Проект «Сказка, сказка расскажись»
проект (подготовительная группа)

Петрова Александра Михайловна

Проект по работе кукольного театра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект736.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна Центр развития ребёнка – «Детский сад «Гармония»

Проект «Сказка, сказка расскажись»

C:\Users\Элемент\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\

Музыкальный руководитель: Петрова А. М.

г. Тулун 2023 г.

C:\Users\Элемент\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\

Кукольный театр в детском саду

Кукольный театр-это синтетическое искусство, которое воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектакля применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка, и музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Как известно, дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Кукольный театр им близок, понятен и доступен. Дети с удовольствием встречают знакомых полюбившихся героев. Когда на ширме мишка, собачка, кошечка ожили, заговорили и задвигались, они стали для детей еще интереснее и привлекательнее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Практически во всех пьесах и сценках раскрываются темы дружбы и взаимопомощи. Во многих произведениях, на различном материале, близком пониманию детей, показывается трудолюбие, желание помочь друзьям. В то же время лентяи, зазнайки и неумейки высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.

Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль, отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.

Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке к проведению кукольного спектакля. Надо стараться проводить эту работу качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне и никогда не забывать, что кукольный театр-это первое приобщение дошкольников к театру, искусству.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развивает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.

Работа с куклой на ширме требует от ребенка довольно больших усилий. Сложно управлять куклой, надетой на руку, даже взрослому. Для освоения навыка нужны подготовительные упражнения: «Кукла появляется на ширме», «Кукла кланяется», «Кукла хлопает в ладоши», «Кукла пляшет», «Кукла уходит» и т. д. Задание выполняется поочередно правой и левой рукой. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Кукольные спектакли проходят интереснее, если присутствуют музыкальные номера, которые лучше раскрывают характер героев. Если таковы имеются в спектакле, то их разучивают с детьми отдельно. Затем наступает самый сложное: соединить вместе работу с куклой на ширме и ее озвучивание, ведь у каждой куклы определенный характер и его нужно передать с помощью разной интонации голоса, своеобразными движениями, характерными для персонажа.

Но, как бы ни было трудно, детям очень нравится общаться с куклами. Для детей это увлекательная игра. И в этой игре даже робкий, застенчивый ребёнок откроется.

На занятии нужно создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Хороши для кукольных спектаклей разработки М.Ю. Картушиной («Курочка Ряба», «Бобик и его друзья», «Зимний теремок»).

Показ спектакля начинается в группе (это как генеральная репетиция). Следующий показ проходит в зале. Перед спектаклем дети в кассе «покупают» билеты, которые готовят дети старших групп. Как в театре звучит звонок к началу спектакля и начинается зрелище, в котором участвуют все: юные актеры и их зрители. Виды кукольного театра:

#1055;альчиковый, Рукавичковый, Настольный плоскостной, Кулачковый, Тростевой, Ложковый,«би-ба–бо», Напольные куклы, Маски, маски-шапки.

По способам проведения бывают:

- Настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые куклы);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, театр масок, танта-морески). Чтоб рука артисткой стала нужно очень-очень мало: Специальные перчатки, ум, талант, и все в порядке. Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

1 ЭТАП.

2 ЭТАП.

3 ЭТАП.

4 ЭТАП.

5 ЭТАП.

И обязательно необходимо объяснить малышам, новые слова, употребляемые в театре:

«Кукольные театры для дошкольников своими руками»

Кукольный театр – одна из самых интересных игр, которые нравятся не только детям, но и их родителям. Дети раскрывают свою фантазию, ставят любимые сказки, придумывают новые. Когда ребёнок только родился, мама и папа могут сами устраивать ему маленькие представления, посредством которых происходит тесный эмоциональный контакт с ребёнком, а когда малыш подрастёт, он сам сможет дома показывать дома целые представления. Для организации дома кукольного театра дома на первом этапе необходимо создать условия для театральной деятельности, изготовить ширму, приобрести набор кукол. Куклы для кукольного театра должны быть различных систем, яркие, удобные в управлении. Такие куклы формируют определённые умения и навыки, развивают детское творчество. Но не всегда есть возможность приобрести нужные куклы для театрализованной деятельности, значит, их нужно сделать своими руками. Игрушки для театра могут быть изготовлены из картона, поролона, папье-маше, ложек, ткани, меха и других материалов.

«Домашний кукольный театр»

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок.

  • Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.
  • Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

  • Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.
  • Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

  • Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.
  • Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

  • Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.
  • Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук
  • Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.
  • Характер актера передается кукле

Упражнения с кукольным театром «би-ба–бо»

- ПОДГОТОВКА К ПОКАЗУ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА,

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ. КУКЛОВОЖДЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЯ

Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка "Игра в прятки", где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок - живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами, и со взрослыми.

Основные ориентиры проекта

Вид проекта: творческий:

Срок реализации проекта: (январь 2023г.-сентябрь 2023г.)

Автор проекта: Петрова А.М. (музыкальный руководитель)

Участники проекта: Воспитатели, дети старших групп, родители.

Социальная значимость проекта: направлен на создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта.

Актуальность проблемы.

  1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
  2. Не сформированы умения детей в усидчивости.
  3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.

Цель проекта:

Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной сферы. Развитие речи при помощи при помощи пересказа увиденного.

Задачи проекта:

  1. Пробудить интерес детей к театру.
  2. Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.
  3. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы при пересказе.

Предполагаемые результаты

Для педагогов:

-Повышение уровня компетентности в театрализованной деятельности;

-инновационные изменения в организации воспитательно- образовательного процесса;

-Творческое использование кукольного театра в разных видах деятельности.

Для воспитанников:

-Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

-Проявление интереса к театральному искусству;

Активизация эмоциональной отзывчивости, любви к прекрасному;

-Проявление творческого самовыражения.

Подготовительный этап

Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, отремонтировать ширму. Произвести ремонт кукол и доделать по некоторым сказкам).

Срок реализации: долгосрочный.

Основной этап

Еженедельное обыгрывание этюдов, потешек, сказок.

Срок реализации: Январь-сентябрь 2023г.

Ответственные: воспитатели, музыкальный руководитель.

Результат: Приобретения детьми нового словарного запаса. Изучение новых произведений. Развитие речевой активности при пересказе увиденного.

Заключительный этап

Показ итогового спектакля. «Теремок»

i0y0Um-UEDc

QSsKxdbcWPA

OAmbX1fRlv8

uzsMF2f-qy8

eMXoiCS22kY

C:\Users\Элемент\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ты детям сказку расскажи.»

1.     Закрепить с детьми составные части книги, по составным частям книги учить детей ориентироваться в мире книг.2.     Закрепить знания детей о русских народ...

Открытое занятие интегрированное НОД по развитию речи. Тема: «Сказка, сказка расскажи»!(закрепление).

Суздальцева Елена ЛеонидовнаВоспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 657Интегрированная НОД по развитию речи. Тема:«Сказка, сказка расскажи»!(закрепление).Обучающее по работе с детьми....

Проект в младшей группе "Сказку, расскажи"

Проект в младшей группе «Сказку, расскажи»Актуальность проекта:Маленькие дети очень любят слушать интересные сказки и рассказы. Это занятие приносит им большую пользу. Ритм народной...