Сообщение из опыта работы тема: «Развивающая предметно – пространственная среда Экологического кабинета «Росток»
методическая разработка (средняя группа)
Формирование экологического сознания детей - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Чтобы сформировать у детей потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия, а именно развивающую предметно - пространственную среду. Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Согласно, Федерального государственного образовательного стандарта ДОУ (п.п.3.3.1.) развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.
Так в 2018 году с целью развития экологической культуры детей дошкольного возраста непрерывного экологического воспитания, создан экологический кабинет «Росток». Девиз кабинета «Расти росток, цвети росток, и превратишься ты в цветок».
Экологический кабинет «Росток», это специально оборудованное помещение, находящее на территории детского сада, разделенное на тематические зоны, который создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Работая над развитием предметной среды кабинета, я стремилась сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Цель экологического кабинета «Росток»
Создание условий для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста (2-8 лет).
Задачи:
- Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
- Создать пространство для постоянного и активного общения детей с природой, в котором ребенок осознает, что состояние природы зависит от действий каждого, и в немалой степени от самого ребенка.
- Развивать познавательный интерес детей путем целостного взгляда на природу и место человека в ней.
- Формировать экологически грамотное поведение в природе.
- Создавать условия для регулярного ухода за животными и растениями, воспитывать чувство ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы.
- Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное и бережное отношение к природе родного края и окружающему миру в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Сообщение из опыта работы
тема:
«Развивающая предметно – пространственная среда
Экологического кабинета «Росток»
Спасенникова Татьяна Николаевна
воспитатель,
высшая квалификационная категория
г.Советский
март, 2020 года
- слайд №-
Актуальность
Формирование экологического сознания детей - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Чтобы сформировать у детей потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия, а именно развивающую предметно - пространственную среду. Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Согласно, Федерального государственного образовательного стандарта ДОУ (п.п.3.3.1.) развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.
Так в 2018 году с целью развития экологической культуры детей дошкольного возраста непрерывного экологического воспитания, создан экологический кабинет «Росток». Девиз кабинета «Расти росток, цвети росток, и превратишься ты в цветок».
Экологический кабинет «Росток», это специально оборудованное помещение, находящее на территории детского сада, разделенное на тематические зоны, который создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Работая над развитием предметной среды кабинета, я стремилась сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Цель экологического кабинета «Росток»
Создание условий для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста (2-8 лет).
Задачи:
- Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
- Создать пространство для постоянного и активного общения детей с природой, в котором ребенок осознает, что состояние природы зависит от действий каждого, и в немалой степени от самого ребенка.
- Развивать познавательный интерес детей путем целостного взгляда на природу и место человека в ней.
- Формировать экологически грамотное поведение в природе.
- Создавать условия для регулярного ухода за животными и растениями, воспитывать чувство ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы.
- Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное и бережное отношение к природе родного края и окружающему миру в целом.
Предполагаемые результаты
- Повысится уровень осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
- Будет создано пространство для постоянного и активного общения детей с природой, в котором ребенок будет осознавать, что состояние природы зависит от действия каждого, и в немалой степени от самого ребенка сформированы основные природоведческие представления о живой и неживой природе родного края.
- Повысится уровень экологической культуры дошкольников и их родителей.
- Будут созданы условия для регулярного ухода за животными и растениями,
- Повышение уровня экологического сознания детей и родителей.
- Осознанное бережное отношение к миру природы, к себе и людям как части природы, стремление к правильному поведению в природе.
В экологическом кабинете «Росток» оформила следующие развивающие центры. С целью повышения интереса к исследовательской деятельности формированию основ научного мировоззрения.
- слайд №-
- Был оформлен центр «Лаборатория «Волшебное стеклышко»(Почему «Волшебное стеклышко»?) Мы часто с детьми используем лупы, они нам помогают увидеть то, что мы иной раз не можем заметить простым глазом. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, учатся наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.
Для оформления, данного центра использовался различный материал и приборы, а именно:
- Природно-бросовый материал: мох, шишки разных пород деревьев, перья птиц, всевозможные ракушки, желуди, каштаны, пчелиный воск, коллекция поделочных камней, гербарии, наборы для опытов с водой, с песком и много другое.
- приборы для проведения опытов: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты;
- контейнеры для хранения различных сыпучих и несыпучих материалов.
С целью формирования гуманных отношений к миру природы и закрепления у детей представлений о диких животных, птиц и насекомых ХМАО - Югры.
- слайд №-
II. Создан центр мини – музея природы, который разделен на 3 зоны
- 1 зона - «Загадочный мир насекомых».
Задачи: у детей
- Расширяются, и систематизируются знания детей о характерных особенностях насекомых, местах их обитания, способах питания.
- Формируется познавательный интерес к объектам живой природы.
- Воспитывается бережное и чуткое отношение к живой природе.
(В этой зоне для детей находится «Муравьиная ферма» формикарий, где дети могут сами понаблюдать за муравьями, как они передвигаются, чем питаются, как размножаются и т.д. Здесь находятся различные наборы, макеты с насекомыми, познавательные игры, познавательная литература, с помощью которой я по мере необходимости в соответствии с тематическим планированием меняю тематику);
- слайд №-
- 2 зона - «Дикие животные наших лесов»
Задачи: у детей
- Расширяются представления детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде, строении туловища, повадках, об окраске шерсти некоторых животных зимой, приспособлении к среде обитания и сезонным изменениям.
