Образовательная общеразвивающая программа " Вокальная студия" возраст 5-6 лет
методическая разработка (старшая группа)
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования
«Янтарный городской округ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЯНТАРИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
« Вокальная студия»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
срок реализации: 1 год
Программу составила:
Борисова Татьяна Георгиевна
п.г.т .Янтарный
2021 г.
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная студия»(далее Программа), ориентирована на развитие музыкальных способностей ребенка и предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам детей старшего дошкольного возраста, на дополнение и углубление дошкольной программы по художественно-музыкальному образованию, способствует формированию музыкального вкуса, творческой самореализации личности.
Программа «Вокальная студия», имеет художественно-эстетическую направленность, образовательный процесс, строится в соответствии с учебным планом, для детей одного возраста, по форме организации - кружок.
Дошкольное образование – это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются: формирование общей культуры, развитие вокальных, музыкальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Уровень освоения Программы: стартовый.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1. 3049-13);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);
-Приказ Министерства образования РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Положение о ДОП МБДОУ «ДС № 4 «Янтарик» МО «Янтарный городской округ».
Актуальность данной Программы определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей). В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит вокально-хоровому искусству. Умение различать виды (жанры) музыки: классический, народный, современная детская песня, формирует мелодический слух, развивает речь с помощью упражнений на дикцию, артикуляцию, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через вокальное искусство приобщить детей к творчеству.
Новизна Программы состоит в том, что занимаясь в вокальной студии, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт в концертной деятельности на разных уровнях. Воспитатель МБДОУ заинтересован иметь среди своих воспитанников творческих, креативных, успешных, поющих детей, которые могут активно выступать на праздниках, концертах, конкурсах. Очень важно, что такие дети становятся единомышленниками, которых объединяет общее увлечение, совместная концертная деятельность, что способствует становлению личностных качеств, решению дисциплины, стремлению вместе достичь желаемого результата.
Педагогическая целесообразность Программы составлена с учетом определенных нормативных документов. В Программе систематизированы средства и методы музыкально-художественной деятельности в процессе обучения детей пению. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающего большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются впечатления об окружающем мире, развивается речь, умение взаимодействовать друг с другом. Пение благотворно влияет на развитие голоса, здоровье дыхательного аппарата и помогает строить плавную и непрерывную речь. Для детей занятия в кружке «Вокальная студия» являются источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, гармонизации личности. Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению оказывают положительное влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, возрастает качество иммунных процессов. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, музыкальных способностей, исполнительского мастерства.
Использование современных идей и технологий: при реализации Программы применяются личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность личности, ее целостность. Технологии сотрудничества в коллективной творческой деятельности. Традиционная (репродуктивная) технология обучения вокалу, ориентированная на передачу базовых знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоения детьми содержание изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репродуктивном, без которого невозможно дальнейшее творческое развитие обучающихся.
Отличительные особенности
Программа позволяет расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство», включить в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, фонопедический метод развития голоса по системе В, В. Емельянова, применить речевые игры и упражнения концепций Карла Орфа, развивающие чувство ритма, формирующие четкую дикцию и артикуляцию, использовать игровые и творческие задания по элементарной импровизации, которые повышают мотивацию детей к вокальным занятиям, развивают их познавательную деятельность. Программа дает возможность реализоваться дошкольникам с признаками музыкальных способностей и одаренности.
Ведущие теоретические идеи Программа базируется на основе методических рекомендаций О.Н. Арсеневской «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: игры, занятия, упражнения», А.Н. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика», В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», М. Ю. Картушиной «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет», И. В. Бодраченко «Игровые досуги для детей», А. А. Автодьевой «Учимся петь и танцевать, играя», «Речевые игры и упражнения в концепции Карла Орфа».
Отбор содержания Программы производился с учётом общепедагогических принципов:
– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его музыкальных способностей, голосовых данных, желание и стремление научиться петь.
– проблемности – ребенок получает знания, навыки, умения в игровой форме, в процессе коллективного творческого взаимодействия.
– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов музыкально-эстетического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
– творчества – формирование и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, координации деятельности голосового аппарата.
– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего музыкально- эстетического содержания.
систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы навыков и умений в музыкально-эстетическом развитии, систематическое прохождение дошкольного обучения.
Характеристика возрастных особенностей детей
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывает положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Звук слабый, он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) развит слабее чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое неестественное им звучание. Дети могут петь в диапазоне до1-до2 октавы, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой. Удобными звуками являются до-ля 1 октавы, в этом диапазоне звучание естественное.
Адресат программы
Программа адресована обучающимся (девочкам и мальчикам) от 5 до 6 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего периода обучения. Специальной предварительной подготовки детей для обучения по данной Программе не требуется.
Условия набора обучающихся : для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); по заявлению родителей (законных представителей).
Количество обучающихся : численный состав учащихся в группе 8-10 человек, который может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья (или) детей – инвалидов.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения 1 год обучения: общее количество часов, отведенных на реализацию программы 52 часа, из них 15 часов на самоподготовку (каникулярный период обучающихся и отпускной период педагога: в каникулярный период с детьми проводятся экскурсии, наблюдения, развлечения и праздники). Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 минут, недельная нагрузка 1 час, в структуре каждого занятия предусмотрены здоровьесберегающие технологии (физминутки).
Формы и режим занятий:
Форма обучения – очная, форма организации занятий: фронтальная (работа со всей группой).
Особенности организации образовательного процесса: занятия организуются, в соответствии с учебным планом в кружках, сформированных из учащихся одного возраста. строятся в игровой форме, используются сюрпризные моменты, которые способствуют пробуждению детской любознательности, вовлекающие ребенка в активное усвоение окружающего мира. Каждое занятие состоит из 3-х частей объединенных одной темой:
Первая часть - теоретическая часть: введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, чему должны научиться дети.
Вторая часть - практическая часть: распевание, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие дикции, артикуляции, разучивание песенного материала..
Третья часть – анализ, текущий контроль усвоения детьми образовательного процесса.
Режим занятий: продолжительность исчисляется в академических часах – 25 минут, недельная нагрузка 1 час, (в первую или вторую половину дня), в структуре каждого занятия предусмотрены здоровьесберегающие технологии (физминутки). Занятия по программе включают различные методы обучения: Комплекс вокальных упражнений на развитие певческого голоса, музыкально-речевые игры и упражнения по принципу педагогической концепции Карла Орфа, метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу, музыкально-дидактические игры на развитие музыкальных способностей детей, мультимедийный показ при ознакомлении детей с основами музыкальной грамоты, беседа, рассказ, музыкальные пособия, оборудование, инструменты..
1.1.Цель программы:
развитие музыкально – творческих способностей детей
1.2.Задачи программы:
Образовательные:
-Учить различать виды (жанры) музыки: классический, народный, детская современная песня.
Знакомить со средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, темпом, динамикой, регистром.
Знакомить с памятными датами Родины.
Развивающие:
-Развивать вокальные и музыкальные способности.
Формировать мелодический, звуковысотный, тембровый, ритмический слух.
Улучшать исполнительские качества.
Развивать речь с помощью упражнений на дикцию, артикуляцию.
Способствовать творческой самореализации личности.
Повышать уровень слушательской культуры.
Учить выразительно петь любую из песен, выученных в течении года..
- Воспитательные:
- Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
Учить любить малую и большую Родину.
2.Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Пение, как вид музыкальной деятельности. | |||||
1 | Строение голосового аппарата, охрана певческого голоса. | 1 | 1 | Мультимедийный показ | |
2 | Сольное и ансамблевое пение | 1 | 1 | Мультимедийный показ | |
3 | Певческая установка, звукообразование, певческое дыхание | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра |
4 | Дикция и артикуляция. | 2 | 1 | 1 | Музыкально-речевая игра |
5 | Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры | 2 | 1 | 1 | Музыкально-речевая игра |
6 | Вокальная работа над песенным материалом. | 16 | 16 | ||
7 | Итоговое мероприятие. | 3 | 3 | Выступление воспитанников на осеннем утреннике (текущий контроль), досуге с родителями «День матери» (промежуточный контроль), концерт для родителей (итоговое мероприятие) | |
Итого: 27 часов | |||||
Основы музыкальной грамоты | |||||
8 | Звуковысотность, ноты, длительность звуков. | 1 | 1 | Мультимедийный показ | |
9 | Средства музыкальной выразительности: ритм, лад, интонация, темп, динамика. | 1 | 1 | Практическое задание | |
10 | Итоговое мероприятие | 1 | 1 | Проведение мастер-класса с детьми с применением музыкально-дидактических игр, оборудования и музыкальных инструментов . | |
Итого: 3 часа | |||||
Слушание музыкальных произведений | |||||
11 | Жанры песен: народная песня, классическая, современная детская песня | 1 | 1 | Прослушивание музыкальных произведений | |
12 | Патриотическая песня | 1 | 1 | Прослушивание музыкальных произведений | |
13 | Итоговое мероприятие | 1 | 1 | Викторина «Угадай мелодию» | |
Итого: 3 часа | |||||
Концертно-исполнительская деятельность | |||||
Обсуждение, анализ в ходе репетиций | 1 | 1 | |||
14 | Выступление солистов, вокальной группы на утреннике «Праздник 8 Марта» | 1 | 1 | ||
15 | Отчетный концерт | 1 | 1 | ||
Итого: 3 часа | |||||
Всего: 36 часов |
2.1. Планируемые результаты
По окончании обучения по программе у учащихся
Будут сформированы предпосылки музыкально-эстетического восприятия и понимания произведений песенного творчества
Будут сформированы представления о видах (жанрах) музыки
Будет развито художественно- эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, произведениях музыки и собственном исполнительском творчестве, способствовать освоению эстетических оценок, анализа и суждений.
Будет сформирован эстетический вкус и чувство гармони
Формы проверки результатов освоения Программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной Программы проводится в форме педагогической диагностики:
Педагогическая диагностика - первичная, итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика происходит в процессе совместной деятельности педагога с детьми в виде выступлений наблюдений, игр; с целью выявления уровня освоения Программы, результаты диагностики заносятся в диагностические карты, которые представлены в методических рекомендациях «Мониторинг в детском саду», Т.И. Бабаевой, «Педагогическое наблюдение, как метод мониторинга в детском саду» Л.С. Вакуленко:
Оценочные материалы:
- Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»
-Диагностическое задание «Царевичи» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Формы подведения итогов реализации Программы:
организация разнообразных форм детской деятельности: открытые показы занятий, консультации для педагогов; праздники; совместные мероприятия с родителями (мастер- классы), участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
2.2.Календарный учебный график
Начало занятий с 01 сентября, окончание занятий 31 августа
Год реализации | 1-й учебный период |
| 2-й учебный период | Летний период 2-й каникулярный период | всего | ||
июнь | июль | август | |||||
1 год | 16 недель | 17,18 недели | 20 недель | 4 недели | 5 недель | 5 недель | 52 недели |
2.2.1 Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1 | Сентябрь | 08.09.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Вводное занятие. Объяснение целей и задач по работе вокальной студии. | Старшая группа | ||
2 | Сентябрь | 15.09.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Строение голосового аппарата. Охрана певческого голоса. Распевание «Кукушка» Л. Олифирова, В. Голиков «Что хочется лошадке», разучивание мелодии | Старшая группа | Дидактическая игра | |
3 | Сентябрь | 22.09.21 | 15.10-15.35 | индивидуальное | 1 | Сольное и ансамблевое пение. Распевание «Кукушка», работа над песней, чистота интонирования работа с солистами. | Старшая группа | Анализ, обсуждение с детьми | |
4 | Сентябрь | 29.08.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Певческая установка, звукообразование, певческое дыхание. Распевание «Андрей-воробей», Н. Арутюнов «Осень», разучивание мелодии | Старшая группа | Дидактическая игра | |
5 | Октябрь | 06.10.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Дикция и артикуляция. Распевание «Две тетери», работа над песенным материалом, разучивание 1 и 2 куплетов. | Старшая группа | Выступление в группе | |
6 | Октябрь | 13.10.21 | 15.10-15.35 | Индивидуальное | 1 | Дикция и артикуляция. Распевание «Андрей-воробей», работа над интонированием, В. Вихарева «Золотая песенка», разучивание мелодии запева и припева. | Старшая группа | Музыкально-речевая игра | |
7 | Октябрь | 20.10.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Вокальные упражнения. Музыкально-речевая игра «Лошадка», распевание «Два веселых гуся», работа над ритмическими сложностями. | Старшая группа | Музыкально-речевая игра | |
8 | Октябрь | 27.10.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Музыкально-речевые игры. Распевание «Два веселых гуся», работа над песенным репертуаром: интонирование, фразировка | Старшая группа | Выступление на празднике «Осень» | |
9 | Ноябрь | 03.11.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Вокальная работа над репертуаром. Распевание «Две тетери», песни: «Осень», «Золотая песенка», «Что хочется лошадке». Работа над выразительностью исполнения, динамикой. | Старшая группа | Анализ, обсуждение с детьми | |
10 | Ноябрь | 10.11.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры. Распевание «Мама мыла Милу», певческое дыхание, работа над фразировкой. | Старшая группа | Дидактическая игра | |
11 | Ноябрь | 17.11.21 | 15.10-15.35 | Индивидуальное | 1 | Вокальная работа над репертуаром. Распевание «Андрей-воробей», работа над интонированием, динамикой. | Старшая группа | Дидактическая игра | |
12 | Ноябрь | 24.11.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Итоговое мероприятие. Распевание, работа над выразительностью исполнения. | Старшая группа | Выступление на празднике «День матери» | |
13 | Декабрь | 01.12.21 | 15.10-15.35 | Индивидуальное | 1 | Вокальная работа над репертуаром. А. Комаров «Был у снега длинный путь», разучивание мелодии. | Старшая группа | Музыкально-речевая игра | |
14 | Декабрь | 08.12.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Дыхательная гимнастика.Упражнение «Паровоз», распевание «Скок-поскок», В. Степанова «Дед Мороз», запев и припев. | Старшая группа | Дидактическая игра | |
15 | Декабрь | 15.12.21 | 15.10-15.35 | Индивидуальное | 1 | Вокальная работа над репертуаром. Распевание «Василек», интонирование, фразировка. | Старшая группа | Анализ, обсуждение с детьми. | |
16 | Декабрь | 22.12.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Вокальная работа над репертуаром. Певческое дыхание, исполнительское мастерство. | Старшая группа | Анализ, обсуждение с детьми. | |
17 | Декабрь | 29.12.21 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Итоговое мероприятие. Распевание.»Скок-поскок», работа над выразительностью исполнения. | Старшая группа | Выступление на новогоднем утреннике. | |
18 | Январь | 11.01.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Основы музыкальной грамоты. Ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Мультимедийный показ. | Старшая группа | Дидактическая игра | |
19 | Январь | 18.01.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Вокальная работа над репертуаром. Знакомство с народной песней «На горе-то калина» обр. Ю. Чичкова | Старшая группа | Анализ, обсуждение с детьми. | |
20 | Январь | 25.01.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Основы музыкальной грамоты. Ритм Длительность звуков. Двудольный размер. .Музыкальные инструменты (хохломская ложка) | Старшая группа | Выступление в группе | |
21 | Февраль | 01.02.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Основы музыкальной грамоты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Ноты. Дидактическая игра «Ритмическое эхо» | Старшая группа | Викторина «Страна Домисолька» | |
22 | Февраль | 08.02.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Знакомство с патриотической песней. Песни советских композиторов. | Старшая группа | Анализ, обсуждение с детьми. | |
23 | Февраль | 15.02.22 | 15.10-15.35 | Индивидуальное | 1 | Вокальная работа над репертуаром. А. Комаров «Раз-два левой», разучивание мелодии, запев и припев. | Старшая группа | Дидактическая игра | |
24 | Февраль | 22.02.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Вокальная работа над репертуаром. «На горе-то калина», «Раз-два левой», четкость ритма выразительность исполнения. | Старшая группа | Проведение мастер-класса для родителей с применением музыкальных инструментов. | |
25 | Март | 01.03.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Современная детская песня. Советские и российские композиторы | Старшая группа | Выступление на празднике «8 Марта». | |
26 | Март | 15.03.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Вокальная работа над репертуаром. Распевание «Говорит попугай», артикуляционная гимнастика, упражнение «Болтушка», Г. Фрид «Песенка о весне» | Старшая группа | Дидактическая игра. | |
27 | Март | 22.03.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Дикция и артикуляция. Интонационно-фонопедическое упражнение «Прогулка в лес», распевание «Андрей-воробей», 1 и 2 куплеты песни. | Старшая группа | Анализ, обсуждение с детьми. | |
28 | Март | 29.03.22 | 15.10-15.35 | Индивидуальное | 1 | Дыхательная гимнастика. Упражнение «Комарик», распевание «Два веселых гуся», В. Алексеева «Песенка-капель», разучивание мелодии. | Старшая группа | Речевая игра | |
29 | Апрель | 05.04.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Классическая песня. Моцарт «Колыбельная», разучивание припева и запева, чистота интонирования, фразировка | Старшая группа | Анализ, обсуждение с детьми | |
30 | Апрель | 12.04.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Классическая, народная песня, современная детская песня. | Старшая группа | Викторина «Угадай мелодию» | |
31 | Апрель | 19.04.22 26.04.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 2 | Вокальная работа над репертуаром, чистота интонирования, выразительность исполнения. | Старшая группа | Выступление в группе. | |
32 | Май | 17.05.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, тембр, регистр. Музыкально-дидактическая игра «Три поросенка» | Старшая группа | Дидактическая игра | |
33 | Май | 24.05.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 1 | Вокальная работа над репертуаром, подготовка к отчетному концерту. | Старшая группа | Анализ, обсуждение с детьми. | |
34 | Май | 27.05.22 31.05.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | 2 | Итоговое мероприятие. Отчетный концерт перед родителями | Старшая группа | Выступление на отчетном концерте. | |
35 | Июнь | 08.06.22 | 15.10-15.35 | Индивидуальное | Закрепление пройденного материала. Средства музыкальной выразительности | Старшая группа | Дидактическая игра | ||
36 | Июнь | 15.06.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | Вокальная работа над репертуаром А. Комаров «Непослушный шарик», разучивание припева и запева. | Старшая группа | Речевая игра. | ||
37 | Июнь | 22.06.22 | 15.10-15.35 | индивидуальное | Дыхательная гимнастика Упражнение «Лошадка», распевание «Мама мыла Милу», В. Голиков «Солнечный зайчик», разучивание мелодии. | Старшая группа | Анализ, обсуждение. | ||
38 | Июнь | 29.06.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | Речевые игры .Распевание «Василек», работа над песенным материалом. | Старшая группа | Выступление на развлечении «Шоу воздушных пузырей» | ||
39 | Июль | 06.07.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | Закрепление пройденного материала. Строение и куплетная форма песни. Любимые композиторы детства: В. Шаинский, Д. Крылов, Б. Савельев | Старшая группа | Выступление на досуге «Песни детства» | ||
40 | Июль | 13.07.22 | 15.10-15.35 | индивидуальное | Дыхательная гимнастика. Упражнения «Паровоз», «Комарик», «Лошадка», «Самолет» | Старшая группа | Дидактическая игра | ||
41 | Июль | 20.07.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | Вокальная работа над репертуаром. Б. Савельев «Если добрый ты», 1 куплет | Старшая группа | Анализ, обсуждение. | ||
42 | Июль | 27.07.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | Итоговое мероприятие. Спортивный праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Старшая группа | Выступление на спортивном празднике | ||
43 | Август | 02.08.22 | 15.10-15.35 | Групповое | Дикция, артикуляция. Закрепление пройденного материала, речевые игры | Старшая группа | Речевая игра | ||
44 | Август | 09.08.22 | 15.10-15.35 | индивидуальное | Вокальная работа над репертуаром, работа с солистами. | Старшая группа | Анализ, обсуждение | ||
45 | Август | 16.08.22 | 15.10-15.35 | Групповое фронтальное | Работа над песенным материалом, динамика, выразительность исполнения, подготовка к итоговому мероприятию | Старшая группа | Анализ, обсуждение | ||
46 | Август | 23.08.22 | 15.10-15.35 | Групповое | Итоговое мероприятие. Праздник «До свидания, лето» | Старшая группа | Выступление на празднике. |
2.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Месяц | число | Кол-во часов | Тема занятия | Задачи | Методы и приемы реализации |
1 | Сентябрь | 08.09.21 | 1 | Вводное занятие. Объяснение целей и задач по работе вокального кружка. | Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик .Совершенствовать опыт коммуникативной и слушательской культуры. | Прослушивание песенного материала. Дидактическая игра «Повтори звуки» |
2 | Сентябрь | 15.09.21 | 1 | Сольное и ансамблевое пение | Певческая установка. Охрана певческого голоса. Развивать звуковысотный слух, координацию слуха и голоса .Познакомить детей с общими понятиями о солистах, ансамблях (дуэт, трио) хоровое пение. | Музыкальная физминутка «Корпус правильно держи». Введение в игровую ситуацию. Видеоролик «Мы учимся правильно петь» |
3 | Сентябрь | 22.09.21 | 1 | Дикция и артикуляция | Формировать певческие навыки и умения. Развивать артикуляционный аппарат, вслушиваться и понимать текст песни. | Работа над песенным материалом, дидактическая игра «Музыкальное лото», артикуляционная гимнастика «Болтушка» |
4 | Сентябрь | 29.08.21 | 1 | Вокальные упражнения | Формировать навыки певческого дыхания, чистого интонирования. | Сюрпризный момент Введение в игровую ситуацию Прослушивание песенного материал. |
5 | Октябрь | 06.10.21 | 1 | Музыкально-речевые игры | Познакомить детей с музыкально-речевой игрой «Лошадка», развивать чувство ритма, формировать умения выделять сильную долю в двудольном размере музыкального произведения | Сюрпризный момент Введение в игровую ситуацию Музыкально-речевая игра «Лошадка». |
6 | Октябрь | 13.10.18 | 1 | Вокальная работа над репертуаром | Учить детей правильно брать дыхание во время пения, учить чисто интонировать, исполняя песенный материал.. | Сюрпризный момент Введение в игровую ситуацию Сюрпризный момент Введение в игровую ситуацию. Музыкально-дидактическая игра «Повтори звуки» |
7 | Октябрь | 20.10.18 | 1 | Певческая установка | Познакомить детей с понятием «певческая установка», правильном положении корпуса, шеи и головы во время пения, пение в положении «Сидя», «Стоя». Мимика лица во время пения, положение рук и ног при пении. | Ввеление в игровую ситуацию. Просмотр видеофильма «В стране домисолька» Музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поет?» |
8 | Октябрь | 27.10.21 | 1 | Виды коллективного исполнительства | Познакомить детей с видами коллективного исполнительства: пение хором в унисон, ансамблем (подгруппами), пение под аккомпанемент и под инструментальную фонограмму. | Прослушивание песенного материала, музыкально-дидактическая игра на развитие диатонического слуха «Тихо-громко запоем», выступление на утреннике «Праздник Осени» |
9 | Ноябрь | 03.11.21 | 1 | Звукообразование, интонирование | Познакомить детей с образованием голоса в гортани. Формировать навыки и умения при атаке звука (мягкая, твердая, придыхательная), типы звуковедения legato-non legato | Введение в игровую ситуацию. Музыкально-речевая игра «Три поросенка». |
10 | Ноябрь | 10.11.21 | 1 | Певческое дыхание | Продолжать учить детей вдыхательной установке «зевок», воспитывать чувства опоры звука на дыхании, пропевать упражнения на crescendo – diminuendo. | Упражнения по методике А. Н. Стрельниковой, наглядный способ распевок с помощью картинок, дыхательная гимнастика «Паровоз» |
11 | Ноябрь | 17.11.21 | 1 | Работа над песенным материалом | Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик во время исполнения песни, воспитывать и формировать исполнительское мастерство. | Интонационно-фонопедическое упражнение «Прогулка в лес», подготовка к выступлению на досуге «День Матери» |
12 | Ноябрь | 24.11.21 | 1 | Итоговое мероприятие | Создать атмосферу праздника, праздничного настроения, формировать эмоциональную отзывчивость, совершенствовать опыт коммуникативной культуры. | Выступление на досуге «День Матери». |
13 | Декабрь | 01.12.21 | 1 | Жанры песен: народная песня | Познакомить детей с народной песней, ее особенностей: слоговой распевности, ладовой окрашенности, ритмического музыкального рисунка. | Прослушивание русских народных песен: «На горе-то калина», «Валенки», музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Определи инструмент» |
14 | Декабрь | 08.12.21 | 1 | Основы музыкальной грамоты. Высокие и низкие звуки. Нотный стан, скрипичный ключ. | Познакомить детей при помощи наглядного материала с нотным станом, развивать тембровый слух. | Просмотр видеофильма «Страна Домисолька», музыкально-дидактическая игра «Высоко-низко» |
15 | Декабрь | 15.12.21 | 1 | Средства исполнительской выразительности. Динамика и музыкальные динамические оттенки. | Продолжать знакомить детей со средствами музыкальной выразительности, динамикой (громкость звучания в музыке), музыкальными оттенками: forte – piano, постепенное увеличение звука и постепенное уменьшение звука | Музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо» |
16 | Декабрь | 22.12.21 | 1 | Слушание обработок русских народных песен с сопровождением инструмента. Народные музыкальные инструменты: баян, балалайка | Продолжать знакомить детей с народным творчеством, народными инструментами, воспитывать слушательскую культуру. | Прослушивание музыкального материала, наглядное пособие для знакомства с народными инструментами, музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент» |
17 | Декабрь | 29.12.21 | 1 | Итоговое мероприятие «Музыкальная викторина». | Продолжать развивать тембровый, диатонический, звуковысотный слух. | Развлечение «Музыкальная викторина» |
18 | Январь | 11.01.22 | 1 | Речевые упражнения и игры. Работа над песенным материалом. | Продолжать развивать у детей дикцию, артикуляционный аппарат при помощи речевых упражнений, игр. | Речевая игра на буквы и слога, речевая игра со звучащими жестами «Снег». |
19 | Январь | 18.01.22 | 1 | Дыхательная гимнастика | Продолжать развивать навыки и умения певческого дыхания, координации слуха и голоса, чувства ритма. | Введение игровой ситуации. Дыхательные упражнения «Комарик», «Воздушный шарик» |
20 | Январь | 25.01.22 | 1 | Работа над песенным материалом | Развивать творческие, музыкальные способности детей, совершенствовать исполнительское мастерство, учить петь выразительно, эмоционально. | Работа с солистами, творческий анализ детей. |
21 | Февраль | 01.02.22 | 1 | Основы музыкальной грамоты. Ритм, темп. | Продолжать знакомить детей с основами музыкальной грамоты: ритм (чередование коротких и длинных звуков), темпа (скорость движения в музыке), развивать чувство ритма. | Введение в игровую ситуацию. Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму» |
22 | Февраль | 08.02.22 | 1 | Жанры песен: современная детская песня | Вызывать интерес у детей к исполнению современных детских песен, работать над чистотой интонирования, фразировкой, выразительностью исполнения. | Прослушивание песенного материала, обсужление с детьми. |
23 | Февраль | 15.02.22 | 1 | Работа над песенным материалом | Формировать певческие навыки и умения, развивать артикуляционный аппарат, работать над певческим дыханием | Введение в игровую ситуацию, упражнения на развитие артикуляционного аппарата: «Обезьянка», «Подуй на одуванчик» |
24 | Февраль | 22.02.22 | 1 | Выступление на досуге «Праздник дедушек и пап» | Создать праздничную атмосферу, праздничное настроение, совершенствовать опыт коммуникативной культуры. | Выступление на досуге «Праздник дедушек и пап» |
25 | Март | 01.03.22 | 1 | Работа над песенным материалом. Интонирование. | Учить детей петь выразительно, эмоционально, чисто интонировать мелодический рисунок музыкального произведения, четко пропевать слова песни. | Вокальные упражнения и распевки, выступление в группе. |
26 | Март | 15.03.22 | 1 | Основы музыкальной грамоты. Мелодия, лад, тембр. | Продолжать знакомить детей с основами музыкальной грамоты: мелодия (основной голос в музыкальном произведении), лад (виды – мажор и минор), тембр (окраска звука), развивать чувства ритма. | Прослушивание музыкального материала, дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Слушаем внимательно» |
27 | Март | 22.03.22 | 1 | Жанр песен: классическая песня. | Познакомить детей с творчеством великого композитора – классика Франца Шуберта и музыкальным произведением, Аве Мария (3 песнь Эллен), воспитывать слушательскую культуру. | Прослушивание музыкального материала, видеофильм о творчестве Шуберта. |
28 | Март | 29.03.22 | 1 | Работа над песенным материалом. Интонирование, фразировка, певческое дыхание. | Продолжать формировать певческие навыки и умения, развивать певческий диапазон, совершенствовать координацию слуха и голоса. | Вокальные упражнения, речевые игры, дыхательная гимнастика «Певец», выступление в группе. |
29 | Апрель | 05.04.22 | 1 | Развитие навыка резонирования звука. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса: выравнивание звуков в сторону их округления. | Учить детей фонопедическому методу постановки голоса по системе Е. Е. Емельянова, основные положения, обучать детей при выполнении упражнений сопровождать их выразительной мимикой и жестами. | Интонационно-фонопедическое упражнение «Прогулка в лес», упражнения на различное сочетание слогов-фонем. |
30 | Апрель | 12.04.22 | 1 | Жанры песен: патриотическая песня | Познакомить детей с творчеством композиторов – песенников Д. Тухманова, В. Лебедева-Кумача, Н. Богословского, патриотизмом в музыке, воспитывать любовь к большой и малой Родине. | Прослушивание музыкальных произведений, мультимедийный показ. |
31 | Апрель | 19.04.22 26.04.22 | 2 | Работа над песенным материалом, дикция, артикуляция. | Учить детей свободе движения артикуляционного аппарата, естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания, раскрывать в детях творческой фантазии и воображения. | Беседа – анализ над исполнением песенного репертуара. |
32 | Май | 17.05.22 | 1 | Основы музыкальной грамоты: ноты, длительность | В игровой форме познакомить детей с нотами, длительностью, долгими и короткими звуками. | Мультимедийный показ, музыкально дидактическая игра «Найди ноты в словах» |
33 | Май | 24.05.22 | 1 | Работа над песенным репертуаром, подготовка к отчетному концерту. | Совершенствовать исполнительское мастерство, учить детей петь выразительно, эмоционально, доставляя радость и удовольствие друг-другу и окружающим. | Беседа – анализ над исполнением песенного репертуара. |
34 | Май | 27.05.22 31.05.22 | 2 | Отчетный концерт, выступление солистов и вокального ансамбля перед детьми и родителями детского сада. | Создать атмосферу праздника, праздничного настроения, совершенствовать опыт коммуникативной культуры. | Итоговое мероприятие. Выступление детей на отчетном концерте. |
3.Условия реализации Программы
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение Программы
Результат реализации Программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиНа и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту обучающегося.
.
