом слове найдем.
Слова: дом, вода, дубок, дымок, посуда, дупло.
(дети выполняют задание по образцу: логопед делит слово на слоги, напоминает детям, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков).
6. Знакомство с буквой Д:
Л: Ребята, посмотрите на доску, звук [д], который мы с вами произносим, обозначается буквой Д. Посмотрите в каком направлении пишется эта буква.
Давайте вспомним правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
А сейчас я проверю какие вы внимательные.
Упражнение – как только я произнесу звук - вы хлопаете, когда я покажу букву вы топаете.
7. Выкладывание буквы Д из счетных палочек:
Л: Ребята, посмотрите на картинку и здесь царь поставил свою печать.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
На что похожа буква Д?
Д: Буква Д похожа на домик.
Л: Будем мы сейчас играть,
букву Д составлять.
Д: дети составляют из счетных палочек на столе букву Д.
8. Физ. минутка. (Дети встают)
Л: Представьте себе, что в небе пролетел ковер-самолет и оставил след в виде буквы Д. Обведите его пальчиком в воздухе. Как нарисовал бы ее дятел, танцор, художник.
(Дети, садятся на свои места).
9. Звуко – слоговой анализ слова:
Л: Следующее задание
Дон-дон-дон,
В гости ждет нас царь Дадон.
Разделите слово Дадон на слоги.
Сколько слогов в этом слове? Почему?
Д: Опираясь на правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».
Л: Какой первый слог? Какой второй слог?
Молодцы!
Л: Ребята, и здесь царь Дадон поставил свою печать, значит мы с вами идем
по правильному пути.
Дети, давайте выложим схему слова «Дадон».
(Один ребенок работает у доски, остальные дети на своих местах)
Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).
Найдите букву (д) в кассе и положите на своей схеме под нужным звуком в слове Дадон.
А теперь найдите в схеме гласные звуки, поставьте нужные гласные буквы в слове.
Оставшийся согласный звук, поставьте согласную букву.
Прочтите слово (Дадон).
Молодцы!
10. Итог занятия:
Л: Вот уже конец пути,
В гости мы смогли прийти.
Царь детей благодарит
И подарки вам сулит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Елены - Премудрой.Знакомство со звуком и буквой Ц".
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе для детей с ФФНР....
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с подгруппой детей, имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи. Тема : Гласные звуки Ы, И.
Продолжаю делится своим практическим опытом с коллегами...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи Дифференциация звуков [л] - [р].
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речиДифференциация звуков [л] - [р].Коррекцио...
Конспект подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности коррекционной направленности по формированию фонетико – фонематической стороны речи Тема: «автоматизация звука [ Л ] со стечением согласных в словах, фразах и предложениях»
конспект по автоматизации звука Л в словах, фразах, предложениях...
Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках, знакомство с буквой - Ш....
Конспект занятия по обучению грамоте №5 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [и], буквы И,и»
Конспект занятия по обучению грамоте №5в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [и], буквы И,и»Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция...
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с фонетико-фонемаическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком и буквой Ц».
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с фонетико-фонемаическим недоразвитием речи Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком ...