Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"
рабочая программа (старшая группа)

Хода Марина Олеговна

В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Олёкминская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района

Группа дошкольного образования

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОКУ «Олекминская СОШ»

…………………Е.А.Курьякова

«…..»……………………2019 г

ПРИНЯТО

Протокол педагогического совета

№……….. от……………....2019 г

Рабочая программа кружка

«Финансовая грамотность»

Срок реализации 1 год

Разработана:

воспитателем Хода М.О.

высшей квалификационной категории

Олёкма 2019

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел…………………………………………………………………..

3

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………………

3

1.2.

Цель, принципы, структура программы……………………………………….

4

1.3.

Планируемые результаты ………………………………………………………

5

2.

Содержательный раздел…………………………………………………………

7

2.1.

Учебный план ……………………………………………………………………

7

2.2.

Содержание образования………………………………………………………..

11

2.2.1.

Труд и продукт труда (товар)………………………………...............................

11

2.2.2.

Деньги и цена (стоимость)………………………………………………………

11

2.2.3.

Реклама: правда и ложь, желания и возможности……………………………..

13

2.2.4.

Полезные экономические навыки и привычки в быту………………………...

13

2.3.

Тематический план  ……………………………………………………………..

15

2.4.

Формы, способы, методы и средства реализации……………………………………………………………………….

19

3.

Организационный раздел……………………………………………………….

20

3.1.

Материально-техническое обеспечение реализации программы…………….

20

3.2.

Распорядок дня…………………………………………………………………...

21

3.3.

Работа с родителями…………………………………………………………….

22

3.4.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания……………………………………………………………………….

23

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»  разработана на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», составленной Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.

Рабочая  программа кружка «Финансовая грамотность» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.  

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области экономики, знакомятся с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку; формируется адекватное отношение к деньгам, совершенствуются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, взрослого и ребенка. Всё выше перечисленное, убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях.  Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Экономическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: социальная действительность требует от нас нового уровня экономических знаний. Ребенок с раннего возраста  соприкасается с такими понятиями, как деньги, товар, труд, стоимость, именно поэтому вопросы экономического воспитания стали актуальными уже применительно к дошкольному возрасту.   В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Данная Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмом Министерства образования и науки  РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 13.05.2013 г.;
  • Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального образовательного казенного учреждения МОКУ «Олекминская СОШ», разработанной с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016.
  • Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», составленной Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.

  1. Цель, принципы, структура программы

Цель Программы - помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи Программы:

1. Образовательные: познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями);

2. Развивающие: развивать экономическое сознание и экономическую грамотность; развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;

3. Воспитывающие: воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):

 – полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; – сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

          – приобщение детей к социокультурным нормам;

          – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

          – возрастная адекватность дошкольного образования;

          – учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Предлагаемая Программа предполагает опору на ведущий принцип — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников. Интерес детей этого возраста к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания) – основа Программы, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: – социально-коммуникативное развитие; – познавательное развитие; – речевое развитие; – художественно-эстетическое развитие; – физическое развитие.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар). Потребности», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь,  желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Программа  предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Срок реализации – 1 год, 66 часов, 2 часа в неделю.

Формы и режим занятий:  игра, беседа, занятия фронтальные, индивидуальные, экскурсии, коллективные работы; вторая  половина дня  по расписанию ГДО
Продолжительность деятельности: 2 раза в неделю.

Длительность занятий в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 66 занятий).

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы. Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание навыков разумного поведения и потребностей; объяснение взаимосвязи между экономическими (потребности, труд, товар, деньги) и этическими категориями (бережливость, достоинство, честность, щедрость); осуществление интегрированной непосредственно-организованной деятельности, с применением ИКТ.

       Формы и режим образовательной деятельности. 

Основной формой  работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Содержание образовательной деятельности, построено исходя из трёх блоков педагогического процесса, это –

  • организованная образовательная деятельность (ООД);
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

      Организованная образовательная деятельность строится как увлекательная проблемно-познавательная деятельность и носит преимущественно интегративный характер, проблемно-поисковый характер, предполагает познавательное общение, личностно-ориентированный подход педагога. Наиболее удобные для организации ООД, когда  любая деятельность  проводятся на основе одной темы (календарно-тематического плана), что позволяет углубить и систематизировать познавательный опыт ребёнка за довольно короткий промежуток времени. Учебно-тематический план дополняет содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

  1. Планируемые результаты

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие. Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.

   Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

              Ожидаемые результаты и способы их проверки: 

В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:

  • необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);  
  • экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями;
  • умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств;
  • проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;
  • умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
  •  экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, и др.);
  • стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником;

Применение диагностики обеспечивает объективную оценку результативности, как отдельных составляющих программы, так и всего курса в целом и позволяет определить уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий) на разных этапах освоения Программы. Оценка результативности программы проводится на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года два раза в год (декабрь, май) форсированности уровня познавательного развития детей.

Квалификационные требования к воспитателям.

 Реализация программы осуществляется педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, квалификация которых соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. № 448н. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития дошкольников старшего возраста.


2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебный план

Таблица 1

№ п/п

Месяц

Тема занятия

Тематический

Блок Программы

Количество ООД/мин

Количество часов

Теория (мин.)

Практика

(мин.)

1

Сентябрь

Что такое потребности? Потребности семьи

Труд и продукт труда (товар). Потребности

1/30

5

25

2

3

Что необходимо человеку?

Что мне нужно?

Труд и продукт труда

(товар). Потребности

1/30

5

25

Шкатулка с желаниями

1/30

5

25

4

5

Путешествие по Финансовой азбуке

Труд и продукт труда (товар).

Потребности.

1/30

5

25

Как Дядя Федор лень преодолел

1/30

5

25

6

7

Мир профессий транспорта

Труд и продукт труда (товар).

Потребности

1/30

5

25

Почему все взрослые работают?

1/30

5

25

1

2

Октябрь

Путешествие в Страну профессий

Труд и продукт труда (товар).

Потребности

1/30

5

25

Повар – вкусная профессия

1/30

5

25

3

4

Профессии модного мира

Труд и продукт труда

(товар). Потребности

1/30

5

25

Всякому делу учиться надо

1/30

5

25

5

Профессий много в мире есть

Труд и продукт труда (товар). Потребности

1/30

5

25

6

7

Как Дядя Федор решил дом построить

Труд и продукт труда

(товар). Потребности

1/30

5

25

Программист – великий волшебник

1/30

5

25

1

2

Ноябрь

Как кот Матроскин спасателям помогал.

Труд и продукт труда(товар). Потребности

1/30

5

25

Как девочка Таня узнала, что такое товар

1/30

5

25

3

4

Прогулка в магазин. Что такое стоимость товара?

Труд и продукт труда

(товар). Потребности

1/30

5

25

Подарок маме. Обмен и покупка товаров

1/30

5

25

5

6

Что такое цена?

Труд и продукт труда

(товар). Потребности

1/30

5

25

Ярмарка

1/30

5

25

1

2

Декабрь

Как мы узнали, откуда берутся товары в магазине

Труд и продукт труда (товар).

Потребности

1/30

5

25

Приобрел вещь – умей с ней обращаться

1/30

5

25

3

4

Муха-цокотуха. Что такое деньги?

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Дом, где живут деньги.

1/30

5

25

5

6

Деньги. Монета. Банкнота.

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Как правильно тратить деньги?

1/30

5

25

7

8

Для чего родители ходят на работу

Деньги и цена

(стоимость)

1/30

5

25

Жители кошелька

1/30

5

25

9

10

Как кот Матроскин узнал, что магазины бывают разные

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Кот Матроскин идет в банк

1/30

5

25

1

2

Январь

Профессии работников банка

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Как правильно делать покупки

1/30

5

25

3

4

Как дети  в магазин ходили

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Раз не найден КЛАД – беги в банке делать ВКЛАД

1/30

5

25

5

6

«Доверили Танюше вести бюджет семьи…»

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Как приходят деньги в семью или азбука доходов

1/30

5

25

1

2

Февраль

Танюша с мамой идут в магазин

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Семейные доходы и расходы

1/30

5

25

3

4

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Семейные расходы на подарки

1/30

5

25

5

6

Как распределить бюджет семьи

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Как стать экономным

1/30

5

25

7

8

Копилка -полезная игрушка

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Покупка подарка

1/30

5

25

1

2

Март

Карманные деньги

Деньги и цена (стоимость)

1/30

5

25

Мы снова идем в магазин.

