Диагностика по Радыновой О.П. (методическая разработка)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_po_radynovoy_o.p.docx | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Петренко С.А.
Музыкальный руководитель
МАДОУ Детский сад №43
Диагностика по Радыновой О.П.
(методическая разработка)
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
ЦЕЛЬ: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
МЕТОД: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
ОЦЕНКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – Музыкальные способности сформированы (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – Музыкальные способности находятся в стадии формирования (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – Музыкальные способности не сформированы (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
1. ВНИМАНИЕ
Ладовое чувство
3 - Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.
2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2. ПРОСЬБА ПОВТОРИТЬ
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях. Просит повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
3. НАЛИЧИЕ ЛЮБИМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт музыкальное произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
2 – не ярко проявляет свою эмоциональность.
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
5. ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МУЗЫКЕ С КОНТРАСТНЫМИ ЧАСТЯМИ
3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.
2 - Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 - Не различает форму музыкального произведения.
6. УЗНАВАНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ ПО ФРАГМЕНТУ
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
1 - Затрудняется с выполнением задания.
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ МЕЛОДИИ
3 - Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 - Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ У СЕБЯ И У ДРУГИХ
3 – Очень чувствителен к точности интонации.
2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.
1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
1. ПЕНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.
2. ПЕНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
3. ПЕНИЕ МАЛОЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.
4. ПЕНИЕ МАЛОЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
5. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ХОРОШО ЗНАКОМОЙ ПОПЕВКИ ИЗ 3 – 4 ЗВУКОВ НА МЕТАЛЛОФОНЕ
3 - Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
6. ПОДБОР ПО СЛУХУ МАЛОЗНАКОМОЙ ПОПЕВКИ
3 - Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
№ п/п | Ф. И. ребёнка | ПАРАМЕТРЫ | Итог | ||||||||||||||||
Внимание | Просьба повторить | Любимые произ ведения | Внешние проявления (эмоциональные) | Высказывания о характере музыки (двухчастная форма) | Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | Определение окончания мелодии | Определение правильности интонации в пении у себя и у других. | ||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Музыкальные способности сформированы -
Музыкальные способности находятся в стадии формирования-
Музыкальные способности не сформированы -
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО – СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
№ п/п | Ф. И. ребёнка | ПАРАМЕТРЫ | Итог | ||||||
Пение знакомой мелодии с сопровождением | Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) | Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Музыкальные способности сформированы -
Музыкальные способности находятся в стадии формирования-
Музыкальные способности не сформированы –
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
№ п/п | Ф. И. ребёнка | ПАРАМЕТРЫ | Итог | ||||||
Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка мелодии из 3-4 звуков | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки | Соответствие ритма движений ритму музыки | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Музыкальные способности сформированы -
Музыкальные способности находятся в стадии формирования-
Музыкальные способности не сформированы -
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО УРОВНЯМ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
№ п/п | Ф. И. ребёнка | ПАРАМЕТРЫ | Итог | ||||||
Ладовое чувство | Музыкально – слуховые представления | Чувство ритма | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Музыкальные способности сформированы -
Музыкальные способности находятся в стадии формирования-
Музыкальные способности не сформированы -
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задачи программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность. | |
Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости, как основы развития музыкальности. Задачи: Содействовать развитию интереса к музыке, умение реагировать на общее настроение и характер музыки.
Способствовать возникновению желания заниматься музыкальной деятельностью.
Развивать музыкально- сенсорные и двигательные способности детей. | Развивать способность яркого эстетического переживания ситуации художественного общения;
Развивать слуховое восприятие, внимание, память, умение дослушивать произведения до конца.
Учить различать звуки по высоте в пределах октавы. Учить различать 2-х частную музыку контрастного характера. | Формирование умения петь с музыкальным сопровождением и голосом взрослого. Содействовать развитию певческой интонации. Учить петь без напряжения, не кричать. Развивать правильную дикцию. Добиваться умения коллективного исполнения песни. | Формировать чувство ритма через сочетание ориентировки в пространстве, жести и движения. Различать характер музыки (марш, пляска) и согласовывать свои движения в соответствии с ним. Учить ориентироваться в пространстве зала. Учить отмечать начало и конец музыки. Обогащать разнообразные плясовые и образные движения. | Вызвать интерес к данному виду деятельности. Учить детей передавать метрическую пульсацию на ударно-шумовых инструментах. | Поощрять попытки детей к простейшей импровизации во всех видах музыкальной деятельности. | Сообщить сведения о жанрах (колыбельная- плясовая). Познакомить со средствами музыкальной выразительности (темп и динамика). Познакомить с детскими музыкальными инструментами. Способствовать усвоению понятий (высоко-низко), (долго – коротко). |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность. | |
Цель: Формировать основы музыкально- эстетического сознания детей.
