Программа по финансовой грамотности для дошкольников6-7 лет "Финансики"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Программа по финансовой грамотности для дошкольников, редакция 2023г.
Аннотация к дополнительной образовательной программе социально- гуманитарной направленности «Финансики» для учащихся 6-7 лет ( стартовый уровень)
Дополнительная образовательная программа социально- гуманитарной направленности «Финансики» для учащихся 6-7 лет ( стартовый уровень) реализуется для детей старшего дошкольного возраста. Курс рассчитан на 36 часов по 1 академическому часу в неделю.
Основные содержательн6ые линии курса:
- Деньги и их история
- Доходы и расходы (как грамотно распоряжаться деньгами)
- О важном ( безопасность в мире финансов)
- Как экономить и сберегать (помоги себе стать финансово успешным и независимым )
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста и включают игры, практические задания, творческие задания, рассуждения.
В процессе обучения ребенок сможет научиться грамотно использовать карманные деньги, копить, поймет принципы распределения семейного бюджета. Научится избегать сомнительных и рискованных ситуаций связанных с использованием денег. Научится работать в команде и осознает себя как члена семьи, общества и государства.
Программа реализуется на базе МБДОУ" Детский сад №34 Красная шапочка» ,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДООП Финансики (Финансовая грамотность для дошкольников) | 125.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием Междуреченского городского округа» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ) | ||
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом МБУ ДО ЦДТ Протокол от 22.05.2023 №3 | Приказ № 288 от 03.07.2023 | |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансики» | ||
Возраст учащихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год | ||
Разработчик: Балдина Ксения Сергеевна, педагог дополнительного образования | ||
Междуреченский городской округ, 2023
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 6
Отличительные особенности программы 6
Формы обучения и виды занятий по программе 7
1.2. Цель и задачи программы 9
1.4. Планируемые результаты освоения программы 16
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 17
Условия реализации программы 17
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы 22
Паспорт программы
Наименование программы: |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансики» |
Разработчик программы: |
Балдина Ксения Сергеевна, педагог дополнительного образования |
Ответственный за реализацию программы: |
Балдина Ксения Сергеевна, педагог дополнительного образования |
Образовательная направленность: |
Социально-гуманитарная |
Цель программы: |
формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у дошкольников |
Задачи программы: |
обучающие:
воспитательные:
развивающие:
|
Возраст учащихся: |
от 6 до 7 лет |
Год разработки программы: |
2022, внесены изменения: 2023 |
Сроки реализации программы: |
1год (всего 36 часов, по1 часу в неделю) |
Нормативно-правовое обеспечение программы: для сетевых |
|
Методическое обеспечение программы: |
рабочие тетради, практикум и пособие для начальной школы 1-3 класс «Введение в финансовую грамотность» авторов: Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова; стихи М.А. Лангер под общ. редакцией Е.Л. Рутковской, Видеоролики «Уроки тетушки Совы», «Смешарики |
Рецензенты: Внутренняя рецензия: Гунина Анастасия Андреевна, методист МБУ ДО ЦДТ, Медведева Елена Владимировна, методист МБУ ДО ЦДТ |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансики» (далее ДООП) соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования.
Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.
В содержании программы уделено особое внимание воспитывающему компоненту, направленному на формирование у учащихся социокультурных, духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций российского общества и государства.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансики» осуществляется на русском языке - государственный язык РФ.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансики» имеет социально-гуманитарную направленность.
Реализация программы ориентирована на формирование и развитие финансовых знаний детей, и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании формирование культуры здорового и безопасного образа жизни за рамками основного образования
Реализация ДООП не нацелена на достижение результатов освоения образовательной программы дошкольного образования и основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и основного общего образования.
Актуальность программы
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена необходимостью подготовки ребёнка к условиям реальной жизни, его ориентации в происходящих экономических событиях, а также преемственностью экономического обучения в детском саду и в школе
В дошкольном возрасте не стоит задача формирования полноценных знаний умений и навыков реального обращения с деньгами. Тем не менее именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане начала формирования таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Данная программа предусматривает пересечение со всеми образовательными областями, тем самым обеспечивая высокую эффективность усвоения предлагаемого материала
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы – применение различных игр, игровых и творческих заданий, с помощью которых учащиеся смогут познавать экономическую действительность и на практике применить свой накопленный экономический опыт.
Программа способствует формированию экономического сознания дошкольника, в ходе основного вида деятельности пробуждая экономическое мышление, умение размышлять, анализировать игровую ситуацию и собственные действия в ней Программа способствует обогащению детского словаря, помогает приобретать такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, формирует здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного зарабатывания
Новизна программы заключается в большом количестве заданий направленных на формирование безопасного финансового поведения, воспитания грамотного отношения к финансовым ресурсам, понимания ценности денег и собственных потребностей в процессе игр и выполнения игровых заданий, участия в различных викторинах для учащихся, создании стенгазет, плакатов, дизайнерских разработок, связанных с тематикой курса.
Каждый образовательный блок предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют формированию у детей практического опыта в обращении с деньгами (игровыми) и использованию полученных знаний в создании эскизов и плакатов по тематике программы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у дошкольников не только представлений о мире и функциях финансов, истории их возникновения; взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали,
этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека, но и умения на практике, в игровой форме или в процессе выполнения творческих заданий, применить полученные знания. Учащиеся научатся понимать реальные потребности и оценивать свои возможности в мире финансов, поймут принципы формирования семейного бюджета, формирования накоплений и безопасного финансового поведения.
Уровень сложности программы - стартовый
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансики» разработана для учащихся 6-7 лет. Занятия проводятся в группах до 15 человек.
Для обучения принимаются все желающие
Данная программа реализуется педагогом МБУ ДО ЦДТ в форме сетевого взаимодействия в соответствии с Договором о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на базе образовательной организации-участника сетевого взаимодействия.
Приём учащихся осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» для зачисления учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программами и порядком приема на обучение по сетевой программе, на основании Договора о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями через индивидуальный образовательный маршрут с учетом их психофизиологических особенностей. В этом случае численный состав объединения может быть сокращён.
Объём программы
Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансики» составляет 36 часов.
Формы обучения и виды занятий по программе
Форма обучения по программе – очная.
Основной вид организации образовательного процесса по реализации ДООП «Финансики» - групповое занятие.
Реализация программы предусматривает организацию и проведение воспитательных мероприятий, направленных на совместную деятельность учащихся и родителей (законных представителей).
Виды обучения, используемые при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансики»:
- Групповая работа
- Игра
- Творческая работа
- Соревнование
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Срок освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансики» составляет 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 30 минут каждое. Во время занятий предусмотрены динамические паузы, физминутки.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий, с учетом условий по Договору о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Организация обучения по ДООП осуществляется на базе образовательной организации-участника сетевого взаимодействия с использованием материально-технической и учебно-методической базы МБУ ДО ЦДТ или на базе МБУ ДО ЦДТ в соответствии с Договором о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансики».
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить дошкольников с элементарными финансовыми понятиями, истории появления денег и их назначении;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу.
Воспитательные:
- прививать интерес к изучению мира финансов;
- Приобщение к экономической и финансовой культуре, соблюдение «цифровой» безопасности
- способствовать формированию ответственности и самоконтроля.
Развивающие:
- развивать экономическое сознание детей, экономическое мышление; познавательную и речевую активности;
- развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень учащихся;
- активизировать коммуникативную деятельность детей.
1.3. Содержание программы
Учебный план
(стартовый уровень)
№ | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | «Что такое деньги и их история» | 8 | 1 | 7 | |
1.1. | Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ» Игровой тест « Найди пару» «Назови профессии» | 1 | 1 | 0 | Игра |
1.2. | Что такое деньги? Зачем нужны деньги? | 1 | 0 | 1 | |
1.3 | Как появились деньги? Какими они были?» | 1 | 0 | 1 | |
1.4 | Национальная валюта. Что изображено на российских купюрах? | 1 | 0 | 1 | |
1.5 | Иностранная валюта. Какие деньги в других странах? | 1 | 0 | 1 | |
1.6. | Деньги мира. Где живут деньги? Банк. Рисуем Банк. | 1 | 0 | 1 | |
1.7. | Виды денег: наличные и безналичные | 1 | 0 | 1 | |
1.8 | Итоговое занятие «Финансовая эстафета» | 1 | 0 | 1 | Эстафета |
2 | «Доходы и расходы» | 15 | 2 | ||
2.1 | Что нужно семье? Д/ И «Найди лишнее» | 1 | 1 | 0 | Рассуждение |
2.2 | Зачем люди работают? | 1 | 0 | 1 | Игра |
2.3 | Откуда в семье берутся деньги? Доходы. (Клады лотереи и наследство.) | 1 | 0 | 1 | |
2..4 | Доходы: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия | 1 | 0 | 1 | |
2.5 | Доходы. Дополнительные доходы | 1. | 0 | 1 | |
2.6 | Итоговое занятие по теме «Доходы Игра «Какие бывают доходы» | 1 | 0 | 1 | |
2.7 | Расходы Какие они бывают? | 1 | 0 | 1 | |
2.8 | Хобби – доход или расход? Игровой тест | 1 | 1 | 0 | Рассуждение |
2.9 | Потребности и возможности: «Надо и хочу» | 1 | 0 | 1 | Игра |
2.10 | Потребности и возможности Изготовление плаката | 1 | 0 | 1 | Творческое задание |
2.11 | Бюджет. Что это? | 1 | 0 | 1 | Игра |
2.12 | Распределение бюджета семьи | 1 | 0 | 1 | |
2.13 | Викторина «Про бюджет» | 1 | 0 | 1 | |
2.14 | Сюжетно ролевая дидактическая игра « Идем в магазин» | 1 | 0 | 1 | |
2.15 | Итоговое занятие: «Заработай и потрать» | 1 | 0 | 1 | Диагностическая викторина- игра |
3. | «О важном» | 9 | 6 | 3 | |
3.1 | Орел и решка что это? Отгадывание кроссвордов и загадок о деньгах. | 1 | 0 | 1 | Игра |
3.2. | Деньги настоящие и не настоящие. Ответственность Монеты и купюры. | 1 | 0 | 1 | Исследование |
3.3. | Банк. Что такое Банк? | 1 | 1 | 0 | Рассуждение |
3.4. | Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | 0 | 1 | Игра |
3.5. | Почему нужно беречь ресурсы? | 1 | 1 | 0 | Рассуждение |
3.6 | Осторожно – мошенники! | 1 | 1 | 0 | Творческое задание |
3.7 | Кредит– что это такое? | 1 | 1 | 0 | Рассуждение |
3.8 | Что такое страхование | 1 | 1 | 0 | |
3.9. | Про налоги | 1 | 1 | 0 | Творческое задание |
4. | «Как экономить и сберегать» | 4 | 4 | ||
4.1. | Жизненная математика. Сдача и размен монет. | 1 | 0 | 1 | Игра |
4.2. | Зачем семье сбережения? | 1 | 0 | 1 | |
4.3. | Когда берешь в долг. | 1 | 0 | 1 | |
4.4. | Итоговое занятие : « Секреты денег» | 1 | 0 | 1 | Викторина «Я и деньги» |
Итого: | 36 | 9 | 28 |
Содержание учебного плана
(Стартовый уровень)
1. Раздел Что такое деньги и их история (8ч.)
