Проект календарно - тематического планирования на неделю по теме "Откуда к нам хлеб пришел"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Горжевская Ольга Владимировна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_tematicheskoe_planirovanie.docx51.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект календарно-тематического планирования

Тема недели «Откуда к нам хлеб пришел»

с 2 октября по 6 октября 2023 года.

Цель: создание условий для формирования у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба и значимости хлеба для человека.

Задачи:

Образовательные:

 дать первоначальные представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

- формировать умение детей формулировать свои вопросы и отвечать на них;

- углублять  знаний детей о значении хлеба в жизни человека, о многообразии хлебных продуктов, обогащать словарный запас.

Развивающие: 

- развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;

 - побуждать к слушанию художественных произведений, отгадыванию загадок;

-развивать коммуникативные навыки;

Воспитательные: 

- воспитывать у детей чувства уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу;

- продолжать способствовать воспитанию у детей доброжелательного отношения в коллективе: умение договариваться, учитывая интересы других людей.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности:

Центр художественной литературы: выставка книг: сказки: народные сказки «Колобок», «Колосок», «Легкий хлеб», сказка М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; стихотворения: Я.Аким «Пшеница», С. Погореловский «Хлебушек душистый»,  И. Токмакова «Что такое хлеб?» К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»,  Т.  Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; подборка загадок, пословиц и поговорок (в картинках) по теме; альбомы с сюжетными картинами по теме «Посев зерна», «Жатва», «Хлеборобы», «Уборка урожая».

Познавательный центр: дидактические игры по теме недели «Что сделано из муки?», «Что сначала, что потом?» «Найди лишнее», картинки из серии «Хлебобулочные изделия», альбомы «Хлеб -всему голова»; альбомы с сюжетными картинами  «Посев зерна», «Жатва», «Хлеборобы», «Уборка урожая», «Как выращивали хлеб наши предки».

Центр природы и экспериментирования: образцы зерна злаковых культур, колосья (рожь, пшеница, овес), мука разных сортов, макет «Мельница».

Центр творчества: репродукции картин: И. Шишкин «Рожь», А. Веницианов «На пашне»; материалы для самостоятельной деятельности детей, природный материал для творчества (семена, листья, веточки и т.п.), раскраски по теме, трафареты;

Центр сюжетно - ролевой игры: атрибуты для игр «Пекарня», «Булочная».

 Центр театральной деятельности: шапочки для сюжетно-ролевых и театрализованных игр, сказка «Колобок», пальчиковый театр «Колосок».

Взаимодействие с родителями:

 информировать родителей о теме недели: «Откуда пришел хлеб»;

подборка произведений фольклора и художественной литературы « Читаем о  хлебе детям»;

   - рекомендовать родителям привлекать  детей к выпеканию изделий из муки в домашних условиях, составить небольшой рассказ о процессе выпекания;

 - предложить родителям совместно с детьми принять участие в  выставке творческих работ «Чудесный колосок».

 Взаимодействие с библиотекой:

Передвижная выставка книг по теме недели.

Создание мотивации: на прошлой неделе в вазе были цветы. А сегодня появился букет из необычных растений, это вовсе не цветы (колоски). Обратить внимание детей на необычный букет.

Итоговое мероприятие: «Чудесный колосок» - выставка творческих работ.

Дата проведения итогового мероприятия: 6 октября 2023г.

Ответственные за проведение итогового мероприятия:  Воспитатели, родители.

Понедельник, 2 октября

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции областей. Самостоятельная деятельность.

Создание условий РППС для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьями

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.Ребенок и окружающий мир

Тема: «Чудесный колосок»

Программное содержание: дать первоначальные представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

Рассмотреть зерна пшеницы, ржи;

- при помощи исследовательской деятельности рассмотреть муку и определить её свойства.

 

2.Физкультурное (по плану инструктора по физической культуре)

1-я половина дня

Утренняя гимнастика (Приложение №1)

Утренний круг (Беседа «Мой выходной день», планирование работы на день, создание положительной эмоциональной атмосферы, наводящие вопросы по теме недели).

