Диагностика по Радыновой О.П. (методическая разработка)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петренко Светлана Анатольевна

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_po_radynovoy_o.p.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

Петренко С.А.

Музыкальный руководитель

МАДОУ Детский сад №43

Диагностика по Радыновой О.П.

(методическая разработка)

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

ЦЕЛЬ: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

  • ладового чувства,
  • музыкально – слуховых представлений,
  • чувства ритма,
  • организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

МЕТОД: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

ОЦЕНКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

3 – Музыкальные способности сформированы (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – Музыкальные способности находятся в стадии формирования (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – Музыкальные способности не сформированы (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1. ВНИМАНИЕ

 Ладовое чувство

3 - Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2. ПРОСЬБА  ПОВТОРИТЬ

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях. Просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

3.   НАЛИЧИЕ ЛЮБИМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт музыкальное произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

4.   ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

2 – не ярко проявляет свою эмоциональность.

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

5.   ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МУЗЫКЕ С КОНТРАСТНЫМИ ЧАСТЯМИ

3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.

2 - Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 - Не различает форму музыкального произведения.

6.   УЗНАВАНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ ПО ФРАГМЕНТУ

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.

1 - Затрудняется с выполнением задания.

7.   ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ  МЕЛОДИИ

3 - Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

2 - Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

8.   ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ  ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ У СЕБЯ И У ДРУГИХ

3 – Очень чувствителен к точности интонации.

2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.

1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

 Музыкально – слуховые представления

1.   ПЕНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

2.   ПЕНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

3.   ПЕНИЕ МАЛОЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

4.   ПЕНИЕ МАЛОЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

5.   ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ХОРОШО ЗНАКОМОЙ ПОПЕВКИ ИЗ 3 – 4 ЗВУКОВ НА МЕТАЛЛОФОНЕ

3 - Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

6.   ПОДБОР ПО СЛУХУ МАЛОЗНАКОМОЙ ПОПЕВКИ

3 - Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

 Чувство ритма

1.     Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);

2.     Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;

3.     Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА

№ п/п

Ф. И.

ребёнка

ПАРАМЕТРЫ

Итог

Внимание

Просьба повторить

Любимые произ ведения

Внешние проявления (эмоциональные)

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма)

Узнавание знакомой мелодии по    фрагменту

Определение окончания мелодии

Определение правильности интонации в пении у себя и у других.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Музыкальные способности сформированы -

Музыкальные способности находятся в стадии формирования- 

Музыкальные способности не сформированы -

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО – СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

№ п/п

Ф. И.

ребёнка

ПАРАМЕТРЫ

Итог

Пение знакомой мелодии с сопровождением

Пение малознакомой попевки (после

нескольких её прослушиваний)

Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Музыкальные способности сформированы -

Музыкальные способности находятся в стадии формирования- 

Музыкальные способности не сформированы –

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА

№ п/п

Ф. И.

ребёнка

ПАРАМЕТРЫ

Итог

Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка

мелодии из 3-4 звуков

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки

Соответствие ритма движений ритму музыки

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Музыкальные способности сформированы -

Музыкальные способности находятся в стадии формирования- 

Музыкальные способности не сформированы -

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО УРОВНЯМ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

№ п/п

Ф. И.

ребёнка

ПАРАМЕТРЫ

Итог

Ладовое чувство

Музыкально – слуховые представления

Чувство ритма

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Музыкальные способности сформированы -

Музыкальные способности находятся в стадии формирования- 

Музыкальные способности не сформированы -

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель и задачи программы

Виды  музыкальной деятельности

Восприятие музыки

Пение

Ритмические движения

Игра на

музыкальных инструментах

Музыкальное творчество

Музыкально-

образовательная деятельность.

Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости, как основы развития музыкальности.

Задачи: Содействовать развитию интереса к музыке, умение реагировать на общее настроение и характер музыки.

 

Способствовать возникновению

желания заниматься музыкальной

деятельностью.

 

Развивать музыкально- сенсорные и двигательные

способности детей.

