РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
рабочая программа (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvenye_ladoshki.doc | 477 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г.Велижа
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПРИКАЗОМ №45. ОТ 31.08.2022.
ПРОТОКОЛ № 1 ОТ 31 .08 .2022. ПО МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5
«ТЕРЕМОК» Г.ВЕЛИЖА
ЗАВЕДУЮЩИЙ ____________Н.Л.Горыня
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Шурова Валентина Александровна
2022
Содержание:
1. | Пояснительная записка………………………………………………….. | 3 |
2. | Учебный план……………………………………………………………... | 11 |
3. | Календарный учебный график………………………………………….. | 12 |
4. | Содержание учебного плана……………………………………………... | 16 |
5. | Методическое обеспечение программы………………………………... | 25 |
6. | Список литературы……………………………………………………….. | 26 |
Пояснительная записка
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «Цветные ладошки» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная мной программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по изодеятельности.
Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Разработанная программа развития творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на один год обучения и представляет собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования, для детей дошкольного возраста.
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно - творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Цветные ладошки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа знакомит ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериалов опирается на принципы построения общей дидактики:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
-Принцип развивающего характера художественного образования.
-Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
-Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Развивать художественно – творческие способности детей.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка)
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
-Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих .
Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Программа ориентирована на детей 4лет.
Количество детей в группе 20человек.
Срок реализации программы – 1 год.
Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.
Количество занятий в неделю 2, в месяц 7-9 занятий. В год проводится 73 занятий. Длительность занятия : 30 мин.
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Направления работы:
1. Знакомство детей с многообразием нетрадиционных техник рисования.
2. Самостоятельная продуктивная деятельность (Нетрадиционное рисование).
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по нетрадиционным техникам рисования проводиться, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и овладения им нетрадиционными техниками. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие художественно - творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Содержание программы :
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и тп.
Этапы работы:
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Средства: - совместная деятельность воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- предметно-развивающая среда.
В программе используются различные методы и приемы:
одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение);
жест руки.
Структура занятий программы :
- Мотивация детей.
Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Педагог выступает в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения
данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает детей через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании, дизайн-творчестве.
- Выставка - презентация детских работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги.
- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам ;
- Демонстрационного наглядного материала .
Ожидаемый результат:
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности .
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Развитие креативновности.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Развитие общей ручной умелости .
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.
Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
Учебный план
Название раздела | Кол-во часов | |
теория | практика | |
Осенняя тематика (рисование пальчиком) «Любит осень детвора» | 1 час (30мин.) | 8 часов |
Осенняя тематика (рисование штампом, ладошкой, одноразовой вилочкой) «Здравствуй осень золотая» | 2 часа | 7 часов |
Разносторонняя тематика (рисование ладошкой, тычками пушистой кисточкой, пальчиком) «Осень славная» | 1 час | 8 часов |
Зимняя тематика (рисование тычками пушистой кисточкой, мятой бумагой, ладошкой, пальчиком, манной крупой) «Здравствуй гостья зима» | 2 часа | 6 часов |
Зимняя тематика (рисование ладошкой, восковой свечой, пальчиком, тычком полусухой жесткой кистью) «Зима – пара чудес» | 1 час | 6часов |
Разносторонняя тематика (рисование ладошкой, ватными палочками, печатание, пальчиком, кулачкой) «Зимние фантазии» | 1час | 7 часов |
Весенняя тематика (рисование ладошкой, коктейльными трубочками, пальчиком, ватными палочками) «В гости к нам Весна пришла» | 1 час | 7 часов |
Весенняя тематика (рисование ватными палочками, одноразовой вилочкой, отпечатыванием крышкой, пальчиком, кисточкой трафаретом) «Весенние этюды» | 2 часа | 7 часов |
Разносторонняя тематика (рисование кисточкой, восковыми мелками, ватными палочками, по мокрому с отражением, пальчиком, монотопия) «Весенний серпантин» | 1 час | 6 часов |
Календарный учебный график
№ | Дата проведения занятия | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
04.09.2018 | Знакомство с бумагой и карандашом | Беседа | 1 | ||
06.09.2018 | «Падают, падают листья» | Игровая | 1 | Выставка | |
11.09.2018 | «Злая тучка» | Практическая | 1 | Выставка | |
13.09.2018 | «Мой любимый дождик» | Игровая | 1 | Выставка | |
18.09.2018 | «Украсим платочек» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
20.09 | «Ягодки красные и синие» | Практическая | 1 | Выставка | |
25.09.2018 | «Разноцветные клубочки» | Игровая | 1 | ||
27.09.2018 | «Ветка винограда» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
02.10.2018 | «Веточка рябины» | Игровая | 1 | Выставка | |
04.10.2018 | «Мухомор» | Беседа | 1 | ||
09.10.2018 | «Зернышки для птички» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
11.10.2018 | «Бусы для мамочки» | Практическая | 1 | Выставка | |
16.10.2018 | «Птичка» | Игровая | 1 | Выставка | |
18.10.2018 | «Осенние листочки» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
23.10.2018 | «Ежик» | Практическая | 1 | Выставка | |
25.10.2018 | «По небу тучи бежали» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
30.10.2018 | «Светлячок» | Игровая | 1 | Выставка | |
01.11.2018 | «Дружные ладошки» | Практическая | 1 | Выставка | |
06.11.2018 | «Шубка для зайчика | Игровая | 1 | Выставка | |
08.11.2018 | «Петушок» | Игровая | 1 | Выставка | |
13.11.2018 | «Цыплята» | Игровая | 1 | Выставка | |
15.11.2018 | «Золотая рыбка» | Игровая | 1 | Выставка | |
20.11.2018 | «Рисуем что хотим» | Практическая | 1 | ||
22.11.2018 | «Веточка рябины» | Практическая | 1 | Выставка | |
27.11.2018 | «Грибок» | Практическая | 1 | Выставка | |
29.11.2018 | «Град, град» | Практическая | 1 | Выставка | |
04.12.2018 | «Белый снег пушистый» | Практическая | 1 | Выставка | |
06.12.2018 | «Заснеженные деревья» | Практическая | 1 | Выставка | |
11.12.2018 | «Рябина для снегиря» | Практическая | 1 | Выставка | |
13.12.2018 | «Елочка- красавица» | Практическая | 1 | Выставка | |
18.12.2018 | «Елочная игрушка» | Практическая | 1 | Конкурс | |
20.12.2018 | «Снег – снежок» | Игровая | 1 | Выставка | |
25.12.2018 | «Снежинка» | Игровая | 1 | Выставка | |
27.12.2018 | «Украсим новогоднюю елочку» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
10.01.2019 | «Снегирь и синичка» | Практическая | 1 | Выставка | |
15.01.2019 | «Зимние фантазии» | Беседа | 1 | ||
17.01.2019 | «Рыбки в аквариуме» | Практическая | 1 | Выставка | |
22.01.2019 | «Друзья для осьминожки» | Игровая | 1 | Выставка | |
24.01.2019 | «Овечка» | Практическая | 1 | Выставка | |
29.01.2019 | «Дружные снеговики» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
31.01.2019 | «Зимний пейзаж» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
05.02.2019 | «Кораблик для папы» | Практическая | 1 | Подарок | |
07.02.2019 | «Петушок – золотой гребешок» | Практическая | 1 | Выставка | |
12.02.2019 | «Мои рукавички» | Игровая | 1 | Выставка | |
14.02.2019 | «Вот какие у нас сосульки» | Практическая | 1 | Выставка | |
19.02.2019 | «Нарядные матрешки» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
21.02.2019 | «Ракета» | Практическая | 1 | Выставка | |
26.02.2019 | «Автомобиль для папы» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
28.02.2019 | «Танк» | Практическая | 1 | Выставка | |
05.03.2019 | «Тюльпан для мамы» | Практическая | 1 | Подарок | |
07.03.2019 | «Чудесные цветочки» | Практическая | 1 | Выставка | |
12.03.2019 | «Лебедь» | Игровая | 1 | Выставка | |
14.03.2019 | «Смотрит солнышко в окошко» | Игровая | 1 | Выставка | |
19.03.2019 | «Веточка мимозы» | Практическая | 1 | Выставка | |
21.03.2019 | «Солнышко лучистое» | Игровая | 1 | Выставка | |
26.03.2019 | «Цветные зонтики» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
28.03.2019 | «Жар – птица» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
02.04.2019 | «Весенний дождик» | Игровая | 1 | Выставка | |
04.04.2019 | «Веселый ежик с яблоком» | Практическая | 1 | Выставка | |
09.04.2019 | «Бусы для Танюши» | Практическая | 1 | Выставка | |
11.04.2019 | «Шляпа фокусника» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
16.04.2019 | «На деревьях распускаются листочки» | Практическая | 1 | Выставка | |
18.04.2019 | «Расписные ткани» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
23.04.2019 | «Весеннее небо» | Практическая | 1 | Выставка | |
25.04.2019 | «Вкусное яблоко» | Практическая | 1 | Выставка | |
30.04.2019 | «Букет к 9 мая» | Практическая | 1 | Выставка | |
07.05.2019 | «Букет к 9 мая» | Практическая | 1 | Выставка | |
14.05.2019 | «Праздничный салют» | Практическая | 1 | Выставка | |
16.05.2019 | «Расцвели одуванчики» | Игровая | 1 | Выставка | |
21.05.2019 | «Деревья смотрят в озеро» | Комбинированная | 1 | Выставка | |
23.05.2019 | «Божья коровка» | Практическая | 1 | Выставка | |
28.05.2019 | «Звездное небо» | Игровая | 1 | Выставка | |
30.05.2019 | «Цветочная полянка» | Игровая | 1 | Конкурс |
Содержание учебного плана
Сентябрь
Занятие № 1. Беседа. «Знакомство с карандашами и бумагой».
Дети на занятии учатся правильно держать карандаш в руке, проводить прямые линии, выполнять движения по заданию, бережно относиться к материалам.
Занятие №2. Рисование пальчиками «Падают, падают листья». познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками", познакомить детей с красками; развивать чувство цвета и ритма.
Занятие №3. Рисование пальчиками «Злая тучка». Знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование пальцами); познакомить детей с краской синего цвета
Занятие №4. Рисование ватными палочками «Мой любимый дождик». Формировать познавательную активность детей; учить рисовать ватными палочками
Занятие №5. «Украсим платочек» Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиком. Учить располагать рисунок в пределах обозначенных границ.
Занятие №6. Рисование пальчиком «Ягодки красные и синие». На занятии дети продолжают учиться рисовать пальчиком.
Занятие №7. Рисование карандашами «Разноцветные клубочки».
Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, закреплять умение правильно держать его, использовать в работе карандаши разного цвета.
Занятие №8. Рисование пальчиком «Ветка винограда». Развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук, закрепить рисование пальчиком.
Октябрь.
Занятие №9. Рисование пальчиками «Веточка винограда». Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Совершенствовать умение работать аккуратно.
Занятие №10. Рисование пальчиками и одноразовой вилочкой «Мухомор». Познакомить детей с техникой рисования пальчиками и одноразовыми вилочками; воспитание у детей интереса к природе; создавать условия для развития творческих способностей; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.
Занятие №11. Рисование ладошкой и ватными палочками «Зёрнышки для птички». Учить детей ладошкой отображать образ птички, а ватными палочками дорисовывать корм птичке.
Занятие №12. Рисование пальчиком «Бусы для мамочки». Дети продолжают рисовать пальчиком, учатся наносить рисунок по всей поверхности бумаги, выполнять действия по инструкции воспитателя.
Занятие №13. Рисование ладошкой «Птичка». Учить оставлять отпечаток своей ладошки без большого пальчика. Дорисовывать изображение.
Занятие №14 Рисование штампами из поролона: «Осенние листочки». Дети знакомятся с новой техникой рисования, учатся оставлять штампы из поролона на листочках.
Занятие №15. Рисование одно разовыми вилочками «Ёжик». Дети знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой рисования одноразовыми вилочками, учатся наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность ёжика..
Занятие №16. Рисование кисточкой «По небу тучи бежали». Рисование ватными палочками. Закрепить умение рисовать прямые вертикальные линии- рисовать дождик.
Занятие №17 « Светлячок». Познакомить детей с явлением контраста. Учить рисовать светлячка белой или жёлтой краской на бумаге чёрного цвета Развивать воображение.
Ноябрь.
Занятие №18 «Дружные ладошки». Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать оттиск. Разгибать умение складывать лист пополам по намеченному сгибу.
Занятие №19. «Шубка для зайчика». Рисование методом тычка жёсткой кисти. Закрепить умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете.
Занятие №20. «Петушок». Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения, развивать мелкую моторику рук.
Занятие №21»Цыплята».Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать недостающие детали у цыплят. Развивать мелкую моторику рук.
Занятие№22 «Золотая рыбка». Печать ладошками. Воспитывать интерес к рисованию, желание изображать объект, дополнять рисунок мелкими деталями (камушки, водоросли).
Занятие №23. «Рисуем что хотим». Развивать самостоятельность в выборе темы, способа и объекта изображения.
Занятие №24. «Веточка рябины». Рисование пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах природы в изобразительной деятельности.
Занятие№25. «Грибок». Формировать умение изображать грибы с помощью трафарета методом печатанья. Закреплять навыки рисования вертикальных мазков для изображения травы. Воспитывать любознательность, интерес к рисованию , развивать мелкую моторику.
Занятие №26. «Град, град». Рисование ватными палочками. Учить детей изображать тучу и град ватными палочками с изменением цвета и частоты размещения пятен( пятнышки на туче- близко друг к другу, град на небе- более редко, с просветами).
Декабрь.
Занятие №27. « Белый снег пушистый». Познакомить с новой техникой –рисование манной крупой. Воспитывать аккуратность в работе.
Занятие №28 « Заснеженные деревья». Учить отпечатком ладошки рисовать крону дерева, из газеты скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитывать аккуратность в работе.
Занятие №29 « Рябина для снегиря». Продолжать учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать недостающие детали у снегиря, пальчиками рисовать ягодки рябины. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Занятие №30. «Ёлочка- красавица».
Рисование пальчиками и полусухой жёсткой кистью .Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.
Занятие №31. «Ёлочная игрушка». Продолжать знакомить детей нетрадиционной техникой рисования- рисование крупами., Учить создавать изображение с помощью крупы, побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества.
Занятие №32. «Снег- снежок». Рисование пенопластом ( по клею).Познакомить с техникой изображения путём хаотичного наклеивания. Воспитывать терпение, умение договариваться, работать в коллективе.
Занятие № 33 «Снежинка». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- рисование крупами, учить создавать изображение с помощью крупы, побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества.
Занятие № 34 «Украсим новогоднюю ёлочку». Рисование игрушек с помощью трафарета и штампов, уточнять и закреплять знание цветов и форм, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать творческую активность, цветное восприятие.
Январь.
Занятие №35. «Снегирь и синичка». Рисование ладошкой. Развивать восприятие, воображение и память, воспитывать бережное отношение к птицам.
Занятие №36. « Зимние фантазии» .Рисование восковой свечой. Развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность, развивать умение замечать красоту природы.
Занятие №37. « Рыбки в аквариуме». Рисование ладошкой. Упражнять детей в технике работы с гуашью, продолжать учить рисовать нестандартной техникой, развивать эстетическое восприятие.
Занятие №38. «Друзья для осминожки». Рисование ладошкой. Познакомить детей с обитателями подводного мира, Превратить рисование в игру и зарядить детей положительными эмоциями. Воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук.
Занятие№39. «Овечка». Рисование пальчиком. Закреплять умение детей наносить ритмичные мазки указательным пальчиком. Учить соблюдать границы изображения. Стимулировать желание закончить рисунок, дополнив его деталями.
Занятие №40. «Дружные снеговики». Рисование ладошками. Закрепить умение наносить краску на ладошку и делать чёткий отпечаток. Стимулировать желание довести рисунок до конца, Развивать фантазию , воображение, речь.
Занятие№41. «Зимний пейзаж». Кляксография, выдувание. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа, продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.
Февраль.
Занятие №42. « Кораблик для папы». Рисование ладошкой. Продолжать учить детей рисовать с помощью пальчиков, развивать воображение, самостоятельность, закреплять знание основных цветов, развивать эмоциональность- умение радоваться результату.
Занятие №43. «Петушок золотой гребешок». Рисование ладошкой. Развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук.
Занятие №44. «Мои рукавички». Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Занятие №45. « Вот какие у нас сосульки». Учить проводить вертикальные линии разной длины. Продолжать формировать умение рисовать кистью гуашевыми красками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к природе, вызывать желание передавать свои впечатления .
Занятие№46. «Нарядные матрёшки». Печатания. Закреплять умение украшать простые по форме предметы. Воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук.
Занятие№47. «Ракета». Рисование ладошками. Учить дорисовывать недостающие предметы, воспитывать аккуратность в работе.
Занятие№48. «Автомобиль для папы». Рисование Ватными палочками. Вызвать интерес к подарку для папы.
Занятие№49. «Танк». Рисуем кулачком. Учить детей изображать рисунок отпечатыванием кулачка, учить дорисовывать недостающие детали танка, развитие мелкой моторики
Март.
Занятие №50. «Тюльпаны для мамы». Рисование манной крупой. Изготовление открытки в технике рисования манной крупой, развивать творческое воображение. Фантазию, аккуратность, продолжать учить работать с клеем, с манной крупой.
.
Занятие №51. «Чудесные цветочки». Рисование коктейльными трубочками. Познакомить детей с рисованием –коктейльными трубочками, развивать образное мышление, воображение, интерес к творческой работе.
Занятие №52. «Лебедь». Рисование ладошкой. Закреплять приём рисования ладошкой, развивать самостоятельность, воображение, творческую активность у дошкольников, воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
Занятие №53. «Смотрит солнышко в окошко». Рисование пальчиками. Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца, научить создавать образ солнца с помощью рисования пальчиком, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.
Занятие№54. «Веточка мимозы». Рисование ватными палочками. Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности, закреплять знания и представления о цвете- жёлтый, форме- круглый.
Занятие№55. «Солнышко лучистое». Рисование ладошками. Добавлять детали (глаза, нос, щечки. рот), изображать лучики солнышка, развивать наглядно-образное мышление, чувство цвета, формы.
Занятие№56. «Цветные зонтики». Рисование ватными палочками. Учить рисовать узор на полукруге, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.
Занятие№57. «Жар-птица». Рисование пальчиками (коллективная работа) .Вызвать яркий эмоциональный отклик. развивать образное мышление, воображение, интерес к творческой работе.
Апрель.
Занятие№58. «Весенний дождик». Рисование ватными палочками. Формировать познавательную активность детей. Развивать фантазию, воображение, речь.
Занятие№59. «Весёлый ёжик с яблоком». Рисование одноразовыми вилочками. Учить дополнять изображение деталями. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость.
Занятие №60. «Бусы для Танюши». Рисование пальчиком. Учить рисовать точки (бусинки) друг за другом на ниточке, используя яркие краски, создать радостное настроение.
Занятие №61. «Шляпа фокусника». Рисование кисточкой. Учить детей рисовать фантазийные образы. (коллективная работа).
Занятие №62. «На деревьях распускаются листочки». Рисование ватными палочками. Учить детей рисовать листочки, умение размещать свою композицию на листе, аккуратность и старание в работе.
Занятие№63 «Расписные ткани». Рисуем трафаретом-учить детей рисовать по замыслу, развивать эмоциональность- умение радоваться результату, развивать моторику рук,
Занятие№64. «Весеннее небо». Рисуем кисточкой и красками. Учить детей изображать рисунок, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.
Занятие№65. «Вкусное яблоко». Рисуем трафаретом (половинкой яблока), учить детей работать с трафаретом, воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук.
Занятие№66. «Букет к 9 мая». Рисование кисточкой и красками. Учить детей составлять букет из разных цветов, умение размещать свою композицию на листе, аккуратность и старание в работе.
Май
Занятие№67 «Букет е 9 мая» (продолжение). Рисование кисточкой и красками. Учить детей составлять букет из разных цветов, умение размещать свою композицию на листе, аккуратность и старание в работе. Учить детей рассматривать рисунки, упражнять в выборе понравившихся рисунков.
Занятие№68. «Праздничный салют». Рисование восковыми карандашами. Учить детей передавать впечатление о праздничном салюте, рисовать различные виды салюта, восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в чёрном небе, воспитывать аккуратность, зрительную память, и зрительное внимание.
Занятие№69. «Расцвели одуванчики». Метод тычка. Закрепить умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.
Занятие №70. «Деревья смотрят в озеро». Рисование по мокрому с отражением. Учить детей изображать рисунок, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.
Занятие №71. «Божья коровка». Рисование кисточкой и ватными палочками. Учить детей рисовать яркие выразительные образы насекомых, Показать возможность создания композиции на основе зелёного листочка, Вырезанного воспитателем из бумаги. Развивать чувство формы и цвета.
Занятие №72. «Звездное небо». Печать поролоном по трафарету, набрызг. Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Занятие №73. «Цветочная поляна». Техника рисования монотопия. Учить рисовать цветочную полянку на полиэтиленовом пакете, затем отпечатывать рисунок на лист бумаги, воспитывать аккуратность в работе. «Конкурс рисунков детей. Дети учатся рассматривать рисунки, упражняются в выборе понравившихся рисунков.
Методическое обеспечение программы:
«Цветные ладошки»
Методическая литература:
- Программой художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» Н.В.Дубровской. СПб.: Детство-Пресс, 2010;
- Ирина Лыкова. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008;
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009;
- Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.;
Картотеки:
- Картотека пальчиковых игр;
- Картотека дидактических игр по ИЗО;
- Наглядные материалы по ИЗО.
Список литературы.
- И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
- И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: Карапуз – дидактика. Москва 2007, ТЦ Сфера
- Т.В. Королева Занятия по рисованию с детьми ТЦ Сфера Москва 2010г.
- Т.С. Комарова Развитие художественных способностей дошкольников Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014г.
- Т.Н. Доронова Природа, Искусство и изобразительная деятельность детей Москва «Просвещение»
- Г.И. Винникова. Занятия с детьми ТЦ Сфера. 2009г.
- Д.Н. Колдина. Рисование с детьми. Мозаика – Синтез. 2015г.
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012г.
- А.А. Фатеева Академия развития 2006. «Рисуем без кисточки»
- Н.В. Дубровская «детство – пресс»2004г. «Яркие ладошки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге «Познавательное развитие»
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге "Познавательное развитие""Занимательная математика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...