Карта развития ребенка с ЗПР
материал
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой коррекционной работы является диагностика. И от того насколько точно, объективно, широко и качественно она проведена во многом зависит результат коррекционной деятельности.
До 2000 года методических рекомендаций для проведения диагностического обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) не было опубликовано.
Публикуемые в печати материалы касались вопросов психолого-педагогической и логопедической диагностики и обследования детей дошкольного и школьного возраста. Но они не всегда были адаптированы для детей с ЗПР, были разрознены.
В связи с этим возникла необходимость не только изучить, проанализировать имеющуюся специальную литературу. Но и составить единый диагностический пакет, который бы отражал в себе результаты всестороннего обследования ребенка-дошкольника с ЗПР, и позволял выявить уровень его развития не только в период поступления в группу компенсирующей направленности (стартовая диагностика), но кроме того отражал динамику развития ребенка в дальнейшем.
Результатом этой работы стала индивидуальная диагностическая карта развития ребенка, которая и явилась попыткой создания такого диагностического пакета материалов для комплексного обследования ребенка-дошкольника с ЗПР.
Индивидуальная карта развития ребенка позволяет:
определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации (ДОУ);
организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;
наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников;
создать индивидуальную коррекционную программу развития ребенка для адаптации к школьному обучению.
Карта развития ребенка состоит из 7 блоков:
1 БЛОК – анамнестические данные;
2 БЛОК – запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений;
3 БЛОК – характеристика познавательной деятельности:
особенности развития восприятия;
особенности развития памяти;
особенности развития мышления;
внимание (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования);
4 БЛОК – речевое развитие:
звуковая сторона речи;
слоговая структура слова;
фонематический слух;
грамматический строй речи;
Комплексный тестовый метод речевой диагностики (авт. Ф.Г. Даскалова) – промежуточная диагностика, или контрольные срезы
5 БЛОК – развитие элементарных математических представлений:
раздел «Количество и счет»;
6 БЛОК – моторика:
артикуляционная моторика;
произвольная мимическая моторика;
тонкая моторика пальцев рук;
общая произвольная моторика.
7 БЛОК – лист динамики развития
Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).
Карта составлена учителем-дефектологом Есиной С.В.
МБДОУ ДСКВ № 61 «Соловушка» г.Нижневартовск
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
Дата поступления в коррекционную группу________________________________________
Решение ТПМПК от _______________________________ протокол №__________________
Заключение ТПМПК; диагноз____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________принят на срок_________________
Сведения о родителях; возраст при рождении ребенка______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педанамнез; условия семейного воспитания_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез (тревожные симптомы)_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевой анамнез_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое состояние ребенка________________________________________________
Состояние слуха и зрения_______________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психическое состояние_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дополнительные сведения_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ТПМПК_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
Внешний вид ребенка___________________________________________________________
Ориентировка в новых условиях (самостоятелен; требуется незначительная помощь; необходима обучающая помощь)_________________________________________________
Контактность (достаточно; с активизацией взрослого; недостаточная)__________________
_____________________________________________________________________________
Работоспособность_____________________________________________________________
Обучаемость__________________________________________________________________
Запас представлений об окружающем и точность этих представлений
Запас представлений об окружающем | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
Как тебя зовут?___________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Сколько тебе лет?_________________________________________________________ Где ты живешь? (город, адрес)______________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ С кем ты живешь? (сколько человек в твоей семье)_____________________________ _________________________________________________________________________ Как зовут твою маму; твоего папу? (имя, отчество)_____________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Какие у тебя есть игрушки?_________________________________________________ _________________________________________________________________________ Где и кем работает твоя мама?_______________________________________________ Что делает на работе врач?__________________________________________________ _________________________________________________________________________ Парикмахер?_____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Продавец?________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Кто учит детей?___________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Какое сейчас время года?___________________________________________________ Как ты догадался?_________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Когда можно кататься на санках: зимой или летом?_____________________________ Почему?_________________________________________________________________ Какое время года наступит после лета? (6лет)__________________________________ _________________________________________________________________________ Чем отличается осень от лета? (6 лет)_________________________________________ Чем они похожи?(6 лет)____________________________________________________ _________________________________________________________________________ | ||
Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. (1балл) Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. (2 балла) Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. (3 балла) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. (4 балла) | ||
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: цвет, форма, величина | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см синий, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________ белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________ фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________ голубой, розовый 1_________ 2 __________ Какого цвета этот квадрат?_________________________________________________ Покажи квадрат (цвет)_____________________________________________________ Покажи такой же квадрат___________________________________________________ Найди игрушку такого же цвета_____________________________________________ | ||
Ребенок не может сличить цвета даже после обучения (1 балл) Сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения (2 балла) Сличает и выделяет основные цвета по слову (3 балла) Сличает, выделяет по слову, называет основные цвета, цвета спектра, нейтральные и оттеночные цвета (4 балла) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ФОРМА «Почтовый ящик», «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат (изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета) Какая это фигура, как называется?__________________________________ Покажи (фигура)_________________________________________________ Вкладыши (ящик, доски)__________________________________________ | ||
Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. (1 балл) Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет их; для достижения цели использует силу (вкладыши), действует путем «проб и ошибок», но обучается и добивается положительного результата. Использует словесно-направляющую помощь. (2 балла) Называет и выделяет фигуры; действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. (3 балла) Самостоятельно выполняет задание. Действует путем зрительного соотнесения фигуры и прорези. Результат деятельности положительный. (4 балла) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ВЕЛИЧИНА «Пирамидка» | ||
