Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
рабочая программа (старшая группа)

Образовательная программа «Финансовая грамотность
»  разработана в целях
финансового просвещения детей дошкольного возраста.
Требования современного общества сделали проблему экономическо-
го образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - срав-
нительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочислен-
ные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости
внедрения экономического образования с дошкольного возраста, ко-
гда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономи-
ческих отношениях, происходит их приобщение к миру экономиче-
ской действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое
значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникаль-
ной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы
личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных
социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения
в будущем специальных знаний и навыков.

Содержание Программы предполагает организацию деятельно-
сти детей старшего дошкольного возраста по освоению основных эко-
номических понятий в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Феде-
    рации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устрой-
    ству, содержанию и организации режима работы дошкольных образо-
    вательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены поста-
    новлением Главного государственного санитарного врача Российской
    Федерации от 15.05. 2013 г. №26);
  • «Федеральным государственным образовательным стандар-
    том дошкольного образования», утвержденным приказом Министер-
    ства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
    №1155.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

Детский сад №8 «Лесная сказка»

_______________М.А. Прокопивнюк

Рабочая программа кружка

«Финансовая грамотность»

Автор: Бубликова А.А, воспитатель

Канск

2019

Пояснительная записка

     Образовательная программа «Финансовая грамотность»  разработана в целях финансового просвещения детей дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26);
  • «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее —ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
  •  приобщение детей к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования

Цели программы:

  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  •  развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для          рационального поведения в сфере экономики.

Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:

  • сформировать первичные экономические понятия;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Основные принципы работы:

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • Комплексный подход при разработке занятий,
  • Вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • Систематичность и последовательность занятий;
  • Наглядность;
  • Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

Целевые ориентиры:

Ожидаемые результаты.

        В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие  понятия и представления:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  • Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  • Финансы – это интересно и увлекательно.

Методы: игровой, практический, наглядный, словесный

Формы проведения:

1.        Фронтальное (подгрупповое) занятие.

2.        Индивидуальная работа.

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.

Приложение 1.

Структура занятия:

1.Вводная часть: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)

2. Основная часть: 22 мин. (дидактическая игра, сюжетно-ролевые игры беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).

3. Заключительная часть: 4 мин.(подведение итогов)

Тематический план работы кружка

№ п/п

Тема

Дата

Педагогические средства

Оборудование

Содержание занятий (цели, задачи)

Виртуальная экскурсия «Собираемся в путешествие по стране «Экономика» с «гномом-Экономом»

Демонстрация презентации «Собираемся в путешествие по стране «Экономика» с «гномом-Экономом», беседа, загадки.

Компьютер, просмотр видеофрагмента, иллюстрация «гном-Эконом», ватман, фломастеры

Организовать деятельность детей по созданию макета-карты для путешествия по стране «Экономика» с указанием основных разделов-остановок: экономика, потребности, нормы жизни, товар, услуга, потребители, рынок, деньги, бюджет семьи

Потребности человека

Д/И «Заветные желания», демонстрация м/ф «Телефон»,

беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского «Телефон», иллюстрации «Потребности человека»

Путем рассуждений и через игровые моменты формировать представление о понятии «потребности человека», раскрыть значимость жизненно важных потребностей в жизни человека; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь. Закрепить умение классифицировать. Воспитывать умение слушать товарища, не перебивая его.

Что необходимо человеку?

Д/И «Кому что нужно?»,

демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?».

Развивать у детей умение определять и перечислять потребности, необходимые человеку для жизни; отличать потребности от желаний и аргументировать их различия; называют условия необходимые для жизни человека.

Потребности семьи.

Д/И «Потребности семьи», демонстрация м/ф «Ох и Ах идут в поход», беседа, упражнения.

Компьютер, фрагмент м/ф «Ох и Ах идут в поход» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?».

Познакомить детей с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо», уяснить различия между «хочу» и «надо»; учить различать товары и услуги, моделировать экономические понятия.

Как Гном Эконом решил дом построить.

Беседа, чтение художественной литературы, игровые упражнения, демонстрация мультфильмов, ситуативный разговор.

Компьютер, м/ф «Самый главный», картинка- коллаж с изображением людей разных профессий.

Закрепить определение понятия «экономика», уточнить у детей представления о доходах и расходах семейного бюджета, расширить представления детей о разнообразии природных, трудовых, экономических ресурсах, усвоить понятия о потребностях людей,

Почему все взрослые работают?