Воспитывающий компонент. Формирование представлений об истории возникновения товарно-денежных отношений, национальной и иностранной валюте, видах современных денежных средств. Привитие интереса к истории страны и денег. Привлечение внимания к соблюдению техники безопасности и правил поведения во время занятий.
Тема 1.1 «Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ».
Теория: Введение в программу обучения. Знакомство с целями, задачами, основными направлениями образовательной программы. Проведение инструктажа по технике безопасности.
Практика: Беседа, «Что мы знаем о Деньгах»». Игровой тест «Найди пару», назови профессии»
Форма контроля: игра.
Тема 1.2«Что такое деньги? Зачем нужны деньги?»
Теория: Беседа, «Что такое деньги, зачем они нужны?». Просмотр обучающего видео «Уроки тетушки Совы «Что такое деньги?»
Практика: Д\И «Давай поменяемся»
Форма контроля: игра
Тема 1.3. «Как появились деньги? Какими они были?»
Теория: просмотр мультфильма «История денег,» беседа «Какими были деньги, когда денег не было»
Практика: рисуем деньги для племени Мумба- юмба»
Форма контроля: игра
Тема 1.4. Национальная валюта. Что изображено на российских купюрах?
Теория: просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Изображения на Российских рублях» беседа по содержанию видео
Практика: Д/И «Найди пару к купюре и скажи что на ней изображено»
Форма контроля: игра
Тема 1.5 Иностранная валюта. Какие деньги в других странах?
Теория: просмотр обучающего видео «Бодо Бордо «Валюты»
Практика: Д/ И «Собери паззл и назови валюту», рисуем валюту волшебной страны.
Форма контроля: игра
Тема 1.6 «Деньги мира. Где живут деньги? Банк». Рисуем Банк
Теория: просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Устройство банковского отделения», «Уроки тетушки Совы «О банке»
Практика: «собери пззал» (логотипы банков) Рисуем банк
Форма контроля: игра
Тема 1.7 «Виды денег: наличные и безналичные»
Теория: просмотр обучающего видео «Уроки тетушки совы. «Безналичные деньги»
Практика: Д/И «Найди банковскую карту», рисуем эскиз детской карты
Форма контроля: игра
Тема 1.8 Итоговое занятие «Финансовая эстафета»
Теория: вспомнить правила спортивных соревнований, разделиться на команды, придумать название своей команды.
Практика: «Финансовая эстафета»
Форма контроля: игра
2. Раздел Доходы и расходы (15 ч.)
Воспитывающий компонент. Формирование представлений о видах доходов и расходов семьи, понятия «Бюджет семьи» и правилах его составления. Формирование умения разумно совершать карманные расходы; понимания личной доли ответственности в благосостоянии семьи. Привитие финансового мышления.
Тема 2.1. Что нужно семье? Д/ И «Найди лишнее»
Теория: беседа- рассуждение «Что нужно семье» рассматривание иллюстраций
Практика: работа с раздаточным материалом (карточки с изображением семей разного состава), Д/И «Найди лишнее»
Форма контроля: рассуждение
Тема 2.2. Зачем люди работают?
Теория: просмотр обучающего видео «Уроки тетушки Совы «Работа и зарплата». Беседа, рассматривание иллюстраций.
Практика: Д/И «Назови профессии»
Форма контроля: игра
Тема 2.3 Откуда в семье берутся деньги? Доходы. (Клады лотереи и наследство.)
Теория: Беседа «Клады и сокровища» («Финансовая грамотность. Ликбез с родителями и без») просмотр обучающей презентации
Практика: работа с раздаточным материалом, Д/И «мини квест «Найди клад»
Форма контроля: игра
Тема 2.4 Доходы: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия
Теория: Беседа «Из чего состоят доходы семьи» просмотр обучающей презентации Просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Откуда берется зарплата»
Практика: работа с раздаточным материалом, Д/И «Доходы семьи»
Форма контроля: игра
Тема 2.5 Доходы. Дополнительные доходы
Теория: беседа «Что такое дополнительные доходы? Как можно заработать деньги не работая на работе?»
Практика: «Мини- ярмарка» (Дети делают небольшие поделки из бумаги и продают их за игровые деньги)
Форма контроля: занятие игра
Тема 2.6 Итоговое занятие по теме «Доходы Игра «Какие бывают доходы»
Теория: повторить правила поведения во время занятий. Разделить на команды придумать командам названия.
Практика: игра «Какие бывают доходы»
Форма контроля: игра.
Тема 2.7 Расходы Какие они бывают?
Теория: просмотр обучающего видео «Спокойной ночи малыши! Расходы» Беседа о расходах.
Практика: Д/И «Найди расходы» работа с раздаточным материалом «Где покупают и продают разные товары?» (Занимательные финансы Р.Т. 5-6 лет Л.В. Стеханович.)
Форма контроля: игра
Тема 2.8 Хобби – доход или расход? Игровой тест Промежуточная аттестация
Теория: просмотр обучающей презентации
Практика: Игровой тест «Доходы и расходы какие они бывают?»
