Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
рабочая программа (старшая группа)
Образовательная программа «Финансовая грамотность
» разработана в целях
финансового просвещения детей дошкольного возраста.
Требования современного общества сделали проблему экономическо-
го образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - срав-
нительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочислен-
ные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости
внедрения экономического образования с дошкольного возраста, ко-
гда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономи-
ческих отношениях, происходит их приобщение к миру экономиче-
ской действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое
значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникаль-
ной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы
личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных
социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения
в будущем специальных знаний и навыков.
Содержание Программы предполагает организацию деятельно-
сти детей старшего дошкольного возраста по освоению основных эко-
номических понятий в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Феде-
рации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устрой-
ству, содержанию и организации режима работы дошкольных образо-
вательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены поста-
новлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15.05. 2013 г. №26); - «Федеральным государственным образовательным стандар-
том дошкольного образования», утвержденным приказом Министер-
ства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Заведующий МБДОУ Детский сад №8 «Лесная сказка» _______________М.А. Прокопивнюк |
Рабочая программа кружка
«Финансовая грамотность»
Автор: Бубликова А.А, воспитатель
Канск
2019
Пояснительная записка
Образовательная программа «Финансовая грамотность» разработана в целях финансового просвещения детей дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее —ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования
Цели программы:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Основные принципы работы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- Комплексный подход при разработке занятий,
- Вариативность содержания и форм проведения занятий;
- Систематичность и последовательность занятий;
- Наглядность;
- Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
Целевые ориентиры:
Ожидаемые результаты.
В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Методы: игровой, практический, наглядный, словесный
Формы проведения:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.
Приложение 1.
Структура занятия:
1.Вводная часть: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)
2. Основная часть: 22 мин. (дидактическая игра, сюжетно-ролевые игры беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).
3. Заключительная часть: 4 мин.(подведение итогов)
Тематический план работы кружка
№ п/п | Тема | Дата | Педагогические средства | Оборудование | Содержание занятий (цели, задачи) |
Виртуальная экскурсия «Собираемся в путешествие по стране «Экономика» с «гномом-Экономом» | Демонстрация презентации «Собираемся в путешествие по стране «Экономика» с «гномом-Экономом», беседа, загадки. | Компьютер, просмотр видеофрагмента, иллюстрация «гном-Эконом», ватман, фломастеры | Организовать деятельность детей по созданию макета-карты для путешествия по стране «Экономика» с указанием основных разделов-остановок: экономика, потребности, нормы жизни, товар, услуга, потребители, рынок, деньги, бюджет семьи | ||
Потребности человека | Д/И «Заветные желания», демонстрация м/ф «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение. | Компьютер, фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского «Телефон», иллюстрации «Потребности человека» | Путем рассуждений и через игровые моменты формировать представление о понятии «потребности человека», раскрыть значимость жизненно важных потребностей в жизни человека; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь. Закрепить умение классифицировать. Воспитывать умение слушать товарища, не перебивая его. | ||
Что необходимо человеку? | Д/И «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы», беседа, упражнение. | Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?». | Развивать у детей умение определять и перечислять потребности, необходимые человеку для жизни; отличать потребности от желаний и аргументировать их различия; называют условия необходимые для жизни человека. | ||
Потребности семьи. | Д/И «Потребности семьи», демонстрация м/ф «Ох и Ах идут в поход», беседа, упражнения. | Компьютер, фрагмент м/ф «Ох и Ах идут в поход» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?». | Познакомить детей с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо», уяснить различия между «хочу» и «надо»; учить различать товары и услуги, моделировать экономические понятия. | ||
Как Гном Эконом решил дом построить. | Беседа, чтение художественной литературы, игровые упражнения, демонстрация мультфильмов, ситуативный разговор. | Компьютер, м/ф «Самый главный», картинка- коллаж с изображением людей разных профессий. | Закрепить определение понятия «экономика», уточнить у детей представления о доходах и расходах семейного бюджета, расширить представления детей о разнообразии природных, трудовых, экономических ресурсах, усвоить понятия о потребностях людей, | ||
Почему все взрослые работают? | Беседа, соревнование, д/и, упражнение. | Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия), цветные карандаши | Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода; закрепить понимание экономических терминов «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; продолжить формирование представлений о различных профессиях, специальностях; | ||
Путешествие в страну профессий. | Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение. | Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов. | Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях; формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь; развивать внимание, память, мышление; воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых. | ||
Всякому делу учиться надо. | Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков. | Компьютер, м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова. | Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости, а также орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий, активизировать словарь по теме «Профессии». | ||
Как Гном Эконом узнал, что такое товар. | Беседа, д/и, упражнение. | Карточки с изображением профессий и результатов труда, карточки зелёного цвета для игры «Сигнальщики», монеты для ролевой игры «Покупка мороженого», | Закрепить понятие «товар»; углубить представления детей о разнообразии товаров; упражнять в умении обобщать, классифицировать; упражнять детей в словообразовании, счёте, согласовании существительных с числительными; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать аккуратность, стремление к взаимопомощи | ||
Что такое цена? | Беседа, чтение художественной литературы, упражнение, просмотр м/ф, решение экономических задач. | Компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (2 серия), загадки, картинки товаров с ценниками | Расширить знания детей о ценах на товары и услуги, о том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже, и от чего это зависит; познакомить детей с тем, как цена определяется спросом и предложением; воспитывать в детях бережливость и умение экономно тратить деньги. | ||
Что такое деньги? | Беседа, рассказ, просмотр м/ф. | Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия) | Познакомить детей с деньгами, их предназначением; дать определение понятиям «деньги», для чего они нужны, какого достоинства бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты);учить обращаться с деньгами; | ||
Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта. | Беседа, д/и, изобразительная деятельность. | Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши. | Рассмотреть с детьми до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой, беседы о дружбе, доброжелательности и т.д; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; Развивающая: развивать реальные представления о товарно- денежных отношениях, закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. | ||
Дом, где живут деньги. | Заочная экскурсия, просмотр мультфильма. | Изображение автобуса, здания и внутреннего помещения банка, компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия). | Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о существовании государственных и коммерческих банков, о монетном дворе, о валюте Закрепить знания о правилах дорожного движения. | ||
Как правильно тратить деньги? | Беседа, упражнения, просмотр м/ф. | Картинки с изображением товаров, которые покупает семья; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия). | Расширять представления детей о том, как складывается семейный бюджет, для каких целей нужны деньги; учить целесообразно тратить деньги, разумно подходить к покупке вещей, учитывая возможности и потребности; развивать логическое мышление; воспитывать у детей бережливость и уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. | ||
«Доверили Андрюше вести бюджет семьи …» | Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход». | Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности. | Разумное отношение к расходованию денег. Что такое «вклад» и «кредит»; уточнить знания о доходах и расходах семьи; подвести к пониманию того, что товары могут изготовить люди разных профессий; способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. | ||
Как приходят деньги в семью мальчика Андрюши, или азбука доходов. | Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет». | Изображение мальчика Андрюши, модель круга, набор карточек с изображением членов семьи. | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Обучение детей пользованию деньгами. | ||
Андрюша с мамой идут в магазин. | Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов. | Картинки с изображением аптеки, магазина игрушек, магазина спорттоваров, продовольственного магазина, конверт с заданиями, картинки для составления рассказов. | Дать детям представление о магазинах, об их роли в жизни людей, дать понятие о том, что всё можно купить в магазинах, магазины бывают разные; учить группировать предметы по общему признаку; воспитывать культуру поведения в магазинах; развивать наблюдательность, внимание, воображение, логическое мышление, память, формировать пространственные | ||
Семейные доходы и расходы. | Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, анализ домашнего задания, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря. | Разноцветный клубок, конверты разного цвета с карточками, рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями), обложка для экономического словарика, модель круга, карточки которые являются секторами расхода, мяч, тетрадь по финансовой грамотности. | Расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. | ||
Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку». | Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы. | Компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки. | Сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи; отработать навыки покупки товара на заработанные или сэкономленные деньги; сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения; формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление. | ||
Как Гном Эконом узнал, откуда берутся товары в магазине. | Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность. | Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши. | Пополнение знаний детей о разнообразии продуктов в магазине, о людях работающих в магазине (директор, продавец, кассир, дворник, шофёр) и посещающих (покупатели). | ||
«От купца до продавца». | Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ- визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. | Материалы для детского творчества, картинка с изображением супермаркета, карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров, компьютер, презентация. | |||
В мире профессий. | Закрепление знаний посредством Составления обобщающих рассказов, дидактическая игра. | Картинки с изображением людей разных профессий, картинки с изображением инструментов, схемы для составления описательных рассказов, кукла Незнайка, мяч. | |||
Как Гном Эконом узнал, откуда появились деньги. | Беседа, дидактическая игра, рассказ, просмотр мультфильма. | Компьютер, плакат с изображением участников обмена в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» | |||
Как Гном Эконом узнал, что такое номинал и как деньги разменивают. | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра. | Плакат с изображением для поиска клада, карточка с указателем трёх направлений: направо- гора, налево- озеро, прямо- сундук; коробка, оформленная под «сундук»; банкноты разного достоинства; монеты разного достоинства; плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты; магнитная доска с магнитами. | |||
Для чего родители ходят на работу. | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность. | Плакат с изображением людей разных профессий, карточки с изображением атрибутов каждой из профессии на плакате; медали из плотной бумаги, окрашенные в жёлтый свет, с цифрой «1» и подписью «зарплата», фломастеры или карандаши для каждого ребёнка; вырезанная из плотной белой бумаги фигурка заварочного чайника; магнитная доска с магнитами. | |||
Путешествие денег в разные страны. | Подвижная игра, беседа- рассуждение, творческая изобразительная деятельность. | Круги жёлтого, синего, красного цветов для размещения на полу; изображения банкнот со знаками доллара США, евро, йены, рубля; плакат со схематичным изображением элементов защиты рублей; изображение банкнот разных стран; листы бумаги формата А-5; наборы для рисования. | |||
Как Гном Эконом узнал, что магазины бывают разные. | Рассказ, дидактическая игра. | Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. | |||
Как правильно делать покупки? | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра. | Муляжи продуктов, «ценники», муляжи денег, плакат с изображением пар товаров, магнитная доска, магниты, фломастер. | |||
Как правильно выбирать товары в магазине | Сюжетно- ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная игра. | Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; кот Белобок и заяц; плакат с изображением пар товаров, плакат с изображением товаров и нематериальных ценностей, плакат с изображением яблок, мяч, магнитная доска. | |||
Гном Эконом идет в банк. | Беседа, дидактическая игра, виртуальная экскурсия. | Плакат с изображением внутреннего устройства банка; таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка; изображениеГнома Эконома с пакетом покупок и кошельком с монетами и банкнотами; изображение Ёжика с облаком мыслей о покупках и деньгах, компьютер, фрагмент м/ф. «Уроки тётушки совы» (10 серия). | |||
Семейные расходы. | Сюжетно- ролевая игра, изобразительная деятельность, проблемный диалог, игра, решение задачи | Бумага, цветные карандаши, компьютер, м/ф. «Барбоскины. 78 серия». Картинки с изображением богатырей, карты- схемы дохода и расхода, карточки с изображением предмета, обозначающих основные расходы, раздаточные карточки, цветные карандаши. | |||
Сбережения. Копилка. | Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка. | Картинка с изображением банка и банки из под варенья, краски, цветные карандаши, альбомы, кисти. Ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, коробочки маленькие, пластиковый флакон, цветная бумага, простые карандаши, 4 крышечки небольших размеров, цветной картон. | |||
Кошелёк. | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическая игра, сюрпризный момент, показ, упражнение, чтение художественной литературы. | Заготовки квадратов разного цвета и размера на каждого ребёнка, картинка с изображением Гнома Эконома | |||
Идём в магазин. | Сюжетно- ролевая игра. | Разнообразный ассортимент товаров, полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы. | |||
Карманные деньги | Просмотр м./ф. , беседа, дидактическая игра, проблемный диалог. | Компьютер, м/ф. «Уроки тетушки совы. 4 серия», мяч. | |||
Экономическая игра «Что? Где? Когда?» | Игра- викторина. | Призы- медали, музыкальный центр, чёрный ящик. |
Приложение 2.
Консультация для родителей детей подготовительной группы
«Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Список литературы
1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.
3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
дидактические игры/авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград: Учитель, 2008.
6. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.
7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.- сост. А.Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
8. Протасова, Е.Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"
В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Финансовая азбука»
Актуальность:Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. ...
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Ведение дополнительного образования. Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" (старший дошкольный возраст).
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" 2021/2022 у.г...
Программа кружка "Финансовая грамотность"
Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой г...
Программа кружка "Финансовая грамотность"
Программа кружка...