Беседа, соревнование, д/и, упражнение.

Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий,  фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия),

цветные карандаши

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода; закрепить понимание экономических терминов «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; продолжить формирование представлений о различных профессиях, специальностях;

Путешествие в страну профессий.

Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях; формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь; развивать внимание, память, мышление; воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Всякому делу учиться надо.

Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков.

Компьютер, м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова.

Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости, а также орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий, активизировать словарь по теме «Профессии».

Как Гном Эконом  узнал, что такое товар.

Беседа,  д/и, упражнение.

Карточки с изображением профессий и результатов труда, карточки зелёного цвета для игры «Сигнальщики», монеты для ролевой игры «Покупка мороженого»,

Закрепить понятие «товар»; углубить представления детей о разнообразии товаров; упражнять в умении обобщать, классифицировать; упражнять детей в словообразовании, счёте, согласовании существительных с числительными; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать аккуратность, стремление к взаимопомощи

Что такое цена?

Беседа, чтение художественной литературы, упражнение, просмотр м/ф, решение экономических задач.

Компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (2 серия), загадки, картинки товаров с ценниками

Расширить знания детей о ценах на товары и услуги, о том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже, и от чего это зависит; познакомить детей с тем, как цена определяется спросом и предложением; воспитывать в детях бережливость и умение экономно тратить деньги.

Что такое деньги?

Беседа, рассказ, просмотр м/ф.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия)

Познакомить детей с деньгами, их предназначением; дать определение понятиям «деньги», для чего они нужны, какого достоинства бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты);учить обращаться с деньгами;

Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта.

Беседа,  д/и, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

Рассмотреть с детьми до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой, беседы о дружбе, доброжелательности и т.д; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; Развивающая: развивать реальные представления о товарно- денежных отношениях, закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Дом, где живут деньги.

Заочная экскурсия, просмотр мультфильма.

Изображение автобуса, здания и внутреннего помещения банка, компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия).

Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о существовании государственных и коммерческих банков, о монетном дворе, о валюте

Закрепить знания о правилах дорожного движения.

Как правильно тратить деньги?

Беседа, упражнения, просмотр м/ф.

Картинки с изображением товаров, которые покупает семья; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия).

Расширять представления детей о том, как складывается семейный бюджет, для каких целей нужны деньги; учить целесообразно тратить деньги, разумно подходить к покупке вещей, учитывая возможности и потребности;

развивать логическое мышление; воспитывать у детей бережливость и уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

«Доверили Андрюше вести бюджет семьи …»

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

Разумное отношение к расходованию денег. Что такое «вклад» и «кредит»; уточнить знания о доходах и расходах семьи; подвести к пониманию того, что товары могут изготовить люди разных профессий; способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для  рационального поведения в сфере экономики. 

Как приходят деньги в семью мальчика  Андрюши, или азбука доходов.

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».

Изображение мальчика Андрюши, модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

Обучение детей пользованию деньгами.

Андрюша с мамой идут в магазин.

Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов.

Картинки с изображением

аптеки, магазина игрушек, магазина спорттоваров, продовольственного магазина, конверт с заданиями, картинки для составления рассказов.

Дать детям представление о магазинах, об их роли в жизни людей, дать понятие о том, что всё можно купить в магазинах, магазины бывают разные; учить группировать предметы по общему признаку; воспитывать культуру поведения в магазинах; развивать наблюдательность, внимание, воображение, логическое мышление, память, формировать пространственные 

Семейные доходы и расходы.

Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, анализ домашнего задания, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря.

Разноцветный клубок, конверты разного цвета с карточками, рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями), обложка для экономического словарика,

модель круга, карточки которые являются секторами расхода, мяч, тетрадь по финансовой грамотности.

 Расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку».

Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы.

Компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.

Сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи; отработать навыки покупки товара на заработанные или сэкономленные деньги; сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения; формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

Как Гном Эконом  узнал, откуда берутся товары в магазине.

Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность.

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.

Пополнение знаний детей о разнообразии продуктов в магазине, о людях работающих в магазине (директор, продавец, кассир, дворник, шофёр) и посещающих (покупатели).

«От купца до продавца».

Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ- визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Материалы для детского творчества, картинка с изображением супермаркета, карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров, компьютер, презентация.

В мире профессий.

Закрепление знаний посредством

Составления обобщающих рассказов, дидактическая игра.

Картинки с изображением людей разных профессий, картинки с изображением инструментов, схемы для составления описательных рассказов, кукла Незнайка, мяч.

Как Гном Эконом узнал, откуда появились деньги.

Беседа, дидактическая игра, рассказ, просмотр мультфильма.

Компьютер, плакат с изображением участников обмена в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

Как Гном Эконом узнал, что такое номинал и как деньги разменивают.

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.

Плакат с изображением для поиска клада,  карточка с указателем трёх направлений: направо- гора, налево- озеро, прямо- сундук; коробка, оформленная под «сундук»; банкноты разного достоинства; монеты разного достоинства; плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты; магнитная доска с магнитами.    

Для чего родители ходят на работу.

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность.

Плакат с изображением людей разных профессий, карточки с изображением атрибутов каждой из профессии на плакате; медали из плотной бумаги, окрашенные в жёлтый свет, с цифрой «1» и подписью «зарплата», фломастеры или карандаши для каждого ребёнка; вырезанная из плотной белой бумаги фигурка заварочного чайника; магнитная доска с магнитами.    

Путешествие денег в разные страны.

Подвижная игра, беседа- рассуждение, творческая изобразительная деятельность.

Круги жёлтого, синего, красного цветов для размещения на полу;  изображения банкнот со знаками доллара США, евро, йены, рубля; плакат со схематичным  изображением элементов защиты рублей; изображение банкнот разных стран; листы бумаги формата А-5; наборы для рисования.

Как Гном Эконом  узнал, что магазины бывают разные.

Рассказ, дидактическая игра.

Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами.

Как правильно делать покупки?

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.

Муляжи продуктов, «ценники», муляжи денег, плакат с изображением пар товаров, магнитная доска, магниты, фломастер.

Как правильно выбирать товары в магазине

Сюжетно- ролевая игра, рассказ,

дидактическая игра, подвижная игра.

Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки;  кот Белобок и заяц; плакат с изображением пар товаров, плакат с изображением товаров и нематериальных ценностей, плакат с изображением яблок, мяч, магнитная доска.

Гном Эконом  идет в банк.

Беседа, дидактическая игра, виртуальная экскурсия.

Плакат с изображением внутреннего устройства банка; таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка; изображениеГнома Эконома  с пакетом покупок и кошельком с монетами и банкнотами; изображение  Ёжика с облаком мыслей о покупках и деньгах, компьютер, фрагмент м/ф.  «Уроки тётушки совы» (10 серия).

Семейные расходы.

Сюжетно- ролевая игра, изобразительная деятельность, проблемный диалог, игра, решение задачи

Бумага, цветные карандаши, компьютер,

м/ф. «Барбоскины. 78 серия».

Картинки с изображением богатырей, карты- схемы дохода и расхода, карточки с изображением предмета, обозначающих основные расходы, раздаточные карточки, цветные карандаши.

Сбережения. Копилка.

Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка.

Картинка с изображением банка и банки из под варенья, краски, цветные карандаши, альбомы, кисти. Ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки,  коробочки маленькие, пластиковый флакон, цветная бумага, простые карандаши, 4 крышечки небольших размеров, цветной картон.

Кошелёк.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическая игра, сюрпризный момент, показ, упражнение, чтение художественной литературы.

Заготовки квадратов разного цвета и размера на каждого ребёнка, картинка с изображением Гнома Эконома

Идём в магазин.

Сюжетно- ролевая игра.

Разнообразный ассортимент товаров, полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы.

Карманные деньги

Просмотр м./ф. , беседа, дидактическая игра, проблемный диалог.

Компьютер,

м/ф. «Уроки тетушки совы. 4 серия», мяч.

Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

Игра- викторина.

Призы- медали, музыкальный центр, чёрный ящик.

Приложение  2.

Консультация для родителей детей подготовительной группы

«Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.

Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры

«Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

Список литературы

1.​ Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

2.​ Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.

3.​ Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

дидактические игры/авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.​ Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград: Учитель, 2008.

6.​ Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.

7.​ Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.- сост. А.Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.

8.​ Протасова, Е.Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"

В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Финансовая азбука»

Актуальность:Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. ...

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...

Программа кружка "Финансовая грамотность"

Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы  дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой г...