Не справляется с заданием даже после обучения (1 балл) Выполняет задание со словесно-направляющей, обучающей помощью. Собрать повторно отказывается. (2 балла) Складывает пирамидку с учетом величины методом проб и примеривания колец. Высказывает желание собрать пирамидку повторно. (3 балла) Самостоятельно и безошибочно складывает пирамидку. Действует путем зрительного соотнесения колец по величине (4 балла) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: целостное восприятие | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ изображения предметов Кого нарисует художник?______________________________________ Узнавание СИЛУЭТНЫХ изображений (пунктирная линия)_____________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Что зачеркнул малыш?_________________________________________ Узнавание перечеркнутых изображений______________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Загадки художника: что художник нарисовал?_____________________ Узнавание НАЛОЖЕННЫХ изображений (фигуры Поппельрейтора)_____________ ________________________________________________________________________ Отгадай, что это? _____________________________________________ ________________________________________________________________________ Что забыл нарисовать художник? кастрюля________________________ самолет__________________________ дом________________________ ВЫДЕЛЕНИЕ в предмете существенных ДЕТАЛЕЙ ___________________________ | ||
Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). Выполняет лишь отдельные задания; с помощью взрослого (2 балла). Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей) (3 балла). Ребенок узнает и правильно называет изображения предметов, выделяет в предмете существенные детали (4 балла). | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ «Разрезные картинки» Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку. Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет)___________ Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________ на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________ Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет)_______________________________________ на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет)_______________________ Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет)_____________________________________ | ||
Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут (1 балл). Выполняет задание в соответствии с возрастом со словесно-направляющей, обучающей помощью взрослого (2 балла). Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб (3 балла) Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 бал.) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: пространственные отношения, время | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ПРОСТРАНСТВО Покажи правую и левую руку; правую и левую ногу (4-7 лет)____________________ Покажи правый и левый глаз; правое и левое ухо (5-7 лет)_______________________ Покажи правой рукой левый глаз; левой рукой правое ухо (6-7 лет)_______________ РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны НА СВОЕМ ТЕЛЕ_______________________ Покажи правую ногу у куклы_______________________________________________ В какой руке девочка держит букет? портфель?________________________________ Какую руку поднял рабочий?________________________________________________ РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны на теле ДРУГОГО человека_______________ Инструкция: Ребенку предложить встать в центре комнаты. Покажи (с 5 лет) и назови (с 6 лет) что находится справа________________________ слева____________________ вверху__________________ внизу_________________ впереди__________________ сзади __________________ ближе__________________ дальше ___________________от тебя. Способен ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в пространстве (ОТ СЕБЯ)_____________________ Покажи картинки, которые находятся вверху__________________________________ внизу_____________________________ в середине _____________________________ Посмотри на картинку и расскажи, что нарисовано в середине___________________ вверху _______________________________ внизу ______________________________ в правом верхнем углу__________________ в левом нижнем углу_________________ в правом нижнем углу______________________________________________________ Способен ориентироваться НА ЛИСТЕ БУМАГИ, по картинкам_________________ | ||
Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). Выполняет лишь часть отдельных заданий, используя помощь взрослого (2 балла). Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющая, обучающая); перенос на другого не осуществляет (3 балла). Ребенок ориентируется на листе бумаги; различает правую и левую руку; ориентируется в пространстве от себя; осуществляет перенос на другого (4 балла) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ВРЕМЯ Времена года (см. раздел «Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений») ____________________________________________________________ Сколько месяцев в году; перечисли__________________________________________ Сколько дней в неделе; перечисли___________________________________________ Назови время суток________________________________________________________ покажи на картинке (утро, день, вечер, ночь) __________________________________ Вчера, сегодня, завтра______________________________________________________ | ||
Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). Выполняет лишь отдельные задания с помощью взрослого (2 балла). Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла) У ребенка сформированы представления о частях суток, днях недели, временах года и их последовательности (4 балла). | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ «4-й лишний» Инструкция ребенку: Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя. Какая?___________________________ 1_____________ 2_____________ 3_____________ 4____________ 5____________ | ||
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл). Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла). Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла). Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий. Исключает по существенным признакам. Дает обобщающие понятия (4 балла). | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ Серия картин «Нашли ежа» (Каше). Инструкция ребенку: Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось. Составь рассказ. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
Ребенок не справляется с задачей даже после обучающей помощи (1 балл). Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого, допуская при этом некоторые ошибки (2 балла). Выполняет задание со словесно-логической, направляющей помощью взрослого (3 балла) Ребенок самостоятельно и правильно установил последовательность событий. Составил логичный рассказ (4 балла). Отметить правильность установления последовательности картинок, умение их объяснять (причинно-следственная связь) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ПОНИМАНИЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА РАССКАЗА Инструкция ребенку: Послушай рассказ, ответь на вопрос. «Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки». Почему папа так сказал Тане?_______________________________________________ _________________________________________________________________________ «Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонт и ушла». Почему Саша проснулся утром невеселый?___________________________________ _________________________________________________________________________ Какая погода была на улице?________________________________________________ Куда ушла мама?__________________________________________________________ | ||
Ребенок не справляется с заданием (1 балл). Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого, при этом допускает некоторые неточности (2 балла). Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла). Ребенок понимает смысл рассказа (4 балла). | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
оценивается по результатам наблюдения за самостоятельной и организованной взрослым деятельностью ребенка | ||
уровень развития внимания (достаточный / недостаточный) | ||
Ребенок не справляется с заданиями даже после обучающей помощи, деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена (1 балл). Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого, учебная деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна (задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно) (2 балла). Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого, обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы (3 балла). Ребенок справляется с заданиями или с большинством заданий. Внимание устойчивое. Учебная деятельность вызывает интерес. (4 балла). | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
1 год обучения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 год обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Звуковая сторона речи Свистящие согласные звуки | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
Послушай и повтори: Звуки С (СЬ) слоги: со, ас, сис, ясь, сю слова: сок, лес, апельсин, василек, сосед Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: сом, нос, гусь, сети, пастух, письмо отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке (составь предложение по картинке). самостоятельно: Рысь спит на суку. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Звуки З (ЗЬ) слоги: зе,зы, азу, ози слова: заря, газон, возить, зёрна, изумруд Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: зонт, ваза, рюкзак, зеркало, газета, гвозди отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке (составь предложение по картинке). самостоятельно: В магазин привезли арбузы на грузовике. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Звук Ц слоги: ца, оц, ацы слова: цигейка, вакцина, отец Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: цифры, кольцо, огурец, мыльница отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке (составь предложение по картинке). самостоятельно: Мимо колодца идет курица с цыплятами. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Дифференциация С (СЬ) – З (ЗЬ) - Ц слова: цапля – сабля - зяблик, месяц, бесцветный, заслон, засуха Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: засов, синица, солнце отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке. самостоятельно: Гусеница ползёт по траве. Зоя и Саша повесили скворечник на берёзу. отраженно: | ||
Вывод: звукопроизношение________________________________________________ фонематический слух______________________________________________________ словарь__________________________________________________________________ слоговая структура________________________________________________________ связная речь, грамматический строй речи |
Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Звуковая сторона речи Шипящие согласные звуки | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
Послушай и повтори: Звук Ш слоги: шо, уш, кош, ашу слова: шапка, тишина, шелушить, волшебник Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: шарф, мешок, шалаш, шахматы, шишки отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке. самостоятельно: На вешалке шуба, шапка и шарф. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Звук Ж слоги: жо, ажу, жан слова: Жанна, жакет, абажур, манжеты, дирижер Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: желуди, пожарный, ножницы, ружьё отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке. самостоятельно: По дороге идут ежиха и ежата. отраженно: | ||
Послушай и повтори: : Звук Щ слоги: щи, щуп, оща, ящ слова: щетка, роща, вещь, щепотка, погонщик Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: щенок, ящик, каменщик, лещ отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке. самостоятельно: Носильщик несёт ящик (вещи). отраженно: | ||
Послушай и повтори: Звук Ч слоги: ча, очу, уч, чер слова: чек, очки, калач, кочка, бечевка, колпачок Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: чеснок, чучело, кирпичи, бабочка, мяч отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке. самостоятельно: Рабочий везёт кирпичи на тачке. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Дифференциация Ш – Ж – Ч - Щ слоги: шащ, жущ, ача – аща слова: чаща, вещички, щека – чека, шутка – жутко, щит – шит, щелкунчик Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: жёлтый шар, шаржи, чудовище, щипчики, шарманщик, щётка-шорты отраженно: | ||
Вывод: звукопроизношение________________________________________________ фонематический слух______________________________________________________ словарь__________________________________________________________________ слоговая структура________________________________________________________ связная речь, грамматический строй речи |
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Звуковая сторона речи Сонорные согласные звуки (кроме м-мь, н-нь) | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
Послушай и повтори: Звуки Л (ЛЬ) слоги: ла – ля, уло – улё, ул – уль слова: дал – даль, колы – коли, колобок – кулебяка, лиловый Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: угол – уголь, ледокол, лимон, лопата, бутылки отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке (составь предложение по картинке). самостоятельно: Катился Колобок по лесу и увидал лису. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Звук й (я, е, ё, ю) слоги: яр, ес, ий, лье, юм, пьё слова: ест – летает, ёлка – пьёт, юла – вьют, яблоня – деревья, байдарка, дежурный, тайный Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: ягоды, маяк, енот, поезд, юбка, бельё, лейка, воробей отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке (составь предложение по картинке). самостоятельно: Дети собирают ягоды. Дети на лужайке собирают спелые ягоды. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Звуки Р (РЬ) слоги: ру – рю, нор – норь, пра – пря слова: пар – парь, риск – рыскать, зорька – зорко, разрез, репортёр Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: роза – берёза, шары – шарик, рынок – ринг, хор – хорь отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке (составь предложение по картинке). самостоятельно: Ребята рисуют цветы. На уроке ребята рисуют букет из цветов сирени и нарциссов. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Дифференциация Р (РЬ) – Л (ЛЬ) слоги: ра – ла, ори – оли, ур – ул слова: рама – лама, вал – вар, апрель, тарелка, циркуль, алгебра Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: роза–лоза, хор–кол, пузырёк–мотылёк, рояль, маляр, карусель отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке. самостоятельно: Вертолёт летит над руслом реки (над рекой). отраженно: | ||
Вывод: звукопроизношение_______________________________________________________________ фонематический слух_____________________________________________________________________ словарь_________________________________________________________________________________ слоговая структура_______________________________________________________________________ связная речь, грамматический строй речи |
Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Звуковая сторона речи Парные согласные звуки | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
Послушай и повтори: Звуки В (ВЬ) – Ф (ФЬ) слоги: ва–вя, фи–фы, ва–фа, фен–вен, овы–офы, ови–офи слова: фазан – вазон, вены – фены, журавли – жирафы Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: фата – вата, ветка – конфетка, вафли, алфавит отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке (составь предложение по картинке). самостоятельно: На столе в вазах лежат вафли и конфеты. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Звуки Б (БЬ) – П (ПЬ) слоги: ба – па, бо – бе, бим – пили, пи – пы слова: бабочка – папочка, побеги, подписка Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: пашня – башня, букет – пакет, бубен, палуба отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке (составь предложение по картинке). самостоятельно: В парке продают пироги и бублики. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Звуки Т (ТЬ) – Д (ДЬ) слоги: ту – ду, тем – дем, оты – оти, уда – удя слова: дочка – точка, тень – день, надень Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: вата – вода, удочка – уточка, девять, телята отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке (составь предложение по картинке). самостоятельно: Дятел сидит на дереве. отраженно: | ||
Послушай и повтори: Звуки К (КЬ) – Г (ГЬ) слоги: га – ка, гир – кир, гы – ги, кю – ку слова: гиря – Кира, гол – кол, галька – калька, игрушки, кольчуга, геркулес Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: гора – кора, гости – кости, лягушка, горшок, кегли отраженно: Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на картинке. самостоятельно: Мальчики играют в городки. отраженно: | ||
Вывод: звукопроизношение_______________________________________________________________ фонематический слух_____________________________________________________________________ словарь_________________________________________________________________________________ слоговая структура_______________________________________________________________________ связная речь, грамматический строй речи |
Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Звуковая сторона речи | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
Нарушение звукопроизношения: сигматизм свистящих – м ∕ з, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой _________ парасигматизм (замены) _____________________________________________________ сигматизм шипящих - м ∕ з, губно-зубной, призубный, свистящий, боковой, носовой ___________ дифференциация свистящих и шипящих (с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ) _______ ламбдацизм, параламбдацизм (замены) ________________________________________ ротацизм – велярное Р, увулярное Р, одноударное Р, боковое Р, щечное Р __________________ параротацизм (замены)_______________________________________________________ дефекты нёбных звуков: каппацизм, паракаппацизм _________________________________________________ гаммацизм, парагаммацизм _________________________________________________ хитизм, парахитизм _______________________________________________________ йотацизм ________________________________________________________________ дифференциации _________________________________________________________ дефекты озвончения б → п, д → т, в → ф, з → с, ж → ш, г → к _____________ дефекты смягчения дь → д, пь → п, кь → к, рь → р _________________________________ пропуски искажения замены АВТОМАТИЗАЦИЯ (этапы) слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) ___________________________________ слова (в начале слова, в середине, в конце слова) _____________________________________ предложения _____________________________________________________________ чистоговорки, стихи _______________________________________________________ рассказы (короткие, длинные) _________________________________________________ разговорная речь __________________________________________________________ | ||
Оценка деятельности: Отказ от деятельности; в работу не включается. Речь малопонятная. Нарушение звукопроизношения в большинстве групп звуков (1балл). Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. Полиморфные нарушения звукопроизношения (2 балла). Наблюдается нарушение произношения звуков одной артикуляционной группы (мономорфные нарушения). Этап автоматизации и дифференциации дефектных звуков (3 балла). Речь чистая. Звукопроизношение соответствует возрастной норме (4 балла) | ||
Вывод: __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Слоговая структура слова | 1/2 год обучения | |||
начало года | конец года | |||
1 класс | односложные слова с закрытым слогом | мак, дом, сыр _______________________________ | ||
2 класс | двусложные слова из 2 прямых открытых слогов | рука, роза, лапа ____________________________ | ||
3 класс | двусложные слова с 1 закрытым слогом | сахар, диван, забор _________________________ | ||
4 класс | двусложные слова со стечением согласных в середине слова | кукла, марка, утка, арбуз, карман ______________ | ||
5 класс | односложные слова со стечением согласных в начале слова | стол, стул, шкаф _____________________________ | ||
6 класс | односложные слова со стечением согласных в конце слова | волк, тигр ___________________________________ | ||
7 класс | двусложные слова со стечением согласных в начале слова | трава, брови, книга __________________________ | ||
8 класс | двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова | клумба, клубника, гнездо _____________________ | ||
9 класс | двусложные слова со стечением согласных в конце слова | корабль, бинокль ____________________________ | ||
10 класс | трехсложные слова из 3 открытых слогов | панама, канава, малина ________________________ | ||
11 класс | трехсложные слова с последним закрытым слогом | кошелёк, пулемёт, телефон ____________________ | ||
12 класс | трехсложные слова со стечением согласных | конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист __________________________________ | ||
13 класс | четырехсложные слова с открытыми слогами | паутина, черепаха ____________________________ | ||
14 класс | многосложные слова из исходных звуков | клубок, колосок, корзина, картина ____________ | ||
Петя пьёт горькое лекарство.________________________________________________ На перекрёстке стоит милиционер.___________________________________________ Космонавт управляет космическим кораблём. _________________________________ | ||||
1. Грубое нарушение слоговых структур слова. Речь малопонятна (1 балл). 2. Справился с некоторыми заданиями с помощью педагога. Нарушение слоговых структур слова наблюдается даже при произнесении отдельных слов (2 балла). 3. Слоговые структуры слова сохранны. Испытывает некоторые трудности при фразовой речи, допускает неточности (3 балла). 4. Нарушений слоговой структуры слов нет. Слова и предложения произносит чётко и правильно (4 балла). | ||||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ отметить характер искажения слоговой структуры (сокращение слогов, упрощение или опускание слогов, уподобление слогов «табуретка» – «татуетка», добавление звуков, слогов; перестановка звуков, слогов и прочее) |
Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Состояние фонематического слуха | 1/2 год обучения | |||
начало года | конец года | |||
Умение услышать заданный звук | выделить звук «У» из звукового ряда: | О, Ы, У, О, А, У, Ы ____________________ | ||
выделить звук «К» из звукового ряда: | П, К, Н, М, К, Т, К, Р ___________________ | |||
выделить слог «ША» из слогового ряда: | СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА _____________ | |||
выделение звука «Ж» из ряда слов: | лужа, рука, дорога, живот, жук, кровать, ножницы ____________________ | |||
выделить слово «ДОМ» из ряда слов: | том, ком, сом, дом, сам, дом, там _________ | |||
Подбор слов на заданный звук | отбери картинки на заданный звук | |||
назови слова на заданный звук | ||||
Анализ звукового состава слова | выделение ударного гласного из начала слова | утки _____________ окунь ______________ Аня _____________ Ира _______________ | ||
выделение согласного из начала слова | шуба _____________ жаба ______________ лак ______________ сани ______________ | |||
выделение согласного из конца слова | рак ________ пёс ________ душ ________ мотор ____________ стакан _____________ | |||
выделение конечного гласного | такси _____________ усы _______________ стена _____________ окно ______________ | |||
Восприятие и воспроизведение ритма ( _ - длительный звук . – короткий звук) | из 4 элементов (от 4 до 5 лет) | (_ _ . .);( _ . . _);(. . _ _);(_ . . .); (. . . _) ________________________ | ||
из 5 элементов (от 5 до 7 лет) | (_ _ . . _); (_ . . _ _); (_ _ . . .); (. . . _ _) ______________________ | |||
Повторение слов и слогов с оппозиционными звуками (см. звуковая сторона речи) | Дифференциация свистящих и шипящих согласных Послушай и повтори: слова: сажать – зажать – зашить, биржа – бирюза, лизать – лежать, сушки, шоссе, сели – щели, цело – чело Рассмотри картинки. Назови, что нарисовано. самостоятельно: усы – уши, веснушки, лоза – ложа, жалюзи, сено – щенок, носище, чеки – цепи, волчица отраженно: | |||
Дифференциация оппозиционных звуков | Покажи на картинке: | мишка – миска; крыса – крыша; уточка – удочка; бочка – почка; трава – дрова | ||
1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл). 2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла). 3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла). 4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла). | ||||
Вывод:____________________________________________________________________ |
Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Грамматический строй речи | 1/2 год обучения | |||||
начало года | конец года | |||||
Образование существительных множественного числа | «Один - много» Согни лист по линии сгиба, назови предметы; отогни лист и скажи, что у тебя получилось. | 1_______2________3_______4_______5________6_______7________ | ||||
Образование существительных множественного числа родительного падежа | «Чего не стало?» Назови предметы, запомни, что нарисовано; закрой картинки, чего не стало? | 1____________2___________3____________4___________ | ||||
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | «Маленькие предметы» Посмотри, здесь нарисованы большие предметы и маленькие; назови большие предметы; а маленькие предметы назови ласково. | 1_____________2__________3_____________4__________5_____________ | ||||
Согласование существительных с прилагательными Изображения предметов вырезать (как трафареты), подложить цветные квадраты. | «Что какого цвета?» Посмотри на картинки; назови, что это; возьми цветные квадраты, подложи под картинку, что получилось? Какого цвета? Назови правильно предмет и его цвет. | 1________________________2________________________ 3________________________4________________________ | ||||
Употребление предлогов | «Бывает – не бывает» 1. Посмотри на картинку; назови, кто здесь нарисован. 2. Так бывает? Что изменилось? | Где летает бабочка?______ _______________________ Где сидит птица?________ _______________________ Куда спряталась белка? __ _______________________ Где лежит ёжик?_________ _______________________ Куда скачет кузнечик?____ _______________________ Куда спрятался заяц?_____ _______________________ Откуда выглядывает мышонок?______________ С кем в траве прячется жук? __________________ | над____ на_____ в______ под ___ к _____ за_____ из_____ с______ | |||
Образцы речи ребёнка | ||||||
Оценка результатов: 1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл). 2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла). 3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла). 4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла). | ||||||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
Фамилия, имя ребенка_____________________возраст_____________дата обследования __________
1 тест «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь другое, слово какое хочешь».
1 стул_____________2 мяч____________3 Иван______________
4 зайчик_____________5 пою___________6 красный____________
2 тест «Я начну предложение, а ты его закончи».
1 Ребенок толкает_______________2 Девочка качает_______________ 3 Зайчик хрупает _____
4 Мама стирает_________________5 Девочка поливает___________________
3 тест
1 Что делает зайчик?____________________
2 Что делает ребенок?____________________
3 Что делает петух?______________________
4 Что делает мама?______________________
5 Что делает папа?_______________________
4 тeст
1 Какое яблоко?________________2 Какая собака?_______________3 Какой слон?_____
4 Какая зима?__________________5 Какие цветы?________________________
5 тест
1Кaк говорится о маленьком стуле?_______________А если их много?_______
2Как говорится о маленькой собаке?______________А если их много?________
3Кaк говорится о маленьком яблоке?______________А если их много?________
6 тeст
1 мальчик________________________________________________________________
2 кукла___________________________________________________________________
3 мишка__________________________________________________________________
7 тест
1 кукла, девочка, платье___________________________________________________
2 тетя, плита, пища________________________________________________________
3 дядя, грузовик, дрова_______________________________________________________
8 тест
1 Oн вышел, когда_______________________________________________
2 Он не пошел на прогулку, потому что ____________________________
3 Он не вышел во двор, куда_______________________________________
4 Он не взял игрушку, которая_____________________________________
9 тест «Скажу тебе несколько предложений, но будь внимателен, так как в них есть ошибки. Ты должен их исправить и сказать правильно».
1 Он ушла на peку.__________________2 Там увидел маленький рыбку.____________
3 Потом бросил один камни.__________4 Из реки выпрыгнула зеленый лягушка._____
10 тест
1 Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик._____________________________ _______________________________________________________________________________
2 Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?___________
_______________________________________________________________________________
11 тест
1 Скажи одно слово____________________2 Скажи один звук__________________________
3 Скажи одно предложение_______________________________________________________
12 тест «Будем играть в игру в «Запрещенные слова». Я буду спрашивать тебя, а ты отвечать. Запрещенные слова называть нельзя».
1 Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковь)___________________________
2 Что делает собака? (запрещенные слова: собака, лает)______________________________
З Какая лиса? (запрещенные слова: лиса, хитрая)_____________________________________
ВРР х 100
КоРР = ------------------------ =
КВ
КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
(Ф.Г.Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. /Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М., ПРОМЕТЕЙ, 1989)
Обработка полученных результатов:
Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле:
ВРР х 100
КоРР = ---------------------
КВ
где КоРР – коэффициент речевого развития,
ВРР – возраст речевого развития,
КВ – календарный (хронологический) возраст ребенка.
ВРР (возраст речевого развития ребенка) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, т.к. условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
КВ (календарный возраст) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней, его календарный возраст равен 64 месяцам.
Если ребенок, к примеру, правильно выполняет 11 вербальных задач, возраст его речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда,
66 х 100
КоРР = ---------------- = 103, 125 = 103 балла
64
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.
Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9 – значительно низкое речевое развитие;
КоРР от 10 до 41 – низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 108 – нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 – высокое речевое развитие;
КоРР от 142 – значительно высокое речевое развитие.
Таким образом, сопоставив количественную оценку выполнения заданий обследуемыми детьми с границами распределения КоРР, можно сделать вывод об уровне общего речевого развития детей.
Инструкции к выполнению:
1 тест Свободные словесные ассоциации по определенному слову.
Инструкция: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь другое, слово – какое хочешь». Оценка: по крайней мере, 3 верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2 тест Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных.
Инструкция: «Я начну предложение, а ты его закончи». Оценка: 5 верных ответов.
3 тест Подбор и активное употребление глаголов. Оценка: 5 верных ответов.
4 тест Подбор и активное употребление имен прилагательных. Оценка: 5 верных ответов.
5 тест Практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слов. Оценка: 2 верных ответа.
6 тест Составление предложения по одному данному слову. Оценка: 2 верных ответа.
7 тест Составление предложения по трем определенным словам. Оценка: 2 верных ответа.
8 тест Ассоциативное дополнение придаточной части в сложно-подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления. Оценка: 3 верных ответа.
9 тест Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности.
Инструкция: «Скажу тебе несколько предложений, но будь внимателен, так как в них есть ошибки. Ты должен их исправить и сказать правильно». Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10 тест Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.
Оценка: полное и понятное объяснение одной из задач.
11 тест Практическое осознание основных языковых элементов.
Оценка: 3 верных ответа.
12 тест Произвольное и сознательное построение устного высказывания.
Инструкция: «Будем играть в игру в «Запрещенные слова». Я буду спрашивать тебя, а ты отвечать. Запрещенные слова называть нельзя».
Оценка: 2 верных ответа.
Развитие элементарных математических представлений
ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ СЧЁТА В ПРЕДЕЛАХ 10 / 20 Количество и счет | 1/2 год обучения | |||
начало года | конец года | |||
Пересчет предметов до 5-10-20 | прямой счет (в пределах 5), (10), (20) | |||
обратный счёт (в пределах 5), (10) | ||||
Количественный счет | Посчитай, сколько всего? | |||
Порядковый счет | Который по счету? | |||
Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев | Покажи столько же пальцев (в пределах 5) | |||
Выделение предметов из множества (1-5) | по слову Возьми 5 палочек. Сколько взял? | |||
по образцу Возьми столько же. | ||||
по показу | ||||
Сравнение множеств (больше, меньше, равно) | Где кружков больше? Меньше? | |||
Чего больше (синих бабочек, желтых бабочек)? Меньше? | ||||
Сделай одинаково (оба способа) | ||||
Как можно по- другому? | ||||
Счетные операции | на конкретном материале – счет вслух | 2+1= 4-1= | ||
на конкретном материале – счет «про себя» | 3+1= 5-1= | |||
отвлеченно (без конкретного материала) | ||||
Решение простых задач (6 лет) | Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось? | |||
Гуляли 4 ребенка. Один из них мальчик. Сколько девочек? | ||||
На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало? Их стало больше или меньше? | ||||
Оценка результатов: Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). Выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого (2 балла). Выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей) взрослого (3 балла) Ребенок умеет считать, владеет количественным и порядковым счетом в пределах 10. Самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы (4 балла) | ||||
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Состояние моторики
МОТОРИКА Артикуляционная моторика ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА | 1/2 год обучения | |||
начало года | конец года | |||
дефекты анатомического строения | качество и объем движений артикуляционного аппарата | |||
губы | без особенностей толстые, мясистые, малоподвижные расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы укороченная верхняя губа | смычка “Улыбка”____________________ оскал “Заборчик”____________________ вытягивание вперед “Трубочка”________ попеременно________________________ | ||
зубы | без особенностей редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками отсутствуют резцы (верхние, нижние) | |||
прикус | без особенностей открытый передний открытый боковой (двусторонний/односторонний) глубокий, мелкий | |||
челюсти | без особенностей прогения (выступает нижняя), прогнатия подвижность нижней челюсти | нижняя челюсть открывание и закрывание рта | ||
нёбо | твердое нёбо без особенностей узкое, высокое «готическое», плоское, низкое, куполообразное, расщелина (открытая, закрытая) | |||
мягкое небо подвижное, малоподвижное (поднимание небной занавески – звук “А” на твердой атаке; произнесение гласных) расщепление, отсутствие язычка | поднимание небной занавески – звук “А” на твердой атаке ______________________ произнесение гласных _______________ А_________ О _________ У __________ Ы ________ Э _________ И __________ | |||
язык | без особенностей массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия (увеличенный объем) корня языка кончик языка (истонченный, широкий, раздвоенный) подъязычная связка без особенностей короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области | позиция в полости рта правильно стабилизирован оттянут назад, лежит на дне полости рта при фонации в межзубном положении статичность распластывание языка “Лопатка”_______ тремор отклонения в сторону (вправо, влево) “Трубочка”_________________________ “Чашечка”__________________________ удержание языка кинестатическая апраксия (невозможность произвести произвольно артикуляционное движение) тонус норма, повышен, понижен движения вперед-назад ________________________ вверх-вниз “Качели”_________________ вправо-влево “Часики”_______________ высовывание языка “жалом” “Иголочка” ___________________________________ подвижность (истощаемость) достаточная, недостаточная переключаемость (темп, плавность) достаточная, недостаточная саливация норма, повышенная | ||
дыхание | носовое без особенностей затруднено, отсутствует | |||
ротовой выдох сформирован, не сформирован | ||||
голос | без особенностей тихий, слабый, глухой, сдавленный, сиплый, визгливый | |||
речь | назализованная, с незначительной назализацией смазанная, неразборчивая, разборчивость снижена разборчивая, выразительная | |||
темп без особенностей тахилалия, брадилалия (замедленный), запинки, заикание (степень, форма) | ||||
Дефекты анатомического строения (есть, нет) _________________________________ | ||||
Качество и объем движений артикуляционного аппарата (достаточный, недостаточный) _________________________________________________________________________ | ||||
Возможность произвольного выполнения артикуляционного движения (есть, нет) ___ | ||||
Наличие сопутствующих движений (синкинезий) при выполнении артикуляционных движений (есть, нет) ________________________________________________________ | ||||
Наличие гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольного сокращения мышщ) (есть, нет) __________________________________________________ | ||||
Оценка результатов: Ребенок не справляется с заданиями (1 балл). Ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении большинства заданий (2 балла). Ребенок выполняет задания с некоторыми неточностями, наблюдаются незначительные затруднения при произвольном выполнении артикуляционных движений (3 балла). Выполняет все задания, способен произвольно выполнять артикуляционные движения (4 балла). | ||||
Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Состояние моторики
МОТОРИКА Произвольная мимическая моторика ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ | 1/2 год обучения | ||||
начало года | конец года | ||||
качество и объем движений лицевых мышц (достаточный +, недостаточный -) | |||||
лоб | умение наморщивать лоб _____________________ “Удивись”__________________________________ умение нахмуривать брови ___________________ “Рассердись”_______________________________ | ||||
глаза | умение закрывать глаза ______________________ “Закрой глаза”______________________________ “Зажмурься” _______________________________ “Закрой правый глаз”________________________ “Закрой левый глаз”_________________________ | ||||
губы | выраженность носогубных складок и их симметричность __________________________ в покое (без особенностей, ассиметрия, сглаженность слева, справа, другое) ___________________________ в улыбке (без особенностей, ассиметрия, другое) ______ плотность смыкания губ (без особенностей, затруднения, усилия, рот постоянно открыт, другое) ____________________________________ умение держать рот закрытым в различных ситуациях “Жевание”_________________________________ “Глотание”_________________________________ | ||||
щеки | умение надуть щеки _________________________ “Надуй шарик”______________________________ надуть попеременно щеки ____________________ правая ____________________________________ левая _____________________________________ умение втягивать щеки ______________________ “Шарик лопнул”____________________________ | ||||
возможность произвольного формирования определенных мимических поз | “Грусть” _____________________________ “Радость” ____________________________ “Злоба”______________________________ “Наслаждение” – вкусные конфеты______ “Боль” – зуб болит_____________________ “Счастье”____________________________ | ||||
Наличие сопутствующих движений (синкинезий) при выполнении мимических движений (есть, нет) | |||||
Наличие гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольного сокращения мышщ) (есть, нет) | |||||
Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры (есть, нет) ______ | |||||
Качество и объем движений лицевых мышц (достаточный, недостаточный) | |||||
Возможность произвольного формирования определенных мимических поз (есть, нет) | |||||
Оценка результатов: Ребенок не справляется с заданием – 1 балл. Ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении заданий – 2 балла. Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдаются незначительные затруднения при произвольном формировании мимических поз – 3 балла. Выполняет все задания, способен произвольно формировать мимические позы – 4 балла. | |||||
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Состояние моторики
МОТОРИКА Мелкая моторика
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК | 1/2 год обучения | |||||
начало года | конец года | |||||
точность | темп | переключаемость | ||||
Статическая координация движений | ладонь со сближенными пальцами ладонь с разведенными пальцами «Улитка» _______________________ «Зайчик»________________________ «Коза»__________________________ «Кольцо» | |||||