Реклама: правда или ложь, желания и возможности

1/30

5

25

3

4

Шкатулка с желаниями, или все, что я хочу

Реклама:

правда или ложь, желания и возможности

1/30

5

25

«От купца до продавца»

1/30

5

25

5

6

Реклама-двигатель прогресса

Реклама: правда или

ложь, желания и возможности

1/30

5

25

Что такое спрос и почему он так важен?

1/30

5

25

1

2

Спрос рождает предложение.

Реклама: правда или ложь, желания

и возможности

1/30

5

25

Различные формы рекламы.

1/30

5

25

3

4

Апрель

Сила печатного слова. Рекламируем ЗОЖ

Реклама: правда или

ложь, желания и возможности

1/30

5

25

Формула успешной  рекламы

1/30

5

25

5

6

Как открыть свое дело?

Реклама: правда или ложь, желания

и возможности

1/30

5

25

Как правильно выбирать товары в магазине

1/30

5

25

7

8

Реклама в селе и в городе, или как кот Матроскин попугая продавал

Реклама: правда или ложь, желания и возможности

1/30

5

25

Народные промыслы.

1/30

5

25

1

Май

Создаю свою рекламу

Реклама: правда или ложь, желания

и возможности

1/30

5

25

Как правильно делать покупки или рекламки -обманки

1/30

5

25

2

3

Реклама: правда и ложь

Реклама: правда или ложь, желания

и возможности

1/30

5

25

Социальная реклама.

1/30

5

25

4

5

Реклама: желания и возможности

Реклама: правда или

ложь, желания и возможности

1/30

5

25

«Новое платье короля»

1/30

5

25

6

«Как старик корову продавал»

Реклама: правда или

ложь, желания и возможности

1/30

5

25

7

Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

Реклама: правда или ложь, желания и возможности

1/30

5

25

2.2. Содержание образования

2.2.1. Труд и продукт труда (товар). Потребности.

Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.). Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.

Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п. Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.

Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Педагогические задачи: 

• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Результаты изучения раздела «Труд и продукт труда (товар). Потребности»:

Первичное понимание экономических терминов: «труд», «профессия», «специальность», «продукт труда».

Умения: – определять продукт труда;

– соотносить профессию с ее атрибутами.

Компетенции: – понимать значимость труда для человека

2.2.2. Деньги и цена (стоимость)

Понятие «деньги».

Что такое деньги и зачем они нужны:

• Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).

• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.

• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.

• Деньги как средство платежа, накоплений.

• Обмен денег (причины, правила). Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности.

Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег(валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги.

Цена (стоимость) 

• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).

• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.

Торговля и торг

• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).

• Хозяин товара и продавец.

• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.). Бюджет (на примере бюджета семьи)

• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».

• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. 

Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными. Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование). Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей). Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.

Деньги и цена (стоимость). Источники дохода.

 Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром». Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.

Педагогические задачи: 

— познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

— воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

— дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Результаты изучения раздела «Деньги и цена (стоимость)»:

 Первичное понимание экономических терминов: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».

Умения: – определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

– сравнивать цены на товар, объяснять разницу.

Компетенции: – умение пользоваться деньгами;

– умение разумно расходовать деньги.

2.2.3. Реклама: правда и ложь, желания и возможности

Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Что такое реклама Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»). Сочиняем рекламу Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Педагогические задачи:

— дать представление о рекламе, ее назначении;

— поощрять объективное отношение детей к рекламе;

— развивать у детей способность различать рекламные уловки;

— учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

— учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

Результаты изучения раздела «Реклама: правда  ложь, желания и возможности»:

Первичное понимание экономических терминов «реклама», «спрос», «предложение». Умения:

– определять основные потребности человека;

– определять жизненно важные потребности человека в различных ситуациях;

– выбирать необходимые для жизни предметы;

– соотносить собственные желания и возможности;

 - понимать значимость рекламы с целью реализации товара как результата человеческого труда.

