Методическая разработка по комплексной диагностики физических качеств и навыков
методическая разработка по физкультуре по теме

Александрова Наталья Николаевна

В разработке представлены различные тесты для оценки физической подготовленности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razrabotka_po_fizdiagnostiki.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19

городского округа города  Райчихинска Амурской области

.

Комплексная диагностика по физическому воспитанию детей

 3 – 7 лет

Автор разработки: Александрова  Наталья Николаевна инструктор по физической культуре I квалификационной категории

2011 г.


Пояснительная записка

Физическое развитие – важный показатель состояния здоровья детей, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

Физическое развитие человека закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. У детей более интенсивное нарастание массы тела наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени – весной и начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания  детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточной количества свежих овощей и фруктов. Темп увеличения длины тела более выражен весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии детей, а также оценивать динамику их физического развития.

Использование стандартизированных нормативов дает возможность провести также групповую оценку физического развития детей. Для этого на основе индивидуальных показателей рассчитываются средние значения физического развития возрастной группы. Используя эти показатели, можно провести сравнительный анализ физического развития воспитанников параллельных групп, а также сравнить физическое развитие воспитанников дошкольного учреждения с развитием воспитанников других дошкольных учреждений. Большое значение метод групповой оценки имеет при определении степени эффективности различных физкультурных технологий, используемых в дошкольном учреждении.

В обычной практике дошкольных образовательных учреждений используются стандартные таблицы физического развития детей.

В комплексную диагностику по физическому воспитанию входят:

  • Расчет динамики пропорциональности развития тела;
  • Расчет динамики функционального состояния сердечно-сосудистой системы;
  • Оценка темпа прироста физических качеств;
  • Оценка двигательного режима;
  • Оценка двигательной активности.

Расчет динамики пропорциональности развития тела.

В начале учебного года на основании длины массы тела и окружности грудной клетки производиться расчет индекса Пинье по каждому воспитаннику, затем выводятся средние показатели по возрастной группе и всему дошкольному учреждению. То же делается и в конце учебного года.

Стандартные показатели индекса Пинье представлены  в таблице № 1 (приложении № 1).

Индекс Пинье рассчитывается по формуле:

ИП=рост(см)-[масса(кг)+ОКГ(см)],

где ОКГ – окружность грудной клетки.

Средние показатели окружности грудной клетки представлены в таблице № 2 (приложении № 1).

Расчет динамики функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является коэффициент выносливости, который рассчитывается по формуле:

КВ=П х 10/ПД,

где П – пульс, ПД – пульсовое давление (разница между верхним и нижним порогом артериального давления).

Вычисленный коэффициент выносливости сравнивается со стандартными показателями, приведенными в таблице №3 (приложение 1)

Чем ниже значение коэффициента, тем выше уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Оценка темпа прироста физических качеств.

Показателем физического развития и физического благополучия детей дошкольного возраста является уровень развития у них физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости.

Обследование физической подготовленности осуществляется на учетно-контрольных занятиях. В водную часть и разминку включают физические упражнения, которые наилучшим образом подготовят ребенка к выполнению тестовых заданий. В основной части проводят два или три теста (это зависит от возраста ребенка и от особенностей самого теста), а в заключительной – малоподвижная игра или игровое упражнение – релаксация.

Количественные показатели вносятся в протокол обследования физической подготовленности детей определенной возрастной группы (см. приложение 2), затем сравниваются со средними показателями развития психофизических качеств (по данным Г.П. Юрко) (см. приложение 3) которые в дальнейшем позволяют отследить результативность и качество физического развития ребенка.

Для оценки уровня сформированности двигательных навыков использовали качественные показатели бега, прыжков в длину с  места, метания в даль, определенные Г. Лесковой и Н. Ноткиной. (см. приложение 4).

Для оценки темпов прироста показателей физических качеств используется формула, предложенная В. И. Усаковым

где  W -   прирост показателей темпов, %;

V1  - исходный уровень;

V2   -   конечный уровень.

Результаты, полученные в ходе математического расчета, оцениваются по шкале (см. приложение 5).

Оценивая эффективность занятий по приросту результатов, следует помнить, что различия в физической подготовленности дошкольников, как правило, значительные, а известно, что чем лучше начальный результат, тем меньше может быть прирост. Если эта закономерность не учитывается, то оценка результатов может оказаться необъективной

Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 м. Длина беговой дорожки должна быть на 5-7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5-7 м ставится хорошо видимый с линии старта ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще 2 попытки. В протокол заносится результат лучший из трех попыток.

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног — становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места.

Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.

Метание набивного мяча массой 1 кг. Оно проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2—3 броска; фиксируется лучший результат.

Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, т.е. положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется 3 раза, фиксируется лучшая из попыток.

Более сложными по отношению к предыдущим заданиям являются прыжки в высоту и длину с разбега. Эти движения требуют комплексного проявления быстроты, силы и ловкости.

Прыжок в высоту и длину с разбега (после 5 лет). После предварительной разминки ребенку предлагаются 2—3 попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того как данная высота преодолена, планку следует поднять на 5 см. При неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей попытки.

Прыжок в длину с разбега также предполагает выполнение с трех попыток с фиксацией лучшего результата.

Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м: она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5+5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

С интересом выполняют дошкольники 3—7 лет и другое, более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и т. п.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.

Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Гибкость оценивается при помощи упражнения — наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20—25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

Оценка двигательного режима.

Проводится хронометраж двигательной деятельности под руководством взрослых (физкультурные занятия, организованные подвижные игры, музыкальные и музыкально-ритмические занятия, а также время их свободной двигательной деятельности (прогулки, игры в утренние и вечерние часы, самостоятельные занятия на спортивных комплексах и т.д.) в течение недели. Время двигательной деятельности рассчитывается по каждому дню недели, затем суммируется, и эта сумма делится на пять. В результате мы получим средний показатель фактического двигательного режима.

Расчет должного двигательного режима делается на основе образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении, а затем полученные данные сравниваются с фактическими.

Оценка двигательной активности.

Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также прямая зависимость между двигательной активностью и умственной работоспособностью ребенка. Но следует учесть, что двигательная активность может быть как недостаточной, так и избыточной. Двигательная активность зимой снижается, а летом повышается примерно на 30%. При расчете двигательной активности можно пользоваться показателями естественной потребности организма в движении. Она измеряется в шагах с помощью обычного или электронного шагомера. Для детей дошкольного возраста естественная потребность в движении составляет в среднем от 10 000 до 15 000 шагов (локомоций) в сутки. Это количество варьируется по возрастам: 3-4 года — 6000-9000 шагов в сутки; 4-5 лет — 9000-12000 шагов в сутки; 5-6 лет - 12 000-15 000 шагов в сутки.

Двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Поэтому, анализируя двигательное поведение ребенка, его можно отнести к группе нормальной двигательной активности, к группе низкой двигательной активности или к группе большой двигательной активности. Нормальным соотношением покоя и движения принято считать соотношение 30% покоя к 70% движения.


Методика проведения тестовых заданий

Предварительная работа

Методика обследования

Количеств. показатель

Качественный показатель

Определение уровня сформированности быстроты

Бег на 30 метров

На беговой дорожке (ширина – 3 м., длина – 30 м.) отмечают линии старта и финиша. На расстоянии 3 м от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.

Проводятся несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног; для детей 3-5 лет – наклоны, приседания; для детей 6-7 лет – комплекс ОРУ «Рисуем шары» (см. приложение 6).

После разминки детям 3-5 лет предлагается добежать до игрушки, а детям 5-7 лет – до яркой стойки как можно быстрее («Представьте, что вы самое быстрое животное»). Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественные и качественные показатели. Педагог вызывает на старт двух детей. На старте дети принимают удобную им позу. Педагог подает команды: «Внимание» (поднимает флажок), «Марш» (опускает его).

Время бега (в сек).

Младший возраст

  1. Туловище прямое (или немного наклонено).
  2. Выраженный момент «полета».
  3. Свободные движения рук.
  4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры.

Средний возраст

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед-внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40-50 градусов).
  4. Ритмичность бега.

Старший возраст

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед-внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 60-70 градусов).
  4. Прямолинейность, ритмичность бега.

Определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств

1. Прыжок в длину с места

В зале кладут мат и сбоку мелом наносят разметку (через каждые 10 см на дистанции 2 м).

С целью предупреждения травм сначала проводиться разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Детям 3-5 лет предлагается попрыгать, как зайчики (прыжки с продвижением вперед); дети 6-7 лет выполняют имитационное упражнение «Лыжник. «Надели одну лыжу, другую (стопы поставили параллельно на расстоянии 15 см), взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях), поехали (ноги полусогнуты, движение полусогнутых рук вперед, назад), приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты руки отведены назад, туловище наклонено вперед), прыгают (полет, приземление: ноги на ширине плеч, руки впереди).

После разминки инструктор предлагает детям 3-4 лет  встать около черты и допрыгнуть до игрушки (положенной на мат); детям 4-5 лет встать около черты и перепрыгнуть через ручеек на другой берег (мат); детям 6-7 – лет встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели), а также качественные показатели. Каждый ребенок делает 3 попытки.

Длина прыжка (в см).

Младший возраст

  1. И.п.: чуть присев на слегка расставленных ногах
  2. Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами.
  3. Полет: ноги слегка согнуты, положение рук свободное.
  4. Приземление: мягкое, на обе ноги.

Средний возраст

  1. И.п.: а) ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга; б) полуприседание с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.
  2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) мах руками вперед-вверх.
  3. Полет: а) руки вперед-вверх; б) туловище и ноги выпрямлены.
  4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко; б) положение рук свободное.

Старший возраст

  1. И.п.: а) ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга; б) полуприседание с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.
  2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) выпрямление ног; в) резкий мах руками вперед-вверх.
  3. Полет: а) руки вперед-вверх; б) туловище согнуто, голова вперед; в) полусогнутые ноги вперед.
  4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, вынесенные вперед с перекатом с пятки на всю ступню мягко; б) колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; в) руки движутся свободно вперед – в стороны; г) сохранение равновесия при приземлении.

