КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Устное народное творчество. Пословицы, поговорки.»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Якубова Лилия Мансуровна

Развивать интерес к устному народному творчеству через знакомство с малыми фольклорными формами

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Устное народное творчество. Пословицы, поговорки.»

Цель. Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц, поговорок.

Задачи. 

Образовательные:

- продолжать знакомить с фольклорными произведениями,

 - учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки,

- помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком»,

- упражнять в загадывании и отгадывании загадок.

Развивающие:
 - продолжать развивать интерес к устному народному творчеству,

- развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; выразительность и темп речи, силу голоса;
- развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм.
- развивать логическое мышление, через устное народное творчество.
- расширять и активизировать словарный запас

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональное восприятие содержания всех жанров фольклора,  
- воспитывать образное восприятие, самовыражения.

Активизация словаря: Активизировать словарь детей, развивать речь. Обогащение: потешки, считалки, устное народное творчество, уста, скороговорки.

Предварительная работа: «Матрешкины потешки», В. Д. Берестов, Изд. 1982 г.

Слушание музыкальных произведений русского народного творчества.

Развивающая предметно – пространственная среда: Сундучок, платок, картинки, игрушка – Петрушка, обруч с лентами.

Применяемые технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья, образовательная, игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проектная деятельность.

Литература: «Русские пословицы и поговорки», А. И. Соболев, Изд. 1983 г.

«Гори, гори ярко», Сборник, Изд. «Малыш», 1986 г.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

/Воспитатель в русском народном костюме (бабушка Загадушка) 

Вступительное слово.

Слайд 1 – Устное народное творчество

Воспитатель: «Эй, ребята, подходите, на меня все посмотрите,

я сегодня не проста, а загадочно ярка!

Превратилась я в бабушку-Загадушку!

К вам сегодня я пришла, сундучок вот принесла.

Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.

Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.

Вот платочек расписной, да загадочный какой,

узелки на нём висят, что-то нам сказать хотят.

Узелок я развяжу вам задание скажу»

Воспитатель: Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, а кто их сочинил?

Дети: Народ.

Слайд 2- Гусляры

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, хороводы, дразнилки.

Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.

Слайд 3- Слово «Фольклор»

Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.

А Саша сможет его повторить, Ваня, Милана?

Спасибо, молодцы.

Воспитатель: А скажите мне ребята, какое сейчас время года?

Дети: Зима!

Слайд 4- Зима

Воспитатель: Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся зимней  погодой и природой. Зимой всё ниже солнце, все короче и темнее дни, мороз крепчает, идёт снег и дует холодный ветер. Есть такая поговорка: «Зимой солнце светит, да не греет».

/Воспитатель несколько раз с детьми повторяет поговорку/

Слайд 5- Поговорки (Дети зимой)

Воспитатель: А вы знаете поговорки?

Дети:

/Дети называют две-три поговорки.

Например:

«Шубка зимой – не шутка»,

«Трещит Варюха, береги нос да ухо»,

«Был бы снежок, скатаем и комок».

Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».

Слайд 6 - Поговорка и пословица

Да, «пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.

А вы знаете пословицы?

Слайд 7 – Пословицы (Зима и весна)

Дети: Например: 

«Помни это: «зима – не лето»,

«Не пугай зима – весна придёт»

Слайд 8 – Зима

Воспитатель: Молодцы! Верно, подмечено, пришла зима, солнышко не греет, холодно. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.

Слайд 9 - Солнышко

/Воспитатель с детьми повторяет закличку/

«Солнышко, вёдрышко!

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Воспитатель: Завтра снова споем песню солнышку, позовём его к нам и зима будет солнечной и тёплой.

/Воспитатель заглядывает в сундучок/

Воспитатель: Что ты нам ещё припас? Ах, платочек расписной, все ли узелки мы у тебя развязали? Нет, ещё остались. Узелок я развяжу и задание скажу:

- Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?

Слайд 10 – Скороговорки

Дети: Например: 

«У Наты и Нины сегодня именины»,

«Царь, царевна и царица ждут царевича в столице»,

Воспитатель: /Скороговорку произносит воспитатель/

 «Все с базара, а  Назар – на базар.

С базара Назар – все на базар»

/Воспитатель вместе с детьми проговаривает несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Просит повторить детей индивидуально/

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?

В сундучке-то непростом, есть картинки (Зима, снежок, детвора)

/Воспитатель показывает картинки – карточки и предлагает детям придумать чистоговорку самим/

Слайды 11, 12, 13 - Чистоговорки

Ма-ма-ма-вот пришла зима.

