Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей
статья
Что такое нетрадиционные формы?
Какие нетрадиционные формы можно использовать на занятиях?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы занятий
в дополнительном образовании детей
Хорьякова Н.В., методист, педагог дополнительного образования, МУДО ДЭБЦ, г.о. Павловский Посад, Московская обл.
Важную роль в дополнительном образовании играет выбор формы занятий. От того, какую методику вы выберете во многом зависит конечный результат.
Новые техники преподавания появляются ежегодно. И это неслучайно. «Всё течёт, всё изменяется» - говорил известный античный философ Гераклит. Меняемся и мы, и дети, которые приходят к нам на занятия. Поэтому все педагоги должны систематически совершенствовать свои методы обучения, изучать новые методики и внедрять их в учебный процесс. Только тогда занятия в детском объединении станут интересными детям, а значит и востребованными.
Более эффективны нетрадиционные формы дополнительного образования детей, основанные на играх, соревнованиях, тренингах, ролевых играх. Ведь благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.
Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта педагога. Можно организовать игру-путешествие, интеллектуальную игру «Самый умный» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора наиболее подходящей и эффективной формы обучения. Ведь необходимо учитывать и возраст детской аудитории, и уровень её подготовки.
Характеристика нетрадиционных видов деятельности:
• Занятие несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
• Используется вне программный материал, организуются коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
• Оформление помещения, доски, музыкальное сопровождение, использование видеофильмов и презентаций усиливают эмоции учащихся.
• Планирование и выполнение творческих заданий.
• Обязательное ппредварительное планирование занятия
• Четко определяются основные дидактические задачи.
• Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.
Так какие же нетрадиционные формы актуально использовать на занятиях в системе дополнительного образования?
1. Занятия-квесты
это игры, в которых детям необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице.
2. Занятие-сюрприз
Сюрпризные моменты можно включить в занятия, в праздники, досуги и в повседневную жизнь детей своего объединения. Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников и младших школьников. Сюрпризные моменты всегда красочны, неожиданны. Они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире. Ребенку интересно все, кроме скуки, бездействия. Неизвестность всегда дразнит воображение детей.
3. Занятие путешествие
это общий термин для обозначения различных видов игровой деятельности, таких как посещение выставок, зоопарка; экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти виды игровой деятельности объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания. Через такую ребята знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающем мире.
4. Занятие- сказка.
Дети объединяются по 2-3 человека, сочиняют сказку на заданную тему и представляют её группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.
5. Занятие -игра
Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием, актерством.
И это лишь небольшая часть нетрадиционных форм организации работы с обучающимися в системе дополнительного образования.
Подведём итог, нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к преподаванию , это всегда праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к образовательной программе в целом.
И именно дополнительное образование имеет большие возможности для внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения, которые способствуют не только развитию познавательной деятельности обучающихся, но и формированию у ребят интереса к творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ППО "Нетрадиционные техники рисования в дополнительном образовании детей раннего возраста"
Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования пальчиками и ладошками....
Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски» для детей от 3 до 4 лет 1 год обучения
Способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения по средствам нетрадиционного рисования у младшего дошкольного возраста....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Развивай-ка"(нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)
Рабочая программа "Развивайка" ( нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)...
План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования»
План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "нетрадиционные техники рисования"...
Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски»
Программа дополнительного образования детейпо нетрадиционному рисованию« Волшебные краски»...
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...