2. Бросок набивного мяча

В зале делают разметку от линии, через 50 см на расстоянии 5 м. Готовят 3 набивных мяча весом 500 г для детей 3-5 лет и 1000 г для детей 5-7 лет.

В водную часть для детей 3-5 лет включают ходьбу на высоких четвереньках, для детей 6-7 лет – отжимание от пола (для мальчиков на прямых ногах, для девочек на согнутых в коленях).

Ребенок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из и.п.: ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает три броска. Лучший результат фиксируется в протоколе.

Дальность броска (в см).

3. Метание мешочка с песком

В зале (на спортивной площадке) мелом размечают дорожку (каждые 50 см на дистанции 5- 8 метров). Готовят 3 мешочка с песком весом 200г, мел.

После разминки инструктор предлагает ребенку (из и.п.: стоя, одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой) произвести 3 броска каждой рукой. Осуществляет замер после каждого броска, и лучший результат заносит в протокол. В нем фиксируются количественные и качественные показатели.

Дальность броска (в см).

Младший возраст

  1. И.п.: стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
  2. Замах: небольшой поворот вправо.
  3. Бросок: с силой.

Средний возраст

  1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч; б) предмет в правой (левой) руке на уровне груди.
  2. Замах: а) поворот туловища вправо (влево), сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука идет вниз-назад; в) поворот в направлении броска, правая (левая) рука вверх-вперед.
  3. Бросок: а) резкое движение руки вдаль-вверх; б) сохранение заданного направления полета предмета.

Старший возраст

  1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая – на носок; б) предмет в правой (левой) руке на уровне груди.
  2. Замах: а) поворот туловища вправо (влево), сгибая правую ногу и перенеся на нее вес тела; б) разгибая правую (левую) руку, размашисто отвести ее вниз-в сторону; в) перенос веса на левую ногу, поворот в груди в направлении броска, правый локоть -  вверх.
  3. Бросок: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль-вверх; в) сохранение заданного направления полета предмета.

Определение уровня сформированности гибкости

Готовят мат, гимнастический палку.

С целью повышения подвижности в суставах в качестве разминки используют упражнения, выполняемые из разных исходных положений с большой амплитудой: коснуться пальцами пола при наклоне, коснуться пальцами пятки при повороте стоя на коленях, прокатить мяч  как можно дальше из положения сидя ноги в стороны.

Затем инструктор предлагает ребенку сесть на мат: ноги вместе прямые, в руках гимнастическая палка, и не сгибая колен положить палку за ступни ног. Во время выполнения задания инструктор придерживает ребенка за колени, чтоб он не сгибал. Ребенок делает 2 попытки.

Смог сделать наклон не сгибая ноги или не смог.

Определение уровня сформированности ловкости

На беговой дорожке выделяют 10-метровый отрезок, на котором выставляются стойки (не менее 8 штук).

Инструктор дает задание – пробежать как можно быстрее между стоек, не задевая их. По команде ребенок бежит к финишу. Инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмотрены 2 попытки

Время бега (в сек).

Оценка функции равновесия

Готовят секундомер и протокол.

Инструктор предлагает игровое задание: детям 4 лет надо изобразить «Паровозик» (и.п.: стопы на одной линии, пятка правой (левой) ноги касается носка левой (правой) ноги, руки вдоль туловища); детям 5 лет изобразить «Балерину» (и.п.: стоя на носках, руки на поясе); детям 6 -7 лет изобразить «Цаплю» (и.п.: стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90 градусов). Предупреждает: тот, кто сойдет с места, выходит из игры.

Время (в сек).

Оценка уровня владения мячом

Готовят мячи диаметром 20 см.

Инструктор предлагает детям 5-7 лет подбрасывать и отбивать мяч, не сходя с места.

Количество бросков и ударов.


Используемая литература

  1. В.Г. Алямовская. Материалы курса «Оздоровительные технологии в ДОУ»: инновационный аспект. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010.
  2. // Дошкольное воспитание № 1, 2002 г. (стр. 37-45);
  3. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина и др. – 2003г.
  4. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений /  Под ред. С.О. Филипповой. – 2007г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное развитие физических качеств дошкольников

Практическое применение комплексного подхода к укреплению здоровья и физического развития у детей 3-7 лет в существующем режиме детского сада:·       приводит к такому ур...

Методическая разработка педагогического проекта «Формирование патриотических качеств личности у детей 6-7 лет на примере событий Великой Отечественной войны».

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере событий Великой Отечественной войны....

« Методика комплексной диагностики коммуникативных умений и навыков дошкольников»

laquo; Методика комплексной диагностики коммуникативных умений и навыков дошкольников»...

Методическая разработка: "Модель и диагностика состояния современного информационно-методического пространства ДОУ"

В методической разработке представлена карта оценки современного информационного методического пространства дошкольной образовательной организации.Данный материал может быть использован при осуществле...

Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей "Брошюры для взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников

Совет 8. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими...


 

Комментарии

Александрова Наталья Николаевна

Предлагаемые тесты используются мной на моих занятиях в начале и конце учебного года.