Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с подгруппой детей, имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи. Тема : Гласные звуки Ы, И.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

 Продолжаю делится своим практическим опытом с коллегами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zdorovesberigayushchie_tehnolog.odt29.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Конспект занятия

с использованием здоровьесберегающих технологий

                          в  образовательном процессе  с подгруппой детей,

имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи.

Тема : Гласные звуки Ы, И.

Цель: - упражнять в умении слушать, угадывать знакомое стихотворение по строке;

- вырабатывать умение модулировать голос;

- тренировать речевой аппарат;

- упражнять в эмоциональной передаче образа средствами пантомимики;

- совершенствовать координацию речи с движением;

- учить выдувать воздух порциями.

Оборудование: индивидуальные зеркала, маска кошки, знакомое детям стихотворение.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.  

Беззвучная артикуляция гласных звуков.

  1. Д/ игра «Угадай стихотворение». Водящий выходит из комнаты. Дети выбирают стихотворение, разбивают его на строки. Водящего приглашают в комнату. Участники игры одновременно начинают произносить строку из стихотворения. Водящий отгадывает.

  1. Д/ упражнение «Свечи».

Логопед: - Представьте, что перед вами пять свечей. Будем задувать их по очереди, выдыхая воздух порциями. Надуем животик, вдохнем через нос много воздуха. Теперь выдыхаем через губы «трубочкой» порциями. вот так!

  1. Д/упражнение «Не хочу кашу». Крепко сжать челюсти и губы, словно капризный ребенок. Расслабить мышцы лица.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Д/упражнение «Повтори, не ошибись».

Логопед: - Правильно произнесите гласные звуки И, Ы в словах: мир, лыжи, гимн, рифма, брызги, звери, ил, иволга, визит, пустыня,  книга, артист, тыква, лира, быт.

  1. Д/игра «Семья муравья». Модулирование голосом. Дети показывают мимикой и голосом в соответствии с текстом.

Логопед: -У лесного муравья

Пребольшущая семья.

Братьев с сестрами не счесть!

И двоюродные есть!

А бранятся они?

Дети: - Не бранятся!

Логопед: -  Веселятся они?

Дети: - Веселятся!

Логопед: - На работу как идут?

Дети: - Очень дружно!

Логопед: - А защиту как ведут?

Дети: - Так, как нужно!

Да, хорошая семья у лесного муравья!

  1. Д/ упражнение «Будь внимательным». Развитие фонематических процессов.

Логопед: - Хлопают девочки, если я говорю слово со звуком И, мальчики, если в слове есть звук Ы.

Кубики, рифма, быт, сын, дети, игра, столы, крыша, кино, дыня, мир.

  1. Динамическая игра «Куры и петух». Координация движения с текстом.

Куры крыльями махали:                    (Дети выполняют махи руками

- Ко – ко – ко!                                       ритме текста.)

Куры клювами стучали:                       (Стучат пальчиками – клювами)

- Ко – ко – ко!

- Выйду, выйду на дорожку,                 (Крадутся)

Мяу – мяу!

Там, где куры ищут крошки                  («Гоняют» кур)

Мяу – мяу!

  1. Итог занятия.

                                    Конспект занятия

с использованием здоровьесберегающих технологий

                          в  образовательном процессе с подгруппой детей,

имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи.

Тема : Согласные звуки Д, Т.

Цель: - тренировать речевой аппарат, силу голоса, дикцию;

- упражнять в правильном речевом дыхании, модулировании голоса;

- совершенствовать координацию речи с движением;

- формировать умение расслаблять группы мышц, приводящих к мышечным зажимам.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки с заданным звуком, макет солнышка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.  
  2. Д/упражнение «Счет». Формирование правильного речевого выдоха.

Логопед: - На выдохе считаем столько, сколько получится. Следим за ровным выдохом, постепенно увеличивая счет во время выдоха.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Динамическая пауза «Дворник». Координация движения с текстом.

Дворник дверь два дня держал.         (Дети руками «закрывают» дверь).

Деревянный дом дрожал.                       (Похлопывают по бедрам, приседают)

Ветер дергал эту дверь.                     (Волнообразно двигают руками).

Дворник думал: это зверь.                   (Руками образуют «рога» над головой).

  1. Д/упражнение «Часы». Модулирование голосом. Дети изменяют   голос в соответствии с текстом.

Логопед: - Мы как будто оказались в часовой мастерской. Как тут много разных часов: маленьких, огромных. Покажем звуком Т, как тикают часы.

Тик – тик, тик – тик, тик – тик, тик – тик.

А теперь маленькие: тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк.

А теперь большие: тик – так, тик – так, тик – так, тик – так.

А теперь огромные: тик – тык, тик – тык, тик – тык, тик – тык.

  1. Д/ упражнение «Поезд». Изменение силы голоса.

