Экологические сказки, как средство формирования экологической культуры дошкольников.
консультация

Порткина Светлана Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologich_skazka_mgpi.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические сказки, как средство формирования экологической культуры дошкольников.

Важная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

Рассматриваемый мною вопрос – обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически обосновывает свои действия.

Применяя экологические сказки в своей работе с дошкольниками, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению Главная особенность экологической сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. Я хочу сегодня вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.  

На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Существуют различные методы и приемы работы со сказкой:

 • Чтение сказок.

• Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

• Театрализация сказок.

• Исправление ошибок в сказках.

В экологической сказке персонажи могут встречаться с чем-то, или кем-то им неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного. В работе с детьми старшего возраста по сказке «Почему Льдинка исчезла?»  когда Льдинка неожиданно исчезла, её друзья Лелик и Пушок за помощью обратились к мудрой Сове. В сказке Сова помогает объяснить почему исчезла льдинка. я же предлагаю детям помочь героям сказки. – Даже мудрая Сова не смогла помочь друзьям. Ребята, а вы не можете сказать куда исчезла льдинка? –Что вы можете рассказать о льдинке, какая она? Возможна демонстрация льда, рассматривание его детьми.

 –А какой он на ощупь? -  Что должно случиться чтобы он растаял? -Во что превратиться лед? –Когда на улице мы можем встретить льдинку? - Как называется время года, когда появляется льдинка … а исчезает? –Где дома может жить льдинка? и т.д.

    Герои могут попадать в трудные ситуации и, преодолевая их, получать новые знания.

Также могут прийти персонажи из других сказок «сказка в новом русле». Например, Золушка, когда бежала с бала в одной туфельке, встретила лесного эльфа, который   попросил помочь ему добыть волшебный камень. Этот камень обладает магической силой. Детям предлагается выбрать из предложенных камней волшебный камень (проверяя его действие на металлическом ключе.) –Ребята, давайте рассмотрим этот магический камень. (детям предлагаются магниты разные по величине, формы, разной обработки). –Какой камень на ощупь? –Какая форма у твоего камня? – Теплый камень, или холодный? -А кто знает, как называется этот камень? –Какие предметы может притянуть магнит? – Ребята, а как вы думаете, если между предметом и магнитом положить лист бумаги, сможет магнит притянуть предмет?  Одна и та же сказка может быть использована, как для детей младшего, так и старшего возраста с усложнением используемого материала.  

  Игры - экспериментирования с предметами и материалами. Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», перед детьми   ставится вопрос – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой   поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что, если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.

• Можно использовать моделирование сказочных сюжетов. Например, в сказке «Заюшкина избушка». Перед детьми ставится задача каким образом зайчик может спрятаться от лисы. Для обозначения зайчика используем кружочек серого цвета. –Пришла зима, выпал снег (на фоне белого листа «снега» демонстрируется серый кружочек. -Ребята, как вы думаете, что нужно сделать зайчику, чтобы спрятаться от лисы? Дети предлагают различные варианты ответов в том числе и поменять шубку. -

Дети, а если зайчик поменяет шубку, то какого цвета кружок будет обозначать зайчика? - Давайте посмотрим, сможет зайчик спрятаться или нет. Наложите белые кружочки на «снег». Делаем вывод, зачем зайчик меняет шубку.  Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности, как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Игра в группах.

Мне понадобятся 2 группы по 3 человека.

1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, затем вы нам ее прочитаете.

Дополнить сказку «Лисенок и Медвежонок»

Эта история произошла в одном лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Лисенок и Медвежонок решили устроить пикник. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко.

Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Лисенок и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке…

2 группа найдет ошибки в сказке.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

«Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.»

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

  Игра с залом.

А пока наши участники готовятся, я хочу немного поиграть с залом. После прочтения сказки вы на время можете стать Волшебниками:

Экологическая сказка «Королева Вода».

Высоко в небе есть прекрасный замок, но он так далеко, что его никто не видел. Живет в этом замке Королева Вода. В ее замке ледяной, прозрачный пол, сквозь который она смотрит на Землю.

У Королевы много маленьких помощниц – капелек, их Королева посылает на землю помогать людям. Одни капельки возвращаются обратно к своей хозяйке, другие остаются жить на земле, их домом становятся реки, моря, ручьи, озера.

Королева Вода наблюдает за людьми и видит, как они ждут ее помощниц, ведь без воды нельзя ни умыться, ни поесть, ни попить. Люди всегда любили воду и берегли ее. Королева тоже любила людей и посылала вовремя своих помощниц на Землю к людям.

Так прошло много лет…

Люди придумали машины, заводы, фабрики. Из-за дыма и копоти Королева Вода уже не могла наблюдать за Землей. Но она верила людям, верила, что они также радуются дождю и берегут каждую капельку воды.

Однажды Королева заметила, что капельки возвращаются с Земли грустные. Тогда она решила сама посмотреть, что происходит на земле. Королева превратилась в тучку и полетела на Землю. Увидев, что там происходит, Королева воскликнула: «Ну нет, так обращаться с собой я не позволю!» И улетела в свой замок, забрав с собой всех помощниц.

Люди сначала ничего не поняли. Они пошли на речки и озера, но там было пусто: лишь один мусор на дне. Очень тяжело пришлось людям: они часто поднимали руки к небу и ждали дождя.

Дым постепенно рассеялся, и Королева снова увидела Землю и людей. Они просили у нее воды. И Королева сжалилась, послала капелек на Землю. Увидев воду, люди очень обрадовались. Они поняли, что были сами во всем виноваты, даже удивились, что не замечали, как обижали воду. Люди очистили водоемы. Все стало как прежде. Только теперь уже никто не мог бросить мусор в реку или оставить не закрытым кран. Люди опять стали беречь воду. А Королева Вода снова могла любоваться прекрасной зеленой планетой Земля

Затем предлагается участникам взять Капельку и передать её по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Капельку, говорит: «Если бы я был Капелькой, я бы попросил у людей…»

Первая группа зачитывает сказку залу.

Вторая зачитывает свою сказку и найденные ошибки.

  Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окружающем мире, а также их общем развитии.  Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

«Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»

Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой....

"Экологические сказки как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на экологическую культуру детей....

Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Конспектмастер-класса с педагогами  на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...

Мастер - класс для педагогов "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическая сказка – литературное произведение, отражающее природные  явления, объекты, взаимосвязи в фантазийной форме.        Формирует экологическое,...

Презентация "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическая сказка – литературное произведение, отражающее природные  явления, объекты, взаимосвязи в фантазийной форме.        Формирует экологическое,...

Экологическая сказка, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Главная задача экологического образования в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольнико...