РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
рабочая программа (младшая группа)

Шурова Валентина Александровна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
 
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
 
«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvenye_ladoshki.doc477 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г.Велижа

                                   РАССМОТРЕНО                                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО                                                

                        НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ                                                                                    ПРИКАЗОМ  №45.   ОТ 31.08.2022.

                        ПРОТОКОЛ № 1  ОТ 31 .08 .2022.                                                                                         ПО МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5

                                                                                                                                                       «ТЕРЕМОК» Г.ВЕЛИЖА                    

                                                                                                                                                       ЗАВЕДУЮЩИЙ ____________Н.Л.Горыня            

                                                                                         

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор составитель:

Шурова Валентина Александровна

                                                         

2022

Содержание:

1.

Пояснительная записка…………………………………………………..

3

2.

Учебный план……………………………………………………………...

11

3.

Календарный учебный график…………………………………………..

12

4.

Содержание учебного плана……………………………………………...

16

5.

Методическое обеспечение программы………………………………...

25

6.

Список литературы………………………………………………………..

26

Пояснительная записка

         

 В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные  особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка  на выбор интересного занятия для самовыражения,  была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «Цветные ладошки» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная мной программа  составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы  дошкольного образования, а также с учётом психологических  аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.

         Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной мной программе  направлены  на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса  и охватывает  различные  стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой  обобщённый многолетний опыт работы по изодеятельности.

 

Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

         Разработанная программа развития творческих способностей  через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на один год обучения и представляет  собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной  области  «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования, для детей дошкольного  возраста.

Актуальность данной программы  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

        Художественно - творческая  деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает  новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

 Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Практическая значимость программы

         Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

        Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

        Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

        Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути,  есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

        Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

        Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

       Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

       Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Цветные ладошки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

       Программа знакомит ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериалов  опирается на принципы построения общей дидактики:

- Принцип сезонности: построение  познавательного  содержания с учётом  природных  и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».

-Принцип развивающего характера художественного образования.

-Принцип  природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с  учётом  возрастных  особенностей и индивидуальных способностей.

-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

- Личностно-ориентированного подхода  к каждому ребёнку;

-Активности, контролируемости,  индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Развивать художественно –  творческие способности детей.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

 - Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка)

- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования;

-Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию,  чувство композиции и колорита.

- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Отличительные  особенности  данной дополнительной образовательной программы от уже существующих .

       Все занятия в разработанной мной программе  направлены  на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. 

      Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

      Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

      В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.

      В-четвёртых, в  способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

       Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

  

 Программа ориентирована на детей 4лет.

       Количество детей в группе 20человек.

       Срок реализации программы – 1 год.

     Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.

     Количество занятий в неделю 2, в месяц 7-9 занятий.  В год проводится 73 занятий. Длительность занятия : 30 мин.

     

В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Направления работы:

1. Знакомство детей  с многообразием нетрадиционных техник рисования.

2. Самостоятельная продуктивная деятельность (Нетрадиционное рисование).

 Индивидуальная работа с детьми на занятиях по нетрадиционным техникам рисования  проводиться, для того чтобы:

- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и овладения им нетрадиционными техниками. Учитывая индивидуальные способности детей.

- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

- Спланировать работу, направленную на развитие художественно - творческих способностей.

      Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Содержание программы :

       Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей  используются  нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и тп.

Этапы работы:

         На 1 этапе – репродуктивном ведется  активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

         На 2 этапе - конструктивном ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

      На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют  нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

        Средства: - совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- предметно-развивающая среда.

        В программе используются различные методы и приемы:

 одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

 метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

 словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

 эвристический (развитие находчивости и активности);

 частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

 сотворчество;

мотивационный (убеждение, поощрение);

жест руки.

Структура занятий программы :

 - Мотивация детей.

      Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. 

    Педагог  выступает  в  роли  Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

Пальчиковая гимнастика.

      Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения

данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием  художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.

Художественно-изобразительная  деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает детей через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании,  дизайн-творчестве.

 - Выставка - презентация  детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

       Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным  техникам  рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий,  семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Условия реализации программы

      Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги.

- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

-  Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- Образцов рисунков по различным  нетрадиционным техникам ;

-  Демонстрационного  наглядного  материала .

Ожидаемый результат:

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности .

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

- Развитие креативновности.

 Индивидуальный «почерк» детской продукции.

 Способность к активному усвоению художественного опыта.

 Развитие общей  ручной  умелости .

 -  Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.

  - Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.

 -  Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

 -  Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Диагностика

      К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

       Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают  работы домой.

        Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

 

Учебный план

Название раздела

Кол-во часов

теория

практика

Осенняя тематика (рисование пальчиком) «Любит осень детвора»

1 час

(30мин.)

8 часов

Осенняя тематика (рисование штампом, ладошкой, одноразовой вилочкой) «Здравствуй осень золотая»

2 часа

7 часов

Разносторонняя тематика (рисование ладошкой, тычками пушистой кисточкой, пальчиком) «Осень славная»

1 час

8 часов

Зимняя тематика (рисование тычками пушистой кисточкой, мятой бумагой, ладошкой, пальчиком, манной крупой) «Здравствуй гостья зима»

2 часа

6 часов

Зимняя тематика (рисование ладошкой, восковой свечой, пальчиком, тычком полусухой жесткой кистью) «Зима – пара чудес»

1 час

6часов

Разносторонняя тематика (рисование ладошкой, ватными палочками, печатание, пальчиком, кулачкой) «Зимние фантазии»

1час

7 часов

Весенняя тематика (рисование ладошкой, коктейльными трубочками, пальчиком, ватными палочками) «В гости к нам Весна пришла»

1 час

7 часов

Весенняя тематика (рисование ватными палочками, одноразовой вилочкой, отпечатыванием крышкой, пальчиком, кисточкой трафаретом) «Весенние этюды»

2 часа

7 часов

Разносторонняя тематика (рисование кисточкой, восковыми мелками, ватными палочками, по мокрому с отражением, пальчиком, монотопия) «Весенний серпантин»

1 час

6 часов

Календарный учебный график

Дата проведения занятия

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Форма контроля

04.09.2018

Знакомство с бумагой и карандашом

Беседа

1

06.09.2018

«Падают, падают листья»

Игровая

1

Выставка

11.09.2018

«Злая тучка»

Практическая

1

Выставка

13.09.2018

«Мой любимый дождик»

Игровая

1

Выставка

18.09.2018

«Украсим платочек»

Комбинированная

1

Выставка

20.09

«Ягодки красные и синие»

Практическая

1

Выставка

25.09.2018

«Разноцветные клубочки»

Игровая

1

27.09.2018

«Ветка винограда»

Комбинированная

1

Выставка

02.10.2018

«Веточка рябины»

Игровая

1

Выставка

04.10.2018

«Мухомор»

Беседа

1

09.10.2018

«Зернышки для птички»

Комбинированная

1

Выставка

11.10.2018

«Бусы для мамочки»

Практическая

1

Выставка

16.10.2018

«Птичка»

Игровая

1

Выставка

18.10.2018

«Осенние листочки»

Комбинированная

1

Выставка

23.10.2018

«Ежик»

Практическая

1

Выставка

25.10.2018

«По небу тучи бежали»

Комбинированная

1

Выставка

30.10.2018

«Светлячок»

Игровая

1

Выставка

01.11.2018

«Дружные ладошки»

Практическая

1

Выставка

06.11.2018

«Шубка для зайчика

Игровая

1

Выставка

08.11.2018

«Петушок»

Игровая

1

Выставка

13.11.2018

«Цыплята»

Игровая

1

Выставка

15.11.2018

«Золотая рыбка»

Игровая

1

Выставка

20.11.2018

«Рисуем что хотим»

Практическая

1

22.11.2018

«Веточка рябины»

Практическая

1

Выставка

27.11.2018

«Грибок»

Практическая

1

Выставка

29.11.2018

«Град, град»

Практическая

1

Выставка

04.12.2018

«Белый снег пушистый»

Практическая

1

Выставка

06.12.2018

«Заснеженные деревья»

Практическая

1

Выставка

11.12.2018

«Рябина для снегиря»

Практическая

1

Выставка

13.12.2018

«Елочка- красавица»

Практическая

1

Выставка

18.12.2018

«Елочная игрушка»

Практическая

1

Конкурс

20.12.2018

«Снег – снежок»

Игровая

1

Выставка

25.12.2018

«Снежинка»

Игровая

1

Выставка

27.12.2018

«Украсим новогоднюю елочку»

Комбинированная

1

Выставка

10.01.2019

«Снегирь и синичка»

Практическая

1

Выставка

15.01.2019

«Зимние фантазии»

Беседа

1

17.01.2019

«Рыбки в аквариуме»

Практическая

1

Выставка

22.01.2019

«Друзья для осьминожки»

Игровая

1

Выставка

24.01.2019

«Овечка»

Практическая

1

Выставка

29.01.2019

«Дружные снеговики»

Комбинированная

1

Выставка

31.01.2019

«Зимний пейзаж»

Комбинированная

1

Выставка

05.02.2019

«Кораблик для папы»

Практическая

1

Подарок

07.02.2019

«Петушок – золотой гребешок»

Практическая

1

Выставка

12.02.2019

«Мои рукавички»

Игровая

1

Выставка

14.02.2019

«Вот какие у нас сосульки»

Практическая

1

Выставка

19.02.2019

«Нарядные матрешки»

Комбинированная

1

Выставка

21.02.2019

«Ракета»

Практическая

1

Выставка

26.02.2019

«Автомобиль для папы»

Комбинированная

1

Выставка

28.02.2019

«Танк»

Практическая

1

Выставка

05.03.2019

«Тюльпан для мамы»

Практическая

1

Подарок

07.03.2019

«Чудесные цветочки»

Практическая

1

Выставка

12.03.2019

«Лебедь»

Игровая

1

Выставка

14.03.2019

«Смотрит солнышко в окошко»

Игровая

1

Выставка

19.03.2019

«Веточка мимозы»

Практическая

1

Выставка

21.03.2019

«Солнышко лучистое»

Игровая

1

Выставка

26.03.2019

«Цветные зонтики»

Комбинированная

1

Выставка

28.03.2019

«Жар – птица»

Комбинированная

1

Выставка

02.04.2019

«Весенний дождик»

Игровая

1

Выставка

04.04.2019

«Веселый ежик с яблоком»

Практическая

1

Выставка

09.04.2019

«Бусы для Танюши»

Практическая

1

Выставка

11.04.2019

«Шляпа фокусника»

Комбинированная

1

Выставка

16.04.2019

«На деревьях распускаются листочки»

Практическая

1

Выставка

18.04.2019

«Расписные ткани»

Комбинированная

1

Выставка

23.04.2019

«Весеннее небо»

Практическая

1

Выставка

25.04.2019

«Вкусное яблоко»

Практическая

1

Выставка

30.04.2019

«Букет к 9 мая»

Практическая

1

Выставка

07.05.2019

«Букет к 9 мая»

Практическая

1

Выставка

14.05.2019

«Праздничный салют»

Практическая

1

Выставка

16.05.2019

«Расцвели одуванчики»

Игровая

1

Выставка

21.05.2019

«Деревья смотрят в озеро»

Комбинированная

1

Выставка

23.05.2019

«Божья коровка»

Практическая

1

Выставка

28.05.2019

«Звездное небо»

Игровая

1

Выставка

30.05.2019

«Цветочная полянка»

Игровая

1

Конкурс

Содержание  учебного плана

       

       Сентябрь

       Занятие № 1. Беседа. «Знакомство с карандашами и бумагой».

 Дети на занятии  учатся правильно держать карандаш в руке, проводить прямые линии, выполнять движения по заданию, бережно относиться к материалам.

Занятие №2. Рисование пальчиками «Падают, падают листья». познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками", познакомить детей с красками; развивать чувство цвета и ритма.

Занятие №3. Рисование пальчиками «Злая тучка». Знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование пальцами); познакомить детей с краской синего цвета

Занятие №4. Рисование ватными палочками «Мой любимый дождик». Формировать познавательную активность детей; учить рисовать ватными палочками

Занятие №5. «Украсим платочек» Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиком. Учить располагать рисунок в пределах обозначенных границ.

Занятие №6. Рисование пальчиком «Ягодки красные и синие». На занятии дети продолжают учиться рисовать пальчиком.

Занятие №7. Рисование карандашами «Разноцветные клубочки».

  Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, закреплять умение правильно держать его, использовать в работе карандаши разного цвета.

Занятие №8. Рисование пальчиком «Ветка винограда». Развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук, закрепить рисование пальчиком.

Октябрь.

Занятие №9. Рисование пальчиками «Веточка винограда». Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Совершенствовать умение работать аккуратно.

Занятие №10. Рисование пальчиками и одноразовой вилочкой «Мухомор». Познакомить детей с техникой рисования пальчиками и одноразовыми вилочками; воспитание у детей интереса к природе; создавать условия для развития творческих способностей; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

Занятие №11. Рисование ладошкой и ватными палочками «Зёрнышки для птички».  Учить детей ладошкой отображать образ птички, а ватными палочками дорисовывать корм птичке.                                                                              

Занятие №12. Рисование пальчиком «Бусы для мамочки». Дети продолжают рисовать пальчиком, учатся наносить рисунок по всей  поверхности бумаги, выполнять действия по инструкции воспитателя.

 

 Занятие №13. Рисование ладошкой «Птичка». Учить оставлять отпечаток своей ладошки без большого пальчика. Дорисовывать изображение.

       

Занятие №14 Рисование штампами из поролона: «Осенние листочки». Дети знакомятся с новой техникой рисования, учатся оставлять штампы из поролона на листочках.

Занятие №15. Рисование одно разовыми вилочками «Ёжик». Дети знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой рисования одноразовыми вилочками, учатся наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность ёжика..

Занятие №16. Рисование кисточкой «По небу тучи бежали». Рисование ватными палочками. Закрепить умение рисовать прямые вертикальные линии- рисовать дождик.

                                                                                                                               

Занятие №17 « Светлячок». Познакомить детей с явлением контраста. Учить рисовать светлячка белой или жёлтой краской на бумаге чёрного цвета Развивать воображение.

         

Ноябрь.

Занятие №18 «Дружные ладошки». Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать оттиск. Разгибать умение складывать лист пополам по намеченному сгибу.

Занятие №19. «Шубка для зайчика». Рисование методом тычка жёсткой кисти. Закрепить умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете.

Занятие №20. «Петушок». Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения, развивать мелкую моторику рук.

Занятие №21»Цыплята».Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать  недостающие детали у цыплят. Развивать мелкую моторику рук.

 

Занятие№22 «Золотая рыбка».  Печать ладошками. Воспитывать интерес к рисованию, желание изображать объект, дополнять рисунок мелкими деталями (камушки, водоросли).    

Занятие №23. «Рисуем что хотим». Развивать самостоятельность в выборе темы, способа и объекта изображения.

Занятие №24. «Веточка рябины». Рисование пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах природы в изобразительной деятельности.

Занятие№25. «Грибок». Формировать умение изображать грибы с помощью трафарета методом печатанья. Закреплять навыки рисования вертикальных мазков для изображения травы. Воспитывать любознательность, интерес к рисованию , развивать мелкую моторику.

Занятие №26. «Град, град». Рисование ватными палочками. Учить детей изображать тучу и град ватными палочками с изменением цвета и частоты размещения пятен( пятнышки на туче- близко друг к другу, град на небе- более редко, с просветами).

 Декабрь.

Занятие №27. « Белый снег пушистый». Познакомить с новой техникой –рисование манной крупой. Воспитывать аккуратность в работе.

Занятие №28 « Заснеженные деревья». Учить отпечатком ладошки рисовать крону дерева, из газеты скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитывать аккуратность в работе.

Занятие №29 « Рябина для снегиря». Продолжать учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать недостающие детали у снегиря, пальчиками рисовать ягодки рябины. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Занятие №30.  «Ёлочка- красавица».         

 Рисование пальчиками и полусухой жёсткой кистью .Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Занятие №31. «Ёлочная игрушка». Продолжать знакомить детей нетрадиционной техникой рисования- рисование крупами., Учить создавать изображение с помощью крупы, побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества.

Занятие №32. «Снег- снежок». Рисование пенопластом ( по клею).Познакомить с техникой изображения путём хаотичного наклеивания. Воспитывать терпение, умение договариваться, работать в коллективе.

Занятие № 33 «Снежинка». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- рисование крупами, учить создавать изображение с помощью крупы, побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества.

Занятие № 34 «Украсим новогоднюю ёлочку». Рисование игрушек с помощью трафарета и штампов, уточнять и закреплять знание цветов и форм, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать творческую активность, цветное восприятие.

Январь.

Занятие №35. «Снегирь и синичка». Рисование ладошкой. Развивать восприятие, воображение и память, воспитывать бережное отношение к птицам.

Занятие №36. « Зимние фантазии» .Рисование восковой свечой. Развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность, развивать умение замечать красоту природы.

Занятие №37. « Рыбки в аквариуме». Рисование ладошкой. Упражнять детей в технике работы с гуашью, продолжать учить рисовать нестандартной техникой, развивать эстетическое восприятие.

Занятие №38. «Друзья для осминожки». Рисование ладошкой. Познакомить детей с обитателями подводного мира, Превратить рисование в игру и зарядить детей положительными эмоциями. Воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук.          

Занятие№39. «Овечка». Рисование пальчиком. Закреплять умение детей наносить ритмичные мазки указательным пальчиком. Учить соблюдать границы изображения. Стимулировать желание закончить рисунок, дополнив его деталями.

Занятие №40. «Дружные снеговики». Рисование ладошками. Закрепить умение наносить краску на ладошку и делать чёткий отпечаток. Стимулировать желание довести рисунок до конца, Развивать фантазию , воображение, речь.

Занятие№41. «Зимний пейзаж». Кляксография, выдувание. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа, продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Февраль.

Занятие №42. « Кораблик для папы». Рисование ладошкой. Продолжать учить детей рисовать с помощью пальчиков, развивать воображение, самостоятельность, закреплять знание основных цветов, развивать эмоциональность- умение радоваться результату.

Занятие №43. «Петушок золотой гребешок». Рисование ладошкой. Развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук.

Занятие №44. «Мои рукавички».  Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. 

Занятие №45. « Вот какие у нас сосульки». Учить проводить вертикальные линии разной длины. Продолжать формировать умение рисовать кистью гуашевыми красками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к природе, вызывать желание передавать свои впечатления .

             

Занятие№46. «Нарядные матрёшки». Печатания. Закреплять умение украшать простые по форме предметы. Воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук.          

Занятие№47. «Ракета». Рисование ладошками. Учить дорисовывать недостающие предметы, воспитывать аккуратность в работе.

Занятие№48. «Автомобиль для папы». Рисование Ватными палочками. Вызвать интерес к подарку для папы.

Занятие№49. «Танк». Рисуем кулачком. Учить детей изображать рисунок отпечатыванием кулачка, учить дорисовывать недостающие детали танка, развитие мелкой моторики

 Март.

Занятие №50. «Тюльпаны для мамы». Рисование манной крупой. Изготовление открытки в технике рисования манной крупой, развивать творческое воображение. Фантазию, аккуратность, продолжать учить работать с клеем, с манной крупой.

.

Занятие №51. «Чудесные цветочки». Рисование коктейльными трубочками. Познакомить детей с рисованием –коктейльными трубочками, развивать образное мышление, воображение, интерес к творческой работе.

 

Занятие №52. «Лебедь». Рисование ладошкой. Закреплять приём рисования ладошкой, развивать самостоятельность, воображение, творческую активность у дошкольников, воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

                                                                                                                               

Занятие №53. «Смотрит солнышко в окошко». Рисование пальчиками. Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца, научить создавать образ солнца с помощью рисования пальчиком, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.             

Занятие№54. «Веточка мимозы». Рисование ватными палочками. Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности, закреплять знания и представления о цвете- жёлтый, форме- круглый.

Занятие№55. «Солнышко лучистое». Рисование ладошками. Добавлять детали (глаза, нос, щечки. рот), изображать лучики солнышка, развивать наглядно-образное мышление, чувство цвета, формы.

Занятие№56. «Цветные зонтики». Рисование ватными палочками. Учить рисовать узор на полукруге, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.             

Занятие№57. «Жар-птица». Рисование пальчиками (коллективная работа) .Вызвать яркий эмоциональный отклик. развивать образное мышление, воображение, интерес к творческой работе.

Апрель.

Занятие№58.   «Весенний дождик». Рисование ватными палочками. Формировать познавательную активность детей. Развивать фантазию, воображение, речь.

Занятие№59. «Весёлый ёжик с яблоком». Рисование одноразовыми вилочками. Учить дополнять изображение деталями. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость.

Занятие №60. «Бусы для Танюши». Рисование пальчиком. Учить рисовать точки (бусинки) друг за другом на ниточке, используя яркие краски, создать радостное настроение.

Занятие №61. «Шляпа фокусника». Рисование кисточкой. Учить детей рисовать фантазийные образы. (коллективная работа).

Занятие №62. «На деревьях распускаются листочки». Рисование ватными палочками. Учить детей рисовать листочки, умение размещать свою композицию на листе, аккуратность и старание в работе.

         

 Занятие№63 «Расписные ткани». Рисуем трафаретом-учить детей рисовать по замыслу, развивать эмоциональность- умение радоваться результату, развивать моторику рук,

Занятие№64. «Весеннее небо». Рисуем кисточкой и красками. Учить детей изображать рисунок, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.           

Занятие№65. «Вкусное яблоко». Рисуем трафаретом (половинкой яблока), учить детей работать с трафаретом, воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук.          

Занятие№66. «Букет к 9 мая». Рисование кисточкой и красками. Учить детей составлять букет из разных цветов, умение размещать свою композицию на листе, аккуратность и старание в работе.

Май

Занятие№67 «Букет е 9 мая» (продолжение). Рисование кисточкой и красками. Учить детей составлять букет из разных цветов, умение размещать свою композицию на листе, аккуратность и старание в работе. Учить детей рассматривать рисунки, упражнять в выборе понравившихся рисунков.

Занятие№68. «Праздничный салют». Рисование восковыми карандашами. Учить детей передавать впечатление о праздничном салюте, рисовать различные виды салюта, восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в чёрном небе, воспитывать аккуратность, зрительную память, и зрительное внимание.

Занятие№69. «Расцвели одуванчики». Метод тычка. Закрепить умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Занятие №70. «Деревья смотрят в озеро». Рисование по мокрому с отражением. Учить детей изображать рисунок, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.           

Занятие №71. «Божья коровка». Рисование кисточкой и ватными палочками. Учить детей рисовать яркие выразительные образы насекомых, Показать возможность создания композиции на основе зелёного листочка, Вырезанного воспитателем из бумаги. Развивать чувство формы и цвета.

Занятие №72. «Звездное небо». Печать поролоном по трафарету, набрызг. Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Занятие №73. «Цветочная поляна». Техника рисования монотопия. Учить рисовать цветочную полянку на полиэтиленовом пакете, затем отпечатывать рисунок на лист бумаги, воспитывать аккуратность в работе. «Конкурс рисунков детей. Дети учатся рассматривать рисунки, упражняются в выборе понравившихся рисунков.    

Методическое обеспечение программы:

«Цветные ладошки»

 

Методическая литература:

  • Программой  художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» Н.В.Дубровской. СПб.: Детство-Пресс, 2010;
  • Ирина Лыкова. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008;
  • И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009;
  • Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные    техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.;

Картотеки:

  • Картотека пальчиковых игр;
  • Картотека дидактических игр по ИЗО;
  • Наглядные материалы по ИЗО.

                                               

                                                                                             

                     Список литературы.

  1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
  2. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: Карапуз – дидактика. Москва 2007, ТЦ Сфера
  3. Т.В. Королева Занятия по рисованию с детьми ТЦ Сфера Москва 2010г.
  4. Т.С. Комарова Развитие художественных способностей дошкольников Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014г.
  5. Т.Н. Доронова Природа, Искусство и изобразительная деятельность детей Москва «Просвещение»
  6. Г.И. Винникова. Занятия с детьми ТЦ Сфера. 2009г.
  7. Д.Н. Колдина. Рисование с детьми. Мозаика – Синтез. 2015г.
  8. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012г.
  9. А.А. Фатеева Академия развития 2006. «Рисуем без кисточки»
  10.  Н.В. Дубровская «детство – пресс»2004г. «Яркие ладошки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге «Познавательное развитие»

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге "Познавательное развитие""Занимательная математика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...