Дополнительная общеразвивающая Программа Вокального Кружка "Голосок" старший дошкольный возраст
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая Программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Вокального кружка "Голосок" | 640.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА Педагогическим советом № 1 от 3 августа 2021г. | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего МАДОУ «Детский сад «Сказка» г. Белоярский» 3 августа 2021 г. № 339 |
Дополнительная общеразвивающая
Программа Вокального кружка «Голосок»
старшего дошкольного возраста.
(2021-2022г)
Разработала:
музыкальный руководитель Агеева О.Ю.
Пояснительная записка.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Пение – это наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми. Головной мозг человека разделен на два полушария – правое и левое. Каждое полушарие выполняет свою функцию: правополушарная (эмоциональная) сфера отвечает за интуицию и вдохновение, творческую одаренность; левому полушарию свойственно логическое мышление, которое способствует освоению точными науками. Гармоничность и сбалансированность полушарий головного мозга дает возможность добиваться более высоких результатов во многих областях человеческой деятельности. В дошкольном воспитании главной задачей является объединение обоих полушарий головного мозга, обеспечение их взаимодополняемости. Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, в ходе него тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих вырабатывает эндорфин - вещество радости, способствующее хорошему настроению. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов. Новизна и актуальность.
За последние годы всѐ больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребѐнка.
Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации
между слухом и голосом - всѐ это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребѐнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещѐ в дошкольном возрасте.
Цель:
Развивать музыкальные способности, совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Задачи:
- Развивать музыкальные способности ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса.
- Развивать певческие навыки ребенка:
- речевое и певческое дыхание;
- правильную артикуляцию;
- интонирование;
- голосовые возможности;
- звукообразование;
- выразительное пение.
3. Учить технике певческого исполнительства.
Организация работы кружка:
Программа кружка рассчитана на 2 года обучения (для детей 5-6 и 6-7 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут. Подбор детей осуществляется по результатам диагностики музыкального развития. Предпочтение отдается детям с повышенным уровнем музыкальных способностей, для последующих участий в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Занятия кружка начинаются с 1 октября и заканчиваются 30 апреля. Занятия проводятся в понедельник 1 группа 15.30-15.55, 2 группа 16.00-16.30 и в пятницу 1 группа 15.30-15.55 и 2 группа
16.00-16.30.
Содержание занятий вокального кружка включает в себя:
- Вводная часть. Формирование вокально-хоровых навыков (распевание):
- дыхательные упражнения;
- артикуляционные упражнения; работа над чистотой интонирования.
- Работа над песней – 4 этапа: I. Разучивание песни.
- Работа над текстом.
- Работа над качеством исполнения.
- Закрепление песни.
3. Работа над сценическим исполнительством.
Методы работы:
- Концентрический метод.
Метод обучения направлен на формирование вокальных навыков.
- Фонетический метод.
Метод направлен на настройку певческого голоса на правильное звукообразование, а так же на его исправление. Метод применяется в упражнениях и на этапе разучивания песенного материала для выравнивания звучания голоса.
- Объяснительно – иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным.
Педагог дает вокальный показ, дети, подражая, воспроизводят услышанное.
- Метод мысленного пения.
Активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Метод учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления Направлен на развитие музыкально – слуховых представлений.
- Метод сравнительного анализа.
Сравнивания различные образы звучания голоса, дети учатся отличать правильное звукообразование от неправильного. Дети учатся оценивать собственное исполнение, формируется навык самоконтроля. Принципы:
- Принцип воспитывающего обучения.
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве. У детей развивает внимание, воображение, мышление и речь.
- Принцип прочности.
Выученные детьми песни постепенно забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если долго не упражняться в пении. Поэтому целесообразно время от времени к старым песням нужно возвращаться.
- Принцип сознательности.
Музыкальный руководитель стремится воспитать у дошкольника сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать, куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.
- Принцип наглядности.
Звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятии различных звуковых соотношений развивают зрение, мышечное чувство, усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности это исполнения песни педагогом. Некоторые образы, встречающиеся в песне, можно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек. Наглядность повышает интерес к занятиям, способствует развитию сознательности, прочному усвоению песен.