Логопед: - Передадим звуком перестук колес поезда, как он начинает двигаться, постепенно набирает скорость, как идет полным ходом и замедляет движение. Сделаем это с помощью звука Т. Энергично, беззвучно, шепотом и голосом.

- т – т – т – т – т; тт – тт – тт – тт;

- тттттттт;

- пт – пт – пт – пт;

 - птптптпт – птптптпт.

         7. Д/ упражнение «Будь внимательным». Развитие фонематических процессов.

Логопед: - Хлопните в ладоши, когда услышите звуки Т. Д:

тополь, тетя, трактор, стук, кортик, тетерев, крот, дом, дым, дитя, отдых, отделка, дятел, туфли, один, дорога, дядя, дудка.

  1. Итог занятия.

                                    Конспект занятия

с использованием здоровьесберегающих технологий

                          в  образовательном процессе с подгруппой детей,

имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи.

Тема : Согласные звуки В, Ф.

Цель: - тренировать артикуляционный аппарат;

- упражнять в правильном речевом дыхании;

- совершенствовать координацию речи с движением;

- совершенствовать речевой слух, речевое внимание.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки с заданным звуком, рисунок марионетки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.  
  2.  Д/упражнение «Слова».

Логопед: - Поучимся на выдохе произносить слова: кофта, туфли, фрукты, вода:

- медленно – быстро;

- весело – грустно.

         3.  Д/ упражнение «Марионетка»

Логопед:  - Марионетка – это деревянная кукла на ниточках. Представьте, что вы такие куклы. К вашим рукам, ногам и голове привязаны шелковые ниточки, которые заставляют вас выполнять движения руками, головой, ногами. Ваши руки, ноги, голова то напрягаются, то расслабляются.

   Дети выполняют.

4.Артикуляционная гимнастика.

5. Д/ упражнение «Мама Кошка учит крошку».

Логопед: - Кошка учит котенка, как можно испугать собаку: «Нужно выгнуть спинку, выпустить коготки  и фыркнуть так: ф – ф – ф – ф – ф!» Котенок повторяет: «Ф!» - «Неправильно! нужно фыркнуть так: ф – ф – ф – ф – ф!»

    Дети произносят.

6. Динамическая пауза «Филька и Филимонка».

У филина Фили два филиненка –               (Дети показывают ладошки -

Филька и Филимонка.                                 филинята)

Филин с филинихой лелеют филинят.       (Показывают ласковые ладошки)

Фильке и Филимонкой клеваться не велят. (Показывают ладошки-клювики)

7.Д/упражнение «Оса».

Логопед: - Оса попала в дом и не может вылететь. Она бьется в стекло, ищет дырочку, в которую можно было бы выбраться на свободу, но не находит. Оса отчетливо и настойчиво жужжит: «В – в – в – в!» Не надо произносить звук громко, не давите на губы, старайтесь, чтобы согласный звук В был звонким, свободным и чистым. Но вот оса, наконец, находит форточку и вырывается на свободу. Радостным и звучным стало ее жужжание : «В – в – в – в!»

  1. Д/ упражнение «Будь внимательным». Развитие фонематических процессов.

Логопед: - Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ф: фарфор, футбол, хлеб, кофе, фотография, ухаб, куст, форточка, ферма, фильм, фрукты.

  А теперь хлопните, когда услышите звук В.

Водовоз вез воду из водопровода.

Век живи, век учись.

Всему свое время.

  1. Д/упражнение «Футбол».  (Игра – драматизация)

Сказала мама: «Фи, футбол!»                        (Дети произносят презрительно)

Сказала тетя: «Фи, футбол!»               (Брезгливо)

Сестра сказала: «Ну, футбол!»            (Недовольно)

А я ответил: «Во, футбол!»                  (Гордо)

  1. Итог занятия.                                      

                                    Конспект занятия

с использованием здоровьесберегающих технологий

                          в  образовательном процессе с подгруппой детей,

имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи.

Тема : Согласный звук Щ.

Цель: - - тренировать речевой аппарат, силу голоса, дикцию;

- учить определять звуковой состав слов;

- совершенствовать мелкую моторику кистей рук;

- развивать воображение, наблюдательность.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком Щ, маска медведя, нелепые картинки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Д/упражнение «Нелепые картинки». Рассмотреть  картинки и сказать, что на них нарисовано неправильно или нелепо.
  2. Д/упражнение «Угадай – ка!». По движению губ (с опорой на картинки) дети поочередно должны угадать слово, которое произносится беззвучно, но утрированно. При верном ответе игрок занимает место ведущего.
  3. Артикуляционные упражнения.
  4. Д/упражнение «Косарь».

