Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст
рабочая программа по рисованию (средняя группа) по теме

Вострокнутова Светлана Павловна

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться

«Разноцветный мир» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredniy_v._16-17_god.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования детей по

рисованию

 

___«Нетрадиционные техники рисования»___

Наименование дополнительной образовательной программы

Средний возраст 4-5 лет

---------------------------------------------

Возрастной диапазон

                                                                  Педагог дополнительного образования:

Вострокнутова С.П.

Санкт-Петербург

2018

СОДЕРЖАНИЕ:

Целевой раздел рабочей программы

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………......3

Актуальность…………………………………………………………………………………………………………………...........3

Практическая значимость программы……………………………………………………………………………………..............4

Педагогическая целесообразность………………………………………………………………………………………………...4

Связь с уже существующими программами по данному направлению :………………………………………………………5

Вид программы : модифицированная программа………………………………………………………………………………...5

Цель программы- развитие художественно –творческих способностей детей 4-5 лет средствами нетрадиционного рисования………………………………………………………………………………………………………………………….....5

Основные задачи программы………………………………………………………………………………………………………5

Отличительные особенности данной образовательной программы…………………………………………………………...6

Особенности возрастной группы детей …………………………………………………………………………………………...6

Сроки реализации  дополнительной образовательной программы…………………………………………………………....6

Вид детской группы………………………………………………………………………………………………………………...6

Особенности набора детей…………………………………………………………………………………………………….........6

Количество детей по годам обучения………………………………………………………………………………………….......6

Содержательный раздел рабочей программы

Календарный график………………………………………………………………………………………………………………..7

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

«нетрадиционные техники рисования…………………………………………………………......................................................8

Календарно-тематический план…………………………………………………………………………………………………..10

Перспективный план дополнительной образовательной программы «нетрадиционные техники рисования» средний возраст 4-5лет………………………………………………………………………………………………………………………12

Организационный раздел рабочей программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по программе» нетрадиционные техники рисования…………………………………………………………………………………………………………………………..20

Планируемые результаты и оценочные материалы к программе «нетрадиционные техники рисования»…………………21

Формы проведения итогов реализации образовательной программы…………………………………………………………21

Литература…………………………………………………………………………………………………………………………22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей, а также знакомство с национальными окружающими предметами ,впервые пробуждающими душу ребенка , воспитывающими в нем чувство красоты , любознательность. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование народно-декаративного искусства, знакомит детей со своей родной историей, развивает интерес к культуре русского народа. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Занятия по техникам русских народных узоров , продолжают развивать эстетический вкус , раскрывают возможности реализации творческого замысла через декоративное  разнообразие.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств , способных решать современные  задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического и народного  творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества,  реализовывает  идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой родины. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Ознакомление и рисование народно- декоративного искусства, продолжает реализовывать познавательно-воспитательные задачи, расширяя возможности творчества через разнообразие элементов русского декора.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.

 Все занятия в разработанной мной программе носят творческий и познавательный характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Проведение занятий с использованием  рисования в  русских народных традиций развивает общечеловеческие ценности культуры, которые  строятся в соответствии с ценностями и специфическими особенностями,  присущими  русским традициям.

Связь с уже существующими программами по данному направлению:

В основу настоящей программы легли программы М.Г.Смоляковой «Разноцветный мир»,

Прграмма В.Н. Касаревой «Родник»

Вид программы: модифицированная программа.

Новизной и отличительной особенностью программы 

«Разноцветный мир» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 4-5 лет средствами нетрадиционного рисования.

Сформировать интерес к познанию историии культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  • Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе)

Отличительные особенности данной образовательной программы

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек. Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс программы включает 16  занятия по темам.

Особенности возрастной группы детей

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек

 1 группа

дети 4-5 лет

Средний дошкольный возраст

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год , что составляет 4  календарных месяца.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся  1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения

дети 4-5 лет

Средний дошкольн. возраст

20  минут

Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Особенности набора детей

Набор детей производится в свободном порядке.

Количество детей по годам обучения

Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

к рабочей программе

дополнительного образования детей

«Нетрадиционные техники рисования» 

Продолжительность учебного года:

Начало учебного года – 01 февраля

Начало учебных занятий – 01 февраля

Окончание учебных занятий – 30 мая

Продолжительность первого года обучения по программе «Разноцветный мир» составляет пол года (5месяцев)

Месяц/                        нагрузка

Учебный год

час    /    год

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

апрель

май

час / нед

час / мес

час / нед.

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед.

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед

час / мес

час / нед.

час / мес

Первый год обучения

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

32

Комплектование групп дополнительного образования детей:

01сентября по 30сентября

Каникулы зимние:

31 декабря  по 10 января

Каникулы летние:

01 июня по15 июля

Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:

Вторник, с 15.20- 17.00

Продолжительность учебной недели:

Пятидневная учебная неделя

Режим  занятий:

Занятия проводятся по расписанию,  утвержденному заведующим ГБДОУ детский сад №125 центр развития ребёнка Невского района Санкт-Петербурга.

Количество часов, отведённых на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения составляет:

Средний  возраст

Группа 1

4-5 лет

20 мин.

Перерыв для   отдыха детей между каждым занятием 10-15 минут.

Родительские собрания проводятся на начало учебного года (сентябрь)

Консультации для родителей проводятся  согласно утвержденного графика.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

к рабочей программе дополнительного образования детей

«Нетрадиционные техники рисования» 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план  к дополнительной программе дополнительного образования детей «Нетрадиционные техники рисования» государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №125 центр развития ребенка Невского района района Санкт-Петербурга является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.

Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.,
  • Устава ГБДОУ, Решением Совета ГБДОУ протокол № 4 от 30.08.2013 г. реализует дополнительные платные образовательные услуги.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

II. Общие положения

2.1. Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

2.2. Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей  проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 15.20 до 17.00

2.2.1. Продолжительность занятий по дополнительной программе составляет:

  • Для детей 4-5 лет- 20 минут.

2.3. В качестве форм организации образовательного процесса по дополнительным программа дополнительного образования детей  применяются:

  • игры;
  • занятия;
  • беседы;
  • аудио и видео занятия;
  • открытые занятия для родителей.

III. Структура учебного плана

3.1. Перечень  дополнительных программ дополнительного образования детей  формируется на основе запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) и согласовывается в отделе образования администрации Невского  района Санкт-Петербурга.

3.2.  Учебный курс «Нетрадиционные техники рисования»

Рассчитан для детей  средних   групп   по  обучению дошкольников рисованию, реализуется по Программе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Нетрадиционные техники рисования», на основе Программы «Разноцветный мир», автор Смолякова М.Г., «Родник» ,автор Косарева В.Н.

Курс рассчитан на 1 час в неделю/ 16  часа в 4 мес.;  с февраля  по май.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Нетрадиционные техники рисования»

п/п

Наименование разделов и тем художественно-изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства

 

Количество часов

Количество часов

1.

 Игра-беседа «Условия безопасной работы».

2

2.

Игра: «Знакомство с чудо-помощниками»

2

3.

«Знакомство с пейзажем»

4

4.

«Творим  без  кисточки»

4

5.

«Способы тонирования бумаги»

2

6.

«Декоративно-прикладное искусство»

10

7.

«Дорисуй…»

2

8.

«Оттиск»

2

9.

«Натюрморт»

2

10.

« Животные и человек»

2

Всего:

32

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 «Нетрадиционные техники рисования»

Средний возраст

С 4 до 5 лет

Месяц

Календарные сроки освоен.

Занятие

Тема занятия

Кол-во занятий

Октябрь

2

1

«Подсолнухи»

1

9

2

«Укрась платочек»

1

16

3

«Дымковская барышня»

1

23

4

«Необычная картинка…»

1

Ноябрь

6

5

«Мои игрушки»

1

13

6

«Шарфики для козлят»

1

20

7

«Мои любимые рыбки»

1

27

8

«Посуда, чашки»

1

Декабрь

4

9

«Зимний лес»

1

11

10

«Хохломская тарелочка»

1

18

11

«Елочные игрушки»

1

25

12

«Укрась елочку»

1

Январь

8

13

«Белая метелица»

1

15

14

«Зимняя встреча»

1

22

15

«Узоры по мотивам дыковских игрушек»

1

29

16

«Снеговик»

1

Февраль

5

17

«Воробей»

1

12

18

«Городец, разделочная доска»

1

19

19

«Портрет зимы»

1

26

20

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

1

Март    

5

21

«Портрет мамы»

1

12

22

«Сказочная гжель»

1

19

23

«Цветочек»

1

26

24

«Моя семья»

1

Апрель

2

25

«Ракеты в космосе»

1

9

26

«Укрась свитер»

1

16

27

«Котенок»

1

23

28

«Разноцветные яички»

1

Май     2014

7

29

«Одуванчики»

1

14

30

«Праздничный салют»

1

21

31

«Русская матрешка»

1

28

32

«Скоро лето»

1

ВСЕГО ЗАНЯТИЙ В ГОД

32

Цель занятий:

  1. Знакомство с особенностями изобразительной деятельности, с материалами и инструментами.
  2. Освоение навыков работы с ними.
  3. Развитие способности к цветовосприятию и форморазличению.
  4. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти.
  5. Установка интереса к изобразительной деятельности, формирование желания творить.

Задачи изобразительной деятельности детей
Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

  • Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы, создавая тем самым выразительные образы.
  • Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (набирать краску на ворс: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).
  • Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
  • Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков; сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например:«Дождик, чаще – кап – кап – кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ – топ!»).
  • Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.) и разных предметов (блюдечко, рукавички).
  • Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.).
  • Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (ёлочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Блоки:

Растения, явления природы.

Задачи:

1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года, научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.

3.Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий, закреплять приемы вертикального мазка.

4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.

5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего, зимнего и весеннего дня.

Животные.

Задачи:

1.Формировать умения замечать характерные особенности разных

животных и отражать их в рисунке.

2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение

несложных движений и их позу.

3.Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими

приемами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой,

жесткой кистью.

4. Развивать посредством осязания ощущение формы.

5.Научить воплощаться в образ формы.

6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа

животных, птиц.

7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления

о животных и сказочных персонажах

Человек.

Задачи:

1.Дать представления о модульном изображении человека

2.Научить изображать  бюст человека.

3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.

4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.

5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.

Натюрморт.

Задачи:

1.Учить различать предметы прямоугольной, треугольной и квадратной формы и изображать их в рисунках.

2.Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для изображения прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.

3.Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками в

одном направлении.

Декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

1.Познакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства (декоративное украшение предметов одежды), понятием «элемент узора». Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.

2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма.

3. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.

Уроки раскрепощения.

Задачи:

1.Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.

2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.

3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.

4. Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от негативного воздействия информационной среды, «перестроить на игровом уровне» болезненное состояние духа.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

Средний возраст (4-5 лет)

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Октябрь

1

«Подсолнухи»

Упрвжнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха.

Закреплять навыки рисования гуашью.

Развивать чувство композиции.

Лист формата А4 с нарисованым кругом и лепестками ,черная тушь, зеленая гуашь, кисти, баночка с водой, салфетка.

Картинки с подсолнухами. Образец воспитателя

2

«Укрась платочек»

Учить украшать  платочек  простым узором, используя печатание , рисование пальчиками и приемом примакивания. Развивать чувство композиции и ритма.

Цветной лист треугольной формы , гуашь, печатки, кисти , баночка с водой, салфетка.

Эскизы и иллюстрации.

Образец воспитателя.

3

«Дымковская барышня»

Эстетическое воспитание детей с помощью народного искусства.

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой и ее орнаментом.Воспитывать бережное уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.Развивать эстетическое восприятие у детей , познание о декоративно- прикладном искусстве.

Силуэт Дымковской барышни. Гуашь, кисти , баночка с водой.

Глиняные фигуры дымковских игрущек.Картинки с выделенными образцами узоров на Дымковскую тематику.

Образец воспитателя.

4

«необычная картинка»

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование брызгами» . Формировать развие художественно –творческих способностей.

Картон , гуащь, старая зубная щетка, карандашь .

Образец воспитателя.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Ноябрь

5

«Мои игрушки»

Упражнять в рисовании предметов круглой формы(неваляшка, мяч)

Закреплять умение украшать предметы , используя печатание и рисование пальчиками.

Развивать чувство композиции.

Лист формат А3, гуашь, кисти, вода, салфетки..

Игрушки круглой формы, (мячи, неваляшки. Образец воспитателя)

6

«Расписывание шарфиков для козлят»

хохлома

Знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета для оформления шарфика.

Закреплять уменя задумывать и составлять узор из элементов хохломской росписи.

Закреплять технические умения набирать краску на кисть и пользоваться тычком.

Развивать творческие способности. самостоятельность.

Воспитывать любовь к прекрасному и интерес к хохломской росписи.

Аудизапись из сказки»Волк и семеро козлят».

Гуашь(зеленая, черная, красная, желтая)

Тычки, баночки с водой,салфетки, трафореты в виде шарфиков двух цветов желтый и красный.

7

«Мои любимые рыбки»

(восковые мелки, акварель)

Упражнять в рисовании предметов овальной формы.Познакомить  с техникой  сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие.

Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, вода, салфетки.

Эскизы, иллюстрации.

Образец воспитателя.

8

«Посуда.Чашка»

(рисование ватными палочками)

Учить крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать цвета. Развивать воображение

Лист  А4, тонированный(темно –синим, темно-серым)гуашь, печатки в форме снежинок,кисти. Вода, салфетки.

Эскизы,иллюстрации,фото.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Декабрь

9

«Зимний лес»

(печать по трафарету,рисование пальчиками)

Упражнять в печатании по трафарету. Закреплять  умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист А4,верхняя частьтонирована голубым цветом, а нижняя белая(снег), гуашь, сангина, трафареты елей  разной величины, поролоновые тампоны , салфетки.

Эскизы иллюстрации фото.

10

«Хохломская тарелочка»

Продолжать знакомить с народной росписью хохлома. Учить понимать отличие узора от других народных росписей.Учить рисовать кончиком кисточки. Учить рисовать завитушки , точки, аккуратно, и последовательно для создания целого внешнего вида хохломской тарелочки.Воспитывать любовь  и интерес к народным промыслам.

Бумажная тарелочка, гуашь(желтая, красная, зеленая, черная), кисть 3,1.,хохломские изделия домашнего быта,образцы росписи тарелочки.

11

«Елочные игрушки»

(восковые мелки и акварель, оттиск пробкой)

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек.

Закреплять умение тонировать рисунок акварелью.

Печать пробкой.

Вырезанные из  плотной бумаги елочные игрушки (шары, сосульки, месяц, звезда и др.), восковые мелки, акварель, кисти, гуашь, пробки , салфетки.Елка нарис. На ватмане, елочные игрушки. Образец воспитателя.

12

«Укрась елочку бусами»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой)

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой.

Учить чередовать бусины разных размеров.

Развивать чувство ритма.

Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, наклеенные или нарисованные гуашью, гуашь, пробки, салфетки.

Елочные бусы иллюстрации.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Январь

13

«Белая метелица»

Учить передавать в рисунке картину зимы. Упражнять в рисовании деревьев. Продолжать учить пользоваться краской и кистью, промывать кисть.

Учить новому методу «набрызг»- разбрызгивание капелькраски с помощью щетки и стеки.- «Белая метелица». Привлекать к рассматриванию рисунков , давая им образную характиристику. Развивать воображение, воспитывать любовь к природе.

Иллюстрации с изображение снегопада, тонированая бумага голубого цвета, альбомного листа. Коричневая и белая гуашь.кисти, салфетки , баночка с водой, зубные щетки, стеки на каждого ребенка.

14

«Зимняя встреча»

(печать по трафарету с использованием поролона)

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования –печать по трафорету с использованием паралона.

Развивать творчество и фантазию у детей.

Учить правильно располагать детали у композиции.

Голубая цветная бумага. Трафареты зайца и лисы.  Баночка с водой. Поролон. Кисти белка2, и щетина 4. Гуашь (белая,коричневая, зеленая , ораньжевая)

15

Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек. Роспись козлика.

(акварель)

Учить расписывать узором, используя разные элементы росписи: точки, мазки, полоски. Подбирать цвета в соответствии с образцами дымковской росписи. Развивать эстетическое восприятие.

Шаблоны козлика, акварельные краски, кисти, вода, салфетка. Дымковские игрушки, альбом с особенностями росписи.

16

«Снеговик»

(комкание бумаги, скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью , умение сочетать в работе скатывания, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка , заборчик и т.д.) развивать чувство композиции.

Лист формат А4тонированный, салфетки для снеговика, клей , гуашь, кисти, вода, салфетки.Игрушка снеговика , эскизы .

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Февраль

17

«Воробей»

(Печать крышкой)

Учить рисовать руками, рисовать печатанием крышки от флакона, баночки(диаметр 3-4см) , набирая краску крышкой, рисовать глаза кончиком кисточки, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату . привить интерес к рисованию. Закреплять знания о строении птиц, развивать воображение.

Картинка с изображением зимнего парка, воробьев на кормушке, Образец – рисунок воспитателя , игрушка-воробей. Альбомный лист , ватман, гуашь коричневая , черная. Крышка от флакона , кисть, подставка для кисти, салфетка.

18

Узор на разделочной доске (Городецкая роспись)

(акварель)

Закрепить знание детей о Городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.

Разделочные

доски разной

формы из

бумаги,

акварель,

кисти.вода,

салфетка. Изделия с Городецкой росписью.

19

«Портрет зимы»

(восковые мелки, акварель, черный маркер,)

Закрепить умение рисовать человека мелками или маркером , украшать деталями(снежинки), тонировать лист в цвета зимы(голубой, синий, фиолетовый) Развивать цветовосприятие.

ЛистА4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, вода, салфетка. Эскизы . иллюстрации. Образец воспитателя.

20

«Как розовые яблоки , на ветках снегири»

(рисование кистью)

Учить рисовать снегирей на заснеженных ветках. Строить простую композицию , передавая особенности внешнего вида птицы . Совершенствовать технику рисования гуашью. Воспитывать интерес к природе. Развивать чувство цвета и формы.

Лист формата А4 светло = голубого цвета, гуашь, кисти, вода салфетка.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Март

21

«Кораблик в море»

( Знакомая форма – новый образ, черный  маркер и акварель)

Учить рисовать  кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закреплять умение раскрашивать рисунок акварелью, воспитывать аккуратность. Развивать воображение.

Лист формата А4 бледно- голубого цвета, черный маркер, акварель , кисти, вода,салфетка. Эскизы, иллюстрации . Образец воспитателя.

22

Сказочная Гжель (акварель)

Познакомить с традиционным русским художественным промыслом - «гжельская керамика». Освоить простые элементы росписи (прямые линии разной толщины, точки, сеточка и т.д.). воспитывать уважение к народным умельцам.

Посуда, вырезанная из бумаги (чайный сервиз), гуашь белая и синяя, палитра, кисти, вода, салфетка, трафареты с орнаментом. Изделия гжельских мастеров. Альбом с элементами росписи.

