КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Устное народное творчество. Пословицы, поговорки.»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Развивать интерес к устному народному творчеству через знакомство с малыми фольклорными формами
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Устное народное творчество. Пословицы, поговорки.»
Цель. Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц, поговорок.
Задачи.
Образовательные:
- продолжать знакомить с фольклорными произведениями,
- учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки,
- помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком»,
- упражнять в загадывании и отгадывании загадок.
Развивающие:
- продолжать развивать интерес к устному народному творчеству,
- развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; выразительность и темп речи, силу голоса;
- развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм.
- развивать логическое мышление, через устное народное творчество.
- расширять и активизировать словарный запас
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное восприятие содержания всех жанров фольклора,
- воспитывать образное восприятие, самовыражения.
Активизация словаря: Активизировать словарь детей, развивать речь. Обогащение: потешки, считалки, устное народное творчество, уста, скороговорки.
Предварительная работа: «Матрешкины потешки», В. Д. Берестов, Изд. 1982 г.
Слушание музыкальных произведений русского народного творчества.
Развивающая предметно – пространственная среда: Сундучок, платок, картинки, игрушка – Петрушка, обруч с лентами.
Применяемые технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья, образовательная, игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проектная деятельность.
Литература: «Русские пословицы и поговорки», А. И. Соболев, Изд. 1983 г.
«Гори, гори ярко», Сборник, Изд. «Малыш», 1986 г.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
/Воспитатель в русском народном костюме (бабушка Загадушка)
Вступительное слово.
Слайд 1 – Устное народное творчество
Воспитатель: «Эй, ребята, подходите, на меня все посмотрите,
я сегодня не проста, а загадочно ярка!
Превратилась я в бабушку-Загадушку!
К вам сегодня я пришла, сундучок вот принесла.
Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.
Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.
Вот платочек расписной, да загадочный какой,
узелки на нём висят, что-то нам сказать хотят.
Узелок я развяжу вам задание скажу»
Воспитатель: Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, а кто их сочинил?
Дети: Народ.
Слайд 2- Гусляры
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, хороводы, дразнилки.
Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.
Слайд 3- Слово «Фольклор»
Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.
А Саша сможет его повторить, Ваня, Милана?
Спасибо, молодцы.
Воспитатель: А скажите мне ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Слайд 4- Зима
Воспитатель: Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся зимней погодой и природой. Зимой всё ниже солнце, все короче и темнее дни, мороз крепчает, идёт снег и дует холодный ветер. Есть такая поговорка: «Зимой солнце светит, да не греет».
/Воспитатель несколько раз с детьми повторяет поговорку/
Слайд 5- Поговорки (Дети зимой)
Воспитатель: А вы знаете поговорки?
Дети:
/Дети называют две-три поговорки.
Например:
«Шубка зимой – не шутка»,
«Трещит Варюха, береги нос да ухо»,
«Был бы снежок, скатаем и комок».
Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».
Слайд 6 - Поговорка и пословица
Да, «пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.
А вы знаете пословицы?
Слайд 7 – Пословицы (Зима и весна)
Дети: Например:
«Помни это: «зима – не лето»,
«Не пугай зима – весна придёт»
Слайд 8 – Зима
Воспитатель: Молодцы! Верно, подмечено, пришла зима, солнышко не греет, холодно. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.
Слайд 9 - Солнышко
/Воспитатель с детьми повторяет закличку/
«Солнышко, вёдрышко!
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Воспитатель: Завтра снова споем песню солнышку, позовём его к нам и зима будет солнечной и тёплой.
/Воспитатель заглядывает в сундучок/
Воспитатель: Что ты нам ещё припас? Ах, платочек расписной, все ли узелки мы у тебя развязали? Нет, ещё остались. Узелок я развяжу и задание скажу:
- Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?
Слайд 10 – Скороговорки
Дети: Например:
«У Наты и Нины сегодня именины»,
«Царь, царевна и царица ждут царевича в столице»,
Воспитатель: /Скороговорку произносит воспитатель/
«Все с базара, а Назар – на базар.
С базара Назар – все на базар»
/Воспитатель вместе с детьми проговаривает несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Просит повторить детей индивидуально/
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?
В сундучке-то непростом, есть картинки (Зима, снежок, детвора)
/Воспитатель показывает картинки – карточки и предлагает детям придумать чистоговорку самим/
Слайды 11, 12, 13 - Чистоговорки
Ма-ма-ма-вот пришла зима.
Ок-ок-ок-выпал снежок.
Ра-ра-ра-очень рада детвора.
Ре-ре-ре-играем во дворе.
Ах-ах-ах-летим с горы на санках.
Вот какая красота!
Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!
/Воспитатель заглядывает в сундучок/
Воспитатель: Ой, а кто это здесь еще лежит?
Загадка: Наряд мой пёстрый, колпак мой острый
Мои шутки и смех, веселят всех.
Вот так игрушка, и зовут её – (Петрушка).
Слайд 14- Загадки
Воспитатель: Вот так платочек, узелок я развяжу и Петрушке помогу!
Мы с Петрушкой поиграем и загадки отгадаем.
Загадки:
1. Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма,
И солнце низко, то …. (зима).
2. Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)
3. Бел, да не сахар.
Нет ног, а идет…(снег).
4. С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …(снежинки).
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали.
На платочек посмотрю,
Узелок я развяжу:
Игры народные
Любые хороводные!
Слайд 15- Хоровод
Воспитатель: Ребята, Петрушка хочет с нами поиграть. Но забыл все считалки, чтобы нам игру начать, надо посчитать. Кто будет водить?
Давайте ребята вспомним считалки. Кто готов?
Слайд 16 - Считалки
Дети: «1 2 3 4 5 – Ваня будет начинать…»
/Две – три считалки называют дети/
Петрушка: Здорово! И я вспомнил:
1 2 3 4 5 – мы собрались поиграть, к нам сорока прилетела, и тебе водить велела…
/Игру проводим несколько раз, с повторением считалки, привлекая детей/
«Игра с колокольчиком»
/Ребёнок с колокольчиком поет/
Дети: «С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу,
колокольчик золотой, кто плясать пойдёт со мной?
/Музыка останавливается, там, где заканчиваются слова «кто плясать пойдёт со мной», ребёнок с колокольчиком останавливается, и берет другого ребёнка за руку, выводит в круг, двое детей пляшут под любую музыку, выбранный ребёнок, становится ведущим/
/Игра повторяется/
/Петрушка хвалит детей/
Петрушка: Ай, какие молодцы!
Воспитатель: Спасибо Петрушка – дружочек. Ну, теперь ты отдохни, и немножко посиди, на ребяток погляди.
/Воспитатель заглядывает в сундучок развязывает узелок – слово «Сказки»/
Слайд 17 –Слово «Сказки»
Воспитатель: Вы ребята все садитесь. Вы любите сказки, много знаете сказок?
Дети: /называют свои варианты сказок/
Слайд 18– Сказки - отгадки
Воспитатель: Я ведь бабушка – Загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…
«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,
там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,
угадайте, что за сказка?» (Три медведя)
«А дорога – далека, а корзина нелегка,
сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.» (Маша и медведь)
«На сметане мешён на окошке стужён,
круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)»
«Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом,
он залезть в него не смог, это сказка…(Теремок)»
/Воспитатель развязывает последний узелок – игра «Хоровод»/
Воспитатель: Молодцы ребята. Много сказок знаете.
Ой, девчонки! Ой, мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!
/Дети водят хоровод, произнося слова:/
Слайд 19- Карусель
Итог.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили потешки, пословицы, скороговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы. А теперь скажите, почему все они называются народными?
Слайд 20 – Народ
/Ответы детей/
Воспитатель: Есть ещё мирилки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, игры. Народное творчество полно мудрости и доброты.
Слайд 21– Сундучок и платочек
Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё, про всё узнали. Напоследок я скажу: «Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»
Вот такая мудрость народная!
Воспитатель: От Петрушки вам сюрприз, «Пряники».
Слайд 22 – Пряники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме «Весна»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме «Весна» ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме: «Мой лучший друг Карлсон»
Формировать культуру речевого общения; умение воспринимать звукозапись; развивать связную речь путём составления описательного рассказа, отмечая внешний вид, называть характерные признаки и действия л...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для средней группы по теме «Голод в лесу»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для средней группы по теме «Голод в лесу»Интеграция образовательных областей:"Познавательное развитие" (Рассматривание животных) ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "В гостях у сказки".
Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "В гостях у сказки" подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС ....
План – конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Деревья и кустарники»
Конспект занятия по развитию речи с интеграцией образовательных областей.Цель: развитие умения детей различать деревья и кустарники....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»
Конспект представлен о многообразии видов устного народного творчества с их различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Золотая осень"
Конспект по развитию речи на тему "Золотая осень" в средней группе...