Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Савостьянова Алена Михайловна

Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках,  знакомство с буквой - Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neizvestnye_gosti.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:

«Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».

Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках,  знакомство с буквой - Ш;

Задачи:

- закрепление акустико-артикуляционной характеристики звука Ш;

- четкое произношение звука Ш изолированно, в слогах, словах, чистоговорках;

- развитие фонематического слуха и восприятия;  

- развитие чувства ритма;

- развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве;

- развитие общей и тонкой моторики;

 - формирование взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: муляж звука, красные и синие «тапочки» для муляжа звука; картинки со звуком «Ш» в разных позициях; картинка с изображением буквы – Ш; магнитофон, компьютер; аппликаторы Ляпко «Малыш»; набор для творчества «Магический экран»; зубная паста; влажные салфетки; наклейки для награждения.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие детей. Создание положительного эмоционального фона.

  1. Знакомство с темой занятия.

Логопед: ребята, сегодня к нам  пришли неизвестные гости.

А как мы поступим с неизвестными гостями,  которых мы пока ещё не знаем?

Дети: мы познакомимся с ними.

Посмотрите внимательно на одного из гостей  (выставляется макет звука).

Логопед: как вы думаете, кто это? (на макете прикреплён звуковой символ звука «Ш» - лопнувший шарик).

Дети: звук «Ш»

Логопед: верно, молодцы, нашего гостя зовут звук «Ш». Символ этого звука – лопнувший шарик, он лопнул, воздух выходит из шарика и шипит: “шшшшшшш”. Давайте все вместе изобразим лопнувший шарик (дети протяжно произносят изолированный звук «Ш»).

Звук «Ш» пришёл к нам не с пустыми руками, а с целым мешком заданий (с макета снимается мешочек с наглядными материалами).

Чтобы нам было легко выполнять все его задания, давайте сделаем разминку для язычка (выполняется артикуляционная разминка).

  1. Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики.

«Лягушка-Хоботок» - на счёт один улыбнуться, не обнажая зубы, при этом кисть руки находится в горизонтальном положении, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена и направлена вниз. На счёт два – вытянуть сомкнутые губы вперёд, согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Выполнять упражнения попеременно под счёт.

«Блинчик»- высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.

«Чашечка»- высунуть язык изо рта, поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика. Выполнять под счёт от 1 до 10.

  1. Акустико-артикуляционная характеристика звука «Ш». 

Логопед: Когда мы произносим звук «Ш» в каком положении находятся губы?

 Дети: Вытянуты вперед.

 Логопед: Где находится язычок?

 Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.

 Логопед: Покажите рукой, какой язык.  Из ротика выходит с шипением теплый воздух.

Ребята, посмотрите наш гость добирался  к  нам без обуви. Давайте его обуем. У нас есть две пары тапочек синие и красные. Чтобы подобрать ему тапочки нужного цвета, мы должны определить какой это звук? Гласный или согласный? Почему вы так считаете?

Дети: звук «Ш» согласный, потому что его нельзя пропеть, а можно только протянуть. Мы оденем ему синие тапочки.

Логопед: хорошо, а как вы думаете, звук «Ш» звонкий или глухой? Как вы это проверили? Произносим его с голосом или без голоса? Значит он звонкий или глухой?  (принимаютя ответы детей).

Логопед: наконец мы познакомились с нашим гостем поближе и  дальнейшую работу мы начнём с вступительной песенки со звуком «Ш».

  1. Закрепление звука «Ш» в слогах, развитие чувства ритма.

Логопед: давайте вспомним нашу песенку и пропоём её со слогами, в которых будет звук «Ш». Какие вы знаете слоги со звуком «Ш»?

Дети: ША-ШИ-ШЭ-ШИ-ШО (дети вместе с логопедом пропевают песенку «Ну ка повторяйте» по методике Е.Железновых).

«Ну - ка повторяйте – ша – ша – ша,

И не отставайте – ша – ша – ша,

Надо обязательно

Слушать всё внимательно,

Повторять старательно – ша – ша - ша» и т.д.

  1. Нетрадиционный массаж пальцев и кистей рук с помощью аппликаторов Ляпко «Малыш» с одновременным закреплением звука в речи.

Логопед: посмотрите, звук «Ш» захватил с собой аппликаторы, пришло время размять наши пальчики (из мешочка достаются аппликаторы).

Упражнение «Разминка» (дети касаются подушечками пальцев аппликатора и произносят звук «Ш» изолированно).

