План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования»
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "нетрадиционные техники рисования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа дополнительного образования | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План
дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
«Нетрадиционные техники рисования»
Разработала воспитатель
Малова Мария Ильинична
Содержание.
- Пояснительная записка…………………………………………………….2
- Актуальность ………………………………………………………….2
- Цель и задачи…………………………………………………………...3
- Организация занятий кружка………………………………………….3
- Содержание образовательной деятельности…………………………3
- Ожидаемые результаты………………………………………………..4
- План дополнительной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы «Калинка» на 2016/17 учебный год «Нетрадиционные техники рисования»…………………………………………………...6
Использованная литература……………………………………………...
- Пояснительная записка
1.1 Актуальность.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
• – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
• – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
• – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
• – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
1.2. Цель: познакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительного искусства, развивать художественно- творческие способности.
Задачи:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать предметы доступными им средствами выразительности .
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
- Развитие связной речи.
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
1.3 Организация занятий кружка.
Кружок посещают дети старшей группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.
Срок реализации: долгосрочный (с сентября 2016г. – май 2017г.).
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
- Эмоциональный настрой –использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
- Все методы используются в комплексе.
1.4 Содержание образовательной деятельности:
- Использование приема транслирования информации,
- Отбор тематического содержания,
- Главный герой рисования – ребенок,
- Педагог создает схематические изображения,
- Не только рассказать о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
1.5 Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Участие в конкурсах творческих работ в течение года.
- Оформление художественно-эстетической развивающей среды в группе и т. д.
- Формирование умения использовать разные изобразительные материалы в творческой работе.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Методическое обеспечение.
- тычок жесткой кистью;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- непроливайки;
- подставки под кисти.
- План
дополнительной образовательной деятельности
с воспитанниками старшей группы «Калинка» на 2016/17 учебный год
«Нетрадиционные техники рисования»
Дата (неделя) | Тема | Нетрадиционные техники | Содержание | Источник | |
сентябрь | |||||
1-я нед. | Веточка рябины(диагностическое задание) | Рисуем пальчиками. | Формировать желание рисовать пальчиками | Интернет-ресурс | |
2-я нед. | Подводный мир. Осьминог.(диагностическое задание) | Рисуем ладошкой | Развивать умение обводить ладошку карандашом | Интернет-ресурс | |
3-я нед. | Лето красное прошло | Восковые мелки | Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 26 | |
4-я нед. | Рисование «Грибы в корзинке» | Рисуем ладошкой | Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 25- 26 | |
октябрь | |||||
1-я нед. | Рисование «веселые ниточки» | Кляксография ниточкой | Познакомить детей с новым приемом рисования - кляксография ниточкой. Развивать воображение. | Интернет- ресурс | |
2-я нед. | Рисование «Осеннее дерево» | Пальчиковые краски | Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно двигательную координацию. | Интернет- ресурс | |
3-я нед. | Зачем человеку зонт | Печать по трафарету. | Познакомить с новым методом- печатью по трафарету. Развивать чувство ритма. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.27 | |
4-я нед. | Чудесные превращения кляксы | Кляксография | Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание – «оживление» необычных форм | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 80 | |
ноябрь | |||||
1-я нед. | «Платочек для бабушки» | Пальчиковые краски | Учить наносить узор по краям альбомного листа; развивать глазомер. | Интернет-ресурс | |
2-я нед. | Рисование «Первый снег» | Монотипия, рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.39 | |
3-я нед. | Рисование «Обои в моей комнате» | Оттиск печатками + поролон | Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.51 | |
4-я нед | Растения в нашей группе | Оттиск поролоном. | Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.77 | |
декабрь | |||||
1-я нед. | Снежинки | Воздушные фломастеры | С помощью трафаретов снежинок делать набрызг их фломастеров, развивать чувство композиции. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.41-42 | |
2-я нед. | Лисичка- сестричка | Печать по трафарету. | Развивать умение прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке и наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.43- 44 | |
3- я нед. | Дымковская игрушка «конь» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.45- 46 | |
4-я нед. | Рисование «Елочка нарядная» | Рисование пальчиками, оттиск поролоном | Закрепить умение изображать елочные игрушки. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.47- 48 | |
январь | |||||
2-я нед. | Зимний лес. | Рисунки из ладошки | Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.49-50 | |
3-я нед. | Сказочные цветы | Воздушные фломастеры | Закрепить навык рисования, используя трафареты цветов. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.53- 54 | |
4-я нед. | Узор на тарелочке - городецкая роспись | Оттиск печатками из картофеля. | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.55- 56 | |
февраль | |||||
1-я нед. | Филин | Тычок полусухой жесткой кистью | Формировать умение создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться средствами графики | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.57-58 | |
2-я нед. | Пингвины на льдинах. | Печать по трафарету. | Формировать умение прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.59-60 | |
3-я нед. | По замыслу. Подарок папе. | Различные | Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. | Интернет- ресурс | |
4-я нед. | Черепахи | Восковой мелок + акварель, черный маркер + акварель | Совершенствовать умение в техниках, формировать изображать животных наиболее выразительно | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.61- 62 | |
март | |||||
1-я нед. | Открытка для мамы. | Печать по трафарету, воздушные фломастеры. | Формировать умение украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.63-64 | |
2 -я нед. | Семеновские матрешки | Оттиск печатками. | Познакомить с семеновскими матрешками. Рассмотреть рисунок на фигурках. Развивать цветовосприятие. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.65- 66 | |
3 -я нед. | Рисование «Ранняя весна» | Монотипия пейзажная | Развивать умение складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.69- 70 | |
4-я нед. | Стройка, спец транспорт. | Печать по трафарету. | Формировать умение рисовать с помощью трафаретов различные машины. Создать коллективную работу. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.67- 68 | |
апрель | |||||
1-я нед. | Ветка с первыми листьями. | Оттиск печатками. | Формировать умение рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.71- 72 | |
2-я нед. | Звездное небо. | Свеча + акварель | Развивать умение создавать изображение звездного неба, используя акварель и свечу. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.73- 74 | |
3-я нед. | Рисование «аквариум» | Рисунки из ладошки | Развивать умение обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 75- 76 | |
4-я нед. | Грачи прилетели. | Печать ластиком | Формировать умение детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.79- 80 | |
май | |||||
1-я нед. | Салют | Воздушные фломастеры. | Продолжать формировать умение рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.81- 82 | |
2-я нед. | Одуванчики | Рисование веревочкой. | Закрепить технику рисования веревочкой. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.83- 84 | |
3-я нед. | Диагностика | ||||
4-я нед. | Диагностика |
Использованная литература:
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб.: КАРО, 2014.- 96 с. + цв. вкл.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», 2007. – 208 с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Техника изонити"
В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Техника изонити"...
Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста "Нетрадиционные техники рисования"
Знакомство родителей детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования такими, как рисование свечой, монотипия, кляксография с трубочкой, пуантилизм т.д. Более подробную информ...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования.
laquo;В каждом ребенке дремлет птица, которуюнужно разбудить для полета. Творчество-этоимя этой волшебной птицы!Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу,чем раньше научится видеть красотуок...