Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст
рабочая программа по рисованию (средняя группа) по теме
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться
«Разноцветный мир» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredniy_v._16-17_god.doc | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию
___«Нетрадиционные техники рисования»___ Наименование дополнительной образовательной программы |
Средний возраст 4-5 лет --------------------------------------------- Возрастной диапазон |
Педагог дополнительного образования: Вострокнутова С.П. |
Санкт-Петербург 2018 |
СОДЕРЖАНИЕ:
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………......3
Актуальность…………………………………………………………………………………………………………………...........3
Практическая значимость программы……………………………………………………………………………………..............4
Педагогическая целесообразность………………………………………………………………………………………………...4
Связь с уже существующими программами по данному направлению :………………………………………………………5
Вид программы : модифицированная программа………………………………………………………………………………...5
Цель программы- развитие художественно –творческих способностей детей 4-5 лет средствами нетрадиционного рисования………………………………………………………………………………………………………………………….....5
Основные задачи программы………………………………………………………………………………………………………5
Отличительные особенности данной образовательной программы…………………………………………………………...6
Особенности возрастной группы детей …………………………………………………………………………………………...6
Сроки реализации дополнительной образовательной программы…………………………………………………………....6
Вид детской группы………………………………………………………………………………………………………………...6
Особенности набора детей…………………………………………………………………………………………………….........6
Количество детей по годам обучения………………………………………………………………………………………….......6
Содержательный раздел рабочей программы
Календарный график………………………………………………………………………………………………………………..7
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«нетрадиционные техники рисования…………………………………………………………......................................................8
Календарно-тематический план…………………………………………………………………………………………………..10
Перспективный план дополнительной образовательной программы «нетрадиционные техники рисования» средний возраст 4-5лет………………………………………………………………………………………………………………………12
Организационный раздел рабочей программы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по программе» нетрадиционные техники рисования…………………………………………………………………………………………………………………………..20
Планируемые результаты и оценочные материалы к программе «нетрадиционные техники рисования»…………………21
Формы проведения итогов реализации образовательной программы…………………………………………………………21
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей, а также знакомство с национальными окружающими предметами ,впервые пробуждающими душу ребенка , воспитывающими в нем чувство красоты , любознательность. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование народно-декаративного искусства, знакомит детей со своей родной историей, развивает интерес к культуре русского народа. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Занятия по техникам русских народных узоров , продолжают развивать эстетический вкус , раскрывают возможности реализации творческого замысла через декоративное разнообразие.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств , способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического и народного творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества, реализовывает идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой родины. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Ознакомление и рисование народно- декоративного искусства, продолжает реализовывать познавательно-воспитательные задачи, расширяя возможности творчества через разнообразие элементов русского декора.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий и познавательный характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Проведение занятий с использованием рисования в русских народных традиций развивает общечеловеческие ценности культуры, которые строятся в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими русским традициям.
Связь с уже существующими программами по данному направлению:
В основу настоящей программы легли программы М.Г.Смоляковой «Разноцветный мир»,
Прграмма В.Н. Касаревой «Родник»
Вид программы: модифицированная программа.
Новизной и отличительной особенностью программы
«Разноцветный мир» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 4-5 лет средствами нетрадиционного рисования.
Сформировать интерес к познанию историии культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Основные задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе)
Отличительные особенности данной образовательной программы
Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек. Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс программы включает 16 занятия по темам.
Особенности возрастной группы детей
Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек
1 группа | дети 4-5 лет | Средний дошкольный возраст |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год , что составляет 4 календарных месяца.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый год обучения | дети 4-5 лет | Средний дошкольн. возраст | 20 минут |
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к рабочей программе
дополнительного образования детей
«Нетрадиционные техники рисования»
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01 февраля
Начало учебных занятий – 01 февраля
Окончание учебных занятий – 30 мая
Продолжительность первого года обучения по программе «Разноцветный мир» составляет пол года (5месяцев)
Месяц/ нагрузка | Учебный год | час / год | |||||||||||||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | Март | апрель | май | ||||||||||
час / нед | час / мес | час / нед. | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед. | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед. | час / мес | ||
Первый год обучения | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 32 |
Комплектование групп дополнительного образования детей:
01сентября по 30сентября
Каникулы зимние:
31 декабря по 10 января
Каникулы летние:
01 июня по15 июля
Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:
Вторник, с 15.20- 17.00
Продолжительность учебной недели:
Пятидневная учебная неделя
Режим занятий:
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим ГБДОУ детский сад №125 центр развития ребёнка Невского района Санкт-Петербурга.
Количество часов, отведённых на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения составляет:
Средний возраст | Группа 1 | 4-5 лет | 20 мин. |
Перерыв для отдыха детей между каждым занятием 10-15 минут.
Родительские собрания проводятся на начало учебного года (сентябрь)
Консультации для родителей проводятся согласно утвержденного графика.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
к рабочей программе дополнительного образования детей
«Нетрадиционные техники рисования»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план к дополнительной программе дополнительного образования детей «Нетрадиционные техники рисования» государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №125 центр развития ребенка Невского района района Санкт-Петербурга является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.
Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.,
- Устава ГБДОУ, Решением Совета ГБДОУ протокол № 4 от 30.08.2013 г. реализует дополнительные платные образовательные услуги.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
II. Общие положения
2.1. Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
2.2. Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 15.20 до 17.00
2.2.1. Продолжительность занятий по дополнительной программе составляет:
- Для детей 4-5 лет- 20 минут.
2.3. В качестве форм организации образовательного процесса по дополнительным программа дополнительного образования детей применяются:
- игры;
- занятия;
- беседы;
- аудио и видео занятия;
- открытые занятия для родителей.
III. Структура учебного плана
3.1. Перечень дополнительных программ дополнительного образования детей формируется на основе запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) и согласовывается в отделе образования администрации Невского района Санкт-Петербурга.
3.2. Учебный курс «Нетрадиционные техники рисования»
Рассчитан для детей средних групп по обучению дошкольников рисованию, реализуется по Программе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Нетрадиционные техники рисования», на основе Программы «Разноцветный мир», автор Смолякова М.Г., «Родник» ,автор Косарева В.Н.
Курс рассчитан на 1 час в неделю/ 16 часа в 4 мес.; с февраля по май.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Нетрадиционные техники рисования»
№ п/п | Наименование разделов и тем художественно-изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства |
Количество часов |
Количество часов | ||
1. | Игра-беседа «Условия безопасной работы». | 2 |
2. | Игра: «Знакомство с чудо-помощниками» | 2 |
3. | «Знакомство с пейзажем» | 4 |
4. | «Творим без кисточки» | 4 |
5. | «Способы тонирования бумаги» | 2 |
6. | «Декоративно-прикладное искусство» | 10 |
7. | «Дорисуй…» | 2 |
8. | «Оттиск» | 2 |
9. | «Натюрморт» | 2 |
10. | « Животные и человек» | 2 |
Всего: | 32 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Нетрадиционные техники рисования»
Средний возраст
С 4 до 5 лет
Месяц | Календарные сроки освоен. | Занятие № | Тема занятия | Кол-во занятий |
Октябрь | 2 | 1 | «Подсолнухи» | 1 |
9 | 2 | «Укрась платочек» | 1 | |
16 | 3 | «Дымковская барышня» | 1 | |
23 | 4 | «Необычная картинка…» | 1 | |
Ноябрь | 6 | 5 | «Мои игрушки» | 1 |
13 | 6 | «Шарфики для козлят» | 1 | |
20 | 7 | «Мои любимые рыбки» | 1 | |
27 | 8 | «Посуда, чашки» | 1 | |
Декабрь | 4 | 9 | «Зимний лес» | 1 |
11 | 10 | «Хохломская тарелочка» | 1 | |
18 | 11 | «Елочные игрушки» | 1 | |
25 | 12 | «Укрась елочку» | 1 | |
Январь | 8 | 13 | «Белая метелица» | 1 |
15 | 14 | «Зимняя встреча» | 1 | |
22 | 15 | «Узоры по мотивам дыковских игрушек» | 1 | |
29 | 16 | «Снеговик» | 1 | |
Февраль | 5 | 17 | «Воробей» | 1 |
12 | 18 | «Городец, разделочная доска» | 1 | |
19 | 19 | «Портрет зимы» | 1 | |
26 | 20 | «Как розовые яблоки, на ветках снегири» | 1 | |
Март | 5 | 21 | «Портрет мамы» | 1 |
12 | 22 | «Сказочная гжель» | 1 | |
19 | 23 | «Цветочек» | 1 | |
26 | 24 | «Моя семья» | 1 | |
Апрель | 2 | 25 | «Ракеты в космосе» | 1 |
9 | 26 | «Укрась свитер» | 1 | |
16 | 27 | «Котенок» | 1 | |
23 | 28 | «Разноцветные яички» | 1 | |
Май 2014 | 7 | 29 | «Одуванчики» | 1 |
14 | 30 | «Праздничный салют» | 1 | |
21 | 31 | «Русская матрешка» | 1 | |
28 | 32 | «Скоро лето» | 1 | |
ВСЕГО ЗАНЯТИЙ В ГОД | 32 |
Цель занятий:
- Знакомство с особенностями изобразительной деятельности, с материалами и инструментами.
- Освоение навыков работы с ними.
- Развитие способности к цветовосприятию и форморазличению.
- Развитие ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти.
- Установка интереса к изобразительной деятельности, формирование желания творить.
Задачи изобразительной деятельности детей
Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
- Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы, создавая тем самым выразительные образы.
- Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (набирать краску на ворс: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).
- Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
- Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков; сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например:«Дождик, чаще – кап – кап – кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ – топ!»).
- Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.) и разных предметов (блюдечко, рукавички).
- Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.).
- Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (ёлочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.
Блоки:
Растения, явления природы.
Задачи:
1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.
2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года, научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.
3.Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий, закреплять приемы вертикального мазка.
4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.
5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего, зимнего и весеннего дня.
Животные.
Задачи:
1.Формировать умения замечать характерные особенности разных
животных и отражать их в рисунке.
2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение
несложных движений и их позу.
3.Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими
приемами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой,
жесткой кистью.
4. Развивать посредством осязания ощущение формы.
5.Научить воплощаться в образ формы.
6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа
животных, птиц.
7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления
о животных и сказочных персонажах
Человек.
Задачи:
1.Дать представления о модульном изображении человека
2.Научить изображать бюст человека.
3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.
4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.
5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.
Натюрморт.
Задачи:
1.Учить различать предметы прямоугольной, треугольной и квадратной формы и изображать их в рисунках.
2.Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для изображения прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.
3.Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками в
одном направлении.
Декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
1.Познакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства (декоративное украшение предметов одежды), понятием «элемент узора». Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.
2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма.
3. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.
Уроки раскрепощения.
Задачи:
1.Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.
2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.
3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.
4. Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от негативного воздействия информационной среды, «перестроить на игровом уровне» болезненное состояние духа.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
Средний возраст (4-5 лет)
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Октябрь | 1 | «Подсолнухи» | Упрвжнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. | Лист формата А4 с нарисованым кругом и лепестками ,черная тушь, зеленая гуашь, кисти, баночка с водой, салфетка. Картинки с подсолнухами. Образец воспитателя |
2 | «Укрась платочек» | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание , рисование пальчиками и приемом примакивания. Развивать чувство композиции и ритма. | Цветной лист треугольной формы , гуашь, печатки, кисти , баночка с водой, салфетка. Эскизы и иллюстрации. Образец воспитателя. | |
3 | «Дымковская барышня» | Эстетическое воспитание детей с помощью народного искусства. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой и ее орнаментом.Воспитывать бережное уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.Развивать эстетическое восприятие у детей , познание о декоративно- прикладном искусстве. | Силуэт Дымковской барышни. Гуашь, кисти , баночка с водой. Глиняные фигуры дымковских игрущек.Картинки с выделенными образцами узоров на Дымковскую тематику. Образец воспитателя. | |
4 | «необычная картинка» | Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование брызгами» . Формировать развие художественно –творческих способностей. | Картон , гуащь, старая зубная щетка, карандашь . Образец воспитателя. |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Ноябрь | 5 | «Мои игрушки» | Упражнять в рисовании предметов круглой формы(неваляшка, мяч) Закреплять умение украшать предметы , используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист формат А3, гуашь, кисти, вода, салфетки.. Игрушки круглой формы, (мячи, неваляшки. Образец воспитателя) |
6 | «Расписывание шарфиков для козлят» хохлома | Знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета для оформления шарфика. Закреплять уменя задумывать и составлять узор из элементов хохломской росписи. Закреплять технические умения набирать краску на кисть и пользоваться тычком. Развивать творческие способности. самостоятельность. Воспитывать любовь к прекрасному и интерес к хохломской росписи. | Аудизапись из сказки»Волк и семеро козлят». Гуашь(зеленая, черная, красная, желтая) Тычки, баночки с водой,салфетки, трафореты в виде шарфиков двух цветов желтый и красный. | |
7 | «Мои любимые рыбки» (восковые мелки, акварель) | Упражнять в рисовании предметов овальной формы.Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие. | Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, вода, салфетки. Эскизы, иллюстрации. Образец воспитателя. | |
8 | «Посуда.Чашка» (рисование ватными палочками) | Учить крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать цвета. Развивать воображение | Лист А4, тонированный(темно –синим, темно-серым)гуашь, печатки в форме снежинок,кисти. Вода, салфетки. Эскизы,иллюстрации,фото. | |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Декабрь | 9 | «Зимний лес» (печать по трафарету,рисование пальчиками) | Упражнять в печатании по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист А4,верхняя частьтонирована голубым цветом, а нижняя белая(снег), гуашь, сангина, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны , салфетки. Эскизы иллюстрации фото. |
10 | «Хохломская тарелочка» | Продолжать знакомить с народной росписью хохлома. Учить понимать отличие узора от других народных росписей.Учить рисовать кончиком кисточки. Учить рисовать завитушки , точки, аккуратно, и последовательно для создания целого внешнего вида хохломской тарелочки.Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам. | Бумажная тарелочка, гуашь(желтая, красная, зеленая, черная), кисть 3,1.,хохломские изделия домашнего быта,образцы росписи тарелочки. | |
11 | «Елочные игрушки» (восковые мелки и акварель, оттиск пробкой) | Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закреплять умение тонировать рисунок акварелью. Печать пробкой. | Вырезанные из плотной бумаги елочные игрушки (шары, сосульки, месяц, звезда и др.), восковые мелки, акварель, кисти, гуашь, пробки , салфетки.Елка нарис. На ватмане, елочные игрушки. Образец воспитателя. | |
12 | «Укрась елочку бусами» Рисование пальчиками, оттиск пробкой) | Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма. | Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, наклеенные или нарисованные гуашью, гуашь, пробки, салфетки. Елочные бусы иллюстрации. | |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Январь | 13 | «Белая метелица» | Учить передавать в рисунке картину зимы. Упражнять в рисовании деревьев. Продолжать учить пользоваться краской и кистью, промывать кисть. Учить новому методу «набрызг»- разбрызгивание капелькраски с помощью щетки и стеки.- «Белая метелица». Привлекать к рассматриванию рисунков , давая им образную характиристику. Развивать воображение, воспитывать любовь к природе. | Иллюстрации с изображение снегопада, тонированая бумага голубого цвета, альбомного листа. Коричневая и белая гуашь.кисти, салфетки , баночка с водой, зубные щетки, стеки на каждого ребенка. |
14 | «Зимняя встреча» (печать по трафарету с использованием поролона) | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования –печать по трафорету с использованием паралона. Развивать творчество и фантазию у детей. Учить правильно располагать детали у композиции. | Голубая цветная бумага. Трафареты зайца и лисы. Баночка с водой. Поролон. Кисти белка2, и щетина 4. Гуашь (белая,коричневая, зеленая , ораньжевая) | |
15 | Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек. Роспись козлика. (акварель) | Учить расписывать узором, используя разные элементы росписи: точки, мазки, полоски. Подбирать цвета в соответствии с образцами дымковской росписи. Развивать эстетическое восприятие. | Шаблоны козлика, акварельные краски, кисти, вода, салфетка. Дымковские игрушки, альбом с особенностями росписи. | |
16 | «Снеговик» (комкание бумаги, скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью , умение сочетать в работе скатывания, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка , заборчик и т.д.) развивать чувство композиции. | Лист формат А4тонированный, салфетки для снеговика, клей , гуашь, кисти, вода, салфетки.Игрушка снеговика , эскизы . |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Февраль | 17 | «Воробей» (Печать крышкой) | Учить рисовать руками, рисовать печатанием крышки от флакона, баночки(диаметр 3-4см) , набирая краску крышкой, рисовать глаза кончиком кисточки, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату . привить интерес к рисованию. Закреплять знания о строении птиц, развивать воображение. | Картинка с изображением зимнего парка, воробьев на кормушке, Образец – рисунок воспитателя , игрушка-воробей. Альбомный лист , ватман, гуашь коричневая , черная. Крышка от флакона , кисть, подставка для кисти, салфетка. |
18 | Узор на разделочной доске (Городецкая роспись) (акварель) | Закрепить знание детей о Городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции. | Разделочные доски разной формы из бумаги, акварель, кисти.вода, салфетка. Изделия с Городецкой росписью. | |
19 | «Портрет зимы» (восковые мелки, акварель, черный маркер,) | Закрепить умение рисовать человека мелками или маркером , украшать деталями(снежинки), тонировать лист в цвета зимы(голубой, синий, фиолетовый) Развивать цветовосприятие. | ЛистА4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, вода, салфетка. Эскизы . иллюстрации. Образец воспитателя. | |
20 | «Как розовые яблоки , на ветках снегири» (рисование кистью) | Учить рисовать снегирей на заснеженных ветках. Строить простую композицию , передавая особенности внешнего вида птицы . Совершенствовать технику рисования гуашью. Воспитывать интерес к природе. Развивать чувство цвета и формы. | Лист формата А4 светло = голубого цвета, гуашь, кисти, вода салфетка. |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Март | 21 | «Кораблик в море» ( Знакомая форма – новый образ, черный маркер и акварель) | Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закреплять умение раскрашивать рисунок акварелью, воспитывать аккуратность. Развивать воображение. | Лист формата А4 бледно- голубого цвета, черный маркер, акварель , кисти, вода,салфетка. Эскизы, иллюстрации . Образец воспитателя. |
22 | Сказочная Гжель (акварель) | Познакомить с традиционным русским художественным промыслом - «гжельская керамика». Освоить простые элементы росписи (прямые линии разной толщины, точки, сеточка и т.д.). воспитывать уважение к народным умельцам. | Посуда, вырезанная из бумаги (чайный сервиз), гуашь белая и синяя, палитра, кисти, вода, салфетка, трафареты с орнаментом. Изделия гжельских мастеров. Альбом с элементами росписи. | |
23 | «Цветочек» | Учить рисовать пальчиками, Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе. | Альбомный лист,Желтая гуашь,модель цветка и пчелок по количеству детей, салфетки. | |
24 | Моя семья «Семья неваляшек» (рисование кистью) | Побудить детей к рассматриванию неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом с натуры или обводка кругов разного размера. Передавать характерные особенности неваляшек. | Лист формата А4, простой карандаш, гуашь, кисти, вода, салфетка Неваляшки, иллюстрации. Образец воспитателя |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Апрель | 25 | Ракеты в космосе (печать по трафарету) | Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаге. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки. | Лист формата А4, гуашь, кисти, трафареты звёзд. Эскизы, иллюстрации. Образец воспитателя |
26 | Укрась свитер (тычок жёсткой кистью, печатание печатками) | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Жёсткая кисть, гуашь, печатки, вода, салфетка. Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Эскизы, иллюстрации. | |
27 | Домашние животные «Котёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой кистью. Закрепить умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Развивать цветовосприятие. | альбомного листа с нарисованным силуэтом котёнка, гуашь, жёсткая кисть, вода, салфетка. Иллюстрации с котятами. Образец воспитателя. | |
28 | Пасха «Разноцветные яички» (рисование различными техниками | Познакомить с традициями празднования Пасхи, прививать уважение к традициям. Учить украшать праздничные яйца и преподносить их. | Вырезанные из картона яйца, все виды изобразительной техники, вода, салфетки. Крашеные пасхальные яйца. |
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Примечание |
Май | 29 | Одуванчики (восковые мелки, акварель, печатание печатками, рисование ладошкой) | Закрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции. | Лист формата А4, восковые мелки, акварель, гуашь, кисти, печатки в форме треугольников разной величины, Эскизы, иллюстрации. Образец воспитателя. |
30 | Праздничный салют (восковые мелки, акварель, тоновая растяжка) | Закрепить умение рисовать в данных техниках. Продолжаем учить тонировать листы, используя тоновую растяжку. Воспитывать аккуратность. Закрепить знание о празднике 9 мая. | Лист формата А4, восковые мелки, акварель, вода, кисти, салфетка. Иллюстрации праздника. Образец воспитателя. | |
31 | Русская матрешка (по мативам русской народной росписи) | Продолжать знакомить с узорами народного творчества. Учить рисовать знакомые декоративные элементы кончиком кисточки. Познакомить с возможностями росписи Матрешки в русских традициях. Воспитывать любовь к родной истории. | Силуэты матрешки, гуашь, кисти, вода. Деревянные матрёшки, печатные иллюстрации. | |
32 | Скоро лето (итоговые рисунки, чему научились за год | Совершенствовать умение и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы. Развивать воображение, творчество. | Лист формата А4, все виды деятельности. Иллюстрации. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «Нетрадиционные техники рисования» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- акварельные краски, гуашь;
- простые карандаши, ластик;
- печатки из различных материалов;
- наборы разнофактурной бумаги;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки, губки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
- место для выставки детских работ
- парта детская-4 шт, стул детский -8 шт
- демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий
- различные игрушки
- наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
- Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета
- Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам
- Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками
- Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/
Передача формы:
-форма передана точно
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
Аккуратность:
Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
ЦветХарактеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении оттеночных цветов)
Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/
№ | Имя ребенка | Форма | Изображение предметов | Пропорции | Композиция | Аккуратность | Передача движения | Цвет | Общее число баллов |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
Итого баллов по критериям |
Литература для педагога:
- Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
- Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
- Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
- Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
- Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
- ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
- Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» старший возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )
Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )
Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...
Отчет о проделанной работе с 1 октября 2021 по 31 мая 2022 года по программе дополнительного образования художественно – эстетической направленности (нетрадиционные техники рисования) «Яркие краски» с детьми 2 – 3 лет.
Отчёт о проделанной работе по парциальной программе...
Программа дополнительного образования художественно – эстетической направленности (нетрадиционные техники рисования) "Яркие краски" для детей 2 - 3 лет
ПРОГРАММА ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ...
Рабочая программа дополнительного образования «Каляка-маляка» по нетрадиционным техникам рисования
на 2 учебных года для детей средней и старшей групп...