Ок-ок-ок-выпал снежок.

Ра-ра-ра-очень рада детвора.

Ре-ре-ре-играем во дворе.

Ах-ах-ах-летим с горы на санках.

Вот какая красота!

Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!

/Воспитатель заглядывает в сундучок/

Воспитатель: Ой, а кто это здесь еще лежит?

Загадка: Наряд мой пёстрый, колпак мой острый

Мои шутки и смех, веселят всех.

Вот так игрушка, и зовут её – (Петрушка).

Слайд 14- Загадки

Воспитатель: Вот так платочек, узелок я развяжу и Петрушке помогу!

Мы с Петрушкой поиграем и загадки отгадаем.

Загадки:

1. Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма,
И солнце низко, то …. (зима).

2. Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал... (мороз)

3. Бел, да не сахар.
Нет ног, а идет…(снег).

4. С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …(снежинки).

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали.

На платочек посмотрю,

Узелок я развяжу:

Игры народные

Любые хороводные!

Слайд 15- Хоровод

Воспитатель: Ребята, Петрушка хочет с нами поиграть. Но забыл все считалки, чтобы нам игру начать, надо посчитать. Кто будет водить?

Давайте ребята вспомним считалки. Кто готов?

Слайд 16 - Считалки

Дети: «1 2 3 4 5 – Ваня будет начинать…»

/Две – три считалки называют дети/

Петрушка: Здорово! И я вспомнил:

1 2 3 4 5 – мы собрались поиграть, к нам сорока прилетела, и тебе водить велела…

/Игру проводим несколько раз, с повторением считалки, привлекая детей/

«Игра с колокольчиком»

/Ребёнок с колокольчиком поет/

Дети: «С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу,

колокольчик золотой, кто плясать пойдёт со мной?

/Музыка останавливается, там, где заканчиваются слова «кто плясать пойдёт со мной», ребёнок с колокольчиком останавливается, и берет другого ребёнка за руку, выводит в круг, двое детей пляшут под любую музыку, выбранный ребёнок, становится ведущим/

/Игра повторяется/

/Петрушка хвалит детей/

Петрушка: Ай, какие молодцы!

Воспитатель: Спасибо Петрушка – дружочек. Ну, теперь ты отдохни, и немножко посиди, на ребяток погляди.

/Воспитатель заглядывает в сундучок развязывает узелок – слово «Сказки»/

Слайд 17 –Слово  «Сказки»

Воспитатель: Вы ребята все садитесь. Вы любите сказки, много знаете сказок?

Дети: /называют свои варианты сказок/

Слайд 18– Сказки - отгадки

Воспитатель: Я ведь бабушка – Загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…

«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,

там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,

угадайте, что за сказка?» (Три медведя)

«А дорога – далека, а корзина нелегка,

сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.» (Маша и медведь) 

«На сметане мешён на окошке стужён,

круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)»

«Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом,

он залезть в него не смог, это сказка…(Теремок)»

/Воспитатель развязывает последний узелок – игра «Хоровод»/

Воспитатель: Молодцы ребята. Много сказок знаете.

Ой, девчонки! Ой, мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!

/Дети водят хоровод, произнося слова:/

Слайд 19- Карусель

Итог.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили потешки, пословицы, скороговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы. А теперь скажите, почему все они называются народными?

Слайд 20 – Народ

/Ответы детей/

Воспитатель: Есть ещё мирилки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, игры. Народное творчество полно мудрости и доброты.

Слайд 21– Сундучок и платочек

Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё, про всё узнали. Напоследок я скажу: «Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»

Вот такая мудрость народная!

Воспитатель: От Петрушки вам сюрприз, «Пряники».

Слайд 22 – Пряники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме «Весна»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме «Весна» ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме: «Мой лучший друг Карлсон»

Формировать культуру речевого общения; умение воспринимать звукозапись; развивать связную речь путём составления описательного рассказа, отмечая внешний вид, называть характерные признаки и действия л...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для средней группы по теме «Голод в лесу»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для средней группы по теме «Голод в лесу»Интеграция образовательных областей:"Познавательное развитие" (Рассматривание животных) ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "В гостях у сказки".

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе  "В гостях у сказки"  подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС ....

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Деревья и кустарники»

Конспект занятия по развитию речи с интеграцией образовательных областей.Цель: развитие умения детей различать деревья и кустарники....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

Конспект представлен о многообразии видов  устного народного творчества с их  различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...