- Активизируется словарь детей по данной теме.
- Воспитывается любовь к животным родного края.
Здесь находятся разные наборы фигурок животных, макеты («Отгадай, кто из животных оставил свой след», «Отгадай кто лишний и почему?»), познавательные игры и мн. другое.
- слайд №-
- 3 зона «Мир птиц нашего края».
Задачи: у детей
- Формируется понятие о птицах как о живых существах.
- Развивается интерес к жизни птиц.
- Воспитываем заботливое отношение к птицам нашего края.
В соответствии с тематическим планированием и временами года, я создаю и меняю экспозиции о птицах нашего края. (Водоплавающие птицы, оседлые птицы, перелетные птицы. и т.д.) Мною был создан куб о зимующих птицах нашего края (здесь дети закрепляют название оседлых зимующих птиц, чем питаются, где обитают, где вьют гнезда, какие появляются птенцы, узнают, что все птицы вылупились из яиц, и какого они цвета и размера, что объединяет всех птиц). Создала мини- музей перьев Дети учатся узнавать птиц по перьям, соотносить птиц друг с другом по размерам, учатся устанавливать причинно-следственные связи, пробуждают свою любознательность, учатся наблюдать, размышлять и делать выводы.
- слайд №-
- Центр - «Путешествие по страницам Красной книги ХМАО-Югра».
Цель: Формирование представлений детей о представителях растительного и животного мира, занесенными в Красную книгу ХМАО – Югры, и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
Задачи:
- Познакомить детей с редкими видами растений и животных ХМАО-Югры.
- Развивать природоохранную деятельность детей.
- Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
Оформлен стенд с представителями растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу ХМАО-Югра. Созданы различные макеты: «Плотина для бобра», макет «Белый лебедь», оформлен альбом из фетра «Путешествие по страницам красной книги ХМАО-Югра». Подобрана познавательная литература о животных, птицах, растениях занесенные, в Красную книгу ХМАО-Югры.
- слайд №-
- Живой уголок «Мини-зоопарка» экологического кабинета «Росток»
Цель: Ознакомить детей с обитателями мини-зоопарка.
Дети любят наблюдать за животными уголка. У детей формируется бережное, заботливое отношение к животным, птицам, насекомым. В мини-зоопарк дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. В особых ситуациях она может служить местом для психической разгрузки.
- слайд №-
Центр библиотеки «В гостях у лесовичка»
Цель это центра формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе.
В этом центре всегда встречает детей «Лесовичок», который знакомит детей с имеющими в библиотеке литературой, развивает творческие способности детей, приучает детей самостоятельно работать с книгами, находить в них нужную информацию. Здесь собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы "животные леса"(их более 60 изданий, которые мне помогают обновлять тематические центры), подобранна по возрастам художественная литература о природе для детей.
Деятельность экологического кабинета осуществляется согласно комплексно тематическому планированию, в I и II половину дня (согласно режима занятий, в режимных моментах, на прогулках, экскурсиях, экологических праздниках и т.д.)
- слайд №-
В экологическом кабинете «Росток» проводятся различные экологические мероприятия, акции, мастер классы: Всемирный день защиты животных (4 октября), «Вкусняшки для жителей мини – зоопарка», акция «Покормите птиц зимой», акция «Спаси и сохрани», Международной экологической акции «Марш парков» и т.д. Провожу с детьми и родителями мастер-класс по изготовлению «Эко-кормушки», и т.д. Проводятся различные мероприятия экологической направленности. Ведется тесное сотрудничество с представителями природного парка «Кондинские озера», государственным природным заповедником «Малая Сосьва». Мы проводим совместные мероприятия, акции.
В создании кабинета принимали участие сотрудники, родители и воспитанники детского сада.
Деятельность по созданию развивающей предметно-пространственной среде экологического кабинета позволила добиться положительных результатов по формированию у детей экологического воспитания:
- Расширились знание детей о животных и птицах, насекомых нашего края.
- У воспитанников повысился интерес к поиску новой информации, желание делиться с полученными знаниями.
- Повысилось участие родителей и педагогов в различных мероприятиях экологической направленности.
Полученные сравнительные результаты показывают положительную динамику в плане формирования основ экологической культуры.
В перспективе на будущее мы планируем и в дальнейшем обогащать, развивающую предметно-пространственную среде экологического кабинета и пополнять новыми интересными идеями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда
Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать услови...
Развивающая предметно - пространственная среда кабинета учителя - дефектолога, логопеда.
В статье раскрыто содержание предметно - пространственной среды учителя - дефектолога (логопеда), работающих с разными категориями детей с ОВЗ....
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-дефектолога
В презентации на примере лексических тем "Зимушка-зима" и "На ферме" отражена сменяемость учебного, игрового, дидактического материала...
ПРОЕКТ «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАБИНЕТА ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА»
ПРОЕКТ «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАБИНЕТА ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА»...
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога.
Фотографии предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога....
Организация развивающей предметно - пространственной среды кабинета учителя-логопеда ДОУ
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-лого...
презентация "Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда в ДОО"
Основное назначение логопедического кабинета –создание рациональных условий для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда логопедического ...