Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do-mi-sol-ka.docx | 47.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 Московского района Санкт-Петербурга
ул Ленсовета, д. 79, Лит А., Санкт-Петербург, 196158, Тел.(факс) 8 (812) 727-45-29
detskiysad7@bk.ru, ОКПО 27396693 ОГРН 1037821023789 ИНН/КПП 7810277740/781001001
ПРИНЯТО Педагогическим Советом образовательного учреждения Протокол от | УТВЕРЖДЕНО Приказом от Заведующий ГБДОУ №7 _________ И.А. Юр |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ДО-МИ-СОЛЬ-КА»
Возраст учащихся: от 5 до 7 лет
Сроки реализации: 2022–2023 учебный год
Автор-составитель:
Ивановой Елена Александровна
Музыкальный руководитель,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка | 3 |
1.1. Направленность программы | 3 |
1.2. Актуальность программы | 3 |
1.3. Отличительные особенности программы | 4 |
1.4. Адресат программы | 4 |
1.5. Объем и срок реализации программы | 4 |
1.6. Цели и задачи программы | 4 |
1.7. Условия реализации программы | 5 |
1.8. Планируемые результаты освоения программы | 7 |
2. Учебный план программы | 8 |
3. Календарный учебный график | 8 |
4. Содержание рабочей программы | 9 |
5. Планируемые результаты и оценочные материалы | 13 |
5.1. Оценочные материалы | 13 |
5.2. Методические материалы | 14 |
6. Информационные источники | 15 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяется общий музыкальный кругозор. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Программа вокального ансамбля «ДО – МИ – СОЛЬ –КА» рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. У детей этого возраста уже достаточно богатый словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением. У детей формируется навык самостоятельного пения без сопровождения несложных песен, а более трудных с частичной помощью педагога.
- Направленность программы
Программа имеет художественную направленность и призвана развивать общую эстетическую культуру у детей. В рамках данной программы у детей совершенствуются вокальные данные, творческие способности, а также навыки исполнительского мастерства.
- Актуальность
За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст 5–7 лет самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом — всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.
На музыкальных занятиях недостаточно времени уделяется сольному и ансамблевому пению. Поэтому актуальной стала разработка программы для углубленного изучения вокального и ансамблевого пения. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Занятия по программе позволяют проявить индивидуальные черты каждого ребёнка: наличие эмоциональности, раскрепощённости, развивают и совершенствуют творческие и музыкальные способности.
- Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей старших дошкольников соразмерно личной индивидуальности. На дополнительных занятиях дети приобретают навык исполнительского мастерства, пения в микрофон, сольного пения и пения в ансамбле.
- Адресат программы
Программа предназначена для дошкольников 5–7 лет.
- Объем и срок реализации программы
Объем программы - 28 учебных недель (28 учебных часов). Срок реализации 1 учебный год (октябрь-май).
- Цели и задачи программы
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника средствами ансамблевого пения.
Задачи:
- Формировать певческие навыки (звукообразование, дыхание, дикцию, чистоту вокальной интонации, навык исполнения в ансамбле);
- Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания;
- Охранять и беречь голос детей;
- Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье;
- Прививать навыки сценического поведения, умение выступать с микрофоном;
- Совершенствовать двигательную активность детей во время пения.
- Условия реализации программы
Программа вокального ансамбля подразумевает работу детей в группе до 15 человек. Продолжительность занятия – 30 минут.
В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в городских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении вокального материала.
Занятия проводятся коллективно, на репетициях дети совершенствуют свои вокальные навыки с помощью игровых распевок, отрабатывают концертные номера, развивают актерские и танцевальные способности. Заключительное занятие – концерт для родителей, детей других групп ДОУ или выездной концерт, фестиваль или праздник.
Занятия состоят из следующих этапов:
- артикуляционная гимнастика;
- игры на развитие речевого и певческого дыхания и музыкального слуха
- усвоение певческих навыков (распевание);
- поэтапное разучивание песен:
Программа соответствует следующим принципам:
- Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению, одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
- Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
- Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
- Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
- Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.
- Планируемые результаты освоения программы
1. Ребенок поет не напрягаясь, естественным светлым звуком;
2. Голос ребенка становится крепким, звонким, появляется напевность;
3. Ребенок поет с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
4. У детей расширяется диапазон (ре 1– до 2);
5. Дети могут различать на слух правильное и неправильное пение;
6. Ребенок видит отличие звуков по высоте и длительности;
7. Ребенок умеет во время пения сохранять сценический образ, использует танцевальные движения в проигрышах между пением.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, тема. | Кол- час (всего) | Теория | Практика |
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Правильная певческая позиция | 2 | 1 | 1 |
2 | Разбор основных вокально-хоровых навыков. Разбор основных вокальные навыки | 2 | 1 | 1 |
3 | Вокально-хоровая работа на песней. | 4 | 2 | 2 |
4 | Навыки сценического поведения | 4 | 1 | 3 |
5 | Система записи музыкальных звуков | 3 | 1 | 2 |
6 | Мелодия. Композитор и поэт. Как создаются песни. | 4 | 1 | 3 |
7 | Работа в ансамбле. | 4 | 1 | 3 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 5 | 1 | 4 |
Итого | 28 | 9 | 19 |
3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
2022-2023 | 03.10.2022 | 15.10.2022 | 28 | 28 | 28 | 1 раз в неделю по 30 минут |
4.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Месяц | Содержание занятия | Часы | Тема |
Октябрь | Вводное занятие. "Песня – душа народа" Роль музыки, песни в жизни человека. Прослушивание детских голосов. | 1 | Знакомство с голосовым аппаратом. Правильная певческая установка |
Разбор понятия певческая установка Разбор правильного положения корпуса во время пения. "Осень – дивная пора" Вокально-хоровая работа. Разучивание песен про осень. | 1 | ||
"Как рождается звук" Интонирование. Работа артикуляционного аппарата. Правильная работа дыхания. Типы звуковедения. Слуховой контроль за звукообразованием. | 1 | Разбор основных вокально-хоровых навыков | |
"Настроение в песне" Научить детей определять характер песни. Знакомство с ладом. Сопоставление характера песни с особенностями звукоизвлечения. | 1 | ||
Ноябрь | "Расскажи нам, песенка" Знакомство с песенным текстом. Художественное единство текста и музыки. Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш) | .1 | Вокально-хоровая работа над песней |
"Моя мама – лучшая на свете" Вокально-хоровая работа. Разучивание песен о маме | .1 | ||
"Волшебный микрофон" Знакомство с микрофоном. Формирование навыков работы с микрофоном, постановки корпуса и рук при пении в микрофон, удаление, приближение микрофона. | 1 | ||
"Зимняя сказка" Вокально-хоровая работа. Разучивание новогодних песен. | 1 | ||
Декабрь | "Я артист" Разбор основных составляющий артиста Просмотр выступлений детей на концертах, оценка их детьми Вокально-хоровая работа над песнями. | 1 | Навыки сценического поведения |
"Русская зима" Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формирование сценической культуры пения. | 1 | ||
"Песня и танец - неразделимы" Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 1 | ||
"С песней встретим Новый год". Подготовка, репетиции к концерту.Работа над выразительностью, эмоциями. | 1 | ||
Январь | "Ноты выстроились в ряд-получился звукоряд" Пение гамм закрытым ртом, а также на гласных звуках, пение гаммы С dur | 1 | Система записи музыкальных звуков |
"Высота звука" Разучивание новых песен. Обсуждение особенностей мелодики. Игра на диатонических музыкальных инструментах. Сравнение звучания металлофона и пианино. | 1 | ||
"Игровое ассорти" Повторение ранее выученных песен. Закрепление знаний о нотной грамоте. | 1 | ||
Февраль | Музыкальная гостиная "С чего начинается песенка?"Песенная импровизация на заданный текст (окончание песен, песенных фраз) | .1 | Мелодия. Композитор и поэт. Как создаются песни. |
"Россия – Родина моя" Разучивание песен о папе, дедушке, Защитниках Отечества, России. | 1 | ||
"В гостях у композитора" Кто сочиняет песни? Повторение ранее выученных песен, в контексте темы. | 1 | ||
"Госпожа Мелодия" Работа над звуковедением, плавность и мягкостью. Работа над дыханием. Разучивание песен о маме. Разбор музыкальных интонаций. | 1 | ||
Март | "Весна-красна пришла" Разучивание песен о весне, песен о маме. | 1 | Работа в ансамбле |
"Видеооткрытка маме" Тренировка навыка сценического исполнения. Пения в ансамбле. | 1 | ||
"Солист и ансамбль" Разделение понятий хорового пения и сольного. Выстраивание унисонов в работе над песнями | 1 | ||
"Рисуем голосом" Возможности голоса, разбор таких приемов как глиссандо, мягкая и твердая атака. Динамика и интонационные возможности голоса. | 1 | ||
Апрель | "Его величество ритм" Использование шумовых музыкальных инструментов и звучащих жестов дополнении к пению | 1 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. |
"Я пою с душой" Работа над эмоционально-выразительной стороной пения | 1 | ||
"Хореография для вокалиста" Обогащение репертуара танцевальными свзяками. | 1 | ||
Май | "Я на сцену выхожу" Подготовка, репетиции к отчетному концерту. Повторение репертуара к отчетному концерту. | 1 | |
"Концерт" Отчетный творческий концерт на общем родительском собрании | 1 |
5. ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНОЧНЫН МАТЕРИАЛЫ
По прошествии воспитанником курса программы планируются следующие результаты:
- Ребенок проявляет интерес к вокальному искусству. С удовольствием поет на занятиях, в детском саду и дома;
- Ребенок умеет петь естественным голосом, протяжно, хорошо артикулирует;
- Ребенок воспринимает музыку разного характера и умеет в пении передать характер и настроение песни;
- Ребенок умеет петь без помощи музыкального руководителя.
5.1. Оценочные материалы
Диагностика уровня развития певческих умений
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
о | н | с | в | ||
1 | Качественное исполнение знакомых песен | ||||
2 | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3 | Умение импровизировать | ||||
4 | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5 | Навыки выразительной дикции |
о - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
5.2. Методические материалы
- Музыкально-дидактические пособия для игр на звуковысотность, ладовое чувство, различие динамики и штриха пения.
- Иллюстративный материал к комплексу дыхательной и артикуляционной гимнастики.
- Атрибуты для занятий (шумовые музыкальные инструменты, для аккомпанирования себе во время пения).
- Раздаточный материал для обучения детей нотной грамоте и основам ритмической записи.
- Мультимедийное оборудование для более красочного сопровождения пения, праздника.
- Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
- Техническое оборудование: микшерский пульт и микрофоны.
6. Информационные источники
- Белоусенко М.И.. «Постановка певческого голоса». Белгород, 2006.
- Битус Ф.С.,. Битус С.В. «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007.
- Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб., «Лань», 2004. – 384 с.
- Емельянов В.В., Трифонова И.А. «Фонопедический метод развития голоса» для детских голосов. Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2004. – 235 с.
- Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С- Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: «Скрипторий 2003», 2010.
- Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь» Л.: Музыка, 2008.
- Лидина Е. «Я умею петь» Серия «Большая книга для маленьких детей» Ростов н.Д: Издательство «Феникс» 2006.
- Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». СПб.:КАРО, 2006. -64с.:ил.
- Орлова Т.М., С.И. Бекина «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет». – М.: «Просвещение», 2004.-142с
- Савина-Крайнова А.П. «Секреты красивого пения». - Москва, 2011.
- Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М., 2006.
- «Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса» Музыкальный руководитель. М., 2004. №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика" рассчитана на возраст детей 3-4 лет....
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карамельки"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карамельки" рассчитана на возраст детей 4-5 лет, срок обучения по программе 1 год. Программа имеет художественную напр...
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год
Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика длямалышей» (далее – Программа) разработана в целях финансовогопросвещения детей старшего дошкольного возраста. Тр...