Конспект Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. На тему: «Мир народных промыслов»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект
Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы.
На тему: «Мир народных промыслов»
Подготовила воспитатель: Воробьева М.В.
Конспект
Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы.
На тему: «Мир народных промыслов»
Цель: познакомить с народными промыслами (гжель, хохлома), развивать умения у детей составлять рассказ-описание с опорой на схему.
Задачи:
Образовательные
1. Пробудить интерес к народному промыслу. Закрепить знания и умения: закрепить умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской и дымковской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)
2. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;
3. Расширять словарь по теме «Народные промыслы».
Развивающие
1. Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.
2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе нод.
3. Развивать интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.
4. Способствовать развитию диалогической речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.
Воспитательные
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
- Воспитывать умение слушать друг друга до конца, не перебивая.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: тематические беседы: «Матрешки», «Гжель»,
«Золотая хохлома», «Дымка», рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала.
Оборудование: гжельские сувениры, хохломская посуда, корзинка, фонограмма песни «Матрешки», наглядные пособия о этапах изготовления гжели, опорные схемы-картинки для составления рассказа, листы ф. А5 с изображением матрешки, карандаши подставки для карандашей, указка.
Ход образовательной деятельности
1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).
Подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
Теперь мы с вами подарим хорошее настроение друг другу, поиграем в игру «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
- Сегодня нас ждет много интересного, мы будем закреплять знания о народных промыслах, отгадывать загадки, поиграем и попробуем составлять описательные рассказы о народных промыслах. Я хочу, чтобы у вас все получилось!
Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам пришла еще одна гостья. А кто она? Для этого я вам загадаю загадку.
(Звучит русская народная музыка «Матрешки»)
Я народная игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….(матрёшка)
Матрешка: Ребята, помогите мне пожалуйста, разобраться в народных промыслах, я совершенно запуталась в этих игрушках.
- Поможем, ребята, Матрешке?
- Сегодня мы с вами вспомним народные промыслы и попробуем составлять о них описательные рассказы, поможем матрешке разобраться в промыслах.
А Матрешка побудет с нами и послушает наши рассказы.
Воспитатель: (Показать на фигурки и сувениры народных промыслов: хохлома, гжель, дымка). Наряду с другими промыслами матрешка тоже стала символом России.
2.Воспитатель: первое из того, о чем мы с вами поговорим , это…….. ЗАГАДКА
СНЕЖНО БЕЛАЯ ПОСУДА,
РАССКАЖИ КА ТЫ, ОТ КУДА?
ВИДНО, С СЕВЕРА ПРИШЛА
И ЦВЕТАМИ РАСЦВЕЛА
ГОЛУБЫМИ, СИНИМИ
НЕЖНЫМИ, КРАСИВЫМИ.
(ГЖЕЛЬ)
Показ презентации.
• Назовите, что это за промысел? (гжельская роспись)
• Из чего делают гжель? (керамика и глина)
• Почему Гжель называют сине-голубой?(легенда синего неба и реки)
•Какие изделия расписывают гжелью?
• Какой основной узор используют гжельские мастера? (растительный орнамент)
Ребята, давайте немного с вами разомнемся и проведем физкультминутку?
Физкультминутка
ВСЕ. МЫ, РЕБЯТА ДРУЖНО ВСТАЛИ
И НА МЕСТЕ ЗАШАГАЛИ.
ВЛЕВО ВПРАВО МЫ НАГНУЛИСЬ
И ТЕПЕРЬ НАЗАД ПРОГНУЛИСЬ.
КАК ПРУЖИНКИ МЫ ПРИСЕЛИ
И ТИХОНЬКО РАЗОМ СЕЛИ.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку………
РЕЗНЫЕ ЛОЖКИ И КОВШИ
ТЫ РАЗГЛЯДИ- КА НЕ СПЕШИ.
ТАМ ТРАВКА ВЬЕТСЯ И ЦВЕТЫ
РАСТУТ НЕЗДЕШНЕЙ КРАСОТЫ.
БЛЕСТЯТ ОНИ КАК ЗОЛОТЫЕ
А МОЖЕТ, СОЛНЦЕМ ЗАЛИТЫЕ.
(ХОХЛОМА)
Посмотрите на экран.
• Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета)
• Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы)
• Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета – красный, зеленый, желтый, черный).
• Какие узоры присутствуют в этой росписи? (растительный орнамент – ягодки, листочки, травка, кустики, завитки).
• Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду, шкатулки)
Мастера любят расписывать посуду.
А мы давайте с вами поиграем в игру – я буду называть вам посуду, а вы мне будете называть ее ласково.
Игра «Назови ласково»
тарелка – тарелочка; ваза – вазочка; ложка – ложечка; чайник – чайничек; миска – мисочка; кувшин – кувшинчик; стакан – стаканчик; шкатулка – шкатулочка; игрушка – игрушечка; сувенир – сувенирчик; чашка – чашечка.
Мы с вами поговорили о Гжели, Хохломе, давайте вспомним………….
Воспитатель: Ребята, послушайте еще одну загадку.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А-ну, отгадайте, кто я? ( Дымковская игрушка)
Воспитатель: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
(Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.)
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет? (Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой! )
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. Зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Воспитатель: Почему их раскрасили в яркие цвета?
(Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.)
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
(Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.)
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
(На игрушках кружочки, точки и линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
(Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.)
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
Воспитатель: Ребята , теперь давайте немного поиграем, собирем картинки , которые на столе.
Чем отличается Гжель от Хохломы и Дымки ?
(Хохлома и Гжель схожи растительным узором. Гжель и Дымка схожи материалом из чего сделаны).
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю рассказать про роспись, которая наиболее понравилась, опираясь на опорные картинки? Но сначала послушайте, как сделаю это я.
План:
1. Я хочу рассказать про …….
2. Ее делают из ……….
3. Для гжельской росписи используют всего 2-а цвета: белый и синий и все его оттенки.
4. Основные узоры – растительные (гжельская роза, цветы, но могут быть и деревья, птицы и рыбы).
5. Расписывают гжелью посуду, игрушки и сувениры.
Теперь давайте вы попробуете по цепочке рассказать про хохлому
План:
1. Я хочу рассказать про хохлому.
2. Ее делают из дерева.
3. Для хохломской росписи используют 4 цвета: золотой, красный, черный, зеленый, иногда коричневый.
4. Основные узоры растительные – травка, листочки, кустику, ягодки, цветы, завитки
5. Расписывают хохломской росписью посуду, шкатулки и мебель.
Матрешка: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. И для вас я приготовила подарки!
Воспитатель: Матрешка вам приготовила подарок, нарисовала вам своих сестричек. Во второй половине дня, вы их раскрасите, используя элементы росписи на ваш выбор.
III. Воспитатель:
• Как вы думаете, помогли мы матрешке?
• Чем мы помогли?
Большое спасибо, вы все молодцы!
За вашу отличную работу я хочу угостить вас еще одним народным промыслом - настоящим тульским пряником.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы.
На тему: «Мир народных промыслов»
Подготовила воспитатель: Воробьева М.В.
Конспект
Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы.
На тему: «Мир народных промыслов»
Цель: познакомить с народными промыслами (гжель, хохлома), развивать умения у детей составлять рассказ-описание с опорой на схему.
Задачи:
Образовательные
1. Пробудить интерес к народному промыслу. Закрепить знания и умения: закрепить умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской и дымковской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)
2. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;
3. Расширять словарь по теме «Народные промыслы».
Развивающие
1. Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.
2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе нод.
3. Развивать интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.
4. Способствовать развитию диалогической речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.
Воспитательные
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
- Воспитывать умение слушать друг друга до конца, не перебивая.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: тематические беседы: «Матрешки», «Гжель»,
«Золотая хохлома», «Дымка», рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала.
Оборудование: гжельские сувениры, хохломская посуда, корзинка, фонограмма песни «Матрешки», наглядные пособия о этапах изготовления гжели, опорные схемы-картинки для составления рассказа, листы ф. А5 с изображением матрешки, карандаши подставки для карандашей, указка.
Ход образовательной деятельности
1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).
Подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
Теперь мы с вами подарим хорошее настроение друг другу, поиграем в игру «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
- Сегодня нас ждет много интересного, мы будем закреплять знания о народных промыслах, отгадывать загадки, поиграем и попробуем составлять описательные рассказы о народных промыслах. Я хочу, чтобы у вас все получилось!
Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам пришла еще одна гостья. А кто она? Для этого я вам загадаю загадку.
(Звучит русская народная музыка «Матрешки»)
Я народная игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….(матрёшка)
Матрешка: Ребята, помогите мне пожалуйста, разобраться в народных промыслах, я совершенно запуталась в этих игрушках.
- Поможем, ребята, Матрешке?
- Сегодня мы с вами вспомним народные промыслы и попробуем составлять о них описательные рассказы, поможем матрешке разобраться в промыслах.
А Матрешка побудет с нами и послушает наши рассказы.
Воспитатель: (Показать на фигурки и сувениры народных промыслов: хохлома, гжель, дымка). Наряду с другими промыслами матрешка тоже стала символом России.
2.Воспитатель: первое из того, о чем мы с вами поговорим , это…….. ЗАГАДКА
СНЕЖНО БЕЛАЯ ПОСУДА,
РАССКАЖИ КА ТЫ, ОТ КУДА?
ВИДНО, С СЕВЕРА ПРИШЛА
И ЦВЕТАМИ РАСЦВЕЛА
ГОЛУБЫМИ, СИНИМИ
НЕЖНЫМИ, КРАСИВЫМИ.
(ГЖЕЛЬ)
Показ презентации.
• Назовите, что это за промысел? (гжельская роспись)
• Из чего делают гжель? (керамика и глина)
• Почему Гжель называют сине-голубой?(легенда синего неба и реки)
•Какие изделия расписывают гжелью?
• Какой основной узор используют гжельские мастера? (растительный орнамент)
Ребята, давайте немного с вами разомнемся и проведем физкультминутку?
Физкультминутка
ВСЕ. МЫ, РЕБЯТА ДРУЖНО ВСТАЛИ
И НА МЕСТЕ ЗАШАГАЛИ.
ВЛЕВО ВПРАВО МЫ НАГНУЛИСЬ
И ТЕПЕРЬ НАЗАД ПРОГНУЛИСЬ.
КАК ПРУЖИНКИ МЫ ПРИСЕЛИ
И ТИХОНЬКО РАЗОМ СЕЛИ.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку………
РЕЗНЫЕ ЛОЖКИ И КОВШИ
ТЫ РАЗГЛЯДИ- КА НЕ СПЕШИ.
ТАМ ТРАВКА ВЬЕТСЯ И ЦВЕТЫ
РАСТУТ НЕЗДЕШНЕЙ КРАСОТЫ.
БЛЕСТЯТ ОНИ КАК ЗОЛОТЫЕ
А МОЖЕТ, СОЛНЦЕМ ЗАЛИТЫЕ.
(ХОХЛОМА)
Посмотрите на экран.
• Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета)
• Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы)
• Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета – красный, зеленый, желтый, черный).
• Какие узоры присутствуют в этой росписи? (растительный орнамент – ягодки, листочки, травка, кустики, завитки).
• Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду, шкатулки)
Мастера любят расписывать посуду.
А мы давайте с вами поиграем в игру – я буду называть вам посуду, а вы мне будете называть ее ласково.
Игра «Назови ласково»
тарелка – тарелочка; ваза – вазочка; ложка – ложечка; чайник – чайничек; миска – мисочка; кувшин – кувшинчик; стакан – стаканчик; шкатулка – шкатулочка; игрушка – игрушечка; сувенир – сувенирчик; чашка – чашечка.
Мы с вами поговорили о Гжели, Хохломе, давайте вспомним………….
Воспитатель: Ребята, послушайте еще одну загадку.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А-ну, отгадайте, кто я? ( Дымковская игрушка)
Воспитатель: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
(Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.)
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет? (Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой! )
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. Зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Воспитатель: Почему их раскрасили в яркие цвета?
(Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.)
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
(Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.)
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
(На игрушках кружочки, точки и линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
(Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.)
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
Воспитатель: Ребята , теперь давайте немного поиграем, собирем картинки , которые на столе.
Чем отличается Гжель от Хохломы и Дымки ?
(Хохлома и Гжель схожи растительным узором. Гжель и Дымка схожи материалом из чего сделаны).
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю рассказать про роспись, которая наиболее понравилась, опираясь на опорные картинки? Но сначала послушайте, как сделаю это я.
План:
1. Я хочу рассказать про …….
2. Ее делают из ……….
3. Для гжельской росписи используют всего 2-а цвета: белый и синий и все его оттенки.
4. Основные узоры – растительные (гжельская роза, цветы, но могут быть и деревья, птицы и рыбы).
5. Расписывают гжелью посуду, игрушки и сувениры.
Теперь давайте вы попробуете по цепочке рассказать про хохлому
План:
1. Я хочу рассказать про хохлому.
2. Ее делают из дерева.
3. Для хохломской росписи используют 4 цвета: золотой, красный, черный, зеленый, иногда коричневый.
4. Основные узоры растительные – травка, листочки, кустику, ягодки, цветы, завитки
5. Расписывают хохломской росписью посуду, шкатулки и мебель.
Матрешка: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. И для вас я приготовила подарки!
Воспитатель: Матрешка вам приготовила подарок, нарисовала вам своих сестричек. Во второй половине дня, вы их раскрасите, используя элементы росписи на ваш выбор.
III. Воспитатель:
• Как вы думаете, помогли мы матрешке?
• Чем мы помогли?
Большое спасибо, вы все молодцы!
За вашу отличную работу я хочу угостить вас еще одним народным промыслом - настоящим тульским пряником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы на тему: «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»
Цель НОД: Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования....
Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы на тему " В музее скульптур"
Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы на тему " В музее скульптур"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»» Р...
ОО ФГОС ОД «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»
Конспект занятия с использованием приемов мнемотехники...
ОО ФГОС ОД «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»
Конспект занятия с использованием приемов мнемотехники...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Устное народное творчество. Пословицы, поговорки.»
Развивать интерес к устному народному творчеству через знакомство с малыми фольклорными формами...
Конспект Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. На тему: «Мир народных промыслов»
КонспектНепрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы.На тему: «Мир народных промыслов» Цель: познакомить с народными п...