23

«Цветочек»

Учить рисовать пальчиками, Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.

Альбомный лист,Желтая гуашь,модель цветка и пчелок по количеству детей, салфетки.

24

Моя семья

«Семья неваляшек» (рисование кистью)

Побудить детей к рассматриванию неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом с натуры или обводка кругов разного размера. Передавать характерные особенности неваляшек.

Лист формата А4, простой карандаш, гуашь, кисти, вода, салфетка

Неваляшки,

иллюстрации.

Образец

воспитателя

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Апрель

25

Ракеты в космосе

(печать по трафарету)

Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаге. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки.

Лист формата А4, гуашь, кисти, трафареты звёзд.

Эскизы,

иллюстрации.

Образец

воспитателя

26

Укрась свитер

(тычок жёсткой кистью, печатание печатками)

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение.

Воспитывать аккуратность.

Жёсткая кисть, гуашь, печатки, вода, салфетка.

Вырезанные из тонированной бумаги свитера.

Эскизы,

иллюстрации.

27

Домашние

животные

«Котёнок»

(тычок жёсткой кистью)

Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой кистью. Закрепить умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Развивать цветовосприятие.

альбомного листа с

нарисованным силуэтом котёнка, гуашь, жёсткая кисть, вода, салфетка. Иллюстрации с котятами. Образец воспитателя.

28

Пасха

«Разноцветные

яички»

(рисование

различными

техниками

Познакомить с традициями празднования Пасхи, прививать уважение к традициям. Учить украшать праздничные яйца и преподносить их.

Вырезанные из картона яйца, все виды

изобразительной техники, вода, салфетки. Крашеные пасхальные яйца.

Ме

сяц

Занятие

Тема

занятия

Задачи

Примечание

Май  

29

Одуванчики

(восковые мелки, акварель, печатание печатками, рисование ладошкой)

Закрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4, восковые мелки, акварель, гуашь, кисти, печатки в форме

треугольников разной величины, Эскизы,

иллюстрации.

Образец

воспитателя.

30

Праздничный

салют

(восковые мелки, акварель, тоновая растяжка)

Закрепить умение рисовать в данных техниках. Продолжаем учить тонировать листы, используя тоновую растяжку. Воспитывать аккуратность. Закрепить знание о празднике 9 мая.

Лист формата А4, восковые мелки, акварель, вода, кисти, салфетка. Иллюстрации праздника. Образец воспитателя.

31

Русская матрешка

(по мативам русской народной росписи)

Продолжать знакомить с узорами народного творчества. Учить рисовать знакомые декоративные элементы кончиком кисточки.

Познакомить с возможностями  росписи Матрешки в русских традициях. Воспитывать любовь к родной истории.

Силуэты матрешки, гуашь, кисти, вода. Деревянные матрёшки, печатные иллюстрации.

32

Скоро лето

(итоговые рисунки, чему научились за год

Совершенствовать умение и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы. Развивать воображение, творчество.

Лист формата А4, все виды деятельности.

Иллюстрации.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 Работа кружка «Нетрадиционные техники рисования» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  • акварельные краски, гуашь;
  • простые карандаши, ластик;
  • печатки из различных материалов;
  • наборы разнофактурной бумаги;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки, губки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.
  • место для выставки детских работ
  • парта детская-4 шт, стул детский -8 шт
  • демонстрационная доска, дидактический материал  в соответствии с темами занятий
  • различные игрушки
  • наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»


Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

  • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам
  •  Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.


Формы проведения итогов реализации образовательной программы

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»;  тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся  открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

-форма передана точно

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

ЦветХарактеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;основные цвета и  оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении оттеночных цветов)

Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя ребенка

 Форма

Изображение предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача движения

Цвет

Общее число баллов

1

2

3

Итого  баллов по критериям

Литература для педагога:

  1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
  2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
  3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
  4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
  7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
  10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
  11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
  12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
  13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
  14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» старший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...