Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
статья по теме
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста»
Пятина Мария Алексеевна
МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка»
Республика Хакасия, город Абакан
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Почему – то считается, что взрослым не надо сказок: у них серьезные дела и совсем нет времени на небылицы. Но вспомните, как привлекает нас реклама, в которой участвуют сказочные герои!
Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создать серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.
Одна из важнейших задач, на повестке дня, - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания детей об окружающей нас природе. Исследования в этой области убеждают в том, что в большинстве своем представления о природе поверхностны и отрывочны – они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности.
Существуют разнообразные классификации сказок. Так, различают бытовые и волшебные сказки, авторские, народные и т. д. Возможны и разные подходы к анализу этих произведений, например, с позиции лингвиста, фольклориста, литературоведа. Этим вопросам посвящена попытаться обширная специальная литература. Наша задача – проанализировать сказки с позиции экологического образования. Такой подход предполагает взгляд на сказку как на средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечение его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей.
Использовать сказки можно с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, разных экологических мероприятий, праздников на занятиях по экологии.
Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка также привлекают новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес детей к теме рассказа или занятия делает обучение более эффективным. С этой точки зрения уместность исследования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к ним появляется у человека в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь (вспомним современную рекламу со сказочными персонажами!)
Народные сказки во многом «экологичны»: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В течении долгого времени люди воспринимали природу как нечто враждебное, непознанное, таящее опасность. В мифах и сказках народов мира леса, болота населены злыми духами и прочими отрицательными персонажами.
Со временем человек все лучше понимал природу, постигал ее законы, учился использовать ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, земля стала называться ласково – матерью – кормилицей.
Великое множество сказок пришло к нам из глубины веков, когда зависимость людей от природы была более явной, чем сейчас. Известный исследователь фольклора В. Я. Пропп писал, что волшебная сказка уходит корнями в первобытные времена и связана с обрядами инициаций, сопровождающими вступление человека в пору зрелости.
В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные, культурные традиции и праздники. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования.
Во многих народных сказках природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека . Отсюда описание сказочных полей, по которым летают жареные куропатки, и молочных рек с кисельными берегами. Часто спастись героям широкие реки и дремучие леса. И это тоже отражение нашего отношения к природе. Особое внимание уделяется животным – помощникам человека. Впрочем, помогать людям они начинают только в определенных условиях (в которых их поставил человек!) - например, сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: «Не ешь меня: я тебе еще пригожусь!» А отношение Емели к щуке или Старика к золотой рыбке – это уже настоящий шантаж со стороны человека!
Анализируя сказки, можно выделить группу животных, которых люди считали своими врагами. Это почти всегда хищные звери. Например, во многих народных сказках волк – злой, явно отрицательный герой. Это связано с опасностью, которую он представляет для людей и их хозяйства. В тоже время большинство травоядных зверюшек, особенно если они симпатичные, пушистые и вызывают сочувствие, наделяются положительными чертами.
Дети очень хорошо усваивают характеристики животных – героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с птицами и зверями и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову.
Несмотря на разнообразие и многочисленность авторских сказок, среди них на удивление мало таких, которые дают достоверную информацию о природе (такие сказки называют познавательными). Они отражают уровень знаний авторов о природе, их взгляды на окружающую среду и человека. Часто такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивить и рассмешить детей.
Использование сказочных персонажей
Подмечено, что дети младшего возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот прием обучения помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, объясняют то, чему научились сами. Главное, что при этом они могут играть роль учителя, а не ученика. Практически для любой темы вам удается при желании подобрать подходящих сказочных персонажей. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха как среды обитания вам может оказать помощь Карлсон, который живет на крыше, продавец воздушных шаров из сказки «Три толстяка», Знайка и Незнайка, летавшие на воздушном шаре, и, разумеется Вини – пух.
Еще пример использования сказочных персонажей при работе с младшими детьми. Помните собак, стороживших подземные сокровища в сказке Г. – Х. Андерсена «Огниво»? Как описаны их глаза и окраска с тсчки зрения приспособляемости к жизни под землей? Задавая такой вопрос детям, имейте в виду, что здесь важен именно процесс обсуждения, ведь речь идет о сказке, а не о научном описании.
Сказки и театр
Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. Для этих целей могут быть использованы известные сказки (или их фрагменты) и сказки, придуманные детьми. Декорации и костюмы пусть сделают сами ребята (или вместе с родителями).
При работе с дошкольниками и младшими школьниками хороший результат дают кукольные спектакли, особенно когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают им вопросы, просят оказать помощь. Сказки «Красная Шапочка и Серый волк», «Сказка о рыбаке Золотой рыбке», «Как медведь пень потерял» использовались детскими садами и школами многих регионов России для театральных постановок (включая кукольные). Такого рода представления могут рассматриваться как форма закрепления пройденного материала.
Вот так в ходе сказки мы знакомим детей с природой во всем ее многообразии.
Список литературы
1. А. Лопатина, М. Скребцова. Сказки о цветах, деревьях и растениях. – М.: Сфера, 1998. – 576 с.
2. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ экологической культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...
«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»
Нравственное воспитание - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая про...
«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»
Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального на...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной к...
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:" СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...