Дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка "Домисолька"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: формирование эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Направленность программы: художественно - эстетическая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabelina_s._a.-_programma.docx | 72.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Планета детства»
Принято к утверждению Утверждаю
педагогическим советом Заведующий МАДОУ
Протокол №1 д/с «Планета Детства»
от «31» августа 2016г. ______(Е.А.Павлова)
Приказ № 85
«05 » сентября 2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ДОМИСОЛЬКА» (на 2016-2019 г.)
(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Возраст детей: 4-7 лет.
Срок реализации программы - 3 года
Составитель программы:
Забелина Светлана .Александровна-
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
МАДОУ детский сад «Планета детства»
Тамбовский район
р.п. Новая Ляда, 2016г.
Информационная карта программы
Полное наименование программы | Программа деятельности вокального кружка художественно-эстетического направления «Домисолька» |
Руководитель | Забелина С. А. -музыкальный руководитель МАДОУ детский сад «Планета детства» |
Рецензент | Шепенева Елена Васильевна – старший воспитатель МАДОУ детский сад «Планета детства» |
Организация- исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Планета детства»» |
Адрес | Тамбовская область, Тамбовский район, р. п. Новая Ляда, ул. Школьная, 24. |
ФИО, должность автора | Забелина Светлана Александровна - музыкальный руководитель первой категории |
География программы | МАДОУ детский сад «Планета детства» |
Целевые группы | По данной программе могут заниматься дети 4-7 лет. Наполняемость группы - 12-20 человек |
Цель программы | формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. |
Направленность | Художественно – эстетическая |
Срок реализации | 3 года |
Вид | Адаптированная программа |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Уровень освоения | Общекультурный |
Краткое содержание программы | Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения, развивает творческие способности дошкольников, прививает интерес к вокальному искусству. |
Имеющий опыт реализации программы | Апробирована в МАДОУ детский сад «Планета детства» |
Содержание:
- Пояснительная записка____________________________стр. 5-14
- Учебно-тематический план_________________________стр. 14
- Содержание программы____________________________стр. 14-18
- Перспективный план по взаимодействию с родителями________________________________________стр. 18
- Методическое обеспечение программы_______________стр. 18-19
- Список литературы_________________________________стр. 19-20
Пояснительная записка
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.
Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.
Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции.
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития воспитанников дошкольного возраста, слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Обучение пению детей – одна из труднейших задач музыкального воспитания. Главным условием формирования певческих навыков является развитие основных музыкальных способностей: чувства ладовой устойчивости, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма, - поскольку освоить певческую азбуку без сформированности у ребенка этих музыкальных способностей невозможно даже в том случае, когда у него имеется звонкий голос. Однако звонкий голос еще не показатель музыкальности. Встречаются дети (и взрослые) с очень звонкими голосами и красивыми тембрами звучания, но совершенно не умеющие правильно спеть простую небольшую мелодию.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Направленность программы:
по содержанию – художественно - эстетическая
по функциональному предназначению – дополнительное образование
по форме организации – кружковая
Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»
Новизна программы вокального кружка «Домисолька» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно - ориентированные на игровые технологии.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии воспитанников, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность:
Целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия, терпимости. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Отличительные особенности:
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.
Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи программы:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств.
- Обучить детей вокальным навыкам
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Воспитывать интерес к вокальному искусству.
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей
- Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию
Коррекционные
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
В отличие от существующей программы, данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, от 4-лет. Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением.
Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 1год обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
- пение по нотам
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Организация и проведение занятий вокального кружка «Домисолька»
Программа вокального кружка «Домисолька»» рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте 4 – 7 лет на 3 года обучения. Предполагается 64 занятия в год. Занятия проводятся с октября по май, два раза в неделю во второй половине дня с группой детей 12-20 человек.
Продолжительность занятия 20 – 30 минут.
Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет
На четвертом - пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре 1 октавы – си 1 октавы), дыхание стало более организованным, хотя все еще, довольно поверхностное.
У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).
Главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях.
Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей в МАДОУ правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD - диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Режим реализации программы:
Возрастная группа | Количество занятий | Длитель- ность занятий | Форма организа-ции | Срок реализации | Наполняемость групп | ||
в год | в месяц | в неделю | |||||
Для 4-7 лет | 64 | 8 | 2 | 20-30мин: 20(4-5лет) 25(5-6лет) 30 (6-7 лет) | групповая | 3 года | 12-20чел. |
Состав кружка «Домисолька» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на занятиях.
Формы реализации программы:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму
- пение по нотам
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- тематические развлечения
- мастер-классы с педагогами и родителями
- консультации для родителей и педагогов
- родительские собрания с использованием ИКТ
- публикация информации на сайте МАДОУ
- оформление предметно-пространственной среды
Методы и приемы реализации программы:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Cпособы и средства реализации программы:
- дидактические игры
- физкультминутки и дыхательная гимнастика
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
- просмотр видео и фотоматериалов
- показательные выступления для родителей и воспитанников
- концертные выступления
Целевые ориентиры освоения программы:
Главным результатом реализации программы является овладение детьми навыками вокального пения, а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами музыкального искусства может почти каждый ребёнок.
Ожидаемые результаты:
дети должны знать:
-правила певческой установки;
-строение и гигиену голосового аппарата;
-основные музыкальные понятия ««Forte» и «Piano»;
уметь:
-узнавать знакомые песни;
-различать звуки по высоте (в пределах октавы);
-петь и четко произносить слова;
-узнавать мелодии песен;
-различать изменения в звучании.
владеть:
- первоначальными навыками сольного и ансамблевого пения
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:
Мониторинг детского развития проводится два раза в год.
Развитие вокальных способностей:
- Совершенствование голоса и слуха (их взаимодействие);
- Развитие музыкального слуха (различных его видов);
- Формирование и накопление певческих навыков (артикуляции, певческого дыхания, дикции и др.);
- Формирование и совершенствование качества звучания голоса: чистоты интонирования, тембра, диапазона, полетности и подвижности голоса, развитие кантилены (протяжного пения), четкой дикции.
Развитие способности музыкально-слуховых представлений:
- Узнавание мелодии по слуху;
- Использования связи музыкально-слуховых представлений и восприятием только что звучащей мелодии (воспроизведения мелодии голосом);
Запоминания определенной высоты и длительности звуков;
- Запоминания определенной высоты нот;
Повторения голосом звуков, спетых или сыгранных на инструменте;
- Подбора по слуху хорошо усвоенных ребенком мелодий на музыкальном инструменте. Обучение певческим навыкам;
- Пение про себя с продолжением пения вслух.
Моделирования высоты звуков через движение (например, поднятием руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты).
Диагностическая карта по музыкальной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста :
№ п/п | Ф.И. ребенка | Вокальные и музыкально-слуховые способности | |||||
Качественное исполнение знакомых песен. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | Умение импровизировать | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | Навыки выразительной дикции | |||
1. |
0-1 баллов – низкий уровень (ребенок не способен в полной мере отразить обозначенный критерий);
2-3 балл – средний уровень (ребенок отражает критерий при помощи воспитателя);
- балла – высокий уровень (ребенок свободно отражает обозначенный критерий)
Формы подведения итогов реализации программы:
1. Областной конкурс для одаренных детей «Искорки Тамбовщины».
2. Муниципальный конкурс среди воспитанников образовательных учреждений Тамбовского района «Веселые нотки».
3. Муниципальный музыкальный фестиваль – конкурс «За други своя», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
II.Учебно - тематический план
№ | Название раздела | Общее количество часов |
1. | Вводное занятие | 2 |
2. | Музыкальная подготовка | 22 |
3. | Вокальная работа | 40 |
Итого: | 64 |
- Содержание программы:
Раздел 1. «Вводное занятие»
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Раздел 2. «Музыкальная подготовка»
Тема 1. Развитие музыкального слуха
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практические, дидактические игры.
Тема 2. Развитие музыкальной памяти
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практические, дидактические игры.
Раздел 3. «Вокальная работа»
Тема 1. Прослушивание голосов
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и голов. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром
Содержание. Индивидуальная и коллективная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.
Календарно – тематическое планирование
Дата | Раздел | Программные задачи | Формы занятий | Формы подведения итогов | |
Месяц | Неделя | Тема занятия | |||
октябрь | 1 1-2 | Раздел №1 «Вводное занятие» 1-2 .Правила поведения при исполнении музыкальных произведений 1 | Научить детей правилам поведения при исполнении музыкальных произведений. | групповая индивидуальная | Консультация: «Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». |
октябрь | 2,3,4 3-4 | Раздел №2 «Музыкальная подготовка» 1-6. Развитие музыкального слуха | Научить воспринимать мелодию разных жанров на слух. Познакомить с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). | групповая индивидуальная | Развлекательная программа «Пойте вместе с нами» |
октябрь ноябрь | 4 7-8 1-4 9-16 | 9-16. Развитие музыкальной памяти | Закрепить умения по работе с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). | ||
декабрь | 1-3 17-22 | 17-22.Развитие чувства ритма | Познакомить детей с понятием «метр», «темп». Научить игре на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). | ||
декабрь | 4 1-2 | Раздел №3 «Вокальная работа» 1-2. Прослушивание голосов | Выявить голоса детей при прослушивании с музыкальным сопровождением и без него. | групповая индивидуальная | Праздничная программа «Музыкальная гостиная» |
декабрь январь февраль | 3-4 1-4 1 | 3-14.Певческая установка. Дыхание. | Выработать умение правильного поведения воспитанника во время занятия. Познакомить с основным положением корпуса и голов, с основами плавного экономичного дыхания во время пения. | ||
февраль | 2-3 | 14-18. Распевание. | Научить разогреванию и настройке голосового аппарата воспитанников. Уметь применять упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. | ||
февраль март | 4 1-4 | 19-28. Дикция. | Отработать отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги. Научить работать с артикуляционным аппаратом. Уметь использовать скороговорки. | ||
апрель май | 1-4 1-4 | 29-40. Работа с ансамблем над репертуаром. | Развивать певческие навыки. Научить работать над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. |
Музыкальный репертуар для детей 4-5 лет:
Упражнения на развитие слуха и голоса.
1. «Две тетери», муз. М.Щеглова.
2. «Жук», муз. Н. Потоловского.
3. «Колыбельная зайчонка», муз. В. Карасевой.
4 .«Птенчики», муз. Е. Тиличеевой.
5. «Кукушечка», рус. нар. песня, обраб. И. Арсеева.
6. «Кисонька-мурысонька», рус. нар. песня.
Песни.
1. «Осень», муз. И. Гомоновой.
2. «Здравствуйте», «С Новым годом» - муз. В. Герчик,
3. «Снежинки» - муз. О. Берта.
4. «Веснянка» - укр. Нар. Мелодия.
5. «Котик» - муз. Гречанинова.
6. «Путаница» — песня-шутка - муз. Е. Тиличеевой.
7. «Улыбка», муз. В. Шаинского.
8. «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского.
Музыкальный репертуар для детей 5-6 лет:
- «Смелый пилот» - муз. Е. Тиличеевой
- «Василек» - рус. нар. мелодия.
- «Во поле береза стояла» - рус. нар. песня.
- «Бравые солдаты» - муз. Филиппенко.
- «Дождик – озорник» - муз. Н. Зарецкой.
- «Урожай собирай» - муз. А. Филиппенко.
- «Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве.
- «Старинная французская песенка» - муз. П.И. Чайковского.
- «Солнечные зайчики» - муз. Еремеевой.
- «Вечер настал» - муз. У. Гаджибекова.
Упражнения на развитие слуха и голоса
- «Кто как поет» - муз. Тиличеевой.
- «Шутка – прибаутка» - муз. Е. Тиличеевой.
- «Три синички» - муз. Абелян.
- «Белка. Зима» - муз. Абелян.
- «Серая коза» - муз. Н. Зарецкой.
- «Часики» - англ. нар. песня.
Музыкальный репертуар для детей 6-7 лет:
- «Осенняя песенка» - муз. И. Гомоновой
- «Песенка о гамме» - муз. Г. Струве
- «Колыбельная медведицы» - муз. Е. Крылатова.
- «Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве.
- «Гусята» - англ. нар. песня.
- «Во кузнице» - рус. нар. песня.
- «Снежная песенка» - муз. Витлина
- «Во саду ли, в огороде» - рус. нар. песня.
- «Песня о России» - муз. Г. Струве.
- «Наследники России» - муз. И. Гомоновой.
Упражнения на развитие слуха и голоса
- «Кто как идет» - муз. Тиличеевой.
- «Часики» - англ. нар. песня.
- «Бубенчики» - муз. Е. Тиличеевой.
- «Гармошка» - муз. Е. Тиличеевой.
- «Считалочка» - муз. И. Арсеева.
- «Лиса по лесу ходила» - русская нар. мелодия.
IV.Перспективный план по взаимодействию с родителями
№ п/п | Название мероприятия | Сроки |
1. | Консультация «Как правильно ребенка научить петь и слушать музыку» | Октябрь |
2. | Развлекательная программа «Осенний букет» | Октябрь |
3. | Викторина «В гости к сказке» | Ноябрь |
4. | Развлекательная программа «В гости к Зиме» | Декабрь |
5. | Рождественская елка | Январь |
6. | Праздничная программа «День защитников Отечества» | Февраль |
7. | Праздничная программа «Поздравляем с Днем Весны!» | Март |
8. | Игры на природе «Будьте здоровы» | Апрель |
9. | Викторина «Что мы знаем о музыке?» | Май |
V.Учебно-методическое обеспечение
Для успешной реализации данной программы необходимо:
| - атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия) - звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала) |
| - сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста. - песенный репертуар -наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами. |
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни.
VI.Список литературы для педагогов:
- Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989г. – 33 с.
2.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1993г.
3.Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1993г.
4.Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003г. – 232 с.
5.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989г. - 112 с.
6.Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005г. – 48 с.
7.Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000г.- 33 с.
8.Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1993г.
9.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010г.
10. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г.
11. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998г. – 44 с.
12. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000г. – 64 с.
13. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004г №2
14. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
15.Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004г. №5
16.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987г. – 144 с.
17.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988г. – 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению эстрадному пению «Вокальная студия «Весёлые звоночки» для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации 2 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокально-хорового кружка "Колокольчики"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию рабочую программу вокально-хорового кружка "Колокольчики"...
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Серебряные колокольчики» по развитию вокально-хоровых навыков у детей 6-8 лет»
В статье обсуждается программа по развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, методы, приемы....
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселые нотки. Вокальная студия" для детей 3-4 лет
Программа по вокалу для детей 3-4 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселые нотки. Вокальная студия" для детей 5-7 лет
Программа по вокалу для детей 5-7 лет...
Дополнительная общеразвивающая Программа Вокального Кружка "Голосок" старший дошкольный возраст
Дополнительная общеразвивающая Программа...