Программа по финансовой грамотности Белоусова А.А
рабочая программа (старшая группа)
Программа по финансовой грамотности Белоусова А.А
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по финансовой грамотности | 44.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» с. Старая Полтавка Волгоградской области
Дополнительная общеразвивающая программа
образовательного курса
для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет)
«Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
Срок реализации – 2 года
Разработала:
воспитатель
I квалификационной категории
Белоусова А.А.
Старая Полтавка
2019
Нормативно-правовая база
Программа образовательного курса для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет) «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (СанПин2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26)
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», приказ Министерства образования науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013 г.
- на основе программы образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей».
Методические рекомендации по изучению курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» {Текст} / Г. Н. Бирина, С. В. Герасименко, Е. А. Маркушевская и др.; под общ. ред. С. В. Герасименко, И. В. Назаровой. – 5-е изд., стер. – Волгоград: Колледж, 2019. – 198 с.
1. Пояснительная записка
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.
2. Актуальность
Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.
3. Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
4. Методическое обеспечение программы
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
В основе разработанной системы данной программы лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения;
- постепенное усложнение обучающей задачи, увеличение объема и наращивание темпа выполнения заданий;
- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней
(умственной) активностью ребенка; - единство обучающих и воспитательных воздействий.
Оснащение: дидактические игры, игрушки, индивидуальные тетради, карандаши простые и цветные, фломастеры, ножницы, клей, бумага, цветной картон
Оборудование: ноутбук, экран, аудиосистема, набор музыкальных файлов, магнитная доска, коврограф Воскобовича В.В.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружковой работы, длительность – 25 минут.
программа рассчитана на 2 года изучения:
- 1 год обучения – воспитанники старшей группы (5-6 лет);
- 2 год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);
- одно занятие в месяц, 9 занятий в год, 18 занятий за весь период обучения;
- продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут; для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;
Сроки реализации программы: программа рассчитана на два учебных года, с октября по апрель включительно.
5. Учебно-тематический план
2019 – 2020 учебный год
Сентябрь
№ | тема | стр. | дата |
1 | Что такое потребности? | 13 | 06.09. |
2 | Что необходимо человеку? | 17 | 13.09. |
3 | Потребности семьи | 19 | 20.09. |
4 | Что мне нужно? | 20 | 27.09. |
Октябрь
5 | Как кот Белобок лень преодолел | 23 | 04.10. |
6 | Как кот Белобок решил дом построить | 26 | 11.10. |
7 | Почему все взрослые работают? | 28 | 18.10. |
8 | Путешествие в страну профессий | 30 | 25.10. |
Ноябрь
9 | Всякому делу учиться надо | 34 | 01.11. |
10- 11 | Как кот Белобок узнал, что такое товар. Что такое стоимость товара? | 37- 39 | 08.11. |
12 | Обмен и покупка товара | 41 | 15.11. |
13 | Что такое цена? | 43 | 22.11. |
14 | Ярмарка | 46 | 29.11. |
Декабрь
15 | Что такое деньги? | 51 | 06.12. |
16 | Деньги. Монета. Банкнота. | 53 | 13.12. |
Январь
17 | Дом, где живут деньги | 55 | 17.01. |
18 | Как правильно тратить деньги | 57 | 24.01. |
19 | «Доверили Андрюше вести бюджет семьи…» | 61 | 31.01 |
Февраль
20 | Как приходят деньги в семью Андрюши, или азбука доходов | 65 | 07.02. |
21 | Андрюша с мамой приходят в школу | 67 | 14.02. |
22 | Семейные доходы и расходы | 71 | 21.02. |
23 | Аукцион знаний, или « Как накопить на любимую игрушку» | 75 | 28.02. |
Март
24 | Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине | 82 | 07.03. |
25 | В гостях у кота Белобока | 85 | 14.03. |
26 | «Мир профессий транспорта» | 89 | 21.03. |
27 | Как кот Белобок спасателям помогал | 91 | 28.03. |
Апрель
| |||
28 | «Профессии модного мира» | 94 | 04.04. |
29 | «Профессии важнее на свете не бывает» | 98 | 11.04. |
30 | « От купца до продавца» | 100 | 18.04. |
31 | «Программист - великий волшебник» . Сила печатного слова | 102 | 25.04. |
2020-2021 учебный год
Сентябрь
1 | Профессий много в мире есть | 111 | 04.09 |
2 | В мире профессий | 113 | 11.09. |
3 | Как кот Белобок узнал, появились деньги | 115 | 18.09. |
4 | Как кот Белобок узнал, что такое номинал и как деньги разменивают | 119 | 25.09. |
Октябрь
5 | Для чего родители ходят на работу | 123 | 02.10. |
6 | Жители кошелька | 125 | 09.10. |
7 | Как поступать с деньгами | 128 | 16.10. |
8 | Путешествие денег в разные страны | 131 | 23.10. |
9 | Как кот Белобок узнал ,что магазины бывают разные | 134 | 30.10. |
Ноябрь
10 | Как правильно делать покупки | 137 | 06.11. |
11 | Кот Белобок в магазин ходил | 139 | 13.11. |
12 | Как правильно выбирать товары в магазине | 142 | 20.11. |
13 | Как кот Белобок в банк ходил | 146 | 27.11. |
Декабрь
14 | Центральный банк | 150 | 04.12. |
15 | Профессии работников банка | 152 | 11.12. |
16 | Раз не найден КЛАД- беги в банке делать ВКЛАД | 154 | 18.12. |
Январь
17 | Ёжик берёт деньги в банке | 157 | 22.01. |
18 | Семейный бюджет | 162 | 29.01. |
Февраль
19 | Бюджет моей семьи | 163 | 12.02. |
20 | Семейные расходы | 163 | 19.02. |
21 | Как распределить бюджет семьи | 165 | 26.02. |
Март
22 | Как стать экономным | 168 | 05.03. |
23 | Сбережения | 169 | 12.03. |
24 | Копилка | 171 | 19.03. |
25 | Покупка велосипеда | 173 | 26.03. |
Апрель
26 | Кошелёк | 175 | 09.04. |
27 | Идем в магазин. Карманные деньги | 177 | 16.04. |
28 | Путешествие по финансовой азбуке. Занимательная экономика от кота Белобоки | 180 | 23.04. |
29 | Тетушка Сова. Экономическая игра «Что, где, когда?» | 182 | 30.04. |
6. Прогнозируемые результаты
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.
В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.
На этапе завершения реализации программы ребенок может:
- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
- проявляет ответственность за начатое дело;
- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;
- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
- понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
- осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
- понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
- осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
- проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
- следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
7. Список литературы
1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
6. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
8. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.
9. Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.
10. Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
11. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006.
12. Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003.
13. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Список детей
1. Абдрахманова Диляра
2. Абулькина Эвелина
3. Акманова Раиля
4. Бескровная Софья
5. Брюзгин Максим
6. Гинтер Надежда
7. Далаева Элима Лом- Алиевна
8. Карпенко Марк
9. Кравченко Анастасия
10. Негреба Пелагея
11. Олейникова Елизавета
12. Павлушенко Вячеслав
13. Солодовникова Ксения
14. Темрешева Айлана
15. Удальцова Анна
16. Шейн Элеонора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по финансовой грамотности.
Программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
Образовательная программа «Финансовая грамотность» разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"
В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...
программа по финансовой грамотности
программа обучения воспитанников финансовой грамотности...
Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)
Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………&helli...
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...