Сообщение из опыта работы. Использование развивающей предметно-пространственной среды, как метод активизации сюжетно-ролевой игры нравственно-патриотической направленности.
материал
Понятие развивающая предметно - пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, - организация предметно-развивающей среды. Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС - это создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshch.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы.
Использование развивающей предметно-пространственной среды, как метод активизации сюжетно-ролевой игры нравственно-патриотической направленности.
Понятие развивающая предметно - пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, - организация предметно-развивающей среды. Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС - это создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра, и в то же время игра - мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств. Поэтому необходимо использовать сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.
В нашей группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей .
Оформлены уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно- ролевой игры.
Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества.
В своей работе с детьми мы разыгрываем различные ситуации: например по теме «Семья». «День рождения», «Как помириться», «Как поднять настроение маме», «Вечер в семье». Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья».
Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки» и др.
Внесение новых игрушек наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому необходимо пополнять игровую среду атрибутами, сделанными из бросового материала. Были изготовлены новые атрибуты для сюжетно - ролевой игры «Пожарные»: накидки, маркеры (изображение «огня», номер пожарной службы и МЧС). Активное участие в создании атрибутов для сюжетно – ролевых игр приняли родители. Предметно – пространственная среда группы пополнилась атрибутами, привлекающими ребёнка к развитию интереса к игре и обогащению игровых действий. Сшиты накидки, халаты и шапочки для игры «Больница». Так же родители сшил сумочки для игры в магазин. Оформлена папка - «Каталог причесок» для игры «Салон красоты». Сделаны муляжи «продуктов питания» для игры «Магазин».
Дети вместе с воспитателем, в процессе игры могут трансформировать и изменять предметно – пространственную среду, согласно замыслу игры
и её содержанию, менять элементы игры, использовать другие предметы.
Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не машина,
а «Пожарная часть» или «Больница». Дети могут действовать сами
в зависимости от игрового замысла.
Среда должна иметь легкие передвижные, переносные конструкции, которые дают возможность детям создавать пространство для игры
в удобном месте.
Например: домик -палатка (накидка сшитая) внесённый в среду группы использовался детьми, как место уединения, так и в сюжетно - ролевой игре. Он превращался то в «Дом - теремок» или «Больницу», часто используется как «Дом для семьи».
Идею мобильности и динамичности мы воплотили с помощью ширмы. Она позволяет детям изменять пространство, в соответствии
с сюжетом игры, можно переставлять ширму, изменять её положение при организации нового сюжета и игровых действий. Она может быть и местом уединения, где ребёнку хочется посмотреть книгу или поиграть одному. Ширма - трансформер. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие
и безопасные в использовании. Она может трасформироваться в «комнатку», домик, «пункт медицинской помощи», машину, и другое, что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах.
Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволяет
их переносить на новое место игры.
Вариативность среды тоже предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Например: центр конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы построек) позволяет организовать сюжетную конструктивную деятельность с подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо
на столе (город, мост, парковка для машин).
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Изготовление детьми игрового поля: «Лесная поляна», «Ферма», «Пикник» оснащаются набором мелких игрушек, в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.
Различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объёмные предметы: коробки, диванные подушки, физкультурные палки, верёвки, коробки, лоскуты ткани позволяют детям строить и изменять сюжет игры. Например: ткани разного размера и цвета используются как полянка, речка, остров, ковёр - самолёт или крыша, навес, накидка и т.п.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
необходимым ему для игры, имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Необходимо также учитывать гендерные особенности детей, их интересы в игровой деятельности.
Например: макет безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм «Водители», «Инспектор ГИБДД». Дети закрепляют знания правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, модель светофора и дорожных знаков. Для организации сюжетно - ролевой игры, дети свободно используют игровой материал из разных уголков группы ( книги, карандаши, мячи, музыкальные инструменты, муляжи фруктов и овощей, рюкзачки, сумки, посуда, куклы, используются для игры в «Магазин», «Семья», «День рождение», «Пикник на полянке»). При этом дети мобильно перемещают игрушки и игровые атрибуты, организуя сюжетную деятельность на ковре, в домике- палатке, на столе.
Создание безопасной предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Игры, игрушки и игровые атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными, ориентируемыми на возраст детей группы.
Практика применения сюжетно-ролевых игр в правильно организованной предметно - пространственной среде позволяет сделать следующие выводы:
Предметно - развивающая среда группы должна меняться
в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке.
Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять
и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Очень важно, чтобы организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответствовали возрасту ребенка.
Правильно построенная предметно - пространственная развивающая среда в группе способствуют эмоциональному
и интеллектуальному развитию воспитанников, раскрывает
их индивидуальные интересы и игровые потребности.
Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития у детей самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением ФГОС ДО были разработаны ...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Обобщение опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды для развития крупной моторики
Обобщение опыта по организации развивающей предметно-пространственной средыдля развития крупной моторики в соответствии с показателями шкалы ECERS-R в младшей группе «Умка&r...
Сообщение из опыта работы тема: «Развивающая предметно – пространственная среда Экологического кабинета «Росток»
Формирование экологического сознания детей - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Чтобы сформировать у детей потребность в общении с представителями животного и растительного мир...
Транслирование педагогического опыта работы по развивающей предметно – пространственной среде по основам ОБЖ в младшей группе (3-4 года)
Программное содержание:1. Расширение представлений о правилах поведения в детском саду (не толкаться, не бегать по ступенькам, играть рядом, не мешая друг другу, уходить из детского сада только с роди...
Из опыта работы «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ»
Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование, в данное время является перв...