Упражнение «Прижималки» (работа над слоговым составом слова).

Логопед: а теперь по очереди назовём слова со звуком «Ш» и узнаем сколько в этих словах слогов, делая нажимы кистью руки по аппликатору на каждый слог. А слова для нас приготовил наш гость, посмотрите  пожалуйста, на картинки (из мешка достаются картинки со звуком «Ш» в разных позициях: шапка, шуба, шишка, душ, машина, малыш, петушок).

Упражнение «Повтори  чистоговорки» (согнув аппликатор пополам, начинаем массаж с большого пальца левой руки от основания к кончику и обратно).

Ша-ша-ша – у меня лапша;

Шо-шо-шо – летом хорошо;

Шу-шу-шу – я флажком машу;

Шу-шу-шу – Мише я пишу;

Ши-ши-ши – Миша с Машей малыши;

Аша-аша-аша – это наша Маша;

Ашка-ашка-ашка – на шкафу букашка;

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка;

Ушка-ушка-ушка – Машина подушка;

Ышка-ышка-ышка – вот шалунья мышка.

  1. Физкультминутка.

 Логопед: а сейчас пришло время немного отдохнуть. Наш гость любит сочинять стихи и придумывать разные смешные рифмы. Мы будем шагать по кругу и повторять все вместе:

1. ША-ША-ША- я Шагаю не спеШа

2. я Шагаю не спеШа- ША-ША-ША

3. ШУ-ШУ-ШУ- выШе руки подниму

4. выШе руки подниму- ШУ-ШУ-ШУ

5. ШИМ-ШИМ-ШИМ- на носочках побежим

6. на носочках побежим- ШИМ-ШИМ-ШИМ

7. ШО-ШО-ШО-ШО- отдохнули хороШо

8. отдохнули хороШо- ШО-ШО-ШО-ШО

         8. Определение позиции звука в слове. 

Логопед: ребята, как вы думаете, на чём к нам приехал звук «Ш»? (дети перечисляют виды транспорта, угадывают правильный ответ – на поезде).

Логопед: наш гость приехал не с пустыми руками, а со своими вещами, которые находятся в разных вагонах. Давайте посмотрим в компьютер и угадаем в каком вагоне находится та или иная вещь. Для этого нужно определить место звука «Ш» в каждой вещи: в начале слова, в середине, и в конце слова (используется компьютерная логопедическая программа «Игры для титры).

       9. Знакомство с буквой Ш.

 Логопед: звук «Ш» пришёл не один, а со своей подругой, с которой мы сейчас познакомимся. Дети,  какой буквой обозначается звук «Ш» на письме? Посмотрите на картинку, как называется эта буква?

Дети: Буква Ш.

Логопед: верно, на что похожа эта буква? (принимаются ответы детей)

Логопед: давайте попробуем написать букву - Ш в воздухе. А теперь мы напишем её на экране для рисования. Кто хочет попробовать? (дети указательным пальцем с помощью зубной пасты прописывают букву - Ш на прозрачном экране).

         10. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед:  какой звук приехал к нам в гости?  Какие задания были интересные, а какие сложные? Справились ли вы с испытаниями? С какой буквой дружит звук «Ш»? (принимаются ответы детей)

Логопед: вы, ребята, молодцы. За ваши старания наши друзья: звук «Ш» и его подруга буква Ш приготовили для вас сюрприз (детям раздают призы -  наклейки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи c использованием ИКТ

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи с использованием ИКТ....

Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.

Цель:  развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками  [Г]  и [Г\']....

Цикл занятий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной приставки Mimio

Данный цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста. Использование Mimio-игр позволяет повысить интерес ребенка к выполнению заданий, ведь в них ребенок имеет уникальную возможность...

Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.

В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.Квест-игры являются а...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 – 6 ЛЕТ) по теме: «Звук и буква «Б»

Цель – знакомство с согласным звуком БЗадачиОбразовательные познакомить со звуками [б], [б’], буквой Б.уточнить артикуляцию звука [б];научить давать характеристику звуку Б;познакомить с гр...

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие на планету Пиши- Читай"

Конспект НОД "Путешествие на планету Пиши - Читай" представляет собой методическую разработку по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР....

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Буква ч, звук ч".

Данная методическая разработка содержит конспект  занятия  по обучению грамоте детей старшего дошкольного  возраста  с ТНР....