Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Иванова Елена Александровна

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do-mi-sol-ka.docx47.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 7 Московского района Санкт-Петербурга

ул Ленсовета, д. 79, Лит А., Санкт-Петербург, 196158, Тел.(факс) 8 (812) 727-45-29

detskiysad7@bk.ru, ОКПО 27396693 ОГРН 1037821023789 ИНН/КПП 7810277740/781001001

ПРИНЯТО                                                                                                                                                                                         Педагогическим Советом

образовательного учреждения                                    

Протокол  от

      УТВЕРЖДЕНО  

            Приказом от

Заведующий ГБДОУ №7

 _________ И.А. Юр

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ДО-МИ-СОЛЬ-КА»

Возраст учащихся: от 5 до 7 лет

Сроки реализации: 2022–2023 учебный год

Автор-составитель: 

Ивановой Елена Александровна

Музыкальный руководитель,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

3

1.1. Направленность программы

3

1.2. Актуальность программы

3

1.3. Отличительные особенности программы

4

1.4. Адресат программы

4

1.5. Объем и срок реализации программы

4

1.6. Цели и задачи программы

4

1.7. Условия реализации программы

5

1.8. Планируемые результаты освоения программы

7

2. Учебный план программы

8

3. Календарный учебный график

8

4. Содержание рабочей программы

9

5. Планируемые результаты и оценочные материалы

13

5.1. Оценочные материалы

13

5.2. Методические материалы

14

6. Информационные источники

15


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяется общий музыкальный кругозор. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Программа вокального ансамбля «ДО – МИ – СОЛЬ –КА» рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. У детей этого возраста уже достаточно богатый словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением. У детей формируется навык самостоятельного пения без сопровождения несложных песен, а более трудных с частичной помощью педагога.

  1. Направленность программы

Программа имеет художественную направленность и призвана развивать общую эстетическую культуру у детей. В рамках данной программы у детей совершенствуются вокальные данные, творческие способности, а также навыки исполнительского мастерства.

  1. Актуальность

За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст 5–7 лет самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом — всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.

На музыкальных занятиях недостаточно времени уделяется сольному и ансамблевому пению. Поэтому актуальной стала разработка программы для углубленного изучения вокального и ансамблевого пения. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Занятия по программе позволяют проявить индивидуальные черты каждого ребёнка: наличие эмоциональности, раскрепощённости, развивают и совершенствуют творческие и музыкальные способности.

  1. Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей старших дошкольников соразмерно личной индивидуальности. На дополнительных занятиях дети приобретают навык исполнительского мастерства, пения в микрофон, сольного пения и пения в ансамбле.

  1. Адресат программы

Программа предназначена для дошкольников 5–7 лет.

  1. Объем и срок реализации программы

Объем программы - 28 учебных недель (28 учебных часов). Срок реализации 1 учебный год (октябрь-май).

  1. Цели и задачи программы

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника средствами ансамблевого пения.

Задачи:

  1. Формировать певческие навыки (звукообразование, дыхание, дикцию, чистоту вокальной интонации, навык исполнения в ансамбле);
  2. Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания;
  3. Охранять и беречь голос детей;
  4. Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье;
  5. Прививать навыки сценического поведения, умение выступать с микрофоном;
  6. Совершенствовать двигательную активность детей во время пения.
  1. Условия реализации программы

Программа вокального ансамбля подразумевает работу детей в группе до 15 человек. Продолжительность занятия – 30 минут.

В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в городских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении вокального материала.

Занятия проводятся коллективно, на репетициях дети совершенствуют свои вокальные навыки с помощью игровых распевок, отрабатывают концертные номера, развивают актерские и танцевальные способности. Заключительное занятие – концерт для родителей, детей других групп ДОУ или выездной концерт, фестиваль или праздник.

Занятия состоят из следующих этапов: 

  • артикуляционная гимнастика;
  • игры на развитие речевого и певческого дыхания и музыкального слуха
  • усвоение певческих навыков (распевание);
  • поэтапное разучивание песен:

Программа соответствует следующим принципам:

  • Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению, одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
  • Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
  • Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
  • Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
  • Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
  • Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

  1. Планируемые результаты освоения программы

1. Ребенок поет не напрягаясь, естественным светлым звуком;
2. Голос ребенка становится крепким, звонким, появляется напевность;
3. Ребенок поет с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
4. У детей расширяется диапазон (ре 1– до 2);
5. Дети могут различать на слух правильное и неправильное пение;
6. Ребенок видит отличие звуков по высоте и длительности;
7. Ребенок умеет во время пения сохранять сценический образ, использует танцевальные движения в проигрышах между пением.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Название раздела, тема.

Кол- час

(всего)

Теория

Практика

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Правильная певческая позиция

2

1

1

2

Разбор основных вокально-хоровых навыков. Разбор основных вокальные навыки

2

1

1

3

Вокально-хоровая работа на песней.

4

2

2

4

Навыки сценического поведения

4

1

3

5

Система записи музыкальных звуков

3

1

2

6

Мелодия. Композитор и поэт. Как создаются песни.

4

1

3

7

Работа в ансамбле.

4

1

3

8

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

5

1

4

Итого

28

9

19

3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

2022-2023

03.10.2022

15.10.2022

28

28

28

1 раз в неделю по 30 минут


4.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Месяц

Содержание занятия

Часы

Тема

Октябрь

Вводное занятие.

"Песня – душа народа"

Роль музыки, песни в жизни человека.

Прослушивание детских голосов.

1

Знакомство с голосовым аппаратом. Правильная певческая установка

Разбор понятия певческая установка

Разбор правильного положения корпуса во время пения.

"Осень – дивная пора"

Вокально-хоровая работа.

 Разучивание песен про осень.

1

"Как рождается звук"

Интонирование. Работа артикуляционного аппарата. Правильная работа дыхания. Типы звуковедения. Слуховой контроль за звукообразованием.

1

Разбор основных вокально-хоровых навыков

"Настроение в песне"

Научить детей определять характер песни.

Знакомство с ладом. Сопоставление характера песни с особенностями звукоизвлечения.

1

Ноябрь

"Расскажи нам, песенка"

Знакомство с песенным текстом.

Художественное единство текста и музыки.

Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш)

.1

Вокально-хоровая работа над песней

"Моя мама – лучшая на свете"

Вокально-хоровая работа.

Разучивание песен о маме

.1

"Волшебный микрофон"

Знакомство с микрофоном.

Формирование навыков работы с микрофоном, постановки корпуса и рук при пении в микрофон, удаление, приближение микрофона.

1

"Зимняя сказка"

Вокально-хоровая работа.

Разучивание новогодних песен.

1

Декабрь

"Я артист"

Разбор основных составляющий артиста

Просмотр выступлений детей на концертах, оценка их детьми

Вокально-хоровая работа над песнями.

1

Навыки сценического поведения

"Русская зима"

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формирование сценической культуры пения.

  1

"Песня и танец - неразделимы" Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

1

"С песней встретим Новый год".

Подготовка, репетиции к концерту.Работа над выразительностью, эмоциями.

1

Январь

"Ноты выстроились в ряд-получился звукоряд"

Пение гамм закрытым ртом, а также на гласных звуках, пение гаммы С dur

1

Система записи музыкальных звуков

"Высота звука"

Разучивание новых песен. Обсуждение особенностей мелодики.

Игра на диатонических музыкальных инструментах. Сравнение звучания металлофона и пианино.

1

"Игровое ассорти"

Повторение ранее выученных песен. Закрепление знаний о нотной грамоте.

1

Февраль

Музыкальная гостиная "С чего начинается песенка?"Песенная импровизация на заданный текст (окончание песен, песенных фраз)

.1

Мелодия. Композитор и поэт.

Как создаются песни.

"Россия – Родина моя"

Разучивание песен о папе, дедушке, Защитниках Отечества, России.

1

"В гостях у композитора"

Кто сочиняет песни?

Повторение ранее выученных песен, в контексте темы.

1

"Госпожа Мелодия"

Работа над звуковедением, плавность и мягкостью.

Работа над дыханием.

Разучивание песен о маме. Разбор музыкальных интонаций.

1

Март

"Весна-красна пришла"

Разучивание песен о весне, песен о маме.

1

Работа в ансамбле

"Видеооткрытка маме"

Тренировка навыка сценического исполнения. Пения в ансамбле.

1

"Солист и ансамбль"

Разделение понятий хорового пения и сольного.

Выстраивание унисонов в работе над песнями

1

"Рисуем голосом"

Возможности голоса, разбор таких приемов как глиссандо, мягкая и твердая атака. Динамика и интонационные возможности голоса.

1

Апрель

"Его величество ритм"

Использование шумовых музыкальных инструментов и звучащих жестов дополнении к пению

1

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

"Я пою с душой"

Работа над эмоционально-выразительной стороной пения

1

"Хореография для вокалиста"

Обогащение репертуара танцевальными свзяками.

1

Май

"Я на сцену выхожу"

Подготовка, репетиции к отчетному концерту. Повторение репертуара к отчетному концерту.

1

"Концерт"

Отчетный творческий концерт на общем родительском собрании

1


5. ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНОЧНЫН МАТЕРИАЛЫ

По прошествии воспитанником курса программы планируются следующие результаты:

  1. Ребенок проявляет интерес к вокальному искусству. С удовольствием поет на занятиях, в детском саду и дома;
  2. Ребенок умеет петь естественным голосом, протяжно, хорошо артикулирует;
  3. Ребенок воспринимает музыку разного характера и умеет в пении передать характер и настроение песни;
  4. Ребенок умеет петь без помощи музыкального руководителя.

5.1. Оценочные материалы 

Диагностика уровня развития певческих умений

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

о

н

с

в

1

Качественное исполнение знакомых песен

2

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3

Умение импровизировать

4

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз,

квинту и сексту

5

Навыки выразительной дикции

о - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

5.2. Методические материалы

  1. Музыкально-дидактические пособия для игр на звуковысотность, ладовое чувство, различие динамики и штриха пения.
  2. Иллюстративный материал к комплексу дыхательной и артикуляционной гимнастики.
  3. Атрибуты для занятий (шумовые музыкальные инструменты, для аккомпанирования себе во время пения).
  4. Раздаточный материал для обучения детей нотной грамоте и основам ритмической записи.
  5. Мультимедийное оборудование для более красочного сопровождения пения, праздника.
  6. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
  7. Техническое оборудование: микшерский пульт и микрофоны.

6. Информационные источники

  1. Белоусенко М.И.. «Постановка певческого голоса». Белгород, 2006.
  2. Битус Ф.С.,. Битус С.В. «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007.
  3. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб., «Лань», 2004. – 384 с.
  4. Емельянов В.В., Трифонова И.А. «Фонопедический метод развития голоса» для детских голосов. Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2004. – 235 с.
  5. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005.
  6. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С- Пб, 2010.
  7. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: «Скрипторий 2003», 2010.
  8. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь» Л.: Музыка, 2008.
  9. Лидина Е. «Я умею петь» Серия «Большая книга для маленьких детей» Ростов н.Д: Издательство «Феникс» 2006.
  10. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». СПб.:КАРО, 2006. -64с.:ил.
  11. Орлова Т.М., С.И. Бекина «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет». – М.: «Просвещение», 2004.-142с
  12. Савина-Крайнова А.П. «Секреты красивого пения». - Москва, 2011.
  13. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М., 2006.
  14. «Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса» Музыкальный руководитель. М., 2004. №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика"

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика"  рассчитана на возраст детей 3-4 лет....

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карамельки"

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карамельки" рассчитана на возраст детей 4-5 лет, срок обучения по программе 1 год. Программа имеет художественную напр...

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год

Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика длямалышей» (далее – Программа) разработана в целях финансовогопросвещения детей старшего дошкольного возраста. Тр...