- Принцип доступности.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей. Доступный материал повышает у детей интерес к музыке.
- Принцип постепенности.
Последовательность и систематичность заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце года: постепенно переходят от усвоенного к не знакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность. Приемы обучения пению:
- Показ с пояснениями.
Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл содержание песни.
- Игровые приемы.
Использование игрушек, картин, образных упражнений – делают занятия более продуктивным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а так же закрепляют знания полученные не предыдущих занятиях.
- Прием поощрения.
Оценка детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Необходимо поощрять детей, вселять в них уверенность.
Программно - методическое обеспечение | ||
| ||
Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.- 244с. | ||
| План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. – 2-е изд. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002.- 255с. | |
| Музыкальное развитие детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе «Детство» / авт.-сост. И.М.Сучкова, Г.В.Головнева, Е.А.Лысова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 114с. | |
| В.В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса. - М.,1999. - 50с. | |
| М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий2003», 2012. – 176с. | |
| О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»: Учебно-методическое пособие. – С.-П. «Музыкальная палитра», 2005. – 85с. |
Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей 5-7 лет:
- происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;
- певческий диапазон в пределах ре –си, ре – до;
- способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни;
- голос становится более звонким;
- отсутствие отдельных звуков в речи;
- способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности своего пения;
- старший дошкольник способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения;
- певческая дикция у большинства детей правильная;
- хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам. Ожидаемый результат:
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
выразительность пения, владение певческими умениями, техникой певческого исполнительства, участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня, желание петь в группе и в домашней обстановке.
Месяц | Дата | Вводная часть ФВХН+распевание | Пение | ТПИ | Кол-во часов | Примечание |
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 1 «Лиса» рус. нар. мел. | «Дождик» Муз. М. Перцхаладзе Сл. Н. Соловьевой | Сценическая постановка песни. | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 2 «А я по лугу» рус. нар. песня | «Дождик» Муз. М. Перцхаладзе Сл. Н. Соловьевой | Сценическая постановка песни. | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
|
|
| Комплекс № 3 «Сорока, сорока» рус. прибаутка | «Неприятность эту мы переживем» Муз. Б. Савельева Сл. А. Хайт | Сценическая постановка песни. |
|
|
| Программное содержание:
|
5 |
| |||
Комплекс № 4 «Горелки» рус. прибаутка | Неприятность эту мы переживем» Муз. Б. Савельева Сл. А. Хайт | Сценическая постановка песни. | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 5 «Приди, приди, солнышко» укр. прибаутка | «Снежная сказка» А. Ермолов | Сценическая постановка песни. | ||||
| Программное содержание:
|
|
|
| Комплекс № 6 «Лепешки» укр. прибаутка | «Снежная сказка» А. Ермолов | Сценическая постановка песни. |
4 |
|
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 7 «Зайчик» рус. прибаутка | «Песенка про папу» Муз. В. Шаинского Сл. М. Танича | Сценическая постановка песни. | ||||
| Программное содержание:
|
2 |
| |||
Комплекс № 8 «Ой, звоны звонят» укр. песня | «Песенка про папу» Муз. В. Шаинского Сл. М. Танича | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 9 «Котик» детская песня | «Добрая, милая мама» | Сценическая постановка песни |
|
| Программное содержание:
|
4 |
| ||
Комплекс № 10 «Едет, едет, паровоз» Г. Эрнесакс | «Добрая, милая мама» | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс 11 «Дон-дон» рус. нар. песня | «Песенка – чудесенка» Муз. М. Протасова Сл. Н. Соловьевой | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
|
|
| Комплекс № 12 «Улитка» молдавская нар. песня | «Песенка – чудесенка» Муз. М. Протасова Сл. Н. Соловьевой | Сценическая постановка песни |
|
|
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 13 «На зеленом лугу» бел. нар. песня | «Мы маленькие звезды» Муз. Майкл Тело Сл. А. Пряжников | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 14 «Дождик» рус. прибаутка | «Мы маленькие звезды» Муз. Майкл Тело Сл. А. Пряжников | Сценическая постановка песни |