Динамическая координация движений | «Пальчики здороваются» (с 4 лет) правая рука______________________ левая рука_______________________ обе руки одновременно____________ «Игра на рояле» (с 5 лет) 1-5, 2-4, 5-1, 4-2 правая __________________________ левая___________________________ обе руки ________________________ 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1 правая__________________________ левая ___________________________ обе руки_________________________ Кулак – ладонь – ребро правая рука______________________ левая рука_______________________ Чередование движений (правая рука – ладонь, левая – кулак) | |||||
Действие с предметами с 4 лет | мозаика (дорожка)_______________ шнуровка _______________________ узел завязывание_____________________ развязывание____________________ застегивание пуговиц (5 пуговиц) нанизывание на нитку бусинки | |||||
Сенсо-моторные навыки | раскрашивание (круг) __________ вырезывание (квадрат) _________ лепка шар ____________________________ сплющивание ____________________ колбаска ________________________ | |||||
«Домик» (Н.И.Гуткиной) | ориентирование на образец (есть, нет, частично) ____________________ копирование образца (есть, нет, частично)__________________________ сенсо-моторные навыки (возрастная норма, сформированы частично, не сформированы) | |||||
Самоконтроль при выполнении (есть, нет) | ||||||
Отчетливость, точность движений (движения точные, неточные, незначительная моторная отсталость, значительная моторная отсталость, движение выполнить не может) | ||||||
Темп движений (достаточный, недостаточный), переключаемость движений (возрастная норма, затруднена, нарушена) | ||||||
Ребенок не справляется с заданием – 1 балл. Значительная моторная отсталость – 2 балла. Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдается незначительная моторная отсталость – 3 балла. Четко выполняет все задания, движения качественные и дифференцированные, действия с предметами в пределах возрастной нормы – 4 балла. | ||||||
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики
МОТОРИКА Общая моторика
ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ (тесты мотометрической шкалы Озерецкого- Гельнитца) | 1/2 год обучения | ||||
начало года | конец года | ||||
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Статическая координация движений | Стояние в течение 15 секунд с закрытыми глазами, руки вытянуты по швам, ноги – носок левой ноги тесно при-мыкает к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. Схождение с места, балансирование при выве-дении балльной оценки учитывается как минус. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. Задание считается не выполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания. | Стояние в течение 10 секунд на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги – плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатания, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз. | Стояние в течение 10 секунд попеременно на правой и левой ноге с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе. Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок опустил приподнятую ногу, сошел с места или коснулся пола подогнутой ногой. Учитываются и припод-нимание подогнутой ноги, балансирование, подпры-гивание. | ||
Динамическая координация движений | Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается не выполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 секунд производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение. | Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 метров. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см. отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги. | Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см. от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из 3 проб испытуемый должен 2 раза перепрыг-нуть веревку, не задев ее. Задание считается невы-полненным при касании руками пола, при падении. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель – квадратная доска 25 × 25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний (мальчики), из 4 метаний (девочки) правой рукой попадут в цель 2 раза. Отметить для какой руки задание не выполнено. Допускается повторение задания. | ||
Одновремен-ность, отчет-ливость, точ-ность движе-ний, темп движений, пе-реключае-мость движе-ний, само-контроль при выполнении двигательных проб | Обследуемому предлагается описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении. Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз. Подать ребенку руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой руками, затем обеими руками одновременно. При наличии лишних движений задание считается невыполненным. | Справа и слева по бокам спичечной коробки, на расстоянии, равном дли-не спички, расположены тесно в ряд (верти-кально) по 10 спичек с каждой стороны. По сиг-налу обследуемый начи-нает укладывать спич-ки в коробку. Он должен одновременно брать большим и указательным пальцами обеих рук с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 секунд должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. Задание считается невы-полненным, если ребенок производит движения разновременно или уло-жил за 20 секунд менее 5 спичек. Допускается по-вторение задания. Обследуемому предла-гается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений. При наличии лишних движений задание счи-тается невыполненным. | Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 секунд. После перерыва 5-10 секунд предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно. Отметить для какой руки выполнение не удалось. Допускается повторение задания 2 раза. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. | ||
При обследовании и в процессе наблюдений учитываются | общий вид ребенка (опрятен, неопрятен), осанка (без особенностей, нарушение осанки) __________________________________________________________ отношение к речевой инструкции (инструкцию понимает, не понимает), активность (активен, самостоятелен, заинтересован, малоактивен, пассивен, отказывается от выполнения некоторых движений, негативизм) ________________ ориентировка в пространстве (соответствует возрасту, трудности в ориентировке на своем теле, от себя; не ориентируется)___________________________ координация слова с движением (есть, трудности, нет), наличие патологических или сопутствующих речи движений (есть, нет)_____ состояние мышечного тонуса (норма, понижен, повышен) _______________ признаки утомляемости (есть, нет, значительные, незначительные)_________ темп движений (без особенностей, ускоренный, замедленный) ______________ упражняемость в моторных навыках (есть, нет) ________________________ | ||||
Оценка результатов: Не справляется с заданием - 1 балл. Выполняет 1-2 из предложенных заданий, плохая координация, неловкость движений, значительная моторная отсталость – 2 балла. Выполняет не более 5 заданий, допускает неточности, наблюдается незначительная моторная отсталость – 3 балла Четкое выполнение всех заданий - 4 балла. | |||||
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Лист динамики развития ребёнка группы компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития год обучения: первый/второй
Ф.И.О. __________ ________________________________возраст___________
Заключение ТПМПК от «_____» _________ _ 20_____г. № __________
Результаты стартовой диагностики (сентябрь):
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество фронтальных занятий ____________ индивидуальных __________________
(планово в год) (в неделю/в год)
Количество (факт) | 1 полугодие | 2 полугодие | Итого | Примечание |
занятий | фронтальные/индивидуальные | |||
пропусков фр. зан./ всего дней | пропуски по семейным обстоятельствам – __ дн.; по состоянию здоровья (б/л) – __дн.; прочие - __дней |
Результативность коррекционной работы:
Направления коррекционно-развивающей работы | сентябрь | январь | май | Примечание | |
Речевое развитие | Звукопроизношение | Результаты тестового метода речевой диагностики (Ф.Г.Даскалова): | |||
Фонематические процессы | |||||
Слоговая структура слова | |||||
Словарь | |||||
Грамматический строй речи | |||||
Связная речь | |||||
Сформированность моторных навыков | Развитие мелкой моторики руки | Результаты диагностики (методика «Домик» автор Н.Гуткина): | |||
Сформированность психических процессов | Зрительно-пространственное восприятие | ||||
Временные представления | |||||
Слуховая память | |||||
Зрительная память | |||||
Внимание | |||||
Развитие элементарных математических представлений | Количество и счёт |
|
1 балл – низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень (возрастная норма)
Динамика развития ребёнка в процессе коррекционной работы (результаты промежуточной диагностики) январь:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты итоговой диагностики (май):
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заведующий ДОУ № _______
Председатель ПМПк ДОУ № ________
Учитель-дефектолог ДОУ № ________
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном – Пресс», 2000
Гризик Т.И., Тимощук Т.И. Маленький волшебник: пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 4-5 лет. – М.: Просвещение, 2005
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению; Москва – 1996 (Библиотека практикующего логопеда)
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. Шевченко С.Г. – М.: АРКТИ, 2001
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 (РГПУ им. Герцена А.И.)
Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. – М.: «АРКТИ», 1999
Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. альбом №1 и методические рекомендации к альбому №1. – М., 2001 (Библиотека практикующего логопеда)
Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. альбом №2 и методические рекомендации к альбому №2. – М., 2001 (Библиотека практикующего логопеда)
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех». – М., Новая школа, 2000
Илюк М.А., Волкова Г.А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2004
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002
Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004
Марковская И.Ф. Клинические и нейропсихологические критерии отбора детей с ЗПР в специальные школы и классы. – М.: научное объединение «Компенс –центр», 1992
Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» - авт. – сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – Москва: АРКТИ, 1999 (Библиотека психолога-практика)
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
Поваляева М.А. – Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей редакцией Шевченко С.Г. – М.: Школьная пресса, 2003
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей редакцией Шевченко С.Г. – М.: Школьная пресса, 2004
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. Селиверстова В.И. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997
Протоколы первичного обследования 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом. – Научный руководитель Шевченко С.Г.; авторы педагоги-дефектологи Шорина В.И., Дроздова В.М., Белова И.К., Былич Р.В., Ваганова Г.Н., Кузнецова И.А.; - Институт коррекционной педагогики РАО, лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении; Москва
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / (Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др.); под ред. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004
Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.; Под ред. Назаровой Н.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1998
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. _ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. – Н.Новгород: НГПУ, 1994
Учебно-методический комплект «Готовимся к школе» - сборник «Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» - Институт коррекционной педагогики РАО – Москва, 1997
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
блок Запас представлений об окружающем и точность этих представлений
карточки с изображением времён года
блок Характеристика познавательной деятельности
ВОСПРИЯТИЕ
цвет, форма, величина:
«Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см
«Почтовый ящик» (вкладыши), «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат (изображение на листе бумаги и силуэты из картона одного цвета)
«Пирамидка»
целостное восприятие:
карточки и картинки:
силуэтные изображения (пунктирная линия); перечеркнутые изображения
наложенные изображения (фигуры Поппельрейтора)
недорисованные изображения
«Разрезные картинки»
пространственные отношения, время:
лист с изображенными на нём предметами в центре и по углам: в верхнем и нижнем правом и левом углах
сутки (сюжетные картинки) – 4 шт.
времена года (сюжетные картинки) – 4 шт.
ПАМЯТЬ
зрительная память
предметные картинки (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.)
МЫШЛЕНИЕ
карточки с изображением 4 предметов («4-й лишний»)
серия картинок «Нашли ежа» (Г.А. Каше)
блок Состояние моторики
МОТОРИКА
«Домик» (Н.И.Гуткиной) рисунок - образец
мозаика
шнуровка
шнурок
застегивание пуговиц (5 пуговиц)
нанизывание на нитку бусинки
для раскрашивания (круг) – цветные карандаши
для вырезывания (квадрат) - ножницы
для лепки – пластилин и необходимое оснащение (доска, салфетки)
веревка
мяч диаметром 8 см
цель – квадратная доска 25 × 25 см
спичечная коробка; 20 спичек без силитры
катушка ниток
перкуссионный молоток
4 блок Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
звуковая сторона речи
карточки – картинный материал из альбомов 1-2 «Дидактический материал по обследованию речи детей: звуковая сторона» О.Е.Грибовой, Т.П.Бессоновой
уровень сложности А
слоговая структура слова
предметные картинки с изображением экскаватора и футболистов (Г.А. Каше)
состояние фонематического слуха
картинки (6 шт.); карточки таблицы Χ, ΧI, ΧII (предметные картинки для дифференциации звуков в словах) Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии
грамматический строй речи
пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 4-5 лет «Маленький волшебник» Т.И.Гризик, Л.И.Тимощук
Для тестовой диагностики (автора Ф.Г. Даскаловой) несколько деталей из набора строительного материала (кубики, пластины, кирпичики, призмы)
5 блок Развитие элементарных математических представлений
количество и счет
цветные карандаши
счётные палочки 2 цветов по 10 штук
кружки 2-х цветов по 5-10 штук
бабочки 2-х цветов по 5-10 штук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная карта развития ребенка
Индивидуальная программа развития Ф.И.ребенка_________________________ ________________________...
Карта развити ребенка 3-4 лет
Данная карта развития ребенка 3-4лет может быть использована для заполнения педагогами при проведении мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы , реализуем...
карта развития ребенка 4-5 лет
Карта развития ребенка 4-5 лет может быть использована для заполнения педагогами при проведении мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, реализуемой дошкольным учрежде...
карта развития ребенка 5-6 лет
Карта развития ребенка 5-6 лет может быть использована педагогами для заполнения при проведении мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы , реализуемой учреж...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание"
Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...
Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие" "Формирование элементарных математических представлений"
Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие"...