Компетенции: – определять разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»;

– выбирать предметы в различных условиях;

– регулировать потребности в соответствии с возможностями.

2.2.4. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Содержание данного блока реализуется в рамках изучения предыдущих трех крупных блоков «Труд и продукт (товар). Потребности», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др.).

 Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми. Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете). Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.). Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия.

Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы — такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.

В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление:

  • соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым);
  • показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.
  • Воспитание у детей следующих привычек: — бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; — разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); — экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо?

Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере:

Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок:

 «Труд и продукт (товар)»

1. Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»,

2.Сказка Ш. Перро «Золушка»,

3. народная сказка «По щучьему велению»,

4. народная сказка «Морозко»,

5. сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе»,

6. сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»,

7. народная сказка «Репка».

8.  Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».

«Деньги и цена (стоимость)»

1. Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха»,

2. Сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик»,

3. Сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»,

4. Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

5. Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».

«Реклама» 

1.Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»,

2.Сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»,

3. сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

Что же важнее денег? 

Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее). Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность. Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. Всегда ли обязательно делать выбор? Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.)

Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

 Педагогические задачи:

— формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;

— воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

— воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;

— дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.

2.3. Тематический план

№ п/п

Тема

Дата

Содержание темы, педагогические средства

Экономическая

Азбука.

Входная диагностика

Чтение и анализ сказки Ш.Перро «Золушка», беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение.

Блок «Труд и продукт труда (Товар). Потребности»

Раздел 1. Потребности

1

Что такое потребности?

Потребности семьи

09.09

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение

Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения

2

Что необходимо человеку?

Что мне нужно?

13.09

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение

Беседа, изобразительная деятельность, упражнения

3

Шкатулка с желаниями

16.09

Беседа, сюжетная игра, игра с правилами

4

Путешествие по Финансовой азбуке

20.09

Экономическая игра – КВН

Раздел 2. Труд

5

Как Дядя Федор лень преодолел

23.09

Беседа, чтение художественной литературы, упражнение

6

Мир профессий транспорта

27.09

Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма по мотивам произведения Э.Успенского, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения

7

Почему все взрослые работают?

30.09

Беседа, соревнование, дидактическая игра, упражнение

8

Путешествие в Страну профессий

04.10

Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение

9

Повар – вкусная профессия

07.10

Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков

10

Профессии модного мира

11.10

Беседа-визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации

11

Всякому делу учиться надо

14.10

Чтение художественной литературы, беседа, рассказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра

12

Профессий много в мире есть

18.10

Беседа, рассказ-визуализация, отгадывание загадок, экскурсия, игровая деятельность

13

Как Дядя Федор решил дом построить

21.10

Чтение художественной литературы, беседа, демонстрация презентации, отгадывание загадок, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра

14

Программист – великий волшебник

25.10

Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, демонстрация презентации, игра-пазл

15

Как кот Матроскин спасателям помогал.

04.11

Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок

Раздел 3. Товар

16

Как девочка Таня узнала, что такое товар

08.11

Беседа, дидактическая игра, упражнение

17

Прогулка в магазин. Что такое стоимость товара?

11.11

Беседа, дидактическая игра, упражнение

18

Подарок маме. Обмен и покупка товаров

15.11

Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач

19

Что такое цена?

18.11

Чтение художественной литературы (отрывок сказки Л.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», беседа, просмотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение

20

Ярмарка

22.11

Чтение художественной литературы, беседа, ролевая игра, организация ярмарки

21

Как мы узнали, откуда берутся товары в магазине

25.11

Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность

22

Приобрел вещь – умей с ней обращаться

29.11

Рассказ-визуализация, беседа-размышление, детская мастерская, подвижная игра

Блок «Деньги и цена. Стоимость»

Раздел.1. Деньги и цена.

23

Муха-цокотуха. Что такое деньги?

