Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст
рабочая программа по рисованию (младшая группа) по теме

Вострокнутова Светлана Павловна

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств , способных решать современные  задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического и народного  творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества,  реализовывает  идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой родины. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ml_vozr_16-17_god_1.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования детей по

рисованию

 

___«Нетрадиционные техники рисования»___

Наименование дополнительной образовательной программы

Младший  возраст 3-4 года

---------------------------------------------

Возрастной диапазон

                                                                  Педагог дополнительного образования:

Вострокнутова С.П.

Санкт-Петербург

2018

СОДЕРЖАНИЕ:

Целевой раздел рабочей программы

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………...3

Актуальность…………………………………………………………………………………………………………………........3

Практическая значимость программы……………………………………………………………………………………...........4

Педагогическая целесообразность………………………………………………………………………………………………4

Связь с уже существующими программами по данному направлению :…………………………………………………….5

Вид программы : модифицированная программа……………………………………………………………………………....5

Цель программы- развитие художественно –творческих способностей детей 3-4 лет средствами нетрадиционного рисования…………………………………………………………………………………………………………………………..5

Основные задачи программы……………………………………………………………………………………………………..5

Отличительные особенности данной образовательной программы…………………………………………………………6

Особенности возрастной группы детей …………………………………………………………………………………………6

Сроки реализации  дополнительной образовательной программы…………………………………………………………..6

Вид детской группы……………………………………………………………………………………………………………….6

Особенности набора детей……………………………………………………………………………………………………......6

Количество детей по годам обучения…………………………………………………………………………………………....6

Содержательный раздел рабочей программы

Календарный график………………………………………………………………………………………………………………7

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

«нетрадиционные техники рисования»…………………………………………………………………………………………...8

Календарно-тематический план…………………………………………………………………………………………………..10

Перспективный план дополнительной образовательной программы «нетрадиционные техники рисования» младший возраст 3-4лет………………………………………………………………………………………………………………………13

Организационный раздел рабочей программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по программе» нетрадиционные техники рисования…………………………………………………………………………………………………………………………..20

Планируемые результаты и оценочные материалы к программе «нетрадиционные техники рисования»……………….....21

Формы проведения итогов реализации образовательной программы…………………………………………………………21

Литература………………………………………………………………………………………………………………………….22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей,а также знакомство с национальными окружающими предметами ,впервые пробуждающими душу ребенка , воспитывающими в нем чувство красоты , любознательность. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование народно-декаративного искусства, знакомит детей со своей родной историей, развивает интерес к культуре русского народа. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Занятия по техникам русских народных узоров , продолжают развивать эстетический вкус , раскрывают возможности реализации творческого замысла через декоративное  разнообразие.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств , способных решать современные  задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического и народного  творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества,  реализовывает  идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой родины. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Ознакомление и рисование народно- декоративного искусства, продолжает реализовывать познавательно-воспитательные задачи, расширяя возможности творчества через разнообразие элементов русского декора.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.

 Все занятия в разработанной мной программе носят творческий и познавательный характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Проведение занятий с использованием  рисования в  русских народных традиций развивает общечеловеческие ценности культуры, которые  строятся в соответствии с ценностями и специфическими особенностями,  присущими  русским традициям.

Связь с уже существующими программами по данному направлению:

В основу настоящей программы легли программы М.Г.Смоляковой «Разноцветный мир»,

Прграмма В.Н. Касаревой «Родник»

Вид программы: модифицированная программа.

Новизной и отличительной особенностью программы 

«Разноцветный мир» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 3-4 лет средствами нетрадиционного рисования.

Сформировать интерес к познанию историии культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  • Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе)

Отличительные особенности данной образовательной программы

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек. Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс программы включает 16  занятия по темам.

Особенности возрастной группы детей

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек

 1 группа

дети 3–4 лет

Младший дошкольный возраст

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год , что составляет 4  календарных месяца.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся  1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения

дети 3–4 лет

Младший дошкольный возраст

15 минут

Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Особенности набора детей

Набор детей производится в свободном порядке.

Количество детей по годам обучения

Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

к рабочей программе

дополнительного образования детей

«Нетрадиционные техники рисования» 

Продолжительность учебного года:

Начало учебного года – 01 февраля

Начало учебных занятий – 01 февраля

Окончание учебных занятий – 30 мая

Продолжительность первого года обучения по программе «Разноцветный мир» составляет пол года (5месяцев)

Месяц/                        нагрузка

Учебный год

час    /    год

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

апрель

май

час / нед

час / мес

час / нед.

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед.

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед.

час / мес

Первый год обучения

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

32

Комплектование групп дополнительного образования детей:

01сентября по 30сентября

Каникулы зимние:

31 декабря  по 10 января

Каникулы летние:

01 июня по15 июля

Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:

Вторник,  с 15.20- 17.00

Продолжительность учебной недели:

Пятидневная учебная неделя

Режим  занятий:

Занятия проводятся по расписанию,  утвержденному заведующим ГБДОУ детский сад №125 центр развития ребёнка Невского района Санкт-Петербурга.

Количество часов, отведённых на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения составляет:

Младший возраст

Группа 1

3-4 лет

15 мин.

Перерыв для   отдыха детей между каждым занятием 10-15 минут.

Родительские собрания проводятся на начало учебного года (январь)

Консультации для родителей проводятся  согласно утвержденного графика.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

к рабочей программе дополнительного образования детей

«Нетрадиционные техники рисования» 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план  к дополнительной программе дополнительного образования детей «Разноцветный мир» государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №125 центр развития ребенка Невского района района Санкт-Петербурга является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.

Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.,
  • Устава ГБДОУ, Решением Совета ГБДОУ протокол № 4 от 30.08.2013 г. реализует дополнительные платные образовательные услуги.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

II. Общие положения

2.1. Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

2.2. Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей  проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 15.20 до 17.00

2.2.1. Продолжительность занятий по дополнительной программе составляет:

  • Для детей 3-4 лет- 15 минут.

2.3. В качестве форм организации образовательного процесса по дополнительным программа дополнительного образования детей  применяются:

  • игры;
  • занятия;
  • беседы;
  • аудио и видео занятия;
  • открытые занятия для родителей.

III. Структура учебного плана

3.1. Перечень  дополнительных программ дополнительного образования детей  формируется на основе запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) и согласовывается в отделе образования администрации Невского района Санкт-Петербурга.

3.2.  Учебный курс «Нетрадиционные техники рисования»

Рассчитан для детей  младших   групп   по  обучению дошкольников рисованию, реализуется по Программе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Нетрадиционные техники рисования», на основе Программы «Разноцветный мир», автор Смолякова М.Г., «Родник» ,автор Косарева В.Н.

Курс рассчитан на 1 час в неделю/ 16  часа в 4 мес.;  с февраля  по май.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

п/п

Наименование разделов и тем художественно-изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства

 

Количество часов

Количество часов

1.

 Игра-беседа «Условия безопасной работы».

2

2.

Игра: «Знакомство с чудо-помощниками»

2

3.

«Знакомство с пейзажем»

4

4.

«Творим  без  кисточки»

4

5.

«Способы тонирования бумаги»

2

6.

«Декоративно-прикладное искусство»

10

7.

«Дорисуй…»

2

8.

«Оттиск»

2

9.

«Натюрморт»

2

10.

« Животные и человек»

2

Всего:

32

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

Младший возраст

с  3 до 4 лет

Месяц

Календарные сроки освоен.

Занятие

Тема занятия

Кол-во занятий

Октябрь

2

1

«Золотая осень»

1

9

2

«Яблоко»

1

16

3

«Листопад»

1

23

4

«Дымковская лошадка…»

1

Ноябрь

6

5

«Гриб - боровик»

1

13

6

«Зайчик»

1

20

7

«Ветка рябины»

1

27

8

«Дымковская барышня »

1

Декабрь

4

9

«Первый снег из тучки»

1

11

10

«Снежинки»

1

18

11

«Филимоновский узор»

1

25

12

«Ёлка для зверей»

1

Январь

8

13

«Зимушка - зима»

1

15

14

«Снеговик и его друзья»

1

22

15

«Снегирь»

1

29

16

«Филимоновская барышня»

1

Февраль

5

17

«Укрась лошадку»

1

12

18

«Красивая тарелочка»

1

19

19

«Узор на шапочке»

1

26

20

«Матрешки»

1

Март    

5

21

«Портрет мамы»

1

12

22

«Подводный мир»

1

19

23

«Плюшевый мишка»

1

26

24

«Городецкая роспись»

1

Апрель

2

25

«Звёзды в космосе»

1

9

26

«Берёзка»

1

16

27

«Хохломская ложка»

1

23

28

«Весна пришла»

1

Май    

7

29

«Первые цветы»

1

14

30

«Цыплята»

1

21

31

«Бабочка»

1

28

32

«Гжель…»

1

ВСЕГО ЗАНЯТИЙ В ГОД

32

Цель занятий:

  1. Знакомство с особенностями изобразительной деятельности, с материалами и инструментами.
  2. Освоение навыков работы с ними.
  3. Развитие способности к цветовосприятию и форморазличению.
  4. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти.
  5. Установка интереса к изобразительной деятельности, формирование желания творить.

Задачи изобразительной деятельности детей
Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

  • Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы, создавая тем самым выразительные образы.
  • Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (набирать краску на ворс: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).
  • Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
  • Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков; сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например:«Дождик, чаще – кап – кап – кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ – топ!»).
  • Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.) и разных предметов (блюдечко, рукавички).
  • Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.).
  • Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (ёлочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Блоки:

Растения, явления природы.

Задачи:

1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года, научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.

3.Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий, закреплять приемы вертикального мазка.

4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.

5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего, зимнего и весеннего дня.

Животные.

Задачи:

1.Формировать умения замечать характерные особенности разных

животных и отражать их в рисунке.

2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение

несложных движений и их позу.

3.Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими

приемами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой,

жесткой кистью.

4. Развивать посредством осязания ощущение формы.

5.Научить воплощаться в образ формы.

6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа

животных, птиц.

7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления

о животных и сказочных персонажах

Человек.

Задачи:

1.Дать представления о модульном изображении человека

2.Научить изображать  бюст человека.

3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.

4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.

5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.

Натюрморт.

Задачи:

1.Учить различать предметы прямоугольной, треугольной и квадратной формы и изображать их в рисунках.

2.Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для изображения прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.

3.Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками в

одном направлении.

Декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

1.Познакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства (декоративное украшение предметов одежды), понятием «элемент узора». Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.

2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма.

3. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.

Уроки раскрепощения.

Задачи:

1.Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.

2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.

3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.

4. Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от негативного воздействия информационной среды, «перестроить на игровом уровне» болезненное состояние духа.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»

Младший возраст  (3-4 года)

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Октябрь

1

«Золотая осень»

Установить интерес к изобразительной деятельности. Формировать желание творить. Познакомить с материалами (бумагой, красками) и инструментами (кисть «белка№3» и кисть «щетина №6).

Учить правильно держать кисть, набирать краску. Учить рисовать ствол и ветви дерева. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования тычок жёсткой полусухой кистью (листья).Развивать цветовое восприятие. Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к природе. Воспитывать аккуратность и старательность.

Тонированная бумага формата А-4

Красная, жёлтая и оранжевая гуашь.

Акварель.

Кисть «белка №3» и кисть «щетина №6».

Игрушка Хрюша.

Жёлтые и оранжевые листья для физкультминутки.

2

«Яблоко»

Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с материалами и инструментами. Закреплять знание фруктов Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску. Учить рисовать яблоко, закрашивать его не заходя за контур. Учить рисовать веточку и листик у яблока.

Развивать способности к цветовосприятию и форморазличению. Развивать ассоциативное мышление, зрительную память. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать аккуратность.

Тонированная бумага формата А-4

Акварель.

Кисть «белка №3».

Муляж яблока.

3

«Листопад»

Продолжать формировать желание творить. Продолжать знакомить с материалами  (гуашь, бумага) и инструментами (кисть «белка №3» и листья кустарника).