Месяц | Дата | Вводная часть ФВХН+распевание | Пение | ТПИ | Кол-во часов | Примечание |
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 1 «Считалка» А. Перцовской | «Осень в лесу» Неизвестн. автор | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 2 «У кота – воркота» | «Осень в лесу» Неизвестн. автор | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 3 «Кто как кричит» | «Осень в гости к нам пришла» Муз. и сл. Е.В. Скрипкиной | Сценическая постановка песни |
|
| Программное содержание:
|
5 |
| ||
Комплекс № 4 «Встанем в круг» Пьер ванн Хауве | «Осень в гости к нам пришла» Муз. и сл. Е.В. Скрипкиной | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 5 «Ежик и бычок» | «Снежинка» Муз. Е. Крылатов Сл. Л. Дербенева | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
| ||||
Комплекс № 6 «Лягушка» Л.В. Виноградов | «Снежинка» Муз. Е. Крылатов Сл. Л. Дербенева | Сценическая постановка песни |
4 |
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 7 «Вышли дети в садик» | «В день, когда семье родной» Неизвестн. автор | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
2 |
| |||
Комплекс № 8 «Пение птиц» польс. нар. песня | «В день, когда семье родной» Неизвестн. автор | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 9 «Куда летишь, кукушечка?» рус. нар. песня | «Мама – первое слово» Муз. Буржоа Жерар Сл. Ю. Энтин | Сценическая постановка песни |
|
| Программное содержание:
|
4 |
| ||
Комплекс № 10 «Приветственная песенка» африк. фольклор | «Мама – первое слово» Муз. Буржоа Жерар Сл. Ю. Энтин | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс 11 «Четыре таракана и сверчок» Сценическая «Вот взяла лисичка скрипку» Обр. В. Модель постановка песни А. Филиппенко Перевод Р. Виккерса | ||||||
| Программное содержание:
|
4 |
|
|
| Комплекс № 12 «Теремок» рус. нар. песня | «Четыре таракана и сверчок» Обр. В. Модель Перевод Р. Виккерса | Сценическая постановка песни |
|
|
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 13 «Песенка про паучка» шведск. нар. песенка | «Подари улыбку миру» Муз. А. Варламов Сл. О. САзонов | Сценическая постановка песни | ||||
| Программное содержание:
|
4 |
| |||
Комплекс № 14 «Дождик» С. Коротаевой | «Подари улыбку миру» Муз. А. Варламов Сл. О. САзонов | Сценическая постановка песни |
Приложение
Комплекс упражнений для развития вокальных навыков:
- Дыхательные упражнения
Задачи:
Развить и укрепить дыхательный аппарат.
- Артикуляционные упражнения
Задачи:
- Устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
- Разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
- Развивать мимику, артикуляционную моторику;
- Развивать выразительную дикцию.
- Ритмо-интонационные упражнения
Задачи:
- Развить музыкально-слуховые представления звуковысотного движения;
- Учить различать звуки по высоте;
- Развить чувство ритма, темпа;
- Развить тембровый и динамический слух;
- Расширить границы диапазона речевого и певческого голоса.
- Интонационно-фонетические упражнения
Задачи:
- Развить способность саморегуляции процесса голосообразования.
- Снять зажатость и усталость голосового аппарата.
- Учить преодолевать резкий переход из регистра в регистр – преодолевать регистровый порог.
- Начальные вокальные упражнения
- Подготовить детей к интенсивной работе и привести их голосовой аппарат в состояние готовности;
- Развить подвижность и гибкость голоса.
Комплекс № 1 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения |
|
Артикуляционные упражнения | 1. Покусать кончик языка. 2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убираь назад, покусывая всю поверхность. 3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами. |
Ритмо- интонационные упражнения | Кошка, как тебя зовут? - Мяу. Стережешь ты мышку тут? - Мяу. Мяу, хочешь молочка? - Мяу. А в товарищи щенка? - Фррр! Г. Сапгир |
Интонационно- фонетические упражнения | [А] Ш [А] Ш [А] Ш [А] Ш и так далее в последовательности: Ш,С.Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,3,Ж. Упражнение произносится с активным движением первого и третьего пальцев обеих рук: соударение пальцев с исходного положения растопыренных пальцев, ладони на уровне лица. Перед согласными В,3,Ж, которые могут быть протяжными, выполняется упражнение на освоение инспираторной фонации: звук на вдохе. А а А - звук на вдохе - фальцетный. Игра: Винни Пух и Пятачок в гостях у Кролика: Винни Пух - большой (звук на выдохе низким голосом). Пятачок - маленький и в гостях не ел, потому, что Винни-Пух завязал ему рот салфеткой: звук на вдохе и выдохе - фальцетным режимом (тоненьким голосом). Звучание согласных В,3,Ж прекращать бесшумным вдохом. |
Начальные вокальные упражнения | Поем слог: "ва", "ма" или "да". На удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. |
Комплекс № 2 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | 1.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (3 раза).
|
Артикуляционные упражнения | 1.Провести языком между губами и зубами как-бы очищая зубы. 2.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, |
| правую и левую щеки. 3.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по- разному цокают копытами. Большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие - пони цокают быстро и высоко.). |
Ритмо- интонационные упражнения | Чьи там крики у пруда: - Квасу, квасу нам сюда! Ква-ква-квасу, просто-кваши, Надоела нам вода! И. Токмакова |
Интонационно- фонетические упражнения | [А] Ш [А] Ш [А] Ш [А] Ш и так далее в последовательности: Ш,С.Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,3,Ж. Упражнение произносится с активным движением первого и третьего пальцев обеих рук: соударение пальцев с исходного положения растопыренных пальцев, ладони на уровне лица. Перед согласными В,3,Ж, которые могут быть протяжными, выполняется упражнение на освоение инспираторной фонации: звук на вдохе. А а А - звук на вдохе - фальцетный. Игра: Винни Пух и Пятачок в гостях у Кролика: Винни Пух - большой (звук на выдохе низким голосом). Пятачок - маленький и в гостях не ел, потому, что Винни-Пух завязал ему рот салфеткой: звук на вдохе и выдохе - фальцетным режимом (тоненьким голосом). Звучание согласных В,3,Ж прекращать бесшумным вдохом. |
Начальные вокальные упражнения | Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Внимание - на ровности и качестве звука, на контроле за подачей дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков - legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью. |
Комплекс № 3 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения |
|
Артикуляционные упражнения | 1.Покусать нижнюю губу по все длине. Так же покусать верхнюю губу. ( 2.Закусить изнутри щеки боковыми зубами. 3.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение. |
Ритмо- интонационные упражнения | Звукоподражание по тексту Лес ночной Был полон звуков: Кто-то выл - у-у |
| А кто - мяукал. - мяу, мяу. Кто-то хрюкал, - хрю-хрю, Кто-то топал, - топ-топ, Кто-то крыльями Захлопал, - хлоп-хлоп, Кто-то ухал, - ух-ух, И кричал - ай-ай, И глазищами Вращал, Ну, а кто-то Тихо-тихо Тонким голосом Молчал! (указательный пальчик к губам) С. Пшеничных. |
Интонационно- фонетические упражнения | "Страшная сказка" - это название указывает на эмоционально- образную характеристику упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в грудном режиме («толстый» голос). Челюсти во время этого упражнения разомкнуты максимально. Пальцы рук протыкают щеки, контролируя ненапряжѐнную губную комиссуру. Абстрактный вариант: у у-Го у-Го-Га у-Го-Га-Гэ у-Го-Га-Гэ-Гы
ы Гы-Гэ Гы-Гэ-Га Гы-Гэ-Га-Го Гы-Гэ-Га-Го-Гу
Конкретный вариант: СЛУШАЙ... СЛУШАЙ ШОРОХ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ... СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА.... СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩА ЛЕСА ДЫШИТ... ГУЛКО ГОНИТ ГАЛОК ВЕТЕР ВЫШЕ... ДЫШИТ... ДЫШИТ ЛЕСА... ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩИ… ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩИ ШОРОХ... ДЫШИ ЛЕСА ЧАЩИ ШОРОХ СЛУШАЙ... ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО... |
Начальные вокальные упражнения | На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, |
| стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на "а" гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука. |
Комплекс № 4 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | 1.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот ( раз)а.
|
Артикуляционные упражнения | 1.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки. 2.Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе. 3.Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами. |
Ритмо- | Подчеркнуть голосом контраст интонаций |
интонационные | - Кража! |
упражнения
|
А. Шибаев |
Интонационно- | "Страшная сказка" - это название указывает на эмоционально- |
фонетические | образную характеристику упражнения. Здесь осваивается |
упражнения
| последовательность гласных в грудном режиме («толстый» голос). Челюсти во время этого упражнения разомкнуты максимально. Пальцы рук протыкают щеки, контролируя ненапряжѐнную губную комиссуру. Абстрактный вариант: у у-Го у-Го-Га у-Го-Га-Гэ |
| у-Го-Га-Гэ-Гы
ы Гы-Гэ Гы-Гэ-Га Гы-Гэ-Га-Го Гы-Гэ-Га-Го-Гу
Конкретный вариант: СЛУШАЙ... СЛУШАЙ ШОРОХ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ... СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА.... СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩА ЛЕСА ДЫШИТ... ГУЛКО ГОНИТ ГАЛОК ВЕТЕР ВЫШЕ... ДЫШИТ... ДЫШИТ ЛЕСА... ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩИ… ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩИ ШОРОХ... ДЫШИ ЛЕСА ЧАЩИ ШОРОХ СЛУШАЙ... ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО... |
Начальные вокальные упражнения | Напевание (мычание) звука "м", чтобы привыкнуть к правильному положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и длительно тянуть звук "м". Должно быть дрожание и щекотание на поверхности губ. Если корень языка поднят, то этого ощущения нет. |
Комплекс № 5 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | 1.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (4 раза).
|
Артикуляционные упражнения | 1.Провести покалачивающий массаж лица кончиками пальцев . 2.Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной. 3.Постаивть указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движения мышц. |
Ритмо- интонационные упражнения | С повышением интонации Что ревешь, самолет? У-у-у-у Может, заболел живот? У-у-у-у Может, у тебя не те Пассажиры в животе? У-у-у – у (волнообразно) И. Орлова |
Интонационно- | "Вопросы-ответы". На этом упражнении дети осознают наличие |
фонетические упражнения | в голосе двух режимов работы гортани - толстого голоса и тонкого голоса. Соответственно - грудного и фальцетного. Исходное положение такое же. Рот открыт на максимум, пальцы контролируют мягкость щѐк, протыкая их. Абстрактный вариант: у?у о?у а?о п п п п п п У У У У У У
э?а ы?э ы?ы п п п п п п У У У У У У Конкретный вариант: ос: ост? п п У жирафа есть воро Для чего высокий ро
ы ы. п п Видно с этой высоты Всех, кто прячется в кусты ШУ
У-ШУ, У_ШО, У_ША, У_ШЭ, У_ШЫ |
Начальные вокальные упражнения | Пение на одной ноте слогов: "ма, мэ, ми, мо, му". Неторопливый темп. Первый звук "м" произносится способом мычания (как в предыдущем упражнении), а затем последующий гласный звук в ту же область (в верхние зубы) с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта, свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору, "выдвигает вперед" звук. |
Комплекс № 6 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | 1.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (4 раза).