Задачи: Развивать основы музыкального вкуса дошкольников. Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей. Содействовать проявлению склонности к музицированию. Продолжать развивать музыкальные способности детей. | Развивать у детей способность познания эмоционального состояния своего и другого человека. Побуждать самостоятельно определять жанры, различать менее контрастную музыку, выделять средства музыкальной выразительности. Формировать умение слышать звуки по высоте в пределах сексты и учить прохлопать ритмический рисунок песен. | Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии. Совершенствовать навыки правильного дыхания. Добиваться правильной дикции и артикуляции. Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него. | Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки, ориентируясь в пространстве зала. Обогащать запас новых танцевальных движений. Совершенствовать технику ритмичности движений. | Формировать простейшие ансамблевые навыки. Учить передавать простой ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах. Способствовать развитию умения согласовывать действия с музыкальным инструментом с характером, темпом и динамикой пьесы. | Содействовать творческим поискам детей в различных видах музыкальной деятельности. Развивать творческое воображение. Побуждать давать музыкальный ответ на музыкальный вопрос. Поощрять творческие исследования нового инструмента, попытки самостоятельно поиграть на нем. Побуждать к импровизации с предметами в движении. | Сообщить детям сведения о музыкальных жанрах (марш, пляска, колыбельная). Уточнять представления о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, учить различать звучания знакомых инструментов. Познакомить с понятием «Народная музыка» Расширять словарь эмоционально- образного содержания музыки. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность | |
Цель: Формировать основы музыкальной культуры детей. Задачи: Продолжать накапливать интонационно-слуховой и интонационно-пластический опыт. Углублять развитие музыкальности, пластичности, как компонент муз. культуры. Расширять использование инструментального музицирования, для выполнения детьми творческих заданий. Развивать основы музыкально-художественного вкуса. | Добиваться понимания детьми ключевого понятия «Жанр». Способствовать развитию умения адекватного определения средств выразительности. | Продолжать совершенствовать навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без. Совершенствовать выразительное пение. Содействовать навыку оценивания пения других детей. | Отрабатывать технику основных видов движений, добиваться легкости, пружинности танцевальных движений. Учить классическому выражению музыкальных образов. | Совершенствовать умения владеть основными приемами игры на музыкальных инструментах. Способствовать переносу способов действия на другие музыкальные инструменты. Побуждать передавать в игре на музыкальных инструментах средства музыкальной выразительности. | Способствовать продуктивному музыкальному творчеству. Продолжать развивать музыкально- творческое воображение. | Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, жанрами и композиторами. Познакомить с понятиями «Вокальная музыка» «Инструментальная музыка». Расширять эмоционально- образный словарь. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность | |
Цель: Формировать основы музыкальной культуры. Задачи: Формировать музыкально- эстетическое восприятие, сознание, оценку, потребности, интересы. Развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности. Формировать эмоционально- положительное отношение к произведениям музыкального искусства.
| Способствовать развитию умения различать характер музыки (внутри одного жанра) и эмоциональное отношение к нему. Содействовать развитию умения определять форму музыкального произведения (3-х частную, вариативную) Побуждать активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения, в соответствии с музыкальным образом и содержанием. Продолжать развивать музыкально- сенсорные способности. Совершенствовать целостное и дифференцированное музыкальное восприятие. | Продолжать учить детей выразительному исполнению песен. Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком. Продолжать развивать умение брать правильно дыхание Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции. Закреплять навык коллективного исполнения. Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения. | Продолжать формировать выразительное и непринужденное движение в соответствии с характером музыки. Способствовать более активной реакции на музыку (эмоциональность, образность в передаче движений в сюжете игры и действиях персонажей). Развивать пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой. | Способствовать обобщению понятия – «Форма» Продолжать закреплять навыки ансамблевого исполнения. Содействовать умению -подбирать мелодию на фортепиано. Стимулировать получение эстетического удовлетворения от музицирования. Развивать координированность, согласованность движений рук в игре на музыкальных инструментах. | Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного действия. Поощрять придумывание нескольких композиций танцев, комбинировать элементы танцевальных движений. Содействовать активному проявлению себя в придумывании интонаций различного характера и жанра. Поощрять проявления фантазии при выборе интонации на заданный текст и на свой текст. Развивать способности творческого воображения при восприятии музыки. | Продолжать знакомить с музыкальной терминологией. Знакомить с приемами и характером исполнения (стаккато, легато). Расширять сведения о классической, народной музыке, о композиторах, о взаимосвязи видов искусств. Учить использовать музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, форма, части и т.д.) Расширять понятие о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по диагностике предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Примерный вариант диагностики предметных представлений у детей с нарушением зрения, может быть использован, как часть тифлопедагогического обследования....
Методическая разработка по комплексной диагностики физических качеств и навыков
В разработке представлены различные тесты для оценки физической подготовленности ребенка....
Методические разработки по психологии дошкольников. Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.
Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.В связи с постоянным ростом требований к интеллектуальной готовности детей к школе, данн...
Методическая разработка " Диагностика определения особенностей развития количественного и качественного словаря детей средней группы."
Особенности развития количественного словаря.Цель: Выявить количественные накопления в словаре детей слов, обозначающих названия предметов посуды.Материал: 15 картинок с изображением посуды, меб...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка: "Модель и диагностика состояния современного информационно-методического пространства ДОУ"
В методической разработке представлена карта оценки современного информационного методического пространства дошкольной образовательной организации.Данный материал может быть использован при осуществле...
Диагностика по Радыновой О.П. (методический материал)
Диагностика по Радыновой О.П. (методический материал)...