Дидактическая игра «Доскажи словечко» (формировать умение отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание).

Подвижная игра: «Через ручеек» (развивать у детей ловкость, упражнять в равновесии, в прыжках на обеих ногах).

Прогулка

(Приложение №2, прогулка №1)

2-я половина дня

Гимнастика после сна (Приложение №3)

Пальчиковая гимнастика: «Осень, осень к нам пришла» (развитие мелкой моторики рук).

Дидактическая игра:  «Отгадай по описанию» (формировать умение называть предмет и составлять предложения о нем).

Чтение стихотворения К.Чуковского «Чудо-дерево»   (совершенствовать умение детей слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по тексту).

С/р игра: «Булочная» (формировать игровые умения, развивать связную речь, воспитывать дружеские взаимоотношения).

Вечерний круг «Что тебя сегодня порадовало в детском саду?» (побуждать делиться впечатлениями).

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Назови ласково» с Ростиславом, Никитой (развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Прогулка

(Приложение №2, прогулка №1)

Внести в центр природы и экспериментирования

образцы зерна злаковых культур, колосья (рожь, пшеница, овес).

Муляжи хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевых игр.

Рекомендовать родителям совершить прогулку в хлебобулочный магазин, рассмотреть многообразие продуктов из муки.

Побеседовать с детьми о бережном отношении к хлебу.

Вторник, 3 октября

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции областей. Самостоятельная деятельность.

Создание условий РППС для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьями

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.Музыкальное (по плану музыкального руководителя)

2.Формирование элементарных математических представлений

  • Программное содержание: учить сравнивать 3 предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый широкий, уже, самый узкий; закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра;

1-я половина дня

Утренняя гимнастика (Приложение №1)

Утренний круг: «С кем я хочу сегодня играть» (способствовать созданию доброжелательной атмосферы).

Игра малой подвижности «Каравай»

Упражнение «Пронеси, не урони».Ходьба с мешочком на голове (укрепление мыщц спины, формирование правильной осанки»)

 Дежурство: привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений, воспитывать трудолюбие, желание помогать.

Прогулка (Приложение №2, прогулка №2)

2-я половина дня

Гимнастика после сна (Приложение №3)

Культурно-гигиенические навыки: «Посмотри на себя и на товарища, все ли в порядке?» (формирование умения следить за внешним видом).

Пальчиковая игра «Замесим тесто (развитие мелкой моторики, умения соотносить движения рук с произносимым текстом)

С/р игра «Пекарня» (обогащение игрового опыта, последовательности выполнения действий ).

Заучивание стихотворения Г. Виеру «Рада скатерть хлебушку» (формировать умение детей запоминать короткое стихотворение).

Вечерний круг (обсуждение значимых дел дня), упражнение на снятие напряжения «Воздушный шарик»

 Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Продолжи  предложение» с  Даниэлем, Есенией, Эльдаром (закрепить знания о правилах дорожного движения)

Прогулка (Приложение №2, прогулка №2)

Принести из музея детского сада муляж каравая.

Атрибуты к игре «Пекарня».

Индивидуальные беседы с родителями: «В какие игры играет ребенок дома»

Предложить принять участие в выставке «Чудесный колосок»

Повторить стихотворение Г. Виеру «Рада скатерть хлебушку»

Привлечение родителей к пополнению РППС: сюжетно – ролевая игра «Булочная»

Среда,4октября

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции областей. Самостоятельная деятельность.

Создание условий РППС для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьями

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.Лепка

Тема: «Крендельки для кукол »

Программное содержание: закреплять умение детей лепить предметы, используя прием раскатывания, скручивания, передавать в лепке впечатления от окружающего, воспитывать положительное  отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстникам поделками.

2.Физкультурное (по плану руководителя по физической культуре)

1-я половина дня

Утренняя гимнастика (Приложение №1)

Утренний круг: «Передай улыбку по кругу» (создание доброжелательной, творческой, спокойной атмосферы в коллективе).

 Отгадывание загадок о хлебе.

П/и «Светофор» ( закреплять правила дорожного движения, развивать скорость реакции, умение действовать по сигналу).

Дежурство (формировать у детей умения, связанные с регулятивными и коммуникативными функциями речи; учить находить наиболее рациональные приемы работы, осуществлять самоконтроль).

Прогулка (Приложение №2, прогулка №3)

2-я половина дня

Гимнастика после сна (Приложение №3)

Культурно-гигиенические навыки: «Посмотри на себя и на товарища, все ли в порядке?» (формирование умения следить за внешним видом).

Чтение рассказа Е. Осеевой «Печенье» (формировать интерес к чтению, пониманию смысла художественного произведения)

Дидактическая игра «Что сделано из муки» (развивать логическое мышление, умение высказывать свое мнение).

Индивидуальная работа

с Костей, Кириллом Х., Соней  рисование на муке (развитие фантазии, снятие напряжения).

Вечерний круг  «О чем я сегодня грустил?» (наметить пути решения возможных трудностей ребенка». Упражнение на релаксацию «Мыльные пузыри»

Прогулка (Приложение №2, прогулка №3)

Различные виды театра для придумывания и разыгрывания творческих историй

Соленое тесто для лепки

Предметные  картинки из серии «Хлебобулочные изделия»

Индивидуальные беседы с родителями о здоровье и эмоциональном состоянии детей.

Четверг, 5 октября

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции областей. Самостоятельная деятельность.

Создание условий РППС для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьями

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.Музыкальное (по плану музыкального руководителя)

2.Рисование

Тема: «Баранки».

Программное содержание: формировать умение  детей рисовать предметы круглой формы, с новым видом изобразительной  техники  –  «печать листьями»; развивать  мелкую моторику рук, закреплять умение правильно держать кисть, аккуратно использовать краску при работе; воспитывать эмоциональную отзывчивость   к процессу рисования.

1-я половина дня

Утренняя гимнастика (Приложение №1)

Утренний круг: «Передай улыбку по кругу» (создание доброжелательной, творческой, спокойной атмосферы в коллективе, закрепление навыков общественного поведения: здороваться при приходе в группу с воспитателем и сверстниками). Подвижная игра  «Гуси»,  (совершенствовать координацию движений; развивать ловкость, пространственную ориентировку)

Дежурство по столовой (закреплять умение самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол к завтраку).

 

Повторение стихотворения Г.Виеру «Рада скатерть хлебушку». (развивать умение интонационно выразительно читать стихи наизусть).

Прогулка (Приложение №2, прогулка №4)

2-я половина дня

Гимнастика после сна (Приложение №3)

Дидактическая игра «Чего не стало?» (развивать внимание память детей).

Театрализованная деятельность: Пальчиковый театр «Колобок» (уметь пересказать сказку с помощью героев; обыгрывание и придумывание своего сюжета).

Индивидуальная работа: с Агатой, Кирой закрепить понятия «широкий», «узкий».

 Трудовая деятельность: уборка игрушек на свои места (приучать к чистоте, аккуратно расставлять игрушки на свои места).

Вечерний круг (обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня). Дыхательное упражнение «Подуй на осенний листочек»

Прогулка (Приложение №2, прогулка №4)

Схемы последовательной сервировки стола (мнемотаблицы)

Раскраски по теме недели

Рекомендовать родителям привлекать  детей к выпеканию изделий из муки в домашних условиях, составить небольшой рассказ о процессе выпекания.

Пятница, 6октября

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции областей. Самостоятельная деятельность.

Создание условий РППС для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьями

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.Ознакомление с художественной литературой

Тема: «Пересказ сказки «Колосок»

Программное содержание:

- способствовать формированию фонетической стороны речи;

- формировать умение детей пересказывать сказку с помощью картинок-подсказок;

- развивать память, речь;

- воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.

2.Конструирование

Тема:  «Колосок»

Программное содержание:

- формировать умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с клеем и цветной бумагой;

- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе;

- развивать у детей воображение, творчество, мелкую моторику, умение радоваться созданным поделкам.

3.Физкультурное (на прогулке) 

(по плану руководителя по физической культуре)

1-я половина дня

Утренняя гимнастика (Приложение №1)

Утренний круг «Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа» (создание доброжелательной, творческой, спокойной атмосферы в коллективе).

Беседа «Печем дома» (побуждать делиться впечатлениями, развивать связную речь, умение слушать друг друга).

Подвижная игра  «Ветер-ветерок» (внимательно слушать команды воспитателя; развивать внимание следить за правильностью выполнения задания).

Итоговое мероприятие: «Чудесный колосок» - выставка творческих работ.

Прогулка (Приложение №2, прогулка №5)

2-я половина дня

Гимнастика после сна (Приложение №3)

Пальчиковая игра «Посеяли зернышко» (развивать мелкую моторику пальцев).

Д/игра «Одевайся по порядку» (совершенствовать навыки самообслуживания).

С/р игра «Чаепитие»

Дидактическая игра «Будь внимательный» (развивать слуховое внимание).

Вечерний круг. «Что мы узнали о хлебе?" (с помощью вопросов закрепить знания, подвести итоги темы недели).

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Попади в обруч» с Димой, Алиной  (развитие глазомера, координации рук)

Прогулка (Приложение №2, прогулка №5)

Оформление выставки детских работ.

Атрибуты для игр «Чаепитие»

Обратиь внимание родителей на подборку произведений фольклора и художественной литературы « Читаем о  хлебе детям» ( к часу чтения в выходной день).

Приложение №1

Комплекс утренней гимнастики

Сентябрь

(3-4 неделя)

1. Ходьба и бег между мячами (6-8 шт.), положенными на расстоянии 0,5 м один от другого (в одну линию).

Упражнения с мячом большого диаметра

И. п. — стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу. 1 — согнуть руки, мяч к груди; 2 — мяч вверх; 3 — мяч к груди; 4 — вернуться в исходное положение (4-5 раз).

И. п. — стойка ноги врозь, мяч в согнутых руках к груди. 1 — присесть, мяч вынести вперед; 2 — встать, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

И. п. — стойка ноги врозь, мяч в согнутых руках к груди. 1 — наклон к правой ноге; 2-3 — прокатить мяч к левой ноге, подталкивая его правой рукой, взять в обе руки; 4 — вернуться в исходное положение (4-6 раз).

И. п. — стойка ноги слегка расставлены, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча в обе стороны с небольшой паузой.

Игра «Найди  пару». Одна группа детей получает ленточки красного цвета, а другая — синего. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всей площадке. На сигнал «Найди пару!» дети, имеющие одинаковые ленточки, встают парой. Если количество детей нечетное, то воспитатель играет вместе с детьми.

3. Ходьба в колонне по одному, помахивая ленточкой.

Приложение №2

Картотека прогулок на неделю с  по 22 сентября

Прогулка №1 

1.Наблюдение за солнцем (познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем «стало холоднее; день короче»).

2.Художественное слово «Солнышко и тучка» Е. Жилина.

3.Игра - эксперимент «Солнечные зайчики» (ознакомление со свойством солнечных лучей).

4. Дидактическая игра «Рисуем камушками» (формировать навыки выкладывания из камушков солнышка; развитие мелкой моторики рук).  

 5. Труд на участке: сбор опавших листьев, убрать выносные игрушки (способствовать формированию умений соблюдать порядок на участке).

6. Подвижная игра: «Самолеты» (развитие координации движений, внимательности).

   

  Прогулка №2

1. Наблюдение за состоянием погоды (определять время года по характерным признакам).

