«Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»
статья по окружающему миру на тему
Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 399 комбинированного вида»
Советского района города Казани
Статья
«Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»
подготовила:
Елагина Алена Владимировна,
воспитатель
г. Казань
2013
Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в связи с усилившимся влиянием человечества на природную среду, результатом которого стало бездумное потребительское отношение к природе и ее ресурсам.
Охрана природы – это не борьба с экологическими катастрофами и бедствиями, а систематическая, продуманная и научно – обоснованная работа, направленная на воспитание экологической культуры у подрастающих граждан страны. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью общей духовной культуры взрослого человека.
С 2007 года Татарстан, а в частности Казань, присоединилась к участию в Международной экологической программе «Эко - школы/Зеленый флаг». Данная программа, объединяющая более шестидесяти стран мира, направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность сохранение окружающей среды и преумножение ее богатств, способствующего постепенному переходу региона, а в дальнейшем и всей страны, на путь устойчивого развития. Участники проекта осуществляют свою воспитательную, образовательную, опытно – экспериментальную деятельность с детьми в соответствии с приоритетными темами программы: «Рациональное управление отходами», «Водные ресурсы», «Энергия», «Биоразнообразие», «Здоровый образ жизни» и другими. Благодаря участию в программе у дошкольников и учащихся школ расширяются знания об окружающей среде и ее взаимосвязи с человеком, о природе и ресурсах родного края и об их разумном использовании, налаживаются связи с организациями города, причастными к охране окружающей среды, воспитывается ответственность за свои и чужие поступки, формируется гражданская позиция. Образовательные учреждения, успешно работающие по одному или нескольким из перечисленных направлений, награждаются Международным жюри престижным символом Зеленый флаг за выдающиеся достижения в улучшении качества среды и пропаганду устойчивого экологического развития региона. Зеленый флаг присуждается ежегодно сроком на один год. На следующий год образовательное учреждение – победитель может снова подать заявку на участие в конкурсе инновационных экологических проектов.
Дети, живущие в современных мегаполисах, зачастую лишены возможности беспрепятственного общения с живой природой. Но в любом городе всегда можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья за окном, цветы на школьной клумбе, птицы в ближайшем сквере, животные в зоологическом саду. Изучать их необходимо в процессе проектно-исследовательской деятельности. Хорошо известно, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшем школьном обучении ему обеспечен. Ведь в процессе исследовательской деятельности, он приобретает конкретные навыки: учиться планировать работу, наблюдать за объектом, экспериментировать, сравнивать, анализировать, рассуждать, прогнозировать результат, обобщать, и делать выводы – словом, активно развивает познавательные способности.
Наш педагогический коллектив, определив для себя воспитание экологической культуры дошкольников одним из приоритетных направлений, уже несколько лет углубленно работает по этой проблеме. Результатом этой работы стал долгосрочный экологический проект «Мир повсюду, где ребенок», основу которого составили методические разработки наших педагогов в области формирования у дошкольников осознанного отношения к сохранению природного окружения. Обобщенный опыт и практические результаты реализации проекта были неоднократно представлены на методических семинарах и конференциях городского и республиканского уровня. А, разработанная на основе проекта, экологическая программа была отмечена в 2010 году Дипломом II степениI городского конкурса инновационных программ и методических разработок.
Главными целями данного проекта является создание условий для формирования у ребенка начальной экологической культуры, формирование его потребности в здоровом образе жизни, а также воспитание уважительного отношения к своим национальным корням.
Необходимым условием результативного экологического воспитания дошкольников является тесная взаимосвязь всех форм работы в детском саду. Произведения живописи, музыки, литературы помогают расширить кругозор ребенка, формировать его представления о многообразии окружающего мира, развивать его интеллектуальные и творческие способности, знакомить с традициями и культурой народов, проживающих в регионе. «Моя малая родина - Казань», «Я и мой театр», «Книжное царство», «Разноцветные фантазии», «Я и мое здоровье», «Юный пешеход» - все эти направления гармонично переплелись и объединились в одном большом экологическом проекте. Проект рассчитан на три года, дети включаются в него с четырехлетнего возраста и завершают перед выпуском в школу. Активными участниками проекта являются также воспитатели и родители детского сада. Педагоги выполняют образовательную, консультирующую и координирующую функции, а родители помогают детям в поиске дополнительной информации, выполнении продуктивной деятельности и принимают участие в экологических акциях и конкурсах. Родители, опираясь на профессиональные консультации и советы педагогов, имеют возможность воспитывать своих детей личным положительным примером. Совместное участие детей и родителей в многочисленных экологических мероприятиях, праздниках и акциях не только способствуют формированию природоохранного мышления у детей, но и укрепляют внутрисемейные связи.
Для осуществления различных видов детской деятельности экологической направленности в детском саду оборудованы экологический кабинет и экологическая тропа. Здесь воспитанники могут овладеть практическими навыками по уходу за растениями, провести опытно – экспериментальную деятельность, понаблюдать за развитием растений и жизнью животных, приобщиться к труду и просто отдохнуть или поиграть в уютном зеленом уголке. Чтобы каждый день, проведенный ребенком в детском саду, стал ярким и принес новое открытие, мы применяем различные виды обучающих занятий: занятие – наблюдение, занятие – эксперимент, занятие – экскурсия, занятие – семинар. Такое сочетание различных занятий дают ребенку ощущение игры, стимулируют его познавательную активность, помогают легко овладеть новыми навыками и с успехом применять их в повседневной жизни.
На сегодняшний день уже второй поток дошколят готовиться завершить свое участие в нашем экологическом проекте. Это чуть больше 120 человек. Много это или мало? Время покажет. Но даже если только один из них никогда больше в своей жизни не выбросит на зеленый газон фантик от конфеты, можно сказать: «Все было не напрасно!». Ведь именно с него начнется формирование нового неравнодушного поколения граждан, которые сделают наш двор, нашу улицу, наш город, а потом и всю планету великолепным цветущим садом.
Примечание В данной статье обобщен опыт работы педагогов детского сада по вопросу формирования общей культуры дошкольника, одной из составляющей которой является воспитание экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Экологическое воспитание как средство формирования лексико - грамматических навыков у дошкольников"
Буклет для родителей "Экологическое воспитание как средство формирования лексико - грамматических навыков у дошкольников", в котором рассмотрен ряд вопросов, которые помогут родителям в развитии у реб...
«ИКТ –технологии как средство повышения общей культуры дошкольника»
Всем известно , как быстро повышается интерес дошкольников к компьютеру, как смело они с ним управляются. Значит, взрослым следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, об...
Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"
Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"...
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...
Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры дошкольников
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитани...
Формирование общей культуры дошкольников в краеведческом проекте «Тропинки Ставрополья»
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитан...