Программа дополнительное образование "Графомоторика"
учебно-методический материал (старшая группа)
Графомоторика как важная часть развития и подготовки детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr-ma_grafomotorika.docx | 60.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная платная программа социально-педагогической направленности
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Вольского муниципального района
«Детский сад №16 «Кораблик» г. Вольска Саратовской области»
Утверждено Заведующий МДОУ _____________________А.В.Целуйкина |
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №__________
От __________________
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ГРАФО-МОТОРИКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
5-6 ЛЕТ
Составитель программы:
Шарова Анжела Александровна
2022г.
Содержание:
№ | Раздел программы | Страница |
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1. | Пояснительная записка | 3-4 |
1.1 | Актуальность | 4 |
1.2 | Цель программы. Задачи | 4-5 |
1.3 | Принципы реализации программы | 5 |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 6 |
2.1 | Сроки реализации программы | 6 |
2.2 | Расписание образовательной деятельности, режим работы. | 6 |
2.3 | Учебный план. | 6 |
2.4 | Календарно – тематический план | 7-9 |
2.5 | Структура занятий | 9-10 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 11 |
3.1 | Методическое обеспечение и условия реализации Программы | 11 |
3.2 | Ожидаемые результаты | 11 |
3.3 | Формы подведения итогов реализации программы | 11-12 |
3.4 | Литература | 12 |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Графо-моторика» (далее Программа) познавательной направленности разработана для проведения дополнительных занятий в рамках оказания платных образовательных услуг с детьми дошкольного возраста 5-6лет.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
•Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» (с изменениями на 2 июля 2021 года) (редакция, действующая с 13 июля 2021 года).
•Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ)
(с изменениями на 11 июня 2021 года).
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России от 07.05.2020.
•Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
•Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
•Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (новая редакция)
•Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
•Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642«Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями на 20 мая 2022 года).
•Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006
•Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации
•Конвенция о правах ребенка
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.
1.1.Актуальность