02.12

Рассказ, беседа, просмотр мультфильма «Муха-цокотуха»

24

Дом, где живут деньги.

06.12

Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность

25

Деньги. Монета. Банкнота.

09.12

Заочная экскурсия, просмотр мультфильма

26

Как правильно тратить деньги?

13.12

Беседа, упражнения, просмотр мультфильма

27

Для чего родители ходят на работу

16.12

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность

28

Жители кошелька

20.12

Сюжетно-ролевая игра с подвижными элементами

29

Как кот Матроскин узнал, что магазины бывают разные

23.12

Рассказ, дидактическая игра

30

Кот Матроскин идет в банк

27.12

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра

31

Профессии работников банка

13.01

Рассказ, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра

32

Как правильно делать покупки

17.01

Виртуальная экскурсия, беседа, дидактическая игра

33

Как дети  в магазин ходили

20.01

Беседа, рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра

34

Раз не найден КЛАД – беги в банке делать ВКЛАД

24.01

Сказка с элементами театрализации, ее обсуждение, обучающая наглядная демонстрация

Раздел 2. Бюджет. Семейный бюджет.

35

«Доверили Танюше вести бюджет семьи…»

27.01

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра «Доход–расход»

36

Как приходят деньги в семью или азбука доходов

31.01

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейный бюджет»

37

Танюша с мамой идут в магазин

03.02

Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов

38

Семейные доходы и расходы

07.02

Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, мозговой штурм, анализ домашнего задания, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря.

39

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

10.02

Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра-размышление, кроссворд, чтение художественной литературы

40

Семейные расходы на подарки

14.02

Дидактическая игра, беседа, изобразительная деятельность

41

Как распределить бюджет семьи

17.02

Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, игра

42

Как стать экономным

21.02

Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра

43

Копилка -полезная игрушка

24.02

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий, выставка

44

Покупка подарка

28.02

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказа

45

Карманные деньги

02.03

Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая игра, проблемный диалог

Блок «Реклама: правда и ложь, желания и возможности»

46

Мы снова идем в магазин.

06.03

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказ

47

Шкатулка с желаниями, или все, что я хочу

09.03

Беседа, сюжетная игра, игра с правилами

48

«От купца до продавца»

13.03

Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность

49

Реклама-двигатель прогресса

16.03

Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность

50

Что такое спрос и почему он так важен?

20.03

Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, игра

51

Спрос рождает предложение.

30.03

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий, выставка

52

Различные формы рекламы.

03.04

Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность

53

Сила печатного слова. Рекламируем ЗОЖ

06.04

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказа

54

Формула успешной  рекламы

10.04

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий, выставка

55

Как открыть свое дело?

13.04

Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, игра

56

Как правильно выбирать товары в магазине

17.04

Рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра

57

Реклама в селе и в городе, или как кот Матроскин попугая продавал

20.04

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение

58

Народные промыслы.

24.04

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение

59

Создаю свою рекламу

27.04

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ

60

Как правильно делать покупки или рекламки -обманки

01.05

Экскурсия, обобщение полученных знаний

61

Реклама: правда и ложь

04.05

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ

62

Социальная реклама.

08.05

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказ

63

Реклама: желания и возможности

11.05

Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность

64

«Новое платье короля»

15.05

Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность

65

«Как старик корову продавал»

18.05

Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность

66

Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

22.05

Игра-викторина

Диагностика по итогам изучения образовательного курса - Беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания

2.4. Формы, способы, методы и средства реализации

 В основание оптимальной модели решения задач формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников может быть положена структурная дифференциация образовательного процесса (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995), исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды.

В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие: 1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми; 2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса — «партнерском» — в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана:

• развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в т. ч. сенсорики, символического мышления);

• развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата;

• освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах (построение цельной картины мира).

Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.

Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающее - образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое) наполнение.

Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности.

 Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам. Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. В то же время партнерская взросло-детская активность открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей и их субкультурой, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.

Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. 

Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др. Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений. Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей — игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.

Примером свободной деятельности детей служит творческий конкурс рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками).

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые предполагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное владение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели. Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей — специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя — регламентатора содержания и формы детской деятельности

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое обеспечение реализации программы

Организация, реализующая Программу, должна обеспечить материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенных ею целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

— осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;

— организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

— обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

— обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

— обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

2) выполнение организацией требований:

— санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

• к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность; оборудованию и содержанию территории;

• помещениям, их оборудованию и содержанию;

• естественному и искусственному освещению помещений;

• отоплению и вентиляции;

• водоснабжению и канализации;

• организации питания;

• медицинскому обеспечению;

• приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

• организации режима дня;

• организации физического воспитания;

• личной гигиене персонала;

— пожарной безопасности и электробезопасности; — по охране здоровья воспитанников и охране труда работников организации.

3) возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация должна иметь необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

— учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

— помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

— оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;

— мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

Программа оставляет за организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации основной образовательной программы.

Программа предусматривает необходимость в специальном оснащении и оборудовании для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет

3.2. Распорядок дня

Программа реализуется в течение одного года. Оптимальный режим работы с детьми по программе – 2 раза в неделю.

При этом необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутиться медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.).

3.3. Работа с родителями

п/п

Содержание работы

Срок

Результат

1.

 Анкетирование родителей  по теме

 «Финансовая грамотность дошкольников»,  «Копилка домашнего опыта»

Сентябрь

Повышение родительской компетенции

2.

Выступление на  родительских собраниях:

- презентация «Экономическое воспитание дошкольников»;

- «Ребенок в мире экономики»;

- «Наши открытия и достижения».

В течение года

Ознакомление родителей с нормативно-правовой документацией, рабочей программой кружка, планом работы на учебный год

3.

Вовлечение родителей к участию в проектной деятельности. Помощь в реализации проектов.

В течение  года

Участие родителей в совместной проектной деятельности. Реализация вектора: Родитель – ребенок - педагог

4.

Проведение консультаций:

- Консультация «Идем в магазин вместе с ребенком»;

-  Консультация «Совместное распределение бюджета семьи»;

- Консультация «Какие сказки расскажут детям о финансах?»;

- Консультация «Играем и считаем».

В течение  года

Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания, развития детей старшего дошкольного возраста.

5.

Проведение индивидуальных  консультаций:

- «Ваши вопросы, наши ответы»

В течение года

Повышение родительской компетенции

6.

Проведение мастер-классов:

-  «Поделка своими руками или как учить детей добру?»;

- «Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм».

В течение года

Повышение родительской компетенции

9.

Оформление стендов, ширм, папок-передвижек по вопросам воспитания и развития детей

В течение года

Информированность родителей по проблеме речевого развития детей старшего дошкольного возраста

10.

Предоставление информации о жизни группы   на сайте МААМ

В течение года

Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания, развития детей старшего дошкольного возраста.

11.

Вовлечение родителей (совместно с детьми или детьми и педагогом) к участию в  конкурсах на уровне ГДО, муниципальном, региональном.

В течение года

Участие родителей (совместно с детьми или детьми и педагогом) в  конкурсах на уровне ГДО, муниципальном, региональном.

3.4. Обеспеченность методическими материалами

и средствами обучения и воспитания

Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального образовательного казенного учреждения МОКУ «Олекминская СОШ», разработанной с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016.

Интернет-ресурсы:

www.cbr.ru  — официальный сайт Банка России

fincult.info    — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф  — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Рекомендуемая литература:

1. Слободчиков, В.И., Короткова, Н.А., Нежнов, П.Г., Кириллов, И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

2. Коменский, Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

4. Люнфин, О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

5.  Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

6. Хламова, Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

7. Шатова, А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

8. Шатова, А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

9. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Рабочая программа Финансовая грамотность

Рабочая программа "Финансовая грамотность"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)...

Рабочая программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5 - 7 лет) на 2019-2020 учебный год

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2019-2020 учебный г...

Рабочая программа " Финансовая грамотность для дошкольников"

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Рабочая программа «Финансовая грамотность»

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные ...