Сообщение из опыта работы. Использование развивающей предметно-пространственной среды, как метод активизации сюжетно-ролевой игры нравственно-патриотической направленности.
материал

Тарбеева Ольга Николаевна

Понятие развивающая предметно - пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, - организация предметно-развивающей среды. Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС - это создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshch.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы.

Использование развивающей предметно-пространственной среды, как метод активизации сюжетно-ролевой игры нравственно-патриотической направленности.

Понятие развивающая предметно - пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, - организация предметно-развивающей среды. Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС - это создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра, и в то же время игра - мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.  Поэтому необходимо использовать сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

В нашей группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей .

Оформлены  уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно- ролевой игры.

Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества.

В своей  работе с детьми мы  разыгрываем различные ситуации: например  по теме «Семья». «День рождения», «Как помириться», «Как поднять настроение маме», «Вечер в семье». Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья».

Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки» и др.

Внесение новых игрушек наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому необходимо пополнять игровую среду атрибутами, сделанными из бросового материала. Были изготовлены новые атрибуты для сюжетно - ролевой игры «Пожарные»:  накидки, маркеры (изображение «огня», номер пожарной службы и МЧС). Активное участие в  создании атрибутов для сюжетно – ролевых игр приняли родители.  Предметно – пространственная среда группы  пополнилась атрибутами, привлекающими ребёнка к развитию интереса к игре и обогащению  игровых действий.    Сшиты накидки, халаты и шапочки  для игры «Больница».  Так же родители сшил сумочки для игры в магазин. Оформлена папка - «Каталог причесок» для игры «Салон красоты».  Сделаны муляжи «продуктов  питания» для игры «Магазин».

Дети вместе с воспитателем, в процессе игры могут  трансформировать и изменять предметно – пространственную среду, согласно замыслу игры
и её содержанию, менять элементы игры, использовать другие предметы.

Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не машина,
а «Пожарная часть» или «Больница».  Дети могут действовать сами
в зависимости от игрового замысла.

Среда должна иметь легкие передвижные, переносные конструкции, которые дают возможность детям создавать пространство для игры
в удобном месте.

Например: домик -палатка (накидка сшитая) внесённый в среду группы использовался детьми, как место уединения, так и в сюжетно - ролевой игре. Он превращался то в  «Дом - теремок» или «Больницу»,  часто используется как «Дом для семьи».  

Идею мобильности и динамичности мы воплотили с помощью ширмы. Она позволяет детям изменять пространство, в соответствии
с  сюжетом игры, можно переставлять ширму, изменять её положение при организации нового сюжета и игровых действий. Она может быть и местом уединения, где ребёнку хочется посмотреть книгу или  поиграть одному.   Ширма - трансформер.  Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие
и безопасные в использовании. Она может трасформироваться  в «комнатку», домик, «пункт медицинской помощи»,  машину, и другое, что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах.

Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволяет
их  переносить на новое место игры.  

Вариативность среды  тоже  предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Например: центр конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы построек)  позволяет организовать сюжетную конструктивную деятельность с подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо
на столе (город, мост, парковка для машин).

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Изготовление детьми игрового поля: «Лесная поляна», «Ферма», «Пикник» оснащаются набором мелких игрушек,  в соответствии с игровым замыслом детей.  Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.

Различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объёмные предметы: коробки, диванные подушки,  физкультурные палки, верёвки, коробки, лоскуты ткани позволяют детям строить и изменять сюжет игры. Например: ткани разного размера и цвета используются как полянка, речка, остров, ковёр - самолёт или крыша, навес, накидка и т.п.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

 необходимым ему для игры, имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Необходимо также учитывать гендерные особенности детей, их интересы в игровой  деятельности.

Например: макет безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм «Водители», «Инспектор ГИБДД». Дети закрепляют  знания правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, модель светофора и дорожных знаков. Для организации сюжетно - ролевой игры, дети свободно используют   игровой материал из разных уголков группы ( книги, карандаши, мячи, музыкальные инструменты, муляжи фруктов и овощей, рюкзачки, сумки,  посуда, куклы,  используются для игры в «Магазин»,  «Семья», «День рождение», «Пикник на полянке»). При этом дети мобильно перемещают игрушки и  игровые атрибуты, организуя сюжетную деятельность на ковре, в домике- палатке, на столе.

Создание безопасной  предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Игры, игрушки и игровые атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными, ориентируемыми на возраст детей группы.

Практика применения сюжетно-ролевых игр в правильно организованной предметно - пространственной среде позволяет сделать следующие выводы:

  Предметно - развивающая среда группы должна меняться
в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке. 

Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять
и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Очень важно, чтобы организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответствовали возрасту ребенка.

Правильно построенная предметно - пространственная развивающая среда в группе способствуют эмоциональному
и интеллектуальному развитию воспитанников, раскрывает
их индивидуальные интересы и игровые потребности.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития  у детей самостоятельной сюжетно-ролевой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Вопрос создания предметно-пространственной развивающей  среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением  ФГОС ДО были разработаны ...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Обобщение опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды для развития крупной моторики

Обобщение опыта по организации развивающей предметно-пространственной средыдля развития крупной моторики  в соответствии с показателями шкалы ECERS-R в младшей группе «Умка&r...

Сообщение из опыта работы тема: «Развивающая предметно – пространственная среда Экологического кабинета «Росток»

Формирование экологического сознания детей - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Чтобы сформировать у детей потребность в общении с представителями животного и растительного мир...

Транслирование педагогического опыта работы по развивающей предметно – пространственной среде по основам ОБЖ в младшей группе (3-4 года)

Программное содержание:1. Расширение представлений о правилах поведения в детском саду (не толкаться, не бегать по ступенькам, играть рядом, не мешая друг другу, уходить из детского сада только с роди...

Из опыта работы «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ»

Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование, в данное время является перв...