Программа по финансовой грамотности.
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 51.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»
с.Тарбагатай
РОССИЯ, Республика Бурятия, Тарбагатайский район,
с Тарбагатай ул. Подгорная 8.
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
МБДОУ «Росинка»
Бурдуковская Л.В.
_____________________ «____»___________ 2019 г.
Парциальная программа
по формированию основ финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста
Автор: Давыдова Н.С.,
воспитатель
с. Тарбагатай, 2019 г.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка |
2. Цели и задачи программы |
3. Описание форм и методов проведения занятий |
4. Содержание программы. |
5. Учебно-тематический план |
6. Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры |
7. Методическое обеспечение программы |
8. Глоссарий |
Список литературы |
Календарно-тематический план |
1. Пояснительная записка
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы кружка объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.
Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
3. Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием. Знакомство с историей возникновения денег, российского рубля, интерактивные занятия.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 30 минут.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.
4. Содержание программы
Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.
В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.
5.Учебный план
№ | Тематика | Всего часов |
1 | Деньги и цена (стоимость) | 6 |
2 | Банк | 2 |
3 | Семейный бюджет. | 10 |
4 | Реклама | 3 |
5 | Труди профессии | 6 |
6 | Полезные экономические навыки | 6 |
7 | Диагностика | 2 |
ИТОГО | 35 часов |
Учебно-тематический план
Месяц | № | Тема занятия |
Сентябрь
| 1 | Входная диагностика . |
2 | «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег. Виртуальное путешествие с использованием ИКТ. | |
3 | Что такое деньги? Зачем они нужны? Беседа. | |
4 | Какие деньги бывают. Виды денег. Интерактивное занятие. | |
Октябрь | 5 | Понятие цены, стоимости. Беседа |
6 | «Современный вид денег – пластиковая карта». Игра. | |
7 | Что такое валюта. Какая бывает валюта? Игра – путешествие. | |
8 | Банк «Дом, где живут деньги» . Зачем они нужны? Виртуальная экскурсия. | |
Ноябрь | 9 | Раз не найден клад- беги в банке делать вклад. Деловая игра |
10 | Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают? Беседа. | |
11 | Семейный бюджет. Беседа. | |
12 | Семейный бюджет: доходы семьи. Беседа. | |
Декабрь | 13 | Семейный бюджет: расходы семьи. Деловая игра |
14 | Правильный выбор: куда тратить деньги? Деловая игра. | |
15 | Что такое налоги и зачем их платить. Беседа. | |
16 | Семейная копилка. Учимся экономить. Деловая игра | |
Январь | 17 | Что такое долг? Долг платежом красен. Беседа. |
18 | Карманные деньги. Игра. | |
19 | Что за деньги купить нельзя. Беседа. | |
Февраль | 20 | Рекламы разные нужны. Беседа. |
21 | Деловая игра «Рекламное агентство». | |
22 | «Благотворительная деятельность». Беседа. | |
23 | Беседа «Чем пахнут ремесла?» | |
Март | 24 | Игра «Путешествие в страну профессий». |
25 | Ролевые игры в профессии. | |
26 | Ролевые игры в профессии | |
27 | Любой труд – оплачиваем.Игра. | |
Апрель | 28 | «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости) |
29 | Игра «Свой бизнес» | |
30 | Мы умеем считать деньги. Решение проблемных ситуаций. | |
31 | Деловая настольная игра «Монополия». | |
Май | 32 | Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей) |
33 | Ярмарка. | |
34 | Квест –игра. «Путешествие в страну финансовой грамотности» | |
35 | Диагностика по итогам изучения курса |
6. Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам ,
--осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
-умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, иногда делиться абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
-понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
- иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности.
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
7. Методическое обеспечение программы
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
8. Глоссарий
Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.
Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.
Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Бизнес - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.
Выгода – Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.
Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
Прибыль - положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.
Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты
Список литературы:
Источники:
1. "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования" / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. и др.
2. "Методический сборник с разработками игр". (МАОУ НШ - № 72)
3. "Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей". Учебно-методическое пособие. / Еремина М.О., Козлова И.А. и др. - Калининград, 2017.
4. "Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста". Сборник методических разработок./ Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2018.
5. "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО". Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2017.
6. "Финансовая грамотность в мудрости народной". Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста.
7. Сказки о деньгах.
8. "25 сказок для успешного ребенка". Проект "Новые Богатые с детства".
9. "История о рублике и его друзьях". Комикс.
10. Конспекты НОД по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
11. "Финансовая грамотность дошкольника". / Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. - Волгоград: Учитель.
12. "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. / Щербинина С.М. - г. Усолье - Сибирское, 2010.
13. Интернет источники.
Учебно-тематический план
Месяц | неделя | Тема занятия | задачи | оборудование | ||
Сентябрь | 1 | Входная диагностика. | Оценка уровня финансовой грамотности на начальном этапе . | Карточки. | ||
2 | «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег. Виртуальное путешествие с использованием ИКТ. | Познакомить с историей возникновения денег. | Книжка раскладушка «История возникновения денег»,презентация | |||
3 | Что такое деньги? Зачем они нужны? Беседа. | Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. | Иллюстрации. | |||
4 | Какие деньги бывают. Виды денег. Интерактивное занятие. | Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег .Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. | Лепбук - купюры, монеты разных достоинств. | |||
1 | Понятие цены, стоимости. Беседа | Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. | ||||
Октябрь | 2 | «Современный вид денег – пластиковая карта». Игра. | Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты. | Модель банкомата, кассовый аппарат, набор пластиковых карт. | ||
3 | Что такое валюта. Какая бывает валюта? Игра – путешествие. | Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро. | Презентация, альбом с купюрами и монетами разных стран. | |||
4 | Банк «Дом, где живут деньги» Зачем они нужны? Виртуальная экскурсия. | Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. | Презентация, карточки разных банков. | |||
1 | Раз не найден клад - беги в банке делать вклад. Деловая игра | Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты. | ||||
Ноябрь | 2 | Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают? Беседа. | Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть. | |||
3 | Семейный бюджет. Беседа. | Формировать первичные представления о семейном бюджете. | ||||
4 | Семейный бюджет: доходы семьи. Беседа. | Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, степендия, пенсия , пособие и т.д) | Лепбук – карточки. | |||
Декабрь | 1 | Семейный бюджет: расходы семьи. Деловая игра | Сформировать понятие об основных расходах семьи. | Лепбук – карточки. | ||
2 | Правильный выбор: куда тратить деньги? Деловая игра. | формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии. | Ноутбук, презентация "Потребности человека". | |||
3 | Что такое налоги и зачем их платить. Беседа. | Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов в России. | ||||
4 | Семейная копилка. Учимся экономить. Деловая игра. | Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность». | Картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ". | |||
Январь | 1 | Что такое долг? Долг платежом красен. Беседа. | Дать детям, понятие денежный долг. | |||
2 | Карманные деньги. Игра. | Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить. | ||||
3 | Что за деньги купить нельзя. Беседа. | Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д. | ||||
Февраль | 1 | Рекламы разные нужны. Беседа. | Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу. | Картинки. | ||
2 | Деловая игра «Рекламное агентство». | Познакомить детей с понятием «рекламное агентство». | Лисы белой бумаги, краски, карандаши, фломастеры. | |||
3 | «Благотворительная деятельность». Беседа. | Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие. | ||||
4 | Беседа «Чем пахнут ремесла?» | Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. | Презентация. | |||
Март | 1 | Игра «Путешествие в страну профессий». | Обобщить знания о профессиях. | Презентация. | ||
2 | Ролевые игры в профессии. | Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. | Игровой уголок –магазин, аптека. | |||
3 | Ролевые игры в профессии | Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. | Игровой уголок –банк. | |||
4 | Любой труд – оплачиваем.Игра. | Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. | ||||
Апрель | 1 | «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости) |
| Сказки, половицы,поговорки –лепбук. | ||
2 | Игра «Свой бизнес» |
| ||||
3 | Мы умеем считать деньги. Решение проблемных ситуаций. |
| Листочки с заданиями. | |||
4 | Деловая настольная игра «Монополия». | Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре. | Игра для дошкольников «монополия» | |||
Май | 1 | Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей) | Изготовление различных поделок для ярмарки. | Бумага, картон,пластилин,клей. | ||
2 | Ярмарка. | Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности. | Поделки, купюры денег. | |||
3 | Квест –игра. «Путешествие в страну финансовой грамотности» | Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. | ||||
4 | Диагностика по итогам изучения курса | Оценка сформированности финансовой грамотности. | карточки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по финансовой грамотности Белоусова А.А
Программа по финансовой грамотности Белоусова А.А...
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
Образовательная программа «Финансовая грамотность» разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"
В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...
программа по финансовой грамотности
программа обучения воспитанников финансовой грамотности...
Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)
Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………&helli...
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...