Конспект Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. На тему: «Мир народных промыслов»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Воробьева Марина Викторовна

Конспект

Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи  для детей подготовительной группы.

На тему: «Мир народных промыслов»

 

 

Цель: познакомить с народными промыслами (гжель, хохлома), развивать умения у детей составлять рассказ-описание с опорой на схему.

 

Задачи:

 Образовательные

1. Пробудить интерес к народному промыслу. Закрепить знания и умения: закрепить умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской и дымковской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)

2. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;

3. Расширять  словарь по теме «Народные промыслы».

Развивающие

1. Способствовать развитию связной  речи дошкольниковразвитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений. 

2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе нод.

3. Развивать  интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.

4. Способствовать развитию  диалогической  речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.

Воспитательные

  1. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
  2. Воспитывать умение слушать друг друга до конца, не перебивая.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: тематические беседы: «Матрешки», «Гжель»,

«Золотая хохлома», «Дымка», рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала.

Оборудование: гжельские сувениры, хохломская посуда, корзинка, фонограмма песни «Матрешки», наглядные пособия о этапах изготовления гжели, опорные схемы-картинки для составления рассказа, листы ф. А5 с изображением матрешки, карандаши подставки для карандашей, указка.

 

                          Ход образовательной деятельности

1.    Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

Подарим им свои улыбки и хорошее настроение.

Теперь мы с вами подарим хорошее настроение друг другу, поиграем  в игру «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

- Сегодня нас ждет много интересного, мы будем закреплять знания о народных промыслах, отгадывать загадки, поиграем и попробуем составлять описательные рассказы о народных промыслах.   Я хочу, чтобы у вас все получилось!

Воспитатель: Сегодня, ребята,  к нам пришла еще одна гостья. А кто она? Для этого я вам загадаю загадку.

(Звучит русская народная музыка «Матрешки»)

Я народная игрушка, 
Не лошадка, не Петрушка. 
Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек. 
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может три, а может шесть. 
Разрумянилась немножко 
Наша русская….(матрёшка)

  Матрешка: Ребята, помогите мне пожалуйста, разобраться в народных промыслах, я совершенно запуталась в этих игрушках.

- Поможем,  ребята, Матрешке?

Сегодня мы с вами вспомним народные промыслы и попробуем составлять о них описательные рассказы, поможем матрешке разобраться в промыслах. 

А Матрешка побудет с нами и послушает наши рассказы.

Воспитатель:  (Показать на фигурки и сувениры народных промыслов: хохлома, гжель, дымка). Наряду с другими промыслами матрешка  тоже стала символом России.
 

 

2.Воспитатель: первое из того, о чем мы  с вами поговорим , это…….. ЗАГАДКА

СНЕЖНО БЕЛАЯ ПОСУДА,

РАССКАЖИ КА ТЫ, ОТ КУДА?

ВИДНО, С СЕВЕРА ПРИШЛА

И ЦВЕТАМИ РАСЦВЕЛА

ГОЛУБЫМИ, СИНИМИ

НЕЖНЫМИ, КРАСИВЫМИ.

(ГЖЕЛЬ)

 

Показ презентации.

• Назовите, что это за промысел? (гжельская роспись)
• Из чего делают гжель? (керамика и глина)
• Почему Гжель называют сине-голубой?(легенда синего неба и реки)

•Какие изделия расписывают гжелью?

• Какой основной узор используют гжельские мастера? (растительный орнамент)

 

Ребята, давайте немного с вами разомнемся и проведем физкультминутку?

 

Физкультминутка
ВСЕ. МЫ, РЕБЯТА ДРУЖНО ВСТАЛИ

И НА МЕСТЕ ЗАШАГАЛИ.

ВЛЕВО ВПРАВО МЫ НАГНУЛИСЬ

И ТЕПЕРЬ НАЗАД ПРОГНУЛИСЬ.

КАК ПРУЖИНКИ МЫ ПРИСЕЛИ

И ТИХОНЬКО РАЗОМ СЕЛИ.

  

 

Воспитатель:  Послушайте следующую загадку………

РЕЗНЫЕ ЛОЖКИ И КОВШИ

ТЫ РАЗГЛЯДИ- КА НЕ СПЕШИ.

ТАМ ТРАВКА ВЬЕТСЯ И ЦВЕТЫ

РАСТУТ НЕЗДЕШНЕЙ КРАСОТЫ.

БЛЕСТЯТ ОНИ КАК ЗОЛОТЫЕ

А МОЖЕТ, СОЛНЦЕМ ЗАЛИТЫЕ.

(ХОХЛОМА)

Посмотрите на экран.

• Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета)

• Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы)

• Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета – красный, зеленый, желтый, черный).

• Какие узоры присутствуют в этой росписи? (растительный орнамент – ягодки, листочки, травка, кустики, завитки).

• Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду, шкатулки)

Мастера любят расписывать посуду.

  А мы давайте с вами поиграем в игру – я буду называть вам посуду, а вы мне будете называть ее ласково.

Игра «Назови ласково»

тарелка – тарелочка;   ваза – вазочка; ложка – ложечка; чайник – чайничек; миска – мисочка; кувшин – кувшинчик; стакан – стаканчик; шкатулка – шкатулочка; игрушка – игрушечка; сувенир – сувенирчик; чашка – чашечка.

 

Мы с вами поговорили о Гжели, Хохломе,   давайте вспомним………….

Воспитатель: Ребята, послушайте еще одну загадку.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А-ну, отгадайте, кто я? ( Дымковская игрушка)

 

Воспитатель: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

(Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.)

Воспитатель:  А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет? (Они взяли от снега, у зимы.  Игрушки же лепили зимой! )

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. Зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Воспитатель: Почему их раскрасили в яркие цвета?

(Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.)

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

(Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.)

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

(На игрушках кружочки, точки и линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.)

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

(Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.)

Воспитатель: Молодцы, ребятки!

Воспитатель: Ребята , теперь давайте  немного поиграем, собирем картинки , которые на столе.

Чем отличается Гжель от Хохломы и Дымки ?

(Хохлома и Гжель  схожи растительным узором.  Гжель и Дымка схожи материалом из чего сделаны).


Воспитатель: А  сейчас я вам предлагаю рассказать про роспись, которая наиболее понравилась, опираясь на опорные картинки? Но сначала послушайте, как сделаю это я.

План:

1. Я хочу рассказать про …….

2. Ее делают из ……….

3. Для гжельской росписи используют всего 2-а цвета: белый и синий и все его оттенки.

4. Основные узоры – растительные (гжельская роза, цветы,  но могут быть и деревья, птицы и рыбы). 

5. Расписывают гжелью посуду, игрушки и сувениры.

Теперь давайте вы попробуете по цепочке рассказать про хохлому

План:

1. Я хочу рассказать про хохлому.

2. Ее делают из дерева.

3. Для хохломской росписи используют 4 цвета: золотой, красный, черный, зеленый, иногда коричневый.

4. Основные узоры растительные – травка, листочки, кустику, ягодки, цветы, завитки

5. Расписывают хохломской росписью посуду, шкатулки и мебель.

Матрешка: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. И для вас я приготовила подарки!

Воспитатель: Матрешка вам приготовила подарок, нарисовала вам своих сестричек. Во второй половине дня, вы их раскрасите, используя элементы росписи на ваш выбор.

III. Воспитатель:

• Как вы думаете, помогли мы матрешке?

• Чем мы помогли?

Большое спасибо, вы все молодцы!

За вашу отличную работу я хочу угостить вас еще одним народным промыслом -  настоящим тульским пряником.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект "Мир народных промыслов"27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи  для детей подготовительной группы.

На тему: «Мир народных промыслов»

Подготовила воспитатель: Воробьева М.В.

Конспект

Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи  для детей подготовительной группы.

На тему: «Мир народных промыслов»

 

 

Цель: познакомить с народными промыслами (гжель, хохлома), развивать умения у детей составлять рассказ-описание с опорой на схему.

 

Задачи:

 Образовательные 

1. Пробудить интерес к народному промыслу. Закрепить знания и умения: закрепить умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской и дымковской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)

2. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;

3. Расширять  словарь по теме «Народные промыслы».

Развивающие

1. Способствовать развитию связной  речи дошкольниковразвитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений. 

2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе нод.

3. Развивать  интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.

4. Способствовать развитию  диалогической  речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.

Воспитательные

  1. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
  2. Воспитывать умение слушать друг друга до конца, не перебивая.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: тематические беседы: «Матрешки», «Гжель»,

«Золотая хохлома», «Дымка», рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала.

Оборудование: гжельские сувениры, хохломская посуда, корзинка, фонограмма песни «Матрешки», наглядные пособия о этапах изготовления гжели, опорные схемы-картинки для составления рассказа, листы ф. А5 с изображением матрешки, карандаши подставки для карандашей, указка.

                          Ход образовательной деятельности

1.    Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

Подарим им свои улыбки и хорошее настроение.

Теперь мы с вами подарим хорошее настроение друг другу, поиграем  в игру «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

- Сегодня нас ждет много интересного, мы будем закреплять знания о народных промыслах, отгадывать загадки, поиграем и попробуем составлять описательные рассказы о народных промыслах.   Я хочу, чтобы у вас все получилось!

Воспитатель: Сегодня, ребята,  к нам пришла еще одна гостья. А кто она? Для этого я вам загадаю загадку.

(Звучит русская народная музыка «Матрешки»)

Я народная игрушка, 
Не лошадка, не Петрушка. 
Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек. 
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может три, а может шесть. 
Разрумянилась немножко 
Наша русская….(матрёшка)

  Матрешка: Ребята, помогите мне пожалуйста, разобраться в народных промыслах, я совершенно запуталась в этих игрушках. 

- Поможем,  ребята, Матрешке?

Сегодня мы с вами вспомним народные промыслы и попробуем составлять о них описательные рассказы, поможем матрешке разобраться в промыслах.  

А Матрешка побудет с нами и послушает наши рассказы.

Воспитатель:  (Показать на фигурки и сувениры народных промыслов: хохлома, гжель, дымка). Наряду с другими промыслами матрешка  тоже стала символом России.

2.Воспитатель: первое из того, о чем мы  с вами поговорим , это…….. ЗАГАДКА

СНЕЖНО БЕЛАЯ ПОСУДА,

РАССКАЖИ КА ТЫ, ОТ КУДА?

ВИДНО, С СЕВЕРА ПРИШЛА

И ЦВЕТАМИ РАСЦВЕЛА

ГОЛУБЫМИ, СИНИМИ

НЕЖНЫМИ, КРАСИВЫМИ.

(ГЖЕЛЬ)

Показ презентации. 

• Назовите, что это за промысел? (гжельская роспись)
• Из чего делают гжель? (керамика и глина)
• Почему Гжель называют сине-голубой?(легенда синего неба и реки)

•Какие изделия расписывают гжелью?

• Какой основной узор используют гжельские мастера? (растительный орнамент)

 

Ребята, давайте немного с вами разомнемся и проведем физкультминутку?

 

Физкультминутка
ВСЕ. МЫ, РЕБЯТА ДРУЖНО ВСТАЛИ

И НА МЕСТЕ ЗАШАГАЛИ.

ВЛЕВО ВПРАВО МЫ НАГНУЛИСЬ

И ТЕПЕРЬ НАЗАД ПРОГНУЛИСЬ.

КАК ПРУЖИНКИ МЫ ПРИСЕЛИ

И ТИХОНЬКО РАЗОМ СЕЛИ.