Форма контроля: рассуждение
Тема 2.9 Потребности и возможности: «Надо и хочу»
Теория: просмотр обучающего видео «Уроки тетушки Совы «Потребности и возможности»
Практика: Д/И «НАДО И ХОЧУ» работа с раздаточным материалом «Потребности и желания» (Занимательные финансы Р.Т. 5-6 лет Л.В. Стеханович..)
Форма контроля: игра
Тема 2.10 Потребности и возможности Изготовление плаката
Теория: вспомнить о том, что важно для каждого человека и что является не обязательным)
Практика: изготовление плаката «НАДО И ХОЧУ»
Форма контроля: творческое задание
Тема 2.11 Бюджет. Что это?
Теория: Чтение книги Т. Попова «Что такое деньги» глава «Откуда люди берут деньги и куда их тратят» ст.41
Практика: Д/И «Угадай где продается», «Что сколько стоит»
Форма контроля игра
Тема 2.12 «Распределение бюджета семьи»
Теория: просмотр видео «Уроки тетушки Совы «Семейный бюджет»
Практика: Д/ И «Идем в магазин» Викторина «Что такое доходы»
Форма контроля: игра
Тема 2.13 Викторина «Про бюджет»
Теория: разделить на 2 команды, объяснить правила проведения викторины.
Практика: Викторина «Про бюджет», деловая игра «Семейный бюджет»
Форма контроля: игра
Тема 2.14 Сюжетно ролевая дидактическая игра «Идем в магазин»
Теория: разделить на 2 команды, объяснить правила игры, вспомнить правила поведения в группе
Практика: Сюжетно ролевая дидактическая игра «Идем в магазин»
Форма контроля: игра
Тема 2.15 Итоговое занятие: деловая игра «Заработай и потрать»
Теория: разделить на 2 команды, объяснить правила игры, вспомнить правила поведения в группе, раздать атрибуты.
Практика: деловая игра «Заработай и потрать»
Форма контроля: игра
3. Раздел О Важном (9 ч)
Воспитывающий компонент. Формирование ответственного отношения к деньгам как к ресурсу, безопасного поведения в мире финансов
Тема 3.1. «Орел и решка что это?» Отгадывание кроссвордов и загадок о деньгах.
Теория: просмотр обучающей презентации «Орел и решка»
Практика: Д/И «Собери паззл (орел и решка монет и купюр)», работа с раздаточным материалом, отгадывание кроссвордов, и загадок о деньгах
Форма контроля: игра
Тема 3.2 Деньги настоящие и ненастоящие. Ответственность Монеты и купюры.»
Теория: просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Фальшивые деньги и борьба с ними»
Практика: Д/И «Найди настоящие», «Найди пару»
Форма контроля: исследование
Тема 3.3. «Банк. Что такое Банк?»
Теория: просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Знакомство с отделением банка», «Уроки тетушки Совы» Банк», беседа.
Практика: мини-викторина «Про банк», рисуем волшебный банк волшебной страны.
Форма контроля: рассуждение
Тема 3.4 Викторина «Что? Где? Когда?»
Теория: разделить на 2 команды выбрать капитанов., объяснить правила игры.
Практика: Викторина «что? Где? Когда?»
Форма контроля: игра
Тема 3.5 «Почему нужно беречь ресурсы?
Теория: Просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Ограниченность материальных ресурсов» беседа.
Практика: работа с раздаточным материалом («Занимательные финансы РТ, 6-7 лет». Л.В. Стахович. ст31)
Форма контроля: рассуждение
Тема 3.6 Осторожно – мошенники!
Теория: просмотр обучающего видео «Смешарики «Незнакомец»
Практика: создание плаката «Осторожно, Мошенники!»
Форма контроля: творческое задание.
Тема 3.7 Кредит– что это такое?
Теория: просмотр обучающего видео «Смешарики. Танец в кредит», беседа.
Практика: работа с раздаточным материалом («Занимательные финансы РТ, 6-7 лет». Л.В. Стахович. Ст23, «Финансовая грамотность для детей 10простых шагов в фактах и заданиях», ст.8)
Форма контроля: рассуждение
Тема 3.8 Что такое страхование
Теория: просмотр обучающего видео «Смешарики Накопления и страхование (8.22)»
Практика: работа с раздаточным материалом, «Викторина «Что такое страхование?»
Форма контроля: рассуждение
Тема 3.9 Про налоги
Теория: просмотр обучающего видео «Финансовая грамотность 3. Налоги» беседа.
Практика: создание плаката «Для чего платить налоги?»
Форма контроля: Творческое задание
4 Раздел Как экономить и сберегать (4 ч.)
Воспитывающий компонент: Привитие понимания необходимости сбережений и правил накопления денег. Формирование понятия «кредит», «долг» и понимания ответственности за его выплату. Акцентирование внимания на разумном потреблении ресурсов, привитие навыков размена денежных единиц (монет и купюр), необходимости просчитывать покупку до ее оплаты.
Тема 4.1 Жизненная математика. Сдача и размен монет.
Теория: просмотр обучающей презентации, беседа
Практика: Д/И «Разменяй денежку», «Без сдачи»
Форма контроля: игра
Тема 4.2 Зачем семье сбережения?
Теория: просмотр обучающего видео «Смешарики. Накопления» беседа
Практика: работа с раздаточным материалом Д/И «Копим и сберегаем»
Форма контроля игра
Тема 4.3 Когда берешь в долг.
Теория: просмотр обучающей презентации, беседа
Практика: работа с раздаточным материалом Д/И «Занимаем и одалживаем», «Заплатить долг скорее, так будет веселее»
Форма контроля: игра
Тема 4.4. Итоговое занятие: «Секреты денег»
Теория: разделить детей на команды, придумать название команд, выбрать капитанов. Повторить правила поведения во время игр.