Развивать способность яркого эстетического переживания ситуации

художественного общения;

 

Развивать слуховое восприятие,

внимание, память, умение

дослушивать произведения до конца.

 

Учить различать звуки по высоте в пределах октавы. Учить различать 2-х частную музыку контрастного характера.

Формирование умения петь с музыкальным сопровождением и голосом взрослого.

Содействовать развитию певческой интонации.

Учить петь без напряжения, не кричать.

Развивать правильную дикцию.

Добиваться умения коллективного исполнения песни.

Формировать чувство ритма через сочетание ориентировки в пространстве,

жести и движения. Различать характер музыки (марш, пляска) и согласовывать свои движения в соответствии с ним.

Учить ориентироваться в пространстве зала. Учить отмечать начало и конец музыки.

Обогащать разнообразные плясовые и образные

движения.

Вызвать интерес к данному виду

деятельности. Учить детей передавать метрическую пульсацию на ударно-шумовых инструментах.

Поощрять

попытки детей к простейшей

импровизации во всех видах

музыкальной деятельности.

Сообщить сведения о жанрах (колыбельная- плясовая).

Познакомить со средствами музыкальной

выразительности (темп и динамика).

Познакомить с детскими музыкальными

инструментами. Способствовать усвоению понятий

(высоко-низко), (долго

– коротко).

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Цель и задача программы

Виды  музыкальной деятельности

Восприятие музыки

Пение

Ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

Музыкальное творчество

Музыкально- образовательная деятельность.

Цель: Формировать основы

музыкально- эстетического сознания детей.

 

Задачи: Развивать основы музыкального вкуса

дошкольников. Совершенствовать слуховое

восприятие, внимание, музыкальную память детей. Содействовать проявлению склонности к

музицированию. Продолжать развивать

музыкальные способности детей.

Развивать у детей способность познания эмоционального состояния своего и другого человека.

Побуждать самостоятельно определять

жанры, различать менее контрастную музыку, выделять средства

музыкальной выразительности. Формировать умение слышать звуки по высоте в пределах сексты и учить прохлопать ритмический рисунок песен.

Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии.

Совершенствовать навыки правильного

дыхания. Добиваться правильной дикции и артикуляции.

Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него.

Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером

музыки, ориентируясь в пространстве зала. Обогащать запас новых танцевальных

движений. Совершенствовать технику ритмичности

движений.

Формировать простейшие ансамблевые навыки.

Учить передавать простой ритмический рисунок на ударных

музыкальных инструментах. Способствовать развитию умения согласовывать

действия с музыкальным инструментом с характером, темпом и

динамикой пьесы.

Содействовать творческим поискам детей в различных видах музыкальной

деятельности. Развивать творческое воображение. Побуждать давать музыкальный ответ на

музыкальный вопрос.

Поощрять творческие исследования нового инструмента, попытки самостоятельно поиграть на нем. Побуждать к импровизации с предметами в движении.

Сообщить детям сведения о

музыкальных жанрах (марш, пляска, колыбельная).

Уточнять

представления о средствах

музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с

музыкальными инструментами, учить различать звучания знакомых инструментов.

Познакомить с

понятием «Народная музыка»

Расширять словарь эмоционально- образного содержания музыки.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель и задача программы

Виды  музыкальной  деятельности

Восприятие музыки

Пение

Ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

Музыкальное творчество

Музыкально- образовательная деятельность

Цель:

Формировать основы музыкальной культуры детей.

Задачи:

Продолжать накапливать интонационно-слуховой и интонационно-пластический опыт.

Углублять развитие

музыкальности,

пластичности, как

компонент муз.

культуры.

Расширять

использование

инструментального

музицирования, для

выполнения детьми

творческих заданий.

Развивать основы музыкально-художественного вкуса.

Добиваться понимания

детьми ключевого понятия «Жанр». Способствовать развитию умения адекватного определения

средств выразительности.

Продолжать совершенствовать навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без.

Совершенствовать выразительное пение.

Содействовать навыку оценивания пения других

детей.

