Из опыта работы «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование, в данное время является первой ступенью в системе непрерывного образования.
Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим в силу с 1 января 2014г ФГОС ДО от 14.11.2013г [2], говорится о «…создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды».
Т.о. эти изменения коснулись не только подходов к вариативности примерных образовательных программ и инновационным преобразованиям, но и к организации всего образовательного процесса.
В Комментариях Минобрнауки [1] говорится, что: «Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте».
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:
- Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ).
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
КОМПОНЕНТЫ ППРС:
- СОЦИАЛЬНЫЙ.
Основными критериями этого компонента являются:
- хорошее, весёлое настроение;
- уважение к воспитателю как руководителю процесса;
- дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
- задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
- ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ.
- среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
- у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
- среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
- ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ.
- Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.
ФУНКЦИИ предметно – пространственной развивающей среды:
- Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
- Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
- Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
В соответствии с ФГОС ДО, в каждой группе детского сада предметно-пространственная развивающая среда (ППРС), должна провоцировать ребенка на свободный выбор того или иного вида деятельности. ППРС в группе представлена центрами активности.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.
- Обстановку в группах создали т. о., чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.
- Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности и для игры.
Целенаправленно организованная ППРС в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ.
Разделение пространства на 3 полифункциональных части-зоны:
- зона для спокойной деятельности;
- зоны для деятельности с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
- рабочей зоны.
При реализации этого способа важно соблюдение следующих условий:
- возможность частей изменяться по объёму, иметь подвижные трансформируемые границы зон;
- оборудование рабочей зоны должно включать части для занятий (с большим рабочим столом или несколькими столами) и пространства для свободной самостоятельной деятельности нитеобразно;
- необходимо наличие низких стеллажей, шкафчиков, пространства для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, конструирования, ручного труда и изобразительной деятельности, книжного уголка.
ВТОРОЙ СПОСОБ.
- «Игровой центр» (обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр).
- Социально – коммуникативное направление (обеспечивает социализацию детей):
-центр активности (сюжетно – ролевые игры);
-центр ПДД;
- «уголок уединения».
- Познавательное направление (обеспечивает решение задач познавательно-
исследовательской деятельности детей):
- центр конструктивной деятельности или строительства;
- «кубики»;
- центр сенсорно-моторного развития;
- центр песка/воды.
- Речевое направление (обеспечивающий литературное развитие дошкольников):
-центр театрализации;
-центр «Книга и иллюстрации».
- Художественно – эстетическое направление (обеспечивает решение задач
активизации творчества детей):
-центр «Маленький художник» или «Умелые руки».
- Физическое направление (обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей):
- центр спорта или развития движений.
Предметно-пространственная развивающей среда должна:
-иметь привлекательный вид;
-выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
-снимать утомляемость;
-положительно влиять на эмоциональное состояние;
-помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
-давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью;
-ориентироваться на «зону ближайшего развития»;
-содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также
для деятельности со сверстниками;
-содержать предметы и материалы предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в
совместной деятельности с педагогом;
-содержать совсем незнакомые предметы и материалы;
- обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности;
- иметь характер открытой, незамкнутой системы;
- соблюдать принцип интеграции образовательных областей;
- учитывать возрастные возможности и психологические особенности детей, на которую нацелена данная среда;
- решать программные образовательные задачи не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов;
- учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения.
При организации предметно – пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
- Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.
- На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.
- В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.
Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным направлениям развития: физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое, социально - коммуникативное. ППРС не может быть построена окончательно. При ее организации необходима сложная, многоплановая деятельность всех участников образовательного процесса.
При формировании РППС важно учитывать актуальные требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Оборудование и материалы, наглядные пособия, которые отбирает педагог, должны соответствовать Перечню средств воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим в силу с 1 января 2014г ФГОС ДО от 14.11.2013г [2], говорится о «…создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды ». Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование, в данное время является первой ступенью в системе непрерывного образования. Т.о. эти изменения коснулись не только подходов к вариативности примерных образовательных программ и инновационным преобразованиям, но и к организации всего образовательного процесса.
« Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте». В Комментариях Минобрнауки [1] говорится, что:
Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года) Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ ). Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы ». Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций ». При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:
3.3.1 . Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации… 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной . ФГОС ДО. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
СОЦИАЛЬНЫЙ. Основными критериями этого компонента являются: хорошее, весёлое настроение; уважение к воспитателю как руководителю процесса; дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество; задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе . ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ. среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости. у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса; среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать . ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития. КОМПОНЕНТЫ ППРС
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. ФУНКЦИИ предметно – пространственной развивающей среды
В соответствии с ФГОС ДО , в каждой группе детского сада предметно-пространственная развивающая среда ( ППРС), должна провоцировать ребенка на свободный выбор того или иного вида деятельности. ППРС в группе представлена центрами активности.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Обстановку в группах создали т. о., чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности и для игры. Целенаправленно организованная ППРС в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста . ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ . ДВА СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ ППРС.
Разделение пространства на 3 полифункциональных части-зоны: зона для спокойной деятельности; зоны для деятельности с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.); рабочей зоны . При реализации этого способа важно соблюдение следующих условий : возможность частей изменяться по объёму, иметь подвижные трансформируемые границы зон; оборудование рабочей зоны должно включать части для занятий (с большим рабочим столом или несколькими столами) и пространства для свободной самостоятельной деятельности нитеобразно; необходимо наличие низких стеллажей, шкафчиков, пространства для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, конструирования, ручного труда и изобразительной деятельности, книжного уголка . ПЕРВЫЙ СПОСОБ.
«Игровой центр» (обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр). Социально – коммуникативное направление (обеспечивает социализацию детей): -центр активности (сюжетно – ролевые игры); -центр ПДД; - «уголок уединения». Познавательное направление (обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей): - центр конструктивной деятельности или строительства; - «кубики»; - центр сенсорно-моторного развития; - центр песка/воды. Речевое направление (обеспечивающий литературное развитие дошкольников): -центр театрализации; -центр «Книга и иллюстрации». Художественно – эстетическое направление (обеспечивает решение задач активизации творчества детей): -центр «Маленький художник» или «Умелые руки». Физическое направление ( обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей): - центр спорта или развития движений. ВТОРОЙ СПОСОБ. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРОВ АКТИВНОСТИ:
-иметь привлекательный вид; -выступать в роли естественного фона жизни ребенка; -снимать утомляемость; -положительно влиять на эмоциональное состояние; -помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; -давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью; -ориентироваться на «зону ближайшего развития»; -содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками; -содержать предметы и материалы предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом; -содержать совсем незнакомые предметы и материалы; - обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности; иметь характер открытой, незамкнутой системы; соблюдать принцип интеграции образовательных областей; - учитывать возрастные возможности и психологические особенности детей, на которую нацелена данная среда; - решать программные образовательные задачи не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов; учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения. Предметно-пространственная развивающей среда должна:
Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным направлениям развития: физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое, социально - коммуникативное. ППРС не может быть построена окончательно. При ее организации необходима сложная, многоплановая деятельность всех участников образовательного процесса. При формировании РППС важно учитывать актуальные требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Оборудование и материалы, наглядные пособия, которые отбирает педагог, должны соответствовать Перечню средств воспитания и обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Организация предметно-развивающей среды"
Создание предметно - развивающей среды в группе развивает и активизирует самостоятельность, самовыражение, желание импровизировать в процессе разнообразной деятельности. В определенном смысле ра...
сообщение из опыта работы: "Построение развивающего образования через организацию видов деятельности, способствующих развитию логического мышления"
Опыт своей работы...
сообщение из опыта работы: "Построение развивающего образования через организацию видов деятельности, способствующих развитию логического мышления"
Опыт своей работы...
Из опыта работы "Организация предметно – пространственной развивающей среды в «Социально – коммуникативном развитие»"
Проблема социально – личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольк...
Сообщение из опыта работы "Организация пространственно-развивающей среды в группах ДОУ"
Сообщение из опыта работы...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...