Практика: диагностическая викторина «Я и деньги»
Форма контроля: викторина.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения, учащиеся овладевают
следующими компетенциями
Предметные (образовательные):
- знание элементарных финансовых понятий, истории появления денежных единиц и их назначении;
- приобретение навыков обращения с деньгами, сформированность правильного отношения к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- умение соотносить понятия надо, хочу, могу.
Метапредметные:
- проявление элементарного экономического мышления; познавательной и речевой активности;
- проявление познавательного интереса к финансам как неотъемлемой стороне жизни учащихся;
- умение общаться и работать в команде.
Личностные:
- проявление интереса к изучению мира финансов;
- проявление интереса к экономической и финансовой культуре, понимание «цифровой» безопасности;
- сформированность ответственности и самоконтроля.
В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы следующие навыки:
- soft skills:
Коммуникативные навыки | Навыки самоорганизации | Развитие мышления | Управленческие навыки |
Умение выражать свою позицию, убеждение | Планирование | Логическое | Распределение задач |
Умение быть лидером | Инициативность | Критическое | Ответственность |
Умение общаться, договариваться | Работоспособность | Творческое | Принятие решения |
Умение работать в группе | Нацеленность на результат | Проектное | Систематизация результатов |
Мотивация | Распределение и управление временем | Структурное | Решение проблем |
- hard skills: умение обращаться с деньгами, составлять список расходов и доходов, ставить цели достигать их.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе. Календарный учебный график разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем структурного подразделения МБУ ДО ЦДТ, с организацией-участником сетевого взаимодействия, утверждается заместителем директора МБУ ДО ЦДТ по УВР или НМР.
Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года - 1 сентября, окончание учебного года– 31 мая.
№ | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 | 1 год обучения | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 1 часу | 36 |
В каникулярное время учащиеся могут продолжить обучение по краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Условия реализации программы
Содержание условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся по программе. Данная программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения дополнительного образования, так и на базе образовательных организаций на основе сетевого взаимодействия.
Материально-техническое обеспечение
В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы. Для успешной реализации программы необходимо:
- оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для учащихся, стулья, стенды, шторы-затемнения, ровная поверхность 1.1х 2,1м);
- технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбуки,
- канцелярия: бумага А4, маркеры, клей-карандаш, тетради, ручки, простые карандаши, цветные карандаши, лупы, ножницы ватман формата А2, А3, демонстрационный и раздаточный материал, игровые наборы.
Информационное и учебно-методическое обеспечение
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа,
- пособия,
- учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по ДООП
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт) код А и B с уровнями квалификации 6, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области.
Этапы и формы аттестации
Вид контроля | Тема и контрольные измерители аттестации | Форма контроля |
Раздел 1 Что такое деньги и их история» | ||
Текущий контроль на начало реализации программы |
| Игра |
Текущий контроль |
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| Эстафета | |
2 .Раздел «Доходы и расходы»,. | ||
2.1-Что нужно семье? Д/ И «Найди лишнее»
| Рассуждение | |
Текущий контроль | 2.2 Зачем люди работают?
| Игра |
2.3 Откуда в семье берутся деньги? Доходы. (Клады лотереи и наследство.)
| ||
2.4 Доходы: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия
| ||
| ||
| ||
| ||
Игровой тест
| Рассуждение | |
| Игра | |
2.10 Потребности и возможности Изготовление плаката
| Творческое задание | |
| Игра | |
| ||
Текущий контроль |
| Игра |
| ||
| Игра | |
3. Раздел. О Важном | ||
3.1 Орел и решка что это?» Отгадывание кроссвордов и загадок о деньгах.
| ||
3.2 Деньги настоящие и ненастоящие. Ответственность Монеты и купюры.
| Исследование | |
3.3. Банк. Что такое Банк?
| Рассуждение | |
3.4. Викторина «Что? Где? Когда?»
| Игра | |
3.5. Почему нужно беречь ресурсы?
| Рассуждение | |
3.6. Осторожно – мошенники!
| Творческое задание | |
3.7. Кредит– что это такое?
| Рассуждение | |
3.8. Что такое страхование
| ||
3.9. Про налоги
| Творческое задание | |
4. Раздел. Раздел 4 Как экономить и сберегать | ||
4.1. Жизненная математика. Сдача и размен монет.
| Игра | |
Текущий контроль | 4.2 Зачем семье сбережения
| |
4.3 Когда берешь в долг.
| ||
4.4 Итоговое занятие: «Секреты денег»
| Игра | |
Промежуточная аттестация | «Хобби – доход или расход?»
| Игровой тест |
Аттестация по завершении реализации программы | «Я и деньги»
| Игра- викторина |
Оценочные материалы
Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Финансовая грамотность» осуществляется посредством следующих разработок (критерии и показатели в Приложении №2):
- Игровой тест «Найди пару» «Назови профессии»
- Игровой тест «Хобби – доход или расход?»
- Игра- викторина «Я и деньги».
Методические материалы
- Сборник занимательных задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов».
- Книжка-раскраска для детей «Как сорока карту потеряла».
- Рабочая тетрадь «Азбука финансовой грамотности».
- Рабочая тетрадь: образовательный модуль «Семейный бюджет. Как правильно зарабатывать и тратить деньги?».
- Методические разработки мероприятий (занятий) по финансовой грамотности.
- Развивающее пособие по финансовой грамотности.
- Краткий гид по вопросам финансового воспитания.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма аттестации |
1.Что такое деньги и их история | ||||||
1.1. | Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ» | Беседа, игра, | Индивидуальная работа, работа в группах | Видеоролик, Д/И «Найди пару» «Назови профессии» | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | Игра |
1.2. | «Что такое деньги? Зачем нужны деньги?» | Беседа, игра, видео | Индивидуальная работа, работа в группах | Видеоролик, Д/И »Давай поменяемся» | ПК, проектор, экран раздаточный материал | |
1.3. | «Как появились деньги? Какими они были?» | Беседа, игра, | Индивидуальная работа, работа в группах | Видеоролик | ПК, проектор, экран бумага А5 раздаточный материал, Карандаши цветные | |
1.4. | Национальная валюта. Что изображено на российских купюрах? | Беседа, игра, | Индивидуальная работа, работа в группах | Видеоролик Д/И «Найди пару к купюре» | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | |
1.5. | Иностранная валюта. Какие деньги в других странах? | Беседа, игра, | Индивидуальная работа, работа в группах | Видеоролик Д/И. «Собери паззл и назови валюту» | ПК, проектор, экран бумага А5 раздаточный материал, Карандаши цветные | |
1.6. | Деньги мира. Где живут деньги? Банк «Рисуем Банк
| Беседа, игра, | Индивидуальная работа, работа в группах | Видеоролик Д/И «Собери паззл» (логотипы банков) | ПК, проектор, экран бумага А5 раздаточный материал, Карандаши цветные | |
1.7. | «Виды денег: наличные и безналичные»
| Беседа, игра, | Индивидуальная работа, работа в группах | Видеоролик Д/И «Найди банковскую карту», | ПК, проектор, экран бумага А5 раздаточный материал, Карандаши цветные | |
1.8 | Итоговое занятие «Финансовая эстафета» | Беседа, игра, | Индивидуальная работа, работа в группах | Атрибуты к эстафете | ПК, проектор, экран раздаточный материал, Атрибуты к эстафете | |
2. «Доходы и расходы» | ||||||
2.1. | Что нужно семье? Д/И «Найди лишнее» | Беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | Видеоролик Д/И «Найди лишнее» раздаточный материал | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | Рассуждение |
2.2. | Зачем люди работают? | Беседа, игра, | Индивидуальная работа, работа в группах | иллюстрации Д/И «Назови профессии | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | Ирга |
2.3 | Откуда в семье берутся деньги? Доходы. (Клады лотереи и наследство.) | Беседа «Клады и сокровища» обучающая презентация | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, Д/И «Найди клад» презентация раздаточный материал, «раздаточным материалом | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | Игра |
2.4 | Доходы: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия | Беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, презентация. Раздаточный материал Д/И «Доходы семьи» | ПК, проектор, экран раздаточный материал, Д/И «Доходы семьи» | |
2.5 | Доходы. Дополнительные доходы | Беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, презентация. Раздаточный материал. « Мини- ярмарка» | ПК, проектор, экран, бумага раздаточный материал, Карандаши цветные, , , цветная бумага, ножницы, клей | |
2.6 | Итоговое занятие по теме «Доходы Игра «Какие бывают доходы» | Игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Раздаточный материал для игры | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | |
2.7 | Расходы Какие они бывают? | Беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | обучающее видео «Расходы» | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | |
2.8 | Хобби – доход или расход? Игровой тест Промежуточная аттестация | Беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | обучающая презентация; Игровой тест «Доходы и расходы какие они бывают?» | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | Рассуждение |
2.9 | Потребности и возможности: «Надо и хочу»
| беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео; Д/И «Надо и хочу», | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | Игра |
2.10 | Потребности и возможности Изготовление плаката «Надо и хочу» | беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | Раздаточный материал | ПК, проектор, экран, клей, раздаточный материал, ножницы, ватман А 3, цветные карандаши | Творческое задание |
2.11 | Бюджет. Что это? | беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | Иллюстрации Д/И «Угадай где продается», | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | Игра |
2.12 | «Распределение бюджета семьи» | беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео,материалы для игры и для викторина | ПК, проектор, экран раздаточный материал | |
2.13 | Викторина «Про бюджет» | деловая игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Материалы для игры и викторины | ПК, проектор, экран раздаточный материал | Игра |
2.14 | Сюжетно ролевая дидактическая игра «Идем в магазин» | Сюжетно ролевая дидактическая игра «Идем в магазин» | Индивидуальная работа, работа в группах | Материалы для сюжетно ролевой дидактической игры « | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | |
2.15 | Итоговое занятие: деловая игра «Заработай и потрать» | деловая игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Атрибуты для деловой игры «Заработай и потрать | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | Игра-викторина |
3. О важном | ||||||
3.1. | «Орел и решка что это?» Отгадывание кроссвордов и загадок о деньгах. | игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающая презентация; Д/И «Собери паззл (орел и решка монет и купюр | ПК, проектор, экран раздаточный материал, | Игра |
3.2 | Деньги настоящие и ненастоящие Ответственность Монеты и купюры.» | деловая игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео Д/И «Найди настоящие», «Найди пару | ПК, проектор, экран раздаточный материал | Исследование |
3.3 | «Банк. Что такое Банк?» | деловая игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, материал к викторине | ПК, проектор, экран раздаточный материал: цветные карандаши, бумага А5 | Рассуждение |
3.4 | Викторина «Что? Где? Когда?» | деловая игра | Индивидуальная работа, работа в группах | раздаточный материал для Викторины | ПК, проектор, экран | Игра |
3.5 | Почему нужно беречь ресурсы? | деловая игра | Индивидуальная работа, работа в группах ПК, проектор, экран раздаточный материал | Обучающее видео, иллюстрации раздаточный материал | ПК, проектор, экран раздаточный материал | Рассуждение |
3.6 | Осторожно – мошенники! « | деловая игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, создание плаката» Осторожно, Мошенники!» | ПК, проектор, экран раздаточный материал: цветные карандаши, ножницы, клей | Творческое задание |
3.7. | Кредит– что это такое? | деловая игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, раздаточный материалом | ПК, проектор, экран раздаточный материал | Рассуждение |
3.8 | Что такое страхование | деловая игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, материал для викторины | ПК, проектор, экран раздаточный материал | |
3.9 | Про налоги | деловая игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, раздаточный материалом | ПК, проектор, экран раздаточный материал: ножницы, клей, цветные карандаши | Творческое задание |
4. Как экономить и сберегать | ||||||
4.1 | Жизненная математика. Сдача и размен монет» | беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, раздаточный материал для игр «Разменяй денежку», « Без сдачи | ПК, проектор, экран раздаточный материал: Д/И «Разменяй денежку», «Без сдачи | Игра |
4.2 | Зачем семье сбережения? | беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, | ПК, проектор, экран раздаточный материал | |
4.3 | Когда берешь в долг. | беседа | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающая презентация, раздаточный материал | ПК, проектор, экран | |
4.4 | Итоговое занятие «Секреты денег» | игра | Индивидуальная работа, работа в группах | Обучающее видео, раздаточный материал | ПК, проектор, экран раздаточный материал: | Викторина. |
Воспитательный модуль
Реализация программы воспитательной работы направлена на взаимодействие педагога с учащимся (индивидуально), с детским коллективом, с семьей учащегося.
Формы и виды проводимых воспитательных мероприятий, а также методы воспитательной деятельности, определяются педагогом дополнительного образования в зависимости от особенностей реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся, по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются отдельным планом воспитательной работы педагога на учебный год.
При выборе и разработке воспитательных мероприятий главным критерием является соответствие тематике и направленности проводимого мероприятия целям и задачам воспитательной работы, отраженным в содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель воспитательного модуля - ценностно-смысловое развитие учащегося средствами освоения ДООП «Финансики».
Задачи:
- прививать нравственные ценности через освоение азов финансовой грамотности;
- формировать гармоничную, социально-активную личность учащегося, способного к постоянному самообразованию и самосовершенствованию;
- развивать самоконтроль, формировать ценностное отношение к труду взрослых, своему труду, бережное отношение к деньгам как к ресурсу.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах:
- Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а также при нахождении его в образовательной организации;
- Комфортность– создание психологически комфортной среды для каждого учащегося для конструктивного взаимодействия обучающихся и педагогов.
- Опора на основные ценностные ориентиры, такие как: милосердие, достоинство, трудолюбие, творчество, познание, функциональная грамотность, эстетическое развитие, любовь и уважение к Родине, к родному краю, семье и т.д.
- Событийность- реализация процесса воспитания главным образом через организацию различных образовательных событий.
- Доступность– общедоступность реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Воспитательный модуль (воспитательная работа) предусматривает организацию педагогических условий для осознания учащимися воспитательных ситуаций, опыта межличностных отношений, направленных на формирование личности взрослеющего человека.
Реализация воспитательного компонента осуществляется с помощью личностно-персонифицированного подхода и ориентирована на целевые приоритеты возрастных особенностей учащихся дошкольного возраста, с опорой на развитие их культуры социального поведения с учетом быстрой информатизации общества.
Воспитательный потенциал ДООП реализуется посредством:
- установления доверительных отношений на занятии, активизации познавательной деятельности учащихся;
- побуждения учащихся на занятиях соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы дисциплины и самоорганизации;
- привлечения внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых явлений, к получаемой на занятиях социально значимой информацией;
- демонстрации примеров ответственного, гражданского поведения, проявления гуманизма, человеколюбия, добросердечности (на основе подбора соответствующих текстов, задач, проблемных ситуаций и пр.);
- применения на занятиях интерактивных форм обучения, интеллектуальных игр для получения навыков групповой работы, установления партнерских, позитивных межличностных отношений в группе,
- подбора проблемных ситуаций для обсуждения в группе, детском объединении;
- установления доверительных отношений между педагогом и учащимися, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога,
- привлечения внимания учащихся к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- демонстрации учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения и обсуждения в коллективе;
- соблюдения на занятии общепринятых норм поведения, правил общения с педагогом и сверстниками, принципов учебной дисциплины и самоорганизации;
- Применение на занятиях различных форм творческой деятельности для получения возможности самореализации и осмысления изученного материала.
Основой воспитательной работы в рамках ДООП являются следующие составляющие: Основой воспитательной работы в рамках ДООП являются следующие составляющие:
- ключевые образовательные события;
- создание условий для социального роста учащихся;
- поддержка творчества и социальной активности учащихся.
В ходе освоения ДООП «Финансики» учащиеся будут включены в следующие воспитательные практики:
- коллективная творческая деятельность (командное творчество, планирование, анализ, коммуникация, всестороннее развитие);
- индивидуальная творческая деятельность
- кейс-технологии («портфель» конкретных ситуаций и задач, требующих решения);
- Соревнование (игра-приключение на заданную тему) и т.д.
Результатом освоения программы воспитания станет:
− привитие нравственных ценностей через освоение азов финансовой грамотности;
- формирование гармоничной, социально-активной личности учащихся, способных к постоянному самообразованию и самосовершенствованию;
- развитие самоконтроля, формирование ценностного отношения к труду взрослых, своему труду, бережное отношение к деньгам как к ресурсу.
