"Мыслить как наставник: лайфхаки для педагогов -наставников»
материал

Багринцева Татьяна Николаевна

Лайфхаки для работы педагогов наставников в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на фестивале «Ступени мастерства»

Воспитатель МДОУ д/с №25 «Солнышко» с. Покойное

«Мыслить как наставник»

Цель моей работы в качестве наставника: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:
-     
оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно – образовательной деятельности;

-    создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

-    развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании,

-    совместно планировать работу с молодым педагогом.

 Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству:

  • Познание молодым воспитателем себя и его ориентация на ценности саморазвития.
  •  Изменение отношений к молодому воспитателю в коллективе.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодого воспитателя, повышение уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.

          Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется:

-  положением;

-  приказом заведующего о назначении наставника;

- утвержденным планом работы с наставляемым.

В своём профессиональном становлении, молодой специалист в нашем ДОУ проходит несколько ступеней:

I ступень - (стажировка): самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, он начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики, если до детского сада был опыт работы в школе. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

ІІ ступень – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей.  На этом этапе я своим молодым специалистам предлагаю определить методическую тему самообразования, над которой они будет работать более углубленно. А так же они активно привлекаются к демонстрации занятий на уровне детского сада (ООД, проведение детских праздников и развлечений и т.п.).

ІІІ ступень – у молодого специалиста складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.

ІV ступень – происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.

Из опыта своей работы, хочется отметить, что время прохождения всех этапов   сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому администрация нашего детского сада к каждому педагогу подходит дифференцировано.

Таким образом, система работы с молодыми специалистами в нашем ДОУ включает формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности:

Вот мы и вышли с вами на методический перекресток «Думать как наставник»

Слайд с направлениями пути: (Один пойдешь, в тупик зайдешь. На месте сидишь, никогда не победишь. С наставником пойдешь, помощь найдешь.)

Чтобы определиться с выбором пути я предлагаю вам поиграть в игру:

МИКС ПЭА ШЭА. (Сингапурская методика передвижения под музыку) Сейчас уважаемые коллеги давайте подвигаемся под музыку, как только музыка остановится, вы встаете в пару с тем, кто находится рядом с вами.

Психотехническое упражнение "Давление"

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение (мин).

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнёра по игре.

Скажите, в какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно, Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае.? Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, что бы между Вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок, коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

А теперь наши пары разделяются на команды. Мы будем с вами играть в игры, которые помогут нам вывести совместно основные правила работы по наставничеству. Если вы, конечно, не против? Готовы? Играем!

Теперь у нас с вами две команды и мы переходим к следующей игре, которая поможет вам понять можете ли вы сотрудничать:

«Пчелы и змеи»

Правила игры: каждая команда выбирает себе лидера.  Ваша задача пока лидер выйдет из комнаты спрятать определенный предмет, а потом по возращению лидера без слов только при помощи звуков (пчелы-жужания, змеи -шипения) будут помогать ему искать предмет.

Вот наши предметы найдены и нужно подвести итоги:

Вопрос: Было ли вам просто добиваться результата без слов?

Довольны ли вы работой своей команды?

Вопрос к лидеру: Как вы чувствовали себя в роли лидера?

Была ли вам полезна помощь вашей команды.

1 правило : Необходимо ставить конкретную цель

Предлагаю вам поиграть в следующую игру которая называется «Неожиданная картинка»

Для этого нам понадобится лист бумаги и карандаш. Рисовать мы будем все по очереди. Первый человек начинает рисовать какой- то элемент картины и передает лист с карандашом по кругу и каждый последующий участник дорисовывает по одному элемента, после чего лист возвращается к первому участнику. Приступаем!

Вопросы:

Первому участнику: скажите, пожалуйста вам нравится итоговый вариант начатой вами картины?

Всем участникам: Скажите легко ли было вам дорисовывать что-то после других участников.

2 правило: определять конкретный алгоритм действия и роли участников.

Следующая наша игра называется «Рисунок в два этапа»

Задача нашей игры состоит в том, что бы напарники рисовали на одном листе с закрытыми глазами одновременно на выполнение у нас 2 минуты.

Давайте обсудим полученные результаты. Для начала нужно каждой картине дать название.

Вопросы: Скажите получилось ли у вас рисовать с закрытыми глазами?

Получилось ли у вас с легкостью работать со своим напарником?

Трудно ли было дать название полученной картине?

3 правило: уметь принимать совместное решение и учитывать мнение других.

А подвести итоги и сделать выводы нам поможет еще одна игра, которую мы назвали «Волшебный карандаш»

Для игры мы остаемся также двумя командами. Задача у нас простая, но важная. Нам нужно нарисовать красивый цветок при помощи волшебного карандаша. (раздаются карандаши, и листы бумаги)

Только одной команде я дам трафарет, а вторая рисует самостоятельно.

Готовы? Приступаем! На выполнение у нас минута.

Давайте рассмотрим наши результаты.

Вопросы: скажите было ли комфортно рисовать по шаблону?

Довольны ли вы своим рисунком? Хотелось ли вам что-то добавить своего?

Вопросы второй команде: почувствовали ли вы затруднения в выполнении этого задания?

Выведя 3 правила и подведя итог, можно ли констатировать, что наставник  направляет наставляемого и помогает ему учитывая и мнения молодого специалиста или же работа его должна ограничиваться шаблонами и определенными требованиями?

Своею работу по наставничеству мы ведем в трех направлениях , это с детьми, родителями , и педагогами.

Все эти не сложные игры подходят к работе со всеми участниками образовательного процесса.

Слайд Уважаемые коллеги! Пора подвести итоги.

Сегодня мы рассмотрели несколько лайфхаков для педагогов-наставников.

Полезны ли были наши лайфаки?

Полезны – Веселый смайл

Все знали – грустный

Появились ли у вас вопросы?- задумчивый

Надеюсь, что мастер-класс был полезен для вас.

Всем большое спасибо за активную работу.

Я открыта для сотрудничества и вот мои контакты для связи:

Слайд с координатами садика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога наставника с молодым педагогом

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодогопедагога.Задачи:Оказание методической помощи молодому специалисту в:- повышении уровня организации образовательной деятельности;- изучен...

План работы педагога -наставника с молодыми педагогами на 2023-2024 уч.год.

планирование работы с молодыми специалистами...

Совместное занятие педагога-наставника и молодого педагога "От зерна к хлебу"

Совместное занятие педагога-наставника и молодого педагога в старшей группе к Всемирному дню хлеба...

План работы педагога-наставника с начинающим педагогом

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от у...

Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым педагогом

План педагога - наставника разработан с целью повышения профессиональных умений и навыков молодого педагога, формирования желания  проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, са...

Лекция беседа педагога наставника для молодых педагогов ДОУ. «Как подготовить НОД»

Основные формы работы с детьми при организации НОД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвое...

Консультация для педагогов-наставников "Этапы работы педагога-наставника с молодым специалистом в ДОУ"

Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных педагогов дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого, наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представля...