Конспект подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности коррекционной направленности по формированию фонетико – фонематической стороны речи Тема: «автоматизация звука [ Л ] со стечением согласных в словах, фразах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии
конспект по автоматизации звука Л в словах, фразах, предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_l.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 91» г. Ярославль
Конспект подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности коррекционной направленности по формированию фонетико – фонематической стороны речи
Тема: «автоматизация звука [ Л ] со стечением согласных в словах, фразах и предложениях»
Подготовила:
Учитель – логопед
Левшина Ольга Викторовна
Цель: автоматизация звука Л со стечением согласных в словах, фразах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- Автоматизировать звук Л в разных видах речевой деятельности на новом и знакомом материале;
- Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ;
- Развивать навыки словоизменения и словообразования;
- Формирование зрительного гнозиса;
- Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;
- Совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и собственной речи;
Коррекционно – образовательные:
- Совершенствовать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;
- Совершенствовать навык образовывать притяжательные прилагательные;
- Обогащать словарный запас детей привлечением внимания к уточнению лексического значения слов;
- Расширять словарный запас антонимами;
- Обогащать словарь качественных прилагательных, подбирать слова, определяющие качества героев;
- Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
Коррекционно – воспитательные:
- Формировать положительную установку на участие в занятии;
- Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь;
- Воспитывать умение слушать взрослого;
- Воспитывать интерес к народному творчеству.
Оборудование:
Мягкая игрушка лошадка, бархатная бумага, пуговицы, бусинки, счетные палочки, фасоль, зашумленная картинка, листочки из цветной бумаги с написанными предложениями, муляжи фруктов (яблоки, сливы), ягод (клубники), корзинки, два детских рюкзачка, кукольные вещи – платье, тапки, футболка, майка, полотенце, юбка, кофта, брюки, ложка, вилка, тарелка, барабаны, мяч.
Ход занятия:
Ребята сегодня у нас в гостях лошадка Лаки. Она очень любит ходить в поход и предлагает вам отправиться вместе с ней. Хотите пойти в поход?
- да;
А вы знаете, что такое поход?
- путешествие с рюкзаками…..
Поход — передвижение группы людей с какой - то целью и в установленном порядке.
Ребята, а какой звук мы слышим в слове «лошадка», «Лаки»?
- Л
- правильно. Лаки очень любит звук Л, и вы его тоже уже научились говорить правильно. Давайте с вами вспомним как правильно произносится этот звук.
Цель: уточнение артикуляции звука Л
Где находится язычок? Какое положение принимают губы?
Описание правильной артикуляции звука Л:
Губы раскрыты.
Зубы разомкнуты.
Язык свободный, распластанный лопаткой, кончик языка поднят и прижат к шейкам верхних резцов; боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые свободно проходит воздух.
Отправляемся в поход, но чтобы не заблудиться, нам потребуется карта.
По пути нас ждут интересные привалы.
Кто мне скажет, что такое привал?
- нет
Привал — перерыв на отдых в пути.
«карта»
Цель: развитие мелкой моторики.
Вам необходимо выложить маршрут нашего похода. Выберите материал, который вам понадобится (пуговицы, фасоль, счетные палочки, бусинки, бархатная бумага).
Молодцы! Теперь можно отправляться.
Первый привал
«паутинка»
Цель: формирование зрительного гнозиса.
Для того, чтобы нам отдохнуть, нам нужно сначала очистить все от паутины. На картинках спрятаны разные предметы, посмотрите внимательно и перечислите все предметы.
Молодцы! Справились, отдохнули, отправляемся дальше.
Второй привал
«опавшие листья»
Цель: совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой речи.
На полянке разбросаны листья. На каждом листике написано предложение, в котором перепутались слова. Вам необходимо собрать листья. Я вам буду зачитывать предложение, а вы попробуйте исправить ошибки.
- халат надел маму.
- на белке сидела елка.
- стол поставили на лампу.
- у голубого платья есть кукла.
Ладони вымыли Аллу мылом.
Хорошо, справились и с этим заданием.
Третий привал
«лесное кафе»
Цель: совершенствовать умения образовывать относительные прилагательные
Здесь вам придется приготовить самим себе сок. Для этого потребуется много фруктов и ягод. Берем корзинки. Набираем те фрукты или ягоды, из которых хотите сделать сок. (яблоки, сливы, клубника)
дети проговаривают сначала, какие фрукты или ягоды они взяли, а потом,
Очень хорошо! Отправляемся дальше.
Четвертый привал
«раскладываем вещи в рюкзаки»
Цель: совершенствование звукового анализа.
Лаки споткнулась и упала, вещи из ее рюкзаков рассыпались. Давайте, ребята, поможем лошадке. Соберите вещи. В один рюкзак мы положим предметы, в названии которых есть звук Л, а в другой – где нет этого звука. (платье, тапки, футболка, майка, полотенце, юбка, кофта, брюки, ложка, вилка, тарелка)
(уточняем у детей, где стоит звук в слове – в начале, середине или конце).
Молодцы! Помогли Лаки. Отправляемся дальше.
Пятый привал
«музыкальная минутка»
Цель: развивать восприятие ритма.
Возьмите барабаны, палочки и повторяйте за мной по очереди.
- !!
- !!!
- !! !!!
- ! !!
- !! ! !!
- ! !! !
Веселая остановка получилась, но надо отправляться дальше.
Шестой привал
«игра: все наоборот»
Цель: расширять словарный запас антонимами.
Садитесь на пенечки (стульчики).
Я вам буду кидать мяч и называть слово, вы называете противоположное слово и возвращаете мяч обратно.
Горький – сладкий
Добрый – злой
Сильный – слабый
Тонуть – плавать
Хохочет – плачет
Умный – глупый
Очень хорошо. Вот наш поход и подошел к концу, теперь возвращаемся в детский сад. Лошадка Лаки попрощалась и ускакала к себе в конюшню.
Ребята, а кто сегодня приходил к нам в гости?
Куда мы ходили вместе с Лаки?
Как называются остановки во время похода?
Что вам понравилось больше всего?
Что для вас было трудно? А что легко?
Литература
- https://ru.wikipedia.org
- http://tolkru.com/
- http://www.maam.ru/
- Автоматизация звука Л в игровых упражнениях Комарова Л.А. - М.: изд. ГНОМ и Д, 2008.
- Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков: речевые игры на автоматизацию звуков – М.: ТЦ Сфера, 2015. (библиотека логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с подгруппой детей, имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи. Тема : Гласные звуки Ы, И.
Продолжаю делится своим практическим опытом с коллегами...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...
Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: «Звук и буква П»
Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: - Закрепить умение придумывать слова на заданный слог...
Конспект организованной образовательной деятельности индивидуального занятия по совершенствованию фонетико-фонематической стороны речи с применением веселых прищепок и тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебные прищепки» для детей с заде
Цель: Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников....
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».
Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну букв...
Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: Звук [Л], [Л′]. Буква Л
Тема: Звук [Л], [Л′]. Буква Л Цели занятия 1. Коррекционно – образовательные: - Продолжать закреплять умение различать гласные и согласные звуки- Закрепить умение на слух оп...