Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
На занятии закрепляются знания детей о жизни, о быте и ремёслах русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в прошлое»
образовательная область –познавательное развитие
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Формы организации: групповая
Задачи:
- закрепить знания детей о жизни, быте и ремеслах русского народа;
-развивать внимание, память, связную и диалогическую речь, мышление; формировать навыки работы в команде.
-создать эмоцианально-положительное настроение детей, активизировать память дошкольников;
- воспитывать интерес к истории, обычаям, традициям русского народа.
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважительное отношение друг другу и к окружающему миру.
Оборудование и материал: ноутбук с презентацией, предметы для игры, иллюстрации-карточки с изображением деревянной, глиняной и чугунной посуды сундук, цифры для выполнения задания 3,медали по количеству детей «Знатоки русского быта», угощения-леденцы (петушок на палочке).
Ход нод
Дети под народную музыку торжественно заходят в зал, садятся на свои места. Их аплодисментами встречают представители жюри.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья !
Дети: Здравствуйте !
Ведущий: Ребята, давайте заглянем в один из русских домов.
(На экране картинка с изображением горницы, а посредине стоит сундук, на стене висит свиток с пером).
Ведущий: Вот так да, прямо посредине горницы стоит старинный сундук. Стояли раньше сундуки в центре комнаты? Что-то здесь не ладно! Смотрите ребята, на стене висит волшебный свиток с пером, интересно, что же там написано, давайте прочитаем.
(Педагог читает текст свитка)
Этот сундук предназначен для детей из будущего,
но его заколдовала злая колдунья!
Только умные и находчивые смогут снять злые чары.
Чтобы получить ключ, нужно отправиться в прошлое и выполнить задания.
Ведущий: Ребята, вы хотите получить ключ и открыть сундук? Справитесь?
Ведущий: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да !
Ведущий: И так, мы отправляемся в необычное путешествие, путешествие из настоящего в прошлое - в далекую старину.
Оценят ваши знания, умения и навыки члены жюри. А поможет нам совершить этот полёт машина времени. Сядьте поудобнее, смотрите внимательно -полетели…!!!
Звучит народная музыка и на экране демонстрируется видео, погружая детей в атмосферу жизни и быта русской деревни.
Ведущий: Ребята, вы узнали, где мы приземлились?
Дети: Да. Это деревня.
Ведущий: Правильно, друзья! Это русская деревня. Давным–давно предки русских – славяне – селились по берегам рек и озёр, рядом с лесом.
«У леса жить – голодным не быть» – гласит русская пословица. И верно. В лесу –зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мёд, съедобные коренья и лечебные травы.
А теперь-внимание на экран! Слушаем вопрос, думаем, отвечаем правильно.
Дети отвечают на заданные им вопросы
Ведущий: Из какого материала строили жилища наши предки ?
· (на экране появляются картинки: кирпич, земля, бетонные блоки, бревна).
Дети: Из брёвен.
Ведущий: Как называются эти строения?
· (на экране появляются картинки: дом, изба, коттедж, замок).
Дети : Изба.
Ведущий: Из каких частей состоит изба?
· (на экране появляются картинки: спальня, гостиная, сени, кабинет, комната).
Дети : Сени, комната.
Ведущий : Что в избе занимала главное место?
· (на экране появляются картинки: камин, печь, электрический обогреватель, батарея).
Дети : Печь.
Ведущий: Почему печь была так необходима нашим предкам?
Дети : В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду и травы, мылись, спали, грелись, лечились.
Ведущий: Где в старину люди хранили продукты?
· (на экране появляются картинки: холодильник, окно, погреб).
Дети: Продукты хранили в погребе.
Ведущий: Молодцы, ребята. Ответили на все вопросы. Ведущий: Закончился день, наполненный хлопотами по хозяйству.
Садятся девушки и сестрички на лавочки возле окон и поют задушевные народные песни – грустные, веселые, озорные. Давайте, послушаем, как поёт эта группа детей.
Музыкальная пауза
Русская народная песня «На горе–то калина»
А эта группа детей поют другую песню.
«Валенки»(русская народная песня).
Ведущий: Немного отдохнули, а теперь ненадолго заглянем в избу. Мы предлагаем вам игру.
Дидактическая игра «Что не так ?»
(выставляются на середину ковра стол, 2 стула, скамья и контейнер).Возле стола: пластмассовые стулья, деревянная скамья, контейнер.
На столе: чайник самовар
ложки из металла ложки деревянные
салонка туесок
корзинка пластмассовая корзинка плетёная
кукла современная матрёшка
чашка деревянная кружка
тарелка миска деревянная
корыто деревянное таз пластмассовый
Ведущий (задумчиво): Что-то здесь не так? Ребята, вы должны убрать со стола те предметы, которыми не пользовались наши предки, в контейнер. Объясните свой выбор.
Ведущий: Молодцы» Правильно выполнили задания. А теперь такое вам задание. У кого лежат под стульчиками цифры, тот должен рассказать о предмете под этим номером.
На слайде картинка с изображением предметов русского быта
«Расскажите о предметах русского быта»
Ведущий: Молодцы, справились с заданием.
Ведущий: А теперь, нужно назвать предмет старины рассказать , чем его заменили в наше время.
Дидактическая игра «Расскажите, что было и что стало»
Дети называют предмет старины, изображенные на экране, и рассказывают, чем его заменили в наше время.
Лапти - современная обувь;
Самовар – электрический чайник;
Корыто – пластмассовый таз;
Люлька – детская кроватка;
Печь – плита и батарея;
Рубель – электрический утюг
Ведущий: Объявляю музыкальную паузу.
Много разных праздников было у наших предков славян. А какой же праздник без хороводов, песен и танцев ?! Давайте и мы потанцуем !
На танцпол вызываются все ребята группы. Они покажут нам танец с платками.
Ведущий: Молодцы, ребята! Аплодисменты всем танцорам! Ну вот, ребята, вы сейчас отдохнули, а теперь – за дело ! Мы предлагаем вам игру «Наведём порядок в доме»
(на ковре разложены картинки с деревянной, глиняной и чугунной посуды. Участвуют по пять человек от каждой команды).
Ведущий: Ой, ребята, пока мы веселились, кто-то в доме устроил беспорядок. Мне одной не справиться. Поможете?
Дети: Да !
Ведущий: Тогда – за дело !
1.Вот задание ребятам: собрать картинки с изображением деревянной посуды и сказать, для чего она нужна была в хозяйстве ?
2.Задание ребятам: собрать картинки с изображением глиняной посуды и сказать её предназначение.
3.Заданиеребятам: собрать картинки с изображением чугунной посуды и сказать её предназначение.
(Дети собирают картинки, показывают их зрителям и по очереди объясняют предназначение данной посуды).
Дети I группы: Деревянная посуда нужна была людям для еды.
Дети II группы: Глиняная посуда нужна была людям для хранения продуктов.
Дети III группы: Чугунная посуда нужна была для приготовления пищи в печи.
Ведущий: Молодцы, ребята ! Быстро навели порядок в доме.
Ведущий: Ну, а сейчас мы узнаем, знаете ли вы русские народные сказки. Отгадайте загадки.
Педагог читает в стихотворной форме загадки, а дети отгадывают. На экране появляется картинка
1.В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня! (Гуси-лебеди)
2.На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.(Заюшкина избушка)
3.Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?(По щучьему велению)
4.Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.(Кот, петух и лиса)
5.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
6.А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.(Маша и медведь)
7. Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.(Теремок)
8. Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.(Снегурочка)
Ведущий: Какие вы эрудированные. Все сказки отгадали!
Ну, а теперь ненадолго заглянем на подворье. Я объявляю БЛИЦ –ТУРНИР.
Отвечаем быстро.
Ведущий: С давних пор наши предки разводили домашних животных и птицу. Они ухаживали за ними: кормили, поили, лечили, давали кров.
1.А где находилась эта живность у хозяев летом ?
Куры, утки?
Дети: в курятнике
Коровы ?
Дети: в хлеву
Свиньи?
Дети: в свинарнике
2. Где же мылись люди в старину ?
Дети: в бане.
3.Где они строили свои бани ?
Дети: возле реки.
4.Где в старину люди хранили свои продукты ?
Дети: в погребе.
5.Где в избе спали самые маленькие дети ?
Дети: в люльке.
6.Чем доставали хозяйки из печи горячие чугунки ?
Дети: ухватом.
7.Как называлось место со всеми хозяйскими постройками ?
Дети: подворье.
8.Чем утепляли свои избы на Руси ?
Дети: мхом.
9.Как называется по старинному комната в избе ?
Дети: горница.
10.Чем в старину топили печь ?
Дети: дровами.
11.Какие головные уборы носили женщины на Руси?
Дети: платки, кокошники.
12Как назывался вид женской одежды ?
Дети: сарафан.
13.Как называется обувь, которую носили в те далёкие времена?
Дети: лапти, сапоги.
Ведущий: Молодцы, ребята! Быстро ответили на все вопросы, а еще вы замечательно пели и танцевали. Но, как говорится: «Делу – время, а потехе – час!» Настало время игры, в которой участвуют все ребят. Игра называется «Заплетись плетень!»
Игра «Заплетись плетень
Когда все задания выполнены, появляется картинка с изображением золотого ключика и изображение и приоткрытого сундука. Педагог замечает на сцене под тканью старинный сундук
Ведущий: Ребята, это какое-то волшебство, сундук из прошлого оказался в детском саду. Давайте откроем его
На экране появляется старинный свиток с надписью:
Вы выполнили все задания
И приобрели новые знания!
О том, как жили люди в прошлом
Не забывайте, малыши!
Ведущий: Дорогие друзья ! За активное участие в викторине мы вас награждаем медалью и леденцами на палочке из прошлого.
Ведущий: На этом путешествие в прошлое закончилось. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое шапки»
Организованная образовательная деятельность.Образовательная область «Познание ФЦКМП»Старшая группаТема: «Путеш...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в прошлое электрической лампочки"
знакомсво детей с историей лампочки...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое бумаги"
Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей. Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины испол...
Сценарий непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое родного города »
Цель:Формирование целостной картины мира посредством ознакомления дошкольников с родным городом.Задачи: Образовательные:Познакомить детей с историей родного города в еѐ разноплановости: Братск – древн...
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».Программное содержание. Познакомить детей с историей возникновения бумаги, с современными видами бумаги. Помочь выявит...
Образовательная деятельность "Путешествие в прошлое часов"
Как развивать познавательный интерес ребенка? Как доступно рассказать ему о сложных вещах? Как вывести детей на проектную деятельность? Ответы на эти вопросы вы получите, познакомившись с моим материа...
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое ложки»
Конспект итогового занятия в мини-музее "Чудо-ложка" в старшей группе...