2. Ход наблюдения. Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи, отметить, какое небо, какая погода.

3. Подвижные игры: «Солнышко и дождик» « Гуси-Лебеди» ( вызывать желание играть в подвижные игры, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

4.  Художественное слово: потешка  «Свети, свети солнышко, на зеленое полюшко, на белую пшеницу, на чистую водицу  (прививать любовь к слушанию стихотворения).

5. Трудовая деятельность: полив песка для игры (закреплять умение соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым)

  Прогулка №3

1.Наблюдение за осенними листьями.

Художественное слово.  «Листопад» В. Мирович (показать детям многообразие красок золотой осени, раскрыть новое понятие «листопад»).

 2. Дидактическая  игра «Листопад» (закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев,  понятие «листопад», учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга).

3.Собрать букет из осенних листьев (расширить представление о деревьях осенью, развивать внимание).

 4.Трудовая деятельность.
Расчистка дорожек от листвы (воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща).
5.Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Самолеты» (упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя).  

Прогулка №3

1 Наблюдение: за птицами (дать детям знания о том, что с наступлением холодов птицы улетают в теплые края).

2.Труд на участке: сбор осенних листьев (подмести веранду от опавших листьев, умение пользоваться веником).

3.Подвижные игры: «Раз, два, три - беги», «Мы - веселые ребята» (развивать умение детей действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга).

4. Упражнение «Попади в обруч»  (формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние).

Прогулка №4

1. . Наблюдение за    транспортом (познакомить с отличительные признаки грузовой и легковой машины).

2. Художественное слово «По дороге бежит машина». О Чернорицкая.

3.Труд. Собрать листья для гербариев на участке (воспитывать наблюдательность, желание трудиться).

4. Подвижные игры «Птицы и автомобиль». «Светофор » (внимательно слушать команды воспитателя; развивать внимание следить за правильностью выполнения задания).

 

Прогулка №5

1.Наблюдение за ветром (систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам; расширять представления детей о явлениях природы,  значении в нашей жизни).

2. Художественное слово «Разыгрался ветер». Е. Трутнева.

3. «Отгадай мою загадку» (учить отгадывать загадки про осенние явления природы).

4. Подвижная игра «Мы веселые ребята» (развивать ловкость, совершенствовать умение соблюдать правила игры).

5. Трудовая деятельность: набрать дождевую  воду для полива растений в группе.

Приложение №3

Гимнастика после сна

1. И.п. – лёжа на спине, поднимание ног. Вдох – поднять правую ногу, выдох – опустить. То же с левой ноги. То же две ноги вместе. Ноги поднять под прямым углом к туловищу (4 – 6 раз)

2. «. «Большие – маленькие» - приседания (упражнения на восстановление дыхания)     

3. «Лисичка» - руки перед грудью, мягко переступать на носочках, поворачивая голову вправо, влево, оглядывая хвост.

 4. «Колобок»

Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Повороты туловища влево – вправо.

5. Кошечка»

И.п. – на четвереньках «Кошечка веселая» - прогнуть спинку вниз, голову поднять; «Кошечка сердитая» - прогнуть спинку вверх, голову опустить.

6. «Большие – маленькие» - приседания (упражнения на восстановление дыхания).     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект календарно – тематического планирования тема недели «Правила дорожные всем нам знать положено»

Проект календарно – тематического планирования тема недели «Правила дорожные всем нам знать положено»...

Проект календарно-тематического планирования на неделю в старшей разновозрастной группе

Проект календарно-тематического планирования на неделю в старшей разновозрастной группе...

Проект календарно – тематического планирования тема недели « Осень, осень в гости просим»

Проект календарно-тематического планирования (младшая группа)...

Проект календарно – тематического планирования тема недели «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Проект календарно-тематического планирования в первой группе раннего возраста...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на темы "Откуда хлеб пришел?", "Почему лес живой дом?"

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел?", "Почему лес живой дом?"...