Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Красникова Наталья Васильевна

На занятии закрепляются знания детей о жизни, о быте и ремёслах русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

                             

 «Путешествие в прошлое»

образовательная область –познавательное развитие


Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Тип: интегрированное

Возраст  детей: старший дошкольный возраст

Формы организации: групповая

        Задачи:

        - закрепить знания детей о жизни, быте и ремеслах русского народа;

        -развивать внимание, память, связную и диалогическую речь, мышление; формировать навыки работы в команде.

        -создать эмоцианально-положительное настроение детей, активизировать память дошкольников;

        - воспитывать интерес к истории, обычаям, традициям русского народа.

        -воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважительное отношение друг другу и к окружающему миру.

        Оборудование и материал: ноутбук с презентацией, предметы для игры, иллюстрации-карточки с изображением деревянной, глиняной и чугунной посуды сундук, цифры для выполнения задания 3,медали по количеству детей «Знатоки русского быта», угощения-леденцы (петушок на палочке).

Ход нод

Дети под народную музыку торжественно заходят в зал, садятся на свои места. Их аплодисментами встречают  представители жюри.

        Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья !

        Дети: Здравствуйте !

        Ведущий: Ребята, давайте заглянем в один из русских домов.

(На экране картинка с изображением горницы, а посредине стоит сундук, на стене висит свиток с пером).

        Ведущий: Вот так да, прямо посредине горницы стоит старинный сундук. Стояли раньше сундуки в центре комнаты? Что-то здесь не ладно! Смотрите ребята, на стене висит волшебный свиток с пером, интересно, что же там написано, давайте прочитаем.

(Педагог читает текст свитка)

Этот сундук предназначен для детей из будущего,

но его заколдовала злая колдунья!

Только умные и находчивые смогут снять злые чары.

Чтобы получить ключ, нужно отправиться в прошлое и выполнить  задания.

        Ведущий: Ребята, вы хотите получить ключ и открыть сундук? Справитесь?

        Ведущий: Ребята, вы любите путешествовать?

        Дети: Да !

        Ведущий: И так, мы отправляемся  в необычное путешествие, путешествие из настоящего в прошлое - в далекую старину.

Оценят ваши знания, умения и навыки члены жюри. А поможет нам совершить этот полёт машина времениСядьте поудобнее, смотрите внимательно -полетели…!!!

Звучит народная музыка и на экране  демонстрируется видео, погружая детей  в атмосферу жизни и быта русской деревни.

        Ведущий: Ребята, вы узнали, где мы приземлились?

        Дети: Да. Это деревня.

        Ведущий: Правильно, друзья! Это русская деревня. Давным–давно предки русских – славяне – селились по берегам рек и озёр, рядом с лесом.

«У леса жить – голодным не быть» – гласит русская пословица. И верно. В лесу –зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мёд, съедобные коренья и лечебные травы.

А теперь-внимание на экран! Слушаем вопрос, думаем, отвечаем правильно. 

Дети отвечают на заданные им вопросы

        Ведущий: Из какого материала строили жилища наши предки ?

·         (на экране появляются картинки: кирпич, земля, бетонные блоки, бревна).

        Дети: Из брёвен.

        Ведущий: Как называются эти строения?

·         (на экране появляются картинки: домизба, коттедж, замок).

        Дети : Изба.

        Ведущий: Из каких частей состоит изба?

·         (на экране появляются картинки: спальня, гостиная, сени, кабинет, комната).

        Дети : Сени, комната.

        Ведущий : Что в избе занимала главное место?

·         (на экране появляются картинки: камин, печь, электрический обогреватель, батарея).

        Дети : Печь.

        Ведущий: Почему печь была так необходима нашим предкам?

        Дети : В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду и травы, мылись, спали, грелись, лечились.

        Ведущий: Где в старину люди хранили продукты?

·         (на экране появляются картинки: холодильник, окно, погреб).

        Дети: Продукты хранили в погребе.

        Ведущий: Молодцы, ребята. Ответили на все вопросы.        Ведущий: Закончился день, наполненный хлопотами по хозяйству.

Садятся девушки и сестрички на лавочки возле окон и поют задушевные народные песни – грустные, веселые, озорные.  Давайте, послушаем, как поёт эта группа детей.

Музыкальная пауза

Русская  народная песня «На горе–то калина»

А эта группа детей поют другую песню.

«Валенки»(русская народная песня).

 Ведущий: Немного отдохнули, а теперь ненадолго заглянем в избу. Мы предлагаем вам игру.

 Дидактическая игра «Что не так ?»

(выставляются на середину ковра стол, 2 стула, скамья и контейнер).Возле стола: пластмассовые стулья, деревянная скамья, контейнер. 

 

  На столе:  чайник                                                    самовар

                  ложки из металла                                   ложки деревянные

                  салонка                                                   туесок

                  корзинка пластмассовая                       корзинка плетёная

                  кукла современная                                матрёшка

      чашка                                                      деревянная кружка

      тарелка                                                    миска деревянная

      корыто деревянное                                таз пластмассовый

 

        Ведущий (задумчиво): Что-то здесь не так? Ребята, вы должны убрать со стола те предметы, которыми не пользовались наши предки, в контейнер. Объясните свой выбор.

        Ведущий: Молодцы» Правильно выполнили задания. А теперь такое вам задание. У кого лежат под стульчиками цифры, тот должен рассказать о предмете под этим номером.

На слайде картинка с изображением предметов русского быта

«Расскажите о предметах русского быта»

        Ведущий: Молодцы, справились с заданием.

        Ведущий: А теперь, нужно назвать предмет старины рассказать , чем его заменили в наше время.

Дидактическая  игра  «Расскажите, что было и что стало»

Дети называют предмет старины, изображенные на экране, и рассказывают, чем его заменили в наше время.

Лапти - современная обувь;

Самовар – электрический чайник;

Корыто – пластмассовый таз;

Люлька – детская кроватка;

Печь – плита и батарея;

Рубель – электрический утюг

Ведущий: Объявляю музыкальную паузу.  

Много разных праздников было у наших предков славян. А какой же праздник без хороводов, песен и танцев ?! Давайте и мы потанцуем !

 На танцпол вызываются все  ребята группы. Они покажут нам танец  с платками.  

        Ведущий: Молодцы, ребята! Аплодисменты всем танцорам! Ну вот, ребята, вы сейчас отдохнули, а теперь – за дело ! Мы предлагаем вам игру «Наведём порядок в доме»

(на ковре разложены картинки с деревянной, глиняной и чугунной посуды. Участвуют по пять человек от каждой команды).

        Ведущий: Ой, ребята, пока мы веселились, кто-то в доме устроил беспорядок. Мне одной не справиться. Поможете?

        Дети: Да !

        Ведущий: Тогда – за дело !

1.Вот задание ребятам: собрать картинки с изображением деревянной посуды и сказать, для чего она нужна была в хозяйстве ?

2.Задание ребятам: собрать картинки с изображением глиняной посуды и сказать её предназначение.

3.Заданиеребятам: собрать картинки с изображением чугунной посуды и сказать её предназначение.

(Дети собирают картинки, показывают их зрителям и по очереди объясняют предназначение данной посуды).

        Дети I группы: Деревянная посуда нужна была людям для еды.

        Дети II группы: Глиняная посуда нужна была людям для хранения продуктов.

        Дети III группы: Чугунная посуда нужна была для приготовления пищи в печи.

        Ведущий: Молодцы, ребята ! Быстро навели порядок в доме.

        Ведущий:  Ну, а сейчас мы узнаем, знаете ли вы русские народные сказки. Отгадайте загадки.

Педагог читает в стихотворной форме загадки, а дети отгадывают. На экране появляется картинка

1.В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня! (Гуси-лебеди)

2.На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.(Заюшкина избушка)

3.Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?(По щучьему велению)

4.Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.(Кот, петух и лиса)

5.Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

6.А дорога – далека, а корзинка – нелегка.

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.(Маша и медведь)

7. Мышка дом себе нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.(Теремок)

8. Красна девица, грустна

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.(Снегурочка)

        Ведущий: Какие вы эрудированные. Все сказки отгадали!

Ну, а теперь ненадолго заглянем на подворье. Я объявляю БЛИЦ –ТУРНИР.

Отвечаем быстро.

        Ведущий: С давних пор наши предки разводили домашних животных и птицу. Они ухаживали за ними: кормили, поили, лечили, давали кров.

1.А где находилась эта живность у хозяев летом ?

Куры, утки?        

Дети: в курятнике

Коровы ?             

Дети: в хлеву

Свиньи?             

Дети: в свинарнике

2. Где же мылись люди в старину ?                               

Дети: в бане.

3.Где они строили свои бани ?                                      

Дети: возле реки.

4.Где в старину люди хранили свои продукты ?       

Дети: в погребе.

 5.Где в избе спали самые маленькие дети ?                  

Дети: в люльке.

6.Чем доставали хозяйки из печи горячие чугунки ?  

Дети: ухватом.

7.Как называлось место со всеми хозяйскими постройками ?

Дети: подворье.

8.Чем утепляли свои избы на Руси ?                               

Дети: мхом.   

9.Как называется по старинному комната в избе ?          

Дети: горница.

10.Чем в старину топили печь ?                                          

Дети: дровами.        

11.Какие головные уборы носили женщины на Руси? 

Дети: платки, кокошники.

12Как назывался вид женской одежды ?

Дети: сарафан.

 13.Как называется обувь, которую носили в те далёкие времена?

Дети: лапти, сапоги.

         Ведущий: Молодцы, ребята! Быстро ответили на все вопросы, а еще вы замечательно пели и танцевали. Но, как говорится: «Делу – время, а потехе – час!» Настало время игры, в которой участвуют  все ребят. Игра называется «Заплетись плетень!»

Игра  «Заплетись плетень

Когда все задания выполнены, появляется картинка с изображением золотого ключика и изображение и приоткрытого сундука. Педагог замечает на сцене под тканью старинный сундук

        Ведущий: Ребята, это какое-то волшебство, сундук из прошлого оказался в детском саду. Давайте откроем его

На экране появляется старинный свиток с надписью:

Вы выполнили все задания

И приобрели новые знания!

О том, как жили люди в прошлом

Не забывайте, малыши!

        Ведущий: Дорогие друзья ! За активное участие в викторине  мы вас награждаем  медалью и леденцами на палочке из прошлого.

        Ведущий: На этом путешествие в прошлое закончилось.  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое шапки»

Организованная образовательная деятельность.Образовательная область «Познание ФЦКМП»Старшая группаТема: «Путеш...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое бумаги"

Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей.  Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины испол...

Сценарий непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое родного города »

Цель:Формирование целостной картины мира посредством ознакомления дошкольников с родным городом.Задачи: Образовательные:Познакомить детей с историей родного города в еѐ разноплановости: Братск – древн...

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».Программное содержание. Познакомить детей с историей возникновения бумаги, с современными видами бумаги. Помочь выявит...

Образовательная деятельность "Путешествие в прошлое часов"

Как развивать познавательный интерес ребенка? Как доступно рассказать ему о сложных вещах? Как вывести детей на проектную деятельность? Ответы на эти вопросы вы получите, познакомившись с моим материа...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое ложки»

Конспект итогового занятия в мини-музее "Чудо-ложка" в старшей группе...