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы, который является приложением к программе и разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем структурного подразделения и утверждается заместителем директора МБУ ДО ЦДТ по УВР. Календарный план воспитательной работы конкретизирует перечень воспитательных событий и мероприятий с учетом единого плана (программы) МБУ ДО ЦДТ.
Список литературы
для педагога:
- . Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
- Блискавка Е. Дети и деньги. Мнс. «Четыре четверти», 2014. 80с.
- Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006. 224 с.
- Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010. 80 с.
- Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системно-деятельностного подхода на уроке: методические рекомендации. М.: Проект 21 века, 2017. 120 с.
- Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е.Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2–3 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020. – 64 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
- Рутковская Е.Л. Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.; стихи М.А. Лангер]; под общ. ред. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 72 с.
- Рутковская Е.Л Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 1 для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова; стихи М.А. Лангер]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 20 с.
- Рутковская Е.Л Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 2 для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 28 с.
- Рутковская Е.Л Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 3 для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др; стихи М.А. Лангер]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 24 с.
- Рутковская Е.Л Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и д.р.]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва:Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 96 с.
- Федин Сергей. «Финансовая грамотность» 2- 3классы. Пособие для учащихся в 2 частях. Москва. Вако 2020г, 80 - ил- (учимся разумному финансовому поведению)
- Федин. Сергей «Финансовая грамотность» 2-3 классы. Пособие для учащихся в 2 частях. Москва. Вако 2020г, 112 - ил- (учимся разумному финансовому поведению)
- Финансовая грамотность/ Р. В. Маркин. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 127 с
- Что такое деньги. Детская энциклопедия [для мл. шк. возраста]/ Т. Попова;2 изд. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022 – 80 с.
для учащихся и для родителей:
- Маркин. Р. В. Финансовая грамотность– Москва: Издательство АСТ, 2023. – 127 с
- Попова Т. Что такое деньги. Детская энциклопедия [для мл. шк. возраста]/;2 изд. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022 – 80 с.
Интернет ресурсы
- http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».
- http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с финансами».
- http://вашифинансы.рф/child/articles/lichnyy-i-semeynyybyudzhet/5-sekretov-finansovoy-gramotnosti-ot-ekspertov-portalamoneykids-ru/ — Пять секретов финансовой грамотности от портала «moneykids.ru».
- http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
- https://school.moex.com/ - сайт «Школа московской биржи».
- http://dengins.ru/ - сайт «Деньгин'S - школа семейных финансов».
- http://хочумогузнаю.рф/ – сайт «Хочу Могу Знаю!».
- http://монеткины.рф/ - сайт «Монеткины - мои первые деньги».
- https://fz.oc3com.com/ - сайт «Финзнайка».
Приложение №1
Список терминов:
Наличные денежные средства - бумажные деньги и разменная монета.
Банк — организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в долг.
Банкир — управляющий или владелец банка.
Бедные — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.
Безработный — человек, который не работает или потерял работу.
Бережливый — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.
Богатые — люди, у которых большие доходы и есть накопления.
Валюта — деньги других стран.
Денежная купюра— бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.
Деньги — это бумажные или металлические знаки как средство покупки товаров или оплаты услуг.
Дешёвый — имеющий низкую цену, недорогой.
Долг — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.
Доллар — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других государствах.
Дорогой — имеющий высокую цену.
Доход — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
Евро — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).
Зарплата (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.
Монета — металлический денежный знак.
Накопления — деньги, которые откладывают или хранят в банке.
Пенсия — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг определенного возраста.
Потребность — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
Расход — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
Семейный бюджет — распределение доходов и расходов в семье.
Стипендия — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.
Товар — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.
Цена — денежное выражение стоимости товара или услуги.
Экономный — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.
Приложение №2
Критерии оценивания сформированных компетенций учащихся по программе
Критерии оценивания устных ответов
«Высокий уровень»
- Знает и понимает программный материал; понимает сущность рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделяет главные положения, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делает анализ, обобщает, делает выводы; творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает программный материал.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию педагога.
«Средний уровень»
- Усваивает основное содержание программного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
- Излагает материал систематизировано, хоть и не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; недостаточно аргументирует выводы и обобщения, допускает небольшие ошибки при их формулировке; использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов, но допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
- Испытывает некоторые затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает недостаточно полно на вопросы педагога, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этой теме , допуская одну-две грубые ошибки.
«Низкий уровень»
- Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не может сделать выводов и обобщений.
- Имеет слабо сформированные и отрывочные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
Критерии оценки творческих заданий
- соответствие содержания работы заявленной тематике;
- художественное мастерство (техника и качество исполнения работы);
- соответствие творческого уровня возрасту автора;
- оригинальность замысла.
Критерии оценки практических заданий
- Достижение цели, выполнение задач практического задания.
- Следование методическим указаниям по выполнению задания.
- Полнота выполнения задания.
- Самостоятельность выполнения задания.
- Системность, аргументированность и логичность представления результатов.
- Аргументированность выводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по финансовой грамотности.
Программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....
Программа по финансовой грамотности Белоусова А.А
Программа по финансовой грамотности Белоусова А.А...
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
Образовательная программа «Финансовая грамотность» разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...
Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)
Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………&helli...
Конспект занятия по финансовой грамотности " Путешествие в страну Финансику" в подготовительной группе
В нашей группе яркоеСолнышко сияет!Здесь ребята дружные,Это каждый знает!Ты – мой друг и я – твой друг!Как прекрасен мир вокруг,Мы друг другу улыбнёмся,Дружно за руки возьмёмся....
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...