|
Артикуляционные упражнения | 1.Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза. 2.Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот. 3. Взять левой рукой правый локоть, согнуть кисть правой руки под прямым углом к предплечью и на образовавшуюся "полочку" положить подбородок. Выдвинуть подбородок вперед и открыть |
| рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения. ("Подбородок вперед, нос вверх"). |
Ритмо- интонационные упражнения | Ослик загрустил: И-а... Хвостик потерял вчера. Он бродил (поцокать язычком) И вдыхал (вздохнуть). А нашел — закричал: - Ура! И-а! С. А. Коротаева |
Интонационно- фонетические упражнения
| "Вопросы-ответы". На этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани - толстого голоса и тонкого голоса. Соответственно - грудного и фальцетного. Исходное положение такое же. Рот открыт на максимум, пальцы контролируют мягкость щѐк, протыкая их. Абстрактный вариант: у?у о?у а?о п п п п п п У У У У У У
э?а ы?э ы?ы п п п п п п У У У У У У Конкретный вариант: ос: ост? п п У жирафа есть воро Для чего высокий ро ы ы. п п Видно с этой высоты Всех, кто прячется в кусты ШУ У-ШУ, У_ШО, У_ША, У_ШЭ, У_ШЫ |
Начальные вокальные упражнения | На одной ноте или на маленьких узких интервалах петь слоги: ла, лэ, ли, ло, ля, лу, ло. |
Комплекс № 7 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть, как насосом, воздух через гармошку до полного объема ваших легких, а потом (опять через гармошку) выдохнуть (выдуть) |
| постепенно весь воздух. Сначала упражнение делается 5 секунд, постепенно увеличивается длительность упражнения: 5 секунд и так далее. |
Артикуляционные упражнения | 1.Взять левой рукой правый локоть, согнуть кисть правой руки пол прямым углом к предплечью и на образовавшуюся "полочку" положить подбородок. Выдвинуть подбородок вперед и открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения. ("Подбородок вперед, нос вверх"). 2.Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (поочерсди и одновременно). |
Ритмо- интонационные упражнения | Листочки на ветках шуршали, «ш-ш-ш» голосом тихо Капельки в гости звали. Капельки к ним прилетели «кап-кап» с нисходящей интонацией И звонкую песню запели, От звона проснулся ветер «у-у» с изменением звуковысотности, помочь рукой И разбудил всех на свете: Кошку, а с ней и котенка «мур-р-р, мяу» в разных голосовых регистрах Спавшего в люльке ребенка, «уа-уа-уа» Болотных зеленых лягушек «ква-ква» И даже ворчливых старушек, «бу-бу-бу» Злую собаку, «гав-гав» Назойливых мух. «з-з-з» Вскоре проснулся петух. Звонко пропел он: «Ку-ка-рк-ку! Ку-ка-ре-ку!» И заблестела роса на лугу. «о» точечно отрывисто на любых звуках в высоком регистре Солнышко тоже проснулось все запели «а» каждый на свое высоте звука И ласково всем улыбнулось. Улыбнуться всем.
С. А. Коротаева |
Интонационно- фонетические упражнения | Вибрант гортани (штро-бас-регистр) Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности.
хххКРОКОДИЛИЙ ГОЛОСОК – хххОН НЕ НИЗОК НИ ВЫСОК… хххРОКОТ,ШОРОХ, СКРИП И СРЕЖЕТ…хххПАСТЬ РАЗИНЕТ – УШИ РЕЖЕТ… |
Начальные вокальные упражнения | Пение несложных хроматических упражнений на удобный слог (диапазон квинты, терции). Сначала произносить слог на каждой ноте, чтобы выработать точность и четкость, а потом только на первой ноте - слог, на последующих - гласную. |
Комплекс № 8 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | 1.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (4 раза). 2. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (4 раза). 3."Мычание" на удобной тесситуре, после дутья в гармошку . Мычать близко, "на зубах", чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед "мычанием" открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем продыхе. |
Артикуляционные упражнения | 1.Наморщив переносицу (котроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза. 2.Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (поочерсди и одновременно). |
Ритмо- интонационные упражнения | Кошка, как тебя зовут? - Мяу. Стережешь ты мышку тут? - Мяу. Мяу, хочешь молочка? - Мяу. А в товарищи щенка? - Фррр! Г. Сапгир |
Интонационно- фонетические упражнения | Вибрант гортани (штро-бас-регистр) Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности.
хххКРОКОДИЛИЙ ГОЛОСОК – хххОН НЕ НИЗОК НИ ВЫСОК… хххРОКОТ,ШОРОХ, СКРИП И СРЕЖЕТ…хххПАСТЬ РАЗИНЕТ – УШИ РЕЖЕТ… |
Начальные вокальные упражнения | Поем слог: "ва", "ма" или "да". На удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. |
Комплекс № 9 | ||
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» | |
Дыхательные упражнения | 1."Мычание" на удобной тесситуре, после дутья в гармошку (по 30 сек.). Мычать близко, "на зубах", чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед "мычанием" открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем продыхе. 2.После "мычания" потянуть звук на хорошем продыхе, через свободное горло. Держать его близко к зубам и губам, на удобной для вас тесситуре. Звук не глубить: М----------- З-------------- Н----------- В--------------- | |
Артикуляционные упражнения | 1.Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза. 2.Максимально открыв рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами, широко открыв глаза сделать 4 движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах. | |
Ритмо- интонационные | Чьи там крики у пруда: - Квасу, квасу нам сюда! | |
упражнения | Ква-ква-квасу, просто-кваши, Надоела нам вода! И. Токмакова | |
Интонационно- фонетические упражнения | "Бронтозаврик": в этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность "фальцетный режим, грудной режим, штро бас" с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Устанавливается связь обьѐмнопредставлений с высотой и силой тона.
Абстрактный вариант: У!у! у! у! у! у!
У УО УОА УОАЭ | - пространственных УОАЭЫххх |
ы!ы! ы! ы! ы! ы!
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО Конкретный вариант: Кто
ТАМ БРОДИТ ПО БОЛОТУ? ххх по
СТУПЬ КАК У БЕГЕМОТА ххх го
ЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ххх Хвост
ЗА НИМ ЕЩЕ ДЛИННЕЕ ххх | ЫЭАОУххх | |
Начальные вокальные упражнения | Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Внимание - на ровности и качестве звука, на контроле за подачей дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков - legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью. |
Комплекс № 10 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | 1.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (5 раз).
|
| ма-м`о на-н`о ва-в`о ма-м`у на-н`у ва-в`у ма-м`э на-н`э ва-в`э ма-м`ы на-н`ы ва-в`ы Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой. |
Артикуляционные упражнения | 1. Покусать кончик языка. 2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность. 3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами. |
Ритмо- | Звукоподражание по тексту |
интонационные | Лес ночной |
упражнения
| Был полон звуков: Кто-то выл - у-у А кто - мяукал. - мяу, мяу. Кто-то хрюкал, - хрю-хрю, Кто-то топал, - топ-топ, Кто-то крыльями Захлопал, - хлоп-хлоп, Кто-то ухал, - ух-ух, И кричал - ай-ай, И глазищами Вращал, Ну, а кто-то Тихо-тихо Тонким голосом Молчал! (указательный пальчик к губам) С. Пшеничных. |
Интонационно- фонетические упражнения
| "Бронтозаврик": в этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность "фальцетный режим, грудной режим, штро- бас" с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Устанавливается связь обьѐмно-пространственных представлений с высотой и силой тона.
Абстрактный вариант: У!у! у! у! у! у! У УО УОА УОАЭ УОАЭЫххх ы!ы! ы! ы! ы! ы! Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУххх Конкретный вариант: Кто |
|
ТАМ БРОДИТ ПО БОЛОТУ? ххх по
СТУПЬ КАК У БЕГЕМОТА ххх го
ЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ххх Хвост
ЗА НИМ ЕЩЕ ДЛИННЕЕ ххх |
Начальные вокальные упражнения | На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на "а" гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука. |
Комплекс № 11 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | 1.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (5 раз). 2. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (5 раз). 3.Приседать и одновременно говорить на резко м выдохе: "ох, ах". Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать со вдохом. |
Артикуляционные упражнения | 1.Провести языком между губами и зубами как-бы очищая зубы. 2.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки. 3.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по- разному цокают копытами. Большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие - пони цокают быстро и высоко.). |
Ритмо- | Подчеркнуть голосом контраст интонаций |
интонационные | - Кража! |
упражнения
|
|
|
А. Шибаев |
Интонационно- фонетические упражнения | «Канючим» Абстрактный вариант: у!
ххх А, ххх А, хххАОУ, хххАОУ ы!
ххх А, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ |
Начальные вокальные упражнения | Напевание (мычание) звука "м", чтобы привыкнуть к правильному положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и длительно тянуть звук "м". Должно быть дрожание и щекотание на поверхности губ. Если корень языка поднят, то этого ощущения нет. |
Комплекс № 12 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | 1.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (5 раз).
|
Артикуляционные упражнения | 1.Покусать нижнюю губу по все длине. Так же покусать верхнюю губу. ( 2.Закусить изнутри щеки боковыми зубами. 3.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение. |
Ритмо- интонационные упражнения | С повышением интонации Что ревешь, самолет? У-у-у-у Может, заболел живот? У-у-у-у Может, у тебя не те Пассажиры в животе? У-у-у – у (волнообразно) И. Орлова |
Интонационно- фонетические упражнения | «Канючим» Абстрактный вариант: у!
ххх А, ххх А, хххАОУ, хххАОУ ы!
ххх А, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ |
Начальные вокальные упражнения | Пение на одной ноте слогов: "ма, мэ, ми, мо, му". Неторопливый темп. Первый звук "м" произносится способом мычания (как в предыдущем упражнении), а затем последующий гласный звук в ту же область (в верхние зубы) с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта, свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору, "выдвигает |
| вперед" звук. |
Комплекс № 13 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | 1.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз).
|
Артикуляционные упражнения | 1.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки. 2.Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе. 3.Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами. |
Ритмо- | Ослик загрустил: |
интонационные | И-а... |
упражнения
| Хвостик потерял вчера. Он бродил (поцокать язычком) И вдыхал (вздохнуть). А нашел — закричал: - Ура! И-а! С. А. Коротаева |
Интонационно- фонетические упражнения
| Вопросы – ответы (трехсложные): У-ШУ-ЖУ У-ШО-ЖО У-ША-ЖА У-ШЭ-ЖЭ У-ШИ-ЖИ ЖУ? У ШУ ШУ
У ЖУ. |
Начальные вокальные упражнения | На одной ноте или на маленьких узких интервалах петь слоги: ла, лэ, ли, ло, ля, лу, ло. |
Комплекс № 14 | |
Музыкальное приветствие | Пропевание попевки «Здравствуйте!» |
Дыхательные упражнения | 1.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз).
|
Артикуляционные упражнения | 1.Провести покалачивающий массаж лица кончиками пальцев . 2.Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной. 3.Постаивть указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движения мышц. |
Ритмо- | Листочки на ветках шуршали, «ш-ш-ш» голосом тихо |
интонационные упражнения | Капельки в гости звали. Капельки к ним прилетели «кап-кап» с нисходящей интонацией И звонкую песню запели, От звона проснулся ветер «у-у» с изменением звуковысотности, помочь рукой И разбудил всех на свете: Кошку, а с ней и котенка «мур-р-р, мяу» в разных голосовых Регистрах Спавшего в люльке ребенка, «уа-уа-уа» Болотных зеленых лягушек «ква-ква» И даже ворчливых старушек, «бу-бу-бу» Злую собаку, «гав-гав» Назойливых мух. «з-з-з» Вскоре проснулся петух. Звонко пропел он: «Ку-ка-рк-ку! Ку-ка-ре-ку!» И заблестела роса на лугу. «о» точечно отрывисто на любых звуках в высоком регистре Солнышко тоже проснулось все запели «а» каждый на свое высоте звука И ласково всем улыбнулось. Улыбнуться всем. С. А. Коротаева |
Интонационно- фонетические упражнения | Вопросы – ответы (трехсложные):
У-ШУ-ЖУ У-ШО-ЖО У-ША-ЖА У-ШЭ-ЖЭ У-ШИ-ЖИ ЖУ? У
ШУ ШУ
У ЖУ. |
Начальные вокальные упражнения | Пение несложных хроматических упражнений на удобный слог (диапазон квинты, терции). Сначала произносить слог на каждой ноте, чтобы выработать точность и четкость, а потом только на первой ноте - слог, на последующих - гласную. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста
1. Пояснительная запискаДошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Волшебная кисточка»(4-7лет)в соответствии с ФГОС ДО.
Программа для детей ДОУ "Волшебная кисточка"(4- 7 лет). Программа имеет 3 цикла ....
Дополнительная общеразвивающая программа для старшего дошкольного возраста "ТИКО-фантазёры"
Программа "ТИКО-фантазёры"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РИТМИКА И ТАНЕЦ» срок реализации 4 года (с 3 лет до 7 лет)
Цель Программы: формирование общей культуры личности ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром сре...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...
Интегрированное занятие «Тайна третьей планеты» по дополнительной общеразвивающей программе «ДОБРОмульт». Старший дошкольный возраст.
Интегрированное занятие «Тайна третьей планеты» по дополнительной общеразвивающей программе «ДОБРОмульт»...