3.1.Оборудование
Технические средства обучения | ||
1 | Ноутбук | 1 |
2 | Музыкальная колонка | 1 |
3 | Магнитно-маркерная доска | 1 |
4 | Интерактивная доска | 1 |
3.2.Методические материалы
№ п/п | Название раздела, темы | Материально- техническое оснащение, дидактический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 | Основы музыкальной грамоты | Музыкально-дидактические игры, пособия, оборудование, музыкальные инструменты. | Показ Объяснение Введение в игровую ситуацию Мультимедийный показ Стендовая презентация: | Музыкальная викторина |
2 | Концертно-исполнительская деятельность | Электронное фортепиано, музыкальная колонка, фонотека, костюмы для детей. | Показ, беседа, обсуждение способов исполнения песенного репертуара (сольное, вокальный ансамбль) | Выступления на утренниках, досугах, развлечениях ,группе. |
3.3.Основная литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Н. А. Ветлугина | Методика музыкального воспитания в детском саду | Москва «Просвещение» 1980г, 266 | Методические рекомендации для музыкального руководителя | 1 |
2. | Н. Г. Кононова | Музыкально-дидактические игры для дошкольников | Москва «Просвещение» 1982г, 96 | Методические рекомендации для музыкального руководителя | 1 |
3.4.Дополнительная литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. | Кол-во экз. |
1 | В. В. Емельянов. | Развитие голоса. Координация и тренинг. | Москва «Планета музыки» 2015г 192 | 1 |
2 | С. А. Громов | Старые и новые методы постановки голоса. Правильное дыхание. Речь и пение. | Сергиев Посад, 2000г 72 | 1 |
3 | В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. | Москва «Гном-пресс» 1998г 16 | 1 |
4 | О. Н. Арсеневская. | Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. | Волгоград «Учитель» 2011г 204 | 1 |
3.5.Информационное обеспечение
Аудио- и видео- пособия
Вид аудио- и видео- пособия | Наименование пособия | |||
Видеофи-льм | Кинофи-льм | слайды | аудио- пособие | |
+ | + | + | Тематические презентации по разделам: Основы музыкальной грамоты, Жанры песен:народная, классическая, современная детская песня. Знакомство с творчеством композиторов. | |
Интернет источники: | http://www.kindereducation.com/ "Дошколенок" электронный журнал для детей и родителей, на страницах, которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возрастаОпубликовано 16.03.2016 - 10:41 http://db.openclass.ru/node/78160 "Раннее развитие детей" Информационный портал для заботливых родителей. |
3.6. Специализированные учебные помещения и участки
№ п/п | Наименование и принадлежность помещения | Площадь (кв.м.) | Количество мест |
1. | Группа старшая | 51 | 10 |
3.7. Основное учебное оборудование
№ п/п | Наименование | Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования |
1. | Интерактивная доска, электронное пианино | Музыкальный зал |
. |
Глоссарий
Ансамбль музыкальное произведение для нескольких исполнителей --
Аккомпанемент-- музыкальное сопровождение солиста( певца, хора, ансамбля и т.д.)
Вокал - исполнение голосом музыкального произведения
Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства .
Диапазон -- звуковые возможности певческого голоса или инструмента.
Динамика ( Сила) – использование усиления или ослабления звучания, как выразительного средства исполнения
Длительность свойство звука, определяющее его протяженность
Композиция – соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Ключ ( скрипичный, басовый) знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной строки
Интонация мелодический оборот, мельчайшее музыкальное построение, обладающее самостоятельной выразительностью
Лад соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков
Легато связное исполнение нескольких звуков
Мажор л адовое звучание, передающее светлое, радостное звучание музыки
Мелодия одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием
Минор ладовое звучание, передающее задумчивое грустное звучание музыки
Музыкальная грамота элементарные знания в области теории музыки
Нота графическое изображение звука
Нотный стан графическое изображение из пяти параллельных горизонтальных линий для записи нот
Ритм последовательное чередование звуков
Темп скорость движения, чередование метрических единиц
Вокальное искусство певческое мастерство
Дикция четкое внятное произношение слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.» для детей 2-3 лет по образовательной области «Познавательное развитие"
Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.»на 2016-2017 учебный годдля детей 2...
Дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка "Домисолька"
Цель: формирование эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.Направленност...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокально-хорового кружка "Колокольчики"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию рабочую программу вокально-хорового кружка "Колокольчики"...
Образовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)
Образовательная общеразвивающая программа«Волшебные лоскутки»(часть программы, формируемая участниками образовательных отношен...
ПРОГРАММА НА 2020-2021 учебный год к дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Студия мультипликации» (Продолжительность – 1 год)
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестив...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет....
Дополнительная общеразвивающая Программа Вокального Кружка "Голосок" старший дошкольный возраст
Дополнительная общеразвивающая Программа...