План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования»
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "нетрадиционные техники рисования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План

дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста

«Нетрадиционные техники рисования»

Разработала воспитатель

Малова Мария Ильинична

Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….2
  1. Актуальность ………………………………………………………….2
  2. Цель и задачи…………………………………………………………...3
  3. Организация занятий кружка………………………………………….3
  4. Содержание образовательной деятельности…………………………3
  5. Ожидаемые результаты………………………………………………..4
  1. План дополнительной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы «Калинка» на 2016/17 учебный год «Нетрадиционные техники рисования»…………………………………………………...6

Использованная литература……………………………………………...

  1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

• – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

• – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

• – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

• – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

1.2. Цель: познакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительного искусства, развивать художественно- творческие способности.

Задачи:

- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

- Побуждать детей изображать предметы доступными им средствами выразительности .

- Создавать условия для освоения цветовой палитры.

- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

- Развитие связной речи.

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

1.3 Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети старшей группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.

Срок реализации: долгосрочный (с сентября 2016г. – май 2017г.).

Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

- Эмоциональный настрой –использование музыкальных произведений,

- Практические – упражнения, игр методы,

- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.

- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

- Все методы используются в комплексе.

1.4 Содержание образовательной деятельности:

- Использование приема транслирования информации,

- Отбор тематического содержания,

- Главный герой рисования – ребенок,

- Педагог создает схематические изображения,

- Не только рассказать о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,

- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

1.5 Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

- Участие в конкурсах творческих работ в течение года.

- Оформление художественно-эстетической развивающей среды в группе и т. д.

- Формирование умения использовать разные изобразительные материалы в творческой работе.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Методическое обеспечение.

- тычок жесткой кистью;

- оттиск поролоном;

- восковые мелки и акварель;

- свеча и акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошек;

- волшебные веревочки;

- кляксография;

- монотопия;

- печать по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Материал:

- акварельные краски, гуашь;

- восковые мелки, свеча;

- ватные палочки;

- поролоновые печатки;

- коктельные трубочки;

- палочки или старые стержни для процарапывания;

- матерчатые салфетки;

- непроливайки;

- подставки под кисти.

  1. План

дополнительной образовательной деятельности

с воспитанниками старшей группы «Калинка» на 2016/17 учебный год

«Нетрадиционные техники рисования»

Дата (неделя)

Тема

Нетрадиционные техники

Содержание

Источник

сентябрь

1-я нед.

Веточка рябины(диагностическое задание)

Рисуем пальчиками.

Формировать желание рисовать пальчиками

Интернет-ресурс

2-я нед.

Подводный мир. Осьминог.(диагностическое задание)

Рисуем ладошкой

Развивать умение обводить ладошку карандашом

Интернет-ресурс

3-я нед.

Лето красное прошло

Восковые мелки

Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 26

4-я нед.

Рисование «Грибы в корзинке»

Рисуем ладошкой

Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 25- 26

октябрь

1-я нед.

Рисование «веселые ниточки»

Кляксография ниточкой

Познакомить детей с новым приемом рисования - кляксография ниточкой. Развивать воображение.

Интернет- ресурс

2-я нед.

Рисование «Осеннее дерево»

Пальчиковые краски

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно двигательную координацию.

Интернет- ресурс

3-я нед.

Зачем человеку зонт

Печать по трафарету.

Познакомить с новым методом- печатью по трафарету. Развивать чувство ритма.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.27

4-я нед.

Чудесные превращения кляксы

Кляксография

Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание – «оживление» необычных форм

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 80

ноябрь

1-я нед.

«Платочек для бабушки»

Пальчиковые краски

Учить наносить узор по краям альбомного листа; развивать глазомер.

Интернет-ресурс

2-я нед.

Рисование «Первый снег»

Монотипия, рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.39

3-я нед.

Рисование «Обои в моей комнате»

Оттиск печатками + поролон

Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.51

4-я нед

Растения в нашей группе

Оттиск поролоном.

Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.77

декабрь

1-я нед.

Снежинки

Воздушные фломастеры

С помощью трафаретов снежинок делать набрызг их фломастеров, развивать чувство композиции.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.41-42

2-я нед.

Лисичка- сестричка

Печать по трафарету.

Развивать умение прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке и наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Стр.43- 44

3- я нед.

Дымковская игрушка «конь»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Стр.45- 46

4-я нед.

Рисование «Елочка  нарядная»

Рисование пальчиками, оттиск поролоном

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Стр.47- 48

 январь

2-я нед.

Зимний лес.

Рисунки из ладошки

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый  пальчик – ствол дерева.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.49-50

3-я нед.

Сказочные цветы

Воздушные фломастеры

Закрепить навык рисования, используя трафареты цветов.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Стр.53- 54

4-я нед.

Узор на тарелочке - городецкая роспись

Оттиск печатками из картофеля.

Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Стр.55- 56

февраль

1-я нед.

Филин

Тычок полусухой жесткой кистью

Формировать умение создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться средствами графики

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.57-58

2-я нед.

Пингвины на льдинах.

Печать по трафарету.

Формировать умение прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Стр.59-60

3-я нед.

По замыслу.

Подарок папе.

Различные

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

Интернет- ресурс

4-я нед.

Черепахи

Восковой мелок + акварель, черный маркер + акварель

Совершенствовать умение в техниках, формировать изображать животных наиболее выразительно

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Стр.61- 62

март

1-я нед.

Открытка для мамы.

Печать по трафарету, воздушные фломастеры.

Формировать умение украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.63-64

2 -я нед.

Семеновские матрешки

Оттиск печатками.

Познакомить с семеновскими матрешками. Рассмотреть рисунок на фигурках. Развивать цветовосприятие.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Стр.65- 66

3 -я нед.

Рисование  «Ранняя весна»

Монотипия пейзажная

Развивать умение  складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Стр.69- 70

4-я нед.

Стройка, спец транспорт.

Печать по трафарету.

Формировать умение рисовать с помощью трафаретов различные машины. Создать коллективную работу.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Стр.67- 68

апрель

1-я нед.

Ветка с первыми листьями.

Оттиск печатками.

Формировать умение рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Стр.71- 72

2-я нед.

Звездное небо.

Свеча + акварель

Развивать умение создавать изображение звездного неба, используя акварель и свечу.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Стр.73- 74

3-я нед.

Рисование «аквариум»

Рисунки из ладошки

Развивать умение обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 75- 76

4-я нед.

Грачи прилетели.

Печать ластиком

Формировать умение детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.79- 80

май

1-я нед.

Салют

Воздушные фломастеры.

Продолжать формировать умение рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Стр.81- 82

2-я нед.

Одуванчики

Рисование веревочкой.

Закрепить технику рисования веревочкой.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Стр.83- 84

3-я нед.

Диагностика

4-я нед.

Диагностика

Использованная литература:

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.

2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий:  Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб.: КАРО, 2014.- 96 с. + цв. вкл.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», 2007. – 208 с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и доп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Техника изонити"

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Техника изонити"...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста "Нетрадиционные техники рисования"

Знакомство родителей детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования такими, как рисование свечой, монотипия, кляксография с трубочкой, пуантилизм т.д. Более подробную информ...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования.

laquo;В каждом ребенке дремлет птица, которуюнужно разбудить для полета. Творчество-этоимя этой волшебной птицы!Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу,чем раньше научится видеть  красотуок...