  

Воспитатель:  Послушайте следующую загадку………

РЕЗНЫЕ ЛОЖКИ И КОВШИ

ТЫ РАЗГЛЯДИ- КА НЕ СПЕШИ.

ТАМ ТРАВКА ВЬЕТСЯ И ЦВЕТЫ

РАСТУТ НЕЗДЕШНЕЙ КРАСОТЫ.

БЛЕСТЯТ ОНИ КАК ЗОЛОТЫЕ

А МОЖЕТ, СОЛНЦЕМ ЗАЛИТЫЕ.

(ХОХЛОМА)

Посмотрите на экран.

• Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета)

• Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы)

• Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета – красный, зеленый, желтый, черный).

• Какие узоры присутствуют в этой росписи? (растительный орнамент – ягодки, листочки, травка, кустики, завитки).

• Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду, шкатулки)

Мастера любят расписывать посуду.

  А мы давайте с вами поиграем в игру – я буду называть вам посуду, а вы мне будете называть ее ласково.

Игра «Назови ласково»

тарелка – тарелочка;   ваза – вазочка; ложка – ложечка; чайник – чайничек; миска – мисочка; кувшин – кувшинчик; стакан – стаканчик; шкатулка – шкатулочка; игрушка – игрушечка; сувенир – сувенирчик; чашка – чашечка.

Мы с вами поговорили о Гжели, Хохломе,   давайте вспомним………….

Воспитатель: Ребята, послушайте еще одну загадку.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А-ну, отгадайте, кто я? ( Дымковская игрушка)

Воспитатель: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

(Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.)

Воспитатель:  А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет? (Они взяли от снега, у зимы.  Игрушки же лепили зимой! )

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. Зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Воспитатель: Почему их раскрасили в яркие цвета?

(Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.)

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

(Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.)

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

(На игрушках кружочки, точки и линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.)

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

(Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.)

Воспитатель: Молодцы, ребятки!

Воспитатель: Ребята , теперь давайте  немного поиграем, собирем картинки , которые на столе.

Чем отличается Гжель от Хохломы и Дымки ?

(Хохлома и Гжель  схожи растительным узором.  Гжель и Дымка схожи материалом из чего сделаны).


Воспитатель: А  сейчас я вам предлагаю рассказать про роспись, которая наиболее понравилась, опираясь на опорные картинки? Но сначала послушайте, как сделаю это я.

План:

1. Я хочу рассказать про …….

2. Ее делают из ……….

3. Для гжельской росписи используют всего 2-а цвета: белый и синий и все его оттенки.

4. Основные узоры – растительные (гжельская роза, цветы,  но могут быть и деревья, птицы и рыбы). 

5. Расписывают гжелью посуду, игрушки и сувениры.

Теперь давайте вы попробуете по цепочке рассказать про хохлому

План:

1. Я хочу рассказать про хохлому.

2. Ее делают из дерева.

3. Для хохломской росписи используют 4 цвета: золотой, красный, черный, зеленый, иногда коричневый.

4. Основные узоры растительные – травка, листочки, кустику, ягодки, цветы, завитки

5. Расписывают хохломской росписью посуду, шкатулки и мебель.

Матрешка: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. И для вас я приготовила подарки!

Воспитатель: Матрешка вам приготовила подарок, нарисовала вам своих сестричек. Во второй половине дня, вы их раскрасите, используя элементы росписи на ваш выбор.

III. Воспитатель:

• Как вы думаете, помогли мы матрешке?

• Чем мы помогли?

Большое спасибо, вы все молодцы!

За вашу отличную работу я хочу угостить вас еще одним народным промыслом -  настоящим тульским пряником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы на тему: «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»

Цель НОД: Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования....

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы на тему " В музее скульптур"

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы на тему " В музее скульптур"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»   Р...

Конспект Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. На тему: «Мир народных промыслов»

КонспектНепрерывно- образовательной деятельности по развитию речи  для детей подготовительной группы.На тему: «Мир народных промыслов»        Подгот...