Закреплять знания о признаках осени. Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – монотипией (отпечаток). Учить наносить краску на тыльную поверхность листа - мазками. Учить делать отпечаток на листе бумаги. Развивать цветовое восприятие. Развивать чувство композиции и моторику пальцев рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы.

Тонированная бумага формата А-4

Гуашь.

Кисть «белка №3».

Салфетки.

4

«Дымковская лошадка…»

Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Познакомить с элементами «дымковской игрушки»(круги, зигзаги, строгие прямые и волнистые линии, круглые пятна, клетка, и просто точки) Формировать желание самому составлять узор на силуэте , использовав  дымковские элементы. Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску. Учить превращать белый силцэт в образ дымковской лошадки: учить рисовать точки, волнистые и прямые линии кончиком кисти. Учить дорисовывать нос, глаз, копыта лошадке. Учить усложнять композицию за счёт узора рисунка(зигзаги, круги с узором).

Развивать способности к цветовосприятию и форморазличению. Развивать ассоциативное мышление, фантазию. Воспитывать любовь к природе, к русской культуре. Воспитывать старательность.

Силуэты лошадки из белой плотной бумаги.

Гуашь.

Кисть «белка №3».

Дымковские игрушки(лошадки, олени…)

Картинки с изображением дымковских игрущек.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Ноябрь

5

«Гриб - боровик»

Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с материалами (бумагой, красками) и инструментами (кисточкой, восковыми мелками). Формировать знание о грибе – боровике (цвет, форма). Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску. Учить рисовать гриб – боровик (ножка, шляпка). Учить рисовать восковыми мелками траву, лист от дерева на грибочке. Развивать способность к форморазличению. Развивать чувство композиции, зрительную память. Воспитывать любовь к творчеству. Воспитывать аккуратность.

Тонированная бумага формата А-4

Акварель.

Кисть «белка №3».

Восковые мелки.

Картинка с изображением гриба – боровика.

6

«Зайчик»

Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Формировать творческие способности. Познакомить с материалами (бумагой, гуашь) и инструментами (кисть «щетина №6). Формировать знания о диких животных (заяц). Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску.  Продолжать обучение нетрадиционной технике рисования  -  тычок жёсткой полусухой кистью. Учить наносить тычки по форме круга (туловище и голова зайца) и в длину (ушки зайчика). Развивать цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Развивать чувство композиции. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на творчество. Воспитывать аккуратность и старательность.

Тонированная бумага формата А-4

Коричневая гуашь.

Акварель.

Кисть «белка №3» и кисть «щетина №6».

Игрушка Зайка.

Готовый образец рисунка.

7

«Ветка рябины»

Закреплять интерес к  изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с элементами графического языка – пятном, а также – линией. Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску. Учить рисовать ветку рябины, располагая её на весь лист. Учить рисовать кончиком кисти гроздь рябины, а ягоды рябины учить рисовать пальчиком. Развивать чувство композиции, зрительную память, цветовое восприятие. Воспитывать любовь к творчеству. Воспитывать аккуратность и старательность.

Тонированная бумага формата А-4

Акварель, гуашь.

Кисть «белка №3».

Картинка с изображением рябины.

8

«Дымковская барышня»

Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Формировать желание творить. Закреплять знания «дымковской игрушке». Закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску. Учить рисовать Дымковский орнамент на силуэт .(«дымковская барышня») Продолжатьзнакомить с элементами росписи дымковского орнамента(ромб,клетка).Закреплять знание дымковских цветов (красный, желтый, черный, зеленый, синий). Развивать ассоциативное мышление, зрительную память, моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и старательность.

Развивать интерес к народной игрушке.

Силуэт из бумаги «Дымковская барышня»

Гуашь.

Кисть «белка №3».

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Декабрь

9

«Первый снег из тучки»

Закреплять интерес к изобразительной деятельности.

Продолжать знакомить с элементами графического языка – пятнами (большими и маленькими). Учить наносить белую гуашь на кулачок с нижней стороны и делать отпечаток (тучка). Продолжать учить делать отпечатки пальчиками (снег). Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы. Воспитывать аккуратность  и старательность.

Тонированная бумага формата А-4

Белая гуашь в тарелочке

Игрушка Котёнок.

10

«Снежинки»

Продолжать знакомить детей с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с элементами графического языка – линиями (длинными и короткими). Продолжать знакомить с материалами (восковые мелки, акварель, бумага) и инструментами (кисть №3). Продолжать учить правильно держать кисть. Учить рисовать снежинки (пересекающиеся длинные и короткие линии) восковыми мелками. Учить закрашивать фон. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к творчеству.

Восковые мелки

Лист бумаги

Акварель

Игрушка Котёнок

Кисть №3.

11

Филимоновский узор»

Продолжать знакомить детей с особенностями изобразительной декоративной росписи. Продолжать знакомить с материалами (бумага, глина, гуашь, кисть). Формировать знания об орнаменте, узоре Познакомить с индивидуальными особенностями филимоновской росписи(история происхождения, особенностями нанесения элементов узора) . Учить правильно составлять орнамент используя индивидуальные особенности данного народного творчества(полоски, капель, веточки)Учит использовать правильную цветовую палитру(малиновый, желтый, синий, зеленый) . Учить составлять узор из отдельных элементов. Развивать творческие способности, моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и старательность.

Лист бумаги А4,тонированный желтой краской.

 Гуашь на тарелочках

Филимоновские игрушки(лошадки, барышни, петушки)

Картинки с изображением филимоновских игрушек)

12

«Ёлка для зверей»

Закреплять знание материалов (гуашь, бумага) и инструментов (кисть «щетина»№6). Продолжать учить правильно держать кисть и набирать краску. Продолжать обучение нетрадиционной технике рисования – тычок жёсткой полусухой кистью. Учить наносить тычки придавая форму ёлочки. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на творчество.

Зелёная гуашь

 Кисть «щетина №6»

 Банки с водой

Игрушка Котёнок.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Январь

13

«Зимушка - зима»

Продолжать знакомство с материалами (акварель, бумага для акварели) и инструментами (кисть «белка»№3). Закреплять знания о признаках зимы. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование по-мокрому. Учить намачивать губкой смоченной водой лист для акварели. Закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску. Учить рисовать деревья, кусты и снежинки. Развивать зрительную память, чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе и творчеству.

Бумага для акварели А4

 Акварель

 Кисть «белка» №3

Стакан с водой

 Губка.

14

«Снеговик и его друзья»

Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Формировать желание творить. Продолжать знакомить с материалами (тонированная бумага, гуашь) и инструментами (кисть «белка»№3 и «щетина»№6). Продолжать обучение нетрадиционной технике рисования – тычок жёсткой полусухой кистью. Учить наносить тычки по форме круга, а также заполняя его. Развивать самостоятельное творчество детей, чувство композиции, мелкую моторику рук.

Воспитывать внимательность, аккуратность и старательность.

Гуашь белого цвета;

Акварель;

Кисть «щетина» №6 и «белка» №3

Игрушка снеговик.

15

«Осьминожек»

Закреплять интерес к изобразительной деятельности.

Объяснить детям, что отпечатки наших ладошек похожи на различные силуэты.

Учить делать отпечаток ладошки (осьминожек). Учить рисовать водоросли (вертикальные волнистые линии). Учить дорисовывать у осьминога  глаза. Развивать творчество, воображение, мелкую моторику рук.

Продолжать развивать самостоятельное творчество детей. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность и старательность.

Альбомный лист голубого цвета;

Гуашь

Кисть «белка» №3.

.

16

Филимоновская барышня»

Продолжать формировать желание творить. Закреплять интерес к изобразительной деятельности, народному творчеству. Закреплять знания о внешнем виде «Филимоновской барышни». Продолжать учить рисовать узор, используя элементы филимоновской росписи (полоски, капель, веточки) . Учить находить нужные цвета для данной росписи(малиновый. Желтый, синий, зеленый) Учить расписывать силуэт барышни. Учить соблюдать пропорции. Развивать чувство композиции и цветовое восприятие. Воспитывать любовь к Родине. Развивать интерес к культуре  русского народа, подмечая самобытность, творческий подход  ,разнообразие в исполнение в зависимости от места проживания. Воспитывать интерес к творчеству, аккуратность и старательность.

Гуашь

Кисть «щетина» №3

Силуэт «Барышня» из белой плотной бумаги.

Стакан с водой.

«Филимоновская барышня».

Картинки с изображением филимоновских игрушек.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Февраль

17

«Укрась лошадку»

Продолжать знакомство с материалами(гушь) и инструментами (ватные палочки). Закреплять знания о признаках зимы. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – тычек ватной палочкой. Развивать зрительную память, чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе и творчеству.

Бумага для акварели А4 с изображением лошадки

Гуашь.

Ватные палочки.

18

«Красивая тарелочка»

Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Формировать желание творить. Продолжать знакомить с материалами (тонированная бумага, гуашь) и инструментами (кисть «белка»№3 ).Учить наносить различные узоры по форме круга,. Развивать самостоятельное творчество детей, чувство композиции, мелкую моторику рук.

Воспитывать внимательность, аккуратность и старательность.

Альбомный лист голубого цвета с изображением тарелочки;

Гуашь белого цвета;

Кисть «белка» №3

19

«Узор на шапочке»

Продолжать формировать знания об орнаменте, узоре. Учить создавать свой узор на шапочке, способом примакивания кисти к поверхности рисунка. Развивать творчество, воображение, мелкую моторику рук.

Продолжать развивать самостоятельное творчество детей. Закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность и старательность.

Изображение шапки на листе бумаги по количеству детей

Акварель

Кисть «белка» №3.

Игрушка мышка.

20

«Колобок в травке»

Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить работать с изображением в технике – рисование пальчиком. Учить детей рисовать круг, дорисовывать колобку глазки, носик и рот; рисовать травку .Воспитывать в детях любовь к литературным героям.

Гуашь.

Тонированный лист.

Стакан с водой. Изображение колобка.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Март

21

«Портрет мамы»

Формировать у детей знания о жанре живописи – портрете. Учить рисовать голову в форме овала, глаза, рот, нос, соблюдая пропорции. Учить рисовать восковыми мелками, сохраняя индивидуальность мамы (цвет глаз, волос). Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления окружающей жизни. Воспитывать желание сделать приятное близкому человеку – маме.

Лист бумаги

Восковые мелки

Кукла Оля.

22

«Подводный мир»

Продолжать формировать знания о жанре живописи – пейзаже. Закреплять знания о морских животных и о растениях – водорослях. Учить рисовать рыбку в форме овала. Учить дорисовывать хвост, плавники, глаз. Учить рисовать грунт – круги и овалы, различные по размеру и цвету. Учить рисовать вертикальные волнистые линии – водоросли. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе.

Тонированный лист бумаги

Акварель

Кисть №3

Стаканчики с водой.

23

«Плюшевый мишка»

Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить работать с изображением в технике – тычок жёсткой полусухой кистью. Учить заполнять контур игрушки – мишки различными цветами красок. Развивать цветовое восприятие, форморазличение, мелкую моторику рук.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность и старательность.

Жёсткая кисть №6

Гуашь

Стаканчики с водой

Салфетки

Кукла Оля.

24

«Городецкая роспись»

Продолжать знакомить с особенностями декоративной изобразительной деятельности. Познакомить с городецкой росписью. Учить находить изделия с городецкой росписью в окружающем быте. Дать понятие об индивидуальной технике рисования узора.(метод наложения на большую форму , более меньших форм . Учить рисовать подмалевки, оживки  что является отличительной чертой в городецкой росписи. Дать знания о разнообразном сюжетном подходе в реализации своего творческого замысла (птицы, цветы, кони, люди… так далее) Развивать цветовое восприятие, творческие способности. Воспитывать аккуратность и старательность.

Силуэт бытовой доски .

Гуашь, кисти №4, 2

Акварель

Стаканчик с водой.

Городецкие доски, тарелки, ложки.

Картинки с изображение предметов быта с городецкой росписью.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Апрель

25

«Звёзды в космосе»

Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с материалами (восковые мелки, акварель, бумага) и инструментами (кисть №6). Продолжать учить правильно держать кисть. Учить рисовать звёзды и месяц восковыми мелками. Продолжать учить закрашивать фон.

Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на происходящие события в стране.

Лист бумаги

Восковые мелки

Кисть №6

Акварель

Игрушка Котёнок.

26

«Берёзка»

Продолжать формировать желание творить. Продолжать знакомить с жанром живописи – пейзажем. Учить рисовать берёзку кончиком кисти, соблюдая пропорции. Учить прорисовывать листочки методом печати ластиком. Учить рисовать на стволе чёрные короткие линии. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность и старательность.

Тонированный лист бумаги

Белая гуашь

Кисть №3

Акварель

Печати из ластика

Стаканчики с водой

27

«Хохломская ложка»

Закреплять интерес к изобразительной декоративной деятельности.

Учить рисовать элементы хохломских узоров ,  познакомить детей с хохломской росписью, ее историей ,   назначением, с расписанными предметами;

-    учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;

-    познакомить детей с элементами росписи: ягоды, цветы,
завиток, трава; с цветовой гаммой;

-     воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Силуэт деревянной ложки.

Гуашь.

Кисть№ 2.

Деревянные хохломские ложки, посуда.

28

«Весна пришла»

Продолжать знакомить с жанром живописи – пейзажем. Рассмотреть с детьми репродукцию картины на весеннюю тему. Учить рисовать весенние деревья, небо, солнце, травку, цветочки акварелью. Учить соблюдать пропорции. Закреплять знания признаков весны. Развивать у детей чуткость к восприятию весенней красоты природы. Развивать цветовое восприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к прекрасному, аккуратность и старательность.

Тонированный лист бумаги

Кисть №3

Акварель

Игрушка Зайка.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Май  

29

«Первые цветы»

Продолжать формировать желание творить. Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Учить рисовать цветы методом примакивания кисти. Учить дорисовывать стебли и листья цветов, солнышко. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие и мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к творчеству.

Тонированный лист бумаги

Кисть №3

Акварель

Картина с изображением цветов.

30

«Цыплята»

Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о домашних животных. Учить рисовать цыплят в технике тычок жёсткой полусухой кистью. Учить дорисовывать лапки, клюв, глаза, зёрнышки. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, чувство композиции. Воспитывать любовь к животным, аккуратность и старательность.

Альбомный лист зелёного цвета;

Набор гуашевых красок,  мисочки;

Стаканчик с водой;

Игрушка – курочка.

31

«Бабочка»

Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать учить осваивать материалы и инструменты. Закреплять знания о насекомых. Закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску. Учить рисовать бабочку, украшать крылья бабочки узором. Развивать навыки рисования, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе и творчеству.

Тонированный лист бумаги

Кисть №3

Акварель.

32

«Гжель»

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять силуэт вазы элементами узора гжельской росписи .
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Силуэт вазы .

Гуашь, Кисть №3Стаканчики с водой.

Гжелевая керамика.

Картинки с изображением гжелевой керамики.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 Работа кружка «Разноцветный мир» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  • акварельные краски, гуашь;
  • простые карандаши, ластик;
  • печатки из различных материалов;
  • наборы разнофактурной бумаги;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки, губки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.
  • место для выставки детских работ
  • парта детская-4 шт, стул детский -8 шт
  • демонстрационная доска, дидактический материал  в соответствии с темами занятий
  • различные игрушки
  • наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»


Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

  • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам
  •  Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.


Формы проведения итогов реализации образовательной программы

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»;  тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся  открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.

Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя ребенка

 Форма

Изображение предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача движения

Цвет

Общее число баллов

1

2

3

Итого  баллов по критериям

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

-форма передана точно

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

ЦветХарактеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;основные цвета и  оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении оттеночных цветов)

Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.

Литература для педагога:

Основная литература.

  1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
  2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
  3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
  4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
  7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
  10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
  11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
  12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
  13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
  14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» старший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...