Отрабатывать технику основных видов движений,

добиваться легкости, пружинности танцевальных движений.

Учить классическому выражению музыкальных образов.

Совершенствовать умения владеть основными приемами игры на музыкальных инструментах.

Способствовать переносу способов действия на другие музыкальные инструменты.

Побуждать

передавать в игре на музыкальных инструментах средства

музыкальной выразительности.

Способствовать продуктивному музыкальному творчеству.

Продолжать развивать музыкально- творческое воображение.

Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, жанрами и композиторами.

Познакомить с понятиями

«Вокальная музыка»

«Инструментальная музыка».

Расширять эмоционально- образный словарь.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Цель и задача программы

Виды  музыкальной деятельности

Восприятие музыки

Пение

Ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

Музыкальное творчество

Музыкально- образовательная деятельность

Цель:

Формировать

основы

музыкальной

культуры.

Задачи:

Формировать

музыкально-

эстетическое восприятие,

сознание,

оценку,

потребности,

интересы.

Развивать

творческую

активность в различных

видах

музыкальной

деятельности.

Формировать

эмоционально-

положительное

отношение к

произведениям

музыкального

искусства.

 

 

Способствовать развитию умения различать характер музыки (внутри одного жанра) и эмоциональное отношение к нему. Содействовать развитию умения определять форму музыкального произведения (3-х частную, вариативную) Побуждать активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения, в соответствии с музыкальным образом и содержанием.

Продолжать развивать музыкально- сенсорные способности.

Совершенствовать целостное и дифференцированное музыкальное восприятие.

Продолжать учить детей выразительному исполнению песен.

Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком.

Продолжать развивать умение брать правильно дыхание

Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной

дикции и артикуляции.

Закреплять навык коллективного исполнения.

Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения.

Продолжать формировать

выразительное и непринужденное движение в соответствии с характером музыки.

Способствовать более активной

реакции на музыку (эмоциональность, образность в

передаче

движений в сюжете игры и действиях персонажей). Развивать пластичность моторного аппарата,

изящность движений и

слитность их с музыкой.

Способствовать обобщению понятия – «Форма» Продолжать закреплять навыки ансамблевого исполнения.

Содействовать умению -подбирать мелодию на

фортепиано. Стимулировать получение эстетического удовлетворения от музицирования.

Развивать координированность, согласованность

движений рук в игре на музыкальных инструментах.

Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного

действия. Поощрять придумывание нескольких композиций танцев,

комбинировать элементы танцевальных движений.

Содействовать активному проявлению себя в придумывании интонаций различного характера и

жанра. Поощрять проявления фантазии при выборе интонации на заданный текст и на свой текст.

Развивать способности творческого воображения при восприятии

музыки.

Продолжать знакомить с музыкальной терминологией. Знакомить с приемами и характером исполнения

(стаккато, легато). Расширять сведения о классической, народной музыке, о композиторах, о взаимосвязи видов искусств.

Учить использовать музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент,

форма, части и т.д.) Расширять понятие о средствах

музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по диагностике предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Примерный вариант диагностики предметных представлений у детей с нарушением зрения, может быть использован, как часть тифлопедагогического обследования....

Методическая разработка по комплексной диагностики физических качеств и навыков

В разработке представлены различные тесты для оценки физической подготовленности ребенка....

Методические разработки по психологии дошкольников. Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.

Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.В связи с постоянным ростом требований к интеллектуальной готовности детей к школе, данн...

Методическая разработка " Диагностика определения особенностей развития количественного и качественного словаря детей средней группы."

Особенности развития количественного словаря.Цель: Выявить количественные накопления  в словаре детей слов, обозначающих названия предметов посуды.Материал: 15 картинок с изображением посуды, меб...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка: "Модель и диагностика состояния современного информационно-методического пространства ДОУ"

В методической разработке представлена карта оценки современного информационного методического пространства дошкольной образовательной организации.Данный материал может быть использован при осуществле...

Диагностика по Радыновой О.П. (методический материал)

Диагностика по Радыновой О.П. (методический материал)...