Логопед: - Возьмем в руки воображаемую косу и начнем «косить» сено на лугу, произнося звук Щ. Движения размашистые, широкие. Дыхание глубокое: «Щ!...Щ!...Щ!...»

  1. Д/упражнение «Чистильщики обуви»

Логопед: - Возьмем воображаемые щетки для обуви и чистим до блескасвою обувь. Движения щетки сопровождаем звуком Щ.

  1. Д/упражнение «Двойник».  Дети должны научиться сохранять четкость произношения звуков в любых условиях.

Дети становятся в круг, в центре которого ведущий. Он «красит» забор со звуком Щ:

- Щ! – рука с кисточкой делает движение вверх;

-Щ! – движение вниз.

Все игроки повторяют движения и произносят звук Щ.

  1. Динамическая пауза «Умелые пальчики»:

Чищу овощи для щей                     (Дети хлопают в ладоши).

Сколько нужно овощей?               (Разводят руки в стороны)

Три картошки, две морковки,       (Загибают пальцы левой руки)

Луку полторы головки.                  (Загибают пальцы на правой руке)

Да петрушки корешок                    (Загибают один палец)

Да капустный кочешок.                 (Еще один палец)

Потеснись – ка ты, капуста,          (Ладошками «отодвигают капусту»)

От тебя в кастрюле густо!

Раз! Два! Три! Огонь зажжен.          (Выставляют большой, указательный,            средний пальцы)

Кочерыжка, выйди вон!                     (Хлопают, правой рукой показывают

в центр круга и на дверь)

  1. Д/ упражнение «Будь внимательным». Развитие фонематических процессов.

Логопед: - Хлопните в ладоши, когда услышите звук Щ: щавель, вещь, синица, щель, чашка, щука, пищать, трещина, извозчик, цапля, щипцы, роща, семена, тишина, шорох, плащ, пища.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

  1. Д/ упражнение «Зеркало». Проговаривание чистоговорок.

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду покажи,

Как я буду говорить,

Постарайся повторить!

Ща – ща – ща  - ходит зайка без плаща.

Щу – щу – щу – я тебя ищу.

Щи – щи – щи – мы едим щи.

Ще – щеи – ще – я в плаще.

Ащ – ащ – ащ – у меня плащ.

  1. Итог занятия.

        Конспект занятия с подгруппой детей,

                         имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи,

                               по автоматизации звука Ч в словах.

Тема.   Автоматизация произношения звука Ч в словах.

       Коррекционно – образовательные цели:

-    закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах;

- продолжать учить образовывать имена существительные с уменьшительным значением суффиксальным способом, сравнительные наречия;

       Коррекционно – развивающие цели:

  • закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений;
  • продолжать формирование длительной направленной воздушной струи;
  • совершенствовать фонематические процессы, навыки аналитико - синтетической деятельности;
  • упражнять в звуковом и слоговом анализе и  синтезе, определении позиции звука [ч] в словах;
  • развивать интонационную выразительность речи, внимание, мелкую моторику.

         Коррекционно - воспитательные цели:

    - формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.  

Оборудование. Индивидуальные зеркала, фишки синего, зеленого, красного цветов для составления схем слов, зеленые «фонарики», плоскостные изображения людей разного возраста, свечи, разрезные картинки, разноцветные флажки с предметными картинками, веревочка, игрушка Говорун.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: - Ребята, если услышите, что звучит колокольчик, садятся девочки, если  музыкальный молоточек - садятся мальчики.

2. Артикуляционная гимнастика.  

Логопед:  - Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажем игрушечному человечку Говоруну, какие упражнения для этого нужно выполнить.

  Дети выполняют артикуляционную гимнастику с индивидуальными зеркалами по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка:

“Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка” - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Грибок” - Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

  • Характеристика звука Ч по акустическому признаку, отгадывание загадки и определение первого звука в слове — отгадке.

Логопед: - Ребята, отгадайте загадку и назовите первый звук в слове — отгадке:

    Идут круглые сутки,

    Не стоят ни минутки,

    А всё  на одном месте.    (часы)

Логопед: - Давайте вместе вспомним, что мы знаем о звуке Ч, какой он?

  Дети формулируют вывод: звук Ч — согласный, глухой, всегда мягкий согласный звук; обозначается зеленой фишкой.

4. Развитие фонематического восприятия. Д/упражнение «Зеленый фонарик».      Логопед: Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если услышите слово со звуком Ч, обязательно поднимайте зеленый «фонарик». Я начинаю: чудо, вещь, стул, очки, тема, щавель, кактус,чай, тень, сани, челка, снеговик, щука, тело, шапка, человек.

Дети поднимают зеленый «фонарик», если логопед произносит слово со  звуком Ч.  При необходимости логопед останавливается и помогает детям правильно определить наличие звука в слове.

5. Упражнение для развития мелкой мускулатуры кистей рук.    

    Логопед: - Наш пальчики заскучали, для них тоже есть интересная игра. Давайте повторим упражнение «Пальчики здороваются».

     Пальцы правой руки поочередно дотрагиваются до большого пальца правой руки. Затем такое же действие производят пальцы левой руки.

    Дети выполняют упражнение и проговаривают слоги:

ач — оч -  уч — ич

ча — чо — чу — чи

ача — очо — учу — ичи

чна — чно — чну — чни.

6. Автоматизация произношения звука Ч в слогах и словах.

Проговаривание чистоговорки «Свеча».

 Логопед: - Пришло время правильно и четко говорить слоги и слова со звуком ч. Сядьте ровно, вдохните глубоко, повторяйте за мной:

Ча — ча — ча — на столе стоит свеча.

Чо — чо — чо — возле свечки горячо.

Чу — чу — чу — я подую на свечу.

Чи — чи — чи — больше нет у нас свечи.

7.  Образование уменьшительно — ласкательной формы имен существительных с помощью суффиксов.

     Д/упражнение «Скажи ласково». Лексический материал:  

- бак — бачок — бачочек;

- бок — бочок — бочочек;

- бык — бычок — бычочек;

- знак — значок — значочек.

    Логопед: - Я вам приготовила интересное задание. Сейчас вы, как настоящие волшебники,  короткое слово будете делать длинным, а предметы, которые обозначаются этим словом, будут уменьшаться.

  Дети по рядам предметных картинок образовывают и четко произносят слова.

 

8. Динамическая пауза.

  Логопед: - Мы хорошо трудились, а теперь пришло время немного отдохнуть. Поиграем в игру «Часики». Вместе со мной говорим и выполняем движения.

Тик — так, тик — так.

Все часы идут вот так:

Тик — так, тик — так.

Смотри скорей который час.

Тик — так, тик — так.

Налево раз, направо раз,

Мы тоже может делать так.

Тик — так, тик — так.

9. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие познавательных процессов.

    Д/упражнение «Собери, назови, составь».

Логопед: - Если вы посмотрите внимательно на столы то, конечно, заметите яркие конверты. В них находится одно очень увлекательное задание. Откройте конверты и достаньте его, пожалуйста; разложите на столе. Вы видите части разрезанной картинки, которую вам необходимо собрать.

 Дети выполняют задание.

Логопед: - Выполнили. У всех получилось? Молодцы! По цепочке называйте предмет изображенный на картинке. А теперь  с помощью цветовых фишек обозначьте каждый звук слова — названия.

  Дети выполняют задание. Если ребенок затрудняется или допускает ошибку, логопед направляет ребенка на самостоятельное исправление допущенного.

10. Образование сравнительных наречий. Д/упражнение «Я — вы».

  Логопед: - В моем стихотворении потерялась половина слов и только вы можете мне помочь все исправить. Пожалуйста, послушайте и добавьте недостающие слова.

   Чтение слов логопедом с различной интонацией, дети договаривают строчку, повторяя интонацию.

  Я говорю громко, а вы еще … (дети) громче.

  Я говорю мягко, а вы еще...(дети) мягко.

  Я говорю коротко, а вы еще...(дети) короче.

  Я говорю звонко, а вы еще ...(дети) звонче.

11. Закрепление произношения звука Ч в словах, развитие фонематического слуха, мелко моторики. Д/упражнение «Украсим комнату флажками».

Логопед: - Перед вами на столе много разных флажков. Вам необходимо отобрать и нанизать на веревочку только те флажки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звук Ч.

  Дети отбирают флажки и собирают гирлянду.

 Логопед: - Пожалуйста, назовите флажки, которые вы собрали на ленточку.

 Дети по цепочке называют предметы, изображенные на флажках.

 

12. Итог занятия.

Логопед: - Вы молодцы! Хорошо и правильно выполняли задания и активно участвовали во всех играх. А теперь расскажите мне, что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим фонетико-фонематическое недоразвитие речи, по автоматизации звука Ш.

Конспект индивидуального занятия  с ребенком, имеющим фонетико-фонематическое недоразвитие речи, по автоматизации звука Ш.Тема: «Автоматизация звука  Ш. Золотая осень»...

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Посуда»

Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.Задачи: Образовательные: - продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа),   6 слов (2...

Конспект занятия с подгруппой детей, имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи, по автоматизации звука З в словах.

Тема. Автоматизация произношения звука З в словах. Цели. Закрепить навык произношения звука З в слогах, словах. Продолжать учить образовывать имена существительные с уменьшительным значением...

Конспект занятия по логоритмике с детьми 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Цель: преодоление речевого нарушения у детей путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Звук [д]. Буква Д».

ТЕМА: «Звук [д]. Буква Д»Коррекционные задачи: Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.Закреплять на...