Методическая разработка по диагностике предметных представлений у детей с нарушением зрения.
методическая разработка по окружающему миру по теме
Примерный вариант диагностики предметных представлений у детей с нарушением зрения, может быть использован, как часть тифлопедагогического обследования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерный вариант методики диагностического обследования детей с нарушением зрения по определению уровня развития предметных представлений.
Предлагаемый вариант методики диагностического обследования детей по определению уровня развития предметных представлений включает в себя 2 серии.
Первая серия диагностического исследования направлена на выявление уровня развития восприятия изображений реального объекта, и изображений этого объекта в условиях осложненного восприятия.
Оценка данной функции восприятия очень важна, так как с одной стороны от ее развития во многом зависит успешность овладения предметными представлениями, с другой ― позволяет косвенно судить об уровне развития зрительной памяти ребенка с нарушением зрения. Современными экспериментальными исследованиями доказано, что низкий уровень развития зрительного восприятия чаще всего встречается у детей в комплексе с низким уровнем развития зрительной памяти и обуславливает трудности в формировании представлений об окружающем мире.
В целях оценки уровня восприятия изображений реального объекта и его изображения в условиях осложненного восприятия используются следующие задания:
- задание на узнавание предмета, объекта в рисуночном варианте («Посмотри на картинки и скажи, что на них изображено?»);
- задание на узнавание предмета, объекта объемной формы («Я тебе буду показывать предметы, а ты называй, что это за предметы»). Данное задание мы проводили с целью проверить, как влияет характер репрезентации предмета (в рисуночном варианте и объемной форме) на его опознание;
- узнавание предмета, объекта среди множества объектов, предметов («Посмотри сколько на столе стоит предметов. Найди среди них… (экспериментатор называет определенный объект)). Данное задание было направлено на изучение способности ребенка соотносить словесное обозначение с реальным объектом;
- узнавание контурного и силуэтного изображения предмета («Что изображено на рисунке?», «Догадайся где чья тень?»). Задание направлено на проверку умения ребенка выделить существенные качества объекта и отнести его к определенному видовому понятию;
- узнавание объекта предмета в разных ракурсах («Найди на картинке всех белок (медведей и так далее))». «Часто у детей с нарушением зрения возникают определенные трудности в опознании объекта, зачастую хорошо знакомого, если изменен ракурс, местоположение. Например, собака бежит, сидит, лежит, стоит на задних лапах. Дети узнают собаку, которая стоит, сидит, но собаку лежащую, узнать не могут» (31, с. 20). Поэтому данное задание мы проводили с целью выяснения способности ребенка узнавать объект вне зависимости от его местоположения;
- узнавание недорисованных и наложенных друг на друга объектов, предметов («Что хотел нарисовать художник?», «Кто прячется на картинке?»).
В ходе первой серии детям младшего возраста предлагаются задания на опознание предмета, объекта в цветном, силуэтном, контурном изображении, а также объемной формы и среди множества предметов.
Для детей старшего возраста используются все те же задания, что и в младшей, плюс задания на опознание объектов, предметов в разных ракурсах, недорисованных и наложенных друг на друга изображений предметов.
Для оценки уровня развития восприятия изображений реального объекта, и его изображения в условиях осложненного восприятия были разработаны следующие уровни (на основе программных требований):
для младшего дошкольного возраста:
высокий уровень ― узнает и называет более 60% предъявленных объектов, предметов и их изображений
средний уровень ― узнает и называет в пределах 40–60% предъявленных объектов, предметов и их изображений
низкий уровень ― узнает и называет менее 40% предъявленных объектов и их изображений
для старшего дошкольного возраста группы:
высокий уровень ― узнает все предъявленные объекты и их изображения, самостоятельно справляется с заданиями на узнавание объектов в разных ракурсах, недорисованных и наложенных друг на друга
средний уровень ― узнает в пределах 80–95% предъявленных объектов и их изображений, задания на узнавание объектов в разных ракурсах, недорисованных и наложенных друг на друга с помощью педагога или не справляется с одним из заданий
низкий уровень ― узнает и называет менее 80% предъявленных объектов и их изображений, не справляется с заданиями на опознание объектов в разных ракурсах, недорисованных и наложенных друга на друга даже с помощью педагога.
Анализ результатов, полученных в первой серии диагностического исследования, позволит определить трудности в зрительном восприятии, как основы для освоения программного раздела «Ознакомление с окружающей действительностью ― предметные представления» и позволит разработать систему компенсации недостатков в зрительном восприятии.
Во вторую серию вошли задания, направленные на выявление уровня развития таких важнейших параметров предметных представлений, как: узнавание и четкое словесное обозначение, выделение деталей строения, существенных признаков, назначение объекта, объединение в понятие, группировка и классификация, составление описательного рассказа. Для оценки уровня развития предметных представлений используются определенные количественные показатели, определяющие характер выполнения заданий детьми (оценка в баллах):
3 балла – задание выполняется правильно и самостоятельно;
2 балла – задание выполняется с минимальной помощью;
1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь педагога.
0 баллов – задание не выполняется даже после предъявленного образца выполнения задания
Выводы об уровне развития предметных представлений (младший возраст)
высокий уровень ― 13-18 баллов
средний уровень ― 7-12 баллов
низкий уровень ― до 6 баллов
очень низкий уровень – ниже 6 баллов
Выводы об уровне развития предметных представлений (старший возраст)
высокий уровень ― 33-48 баллов
средний уровень ―17- 32 балла
низкий уровень ― до 16 баллов
Примерный комплекс заданий на выявление уровня развития
предметных представлений детей с нарушением зрения
Исследуемые | Задание | Диагностический |
Узнавание и называние объекта, предмета, его изображения | «Я буду показывать картинки, на которых изображены предметы (животные), а ты внимательно смотри и называй, что ты видишь» | Набор предметных картинок по лексическим темам (по 5 изображений в каждой группе) |
Исследование сформированности целостного образа предмета и объекта а) выделение деталей, особенностей строения б) пространственное расположение деталей, частей тела в) выделение признаков | 1) Ребенка просят назвать детали предмета (части тела) 2) «Посмотри внимательно на картинку и скажи, что забыл нарисовать художник?» 3) Старший возраст «Посмотри на картинку и попробуй узнать предмет по его частям» 4)«Собери картинку из частей» | 1)Набор крупных предметных картинок 2) Набор недорисованных изображений 3)Картинки с изображением разбросанных деталей предмета и набор целостных изображений к ним 4) Пособия «Разрезные картинки» |
Выделение сенсорных признаков | «Подбери цвет к предметам (объектам)» | Контурные или силуэтные изображения различных предметов и объектов, цветные карточки |
«На какую геометрическую фигуру похож предмет?» | Картинки с изображением различных предметов, набор плоскостных геометрических фигур | |
Старший возраст «Из какого материала сделан предмет?» | Набор предметов | |
Старший возраст «Кто больше, кто меньше?» | Изображения предметов, объектов одинаковые по величине на картинке, но разные в реальности | |
Выделение назначения предмета, объекта | «Для чего нужен данный предмет (объект)?» | Набор предметных картинок |
Понимание обобщающего слова | Старший возраст «Назови животных (посуду, транспорт), которых ты знаешь» «Назови изображенные предметы, одним словом» | Набор предметных картинок |
Классификация и группировка | Старший возраст «Разложи картинки на группы, что к чему подходит?» | Набор предметных картинок |
Сравнение и различение понятий | Старший возраст «На картинке два предмета, объясни, чем они похожи и чем отличаются» | Набор парных карточек: кастрюля-сахарница, белка-лиса, автобус-троллейбус |
Исключение предметов | Старший возраст «Найди на карточке 4-й лишний предмет и объясни, почему он лишний» | |
Отгадывание загадки | Старший возраст «Я загадаю тебе загадку, а ты отгадай» | Речевой материал, предметные картинки |
Составление описательного рассказа о предмете, объекте | Старший возраст «Расскажи об этом предмете (об этом животном)» | Набор предметных картинок |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного генезиса) у старший дошкольников и младших школьников. ¾ СПб: Детство-пресс, 2003.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. ¾ М.: Изд. просвещение, 1992.
3. Ахутина Т.В, Пылаева Н.М. Учимся видеть и называть. Рабочая тетрадь в 2 частях. Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. Изд.: Питер, 2008.
4.Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психологический журнал. ¾ Т. 9. 1988 ¾ №2.
5. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. М.: Изд. Владос, 1997.
6. Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Артюневич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): учебное пособие / Под ред. Г.В.Никулиной. ¾ СПб: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
7. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Под ред. В.А.Феоктистовой. ¾ СПб, 1995.
8. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. ¾ М., 1998.
9. Рудакова Л.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях детского сада. ¾ Л., 1987.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие.- Генезис, 2007.
11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Методическая разработка "Использование трафаретов при обучении рисованию детей с нарушением зрения"
«Использование трафаретов при обучении детей с нарушением зрения рисованию». Изобразительная деятельность находится в очень тонк...
Методическая разработка; Конспект совместной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения старшей группы. Тема: «Игра-квест: «В поисках животных»»
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: Всестороннее развитие детей по различным направлениям, познавательному, социально-коммуникативному, Программное содержание:Образовательны...
Консультация для воспитателей "Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения"
Формирование предметных представлений является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Осознанное восприятие предметного мира формирует у детей реальные представл...
Педагогический проект по развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения в младшей группе на тему «Курица с цыплятами».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в зн...
Методическая разработка конспект НОД старшей компенсирующей группы детей с нарушением зрения "Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём!"
Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в поведении взрос...
Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения с использованием технологий ТРИЗ
В статье описана система формирования предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения, которая включает в себя четыре этапа, рассчитанных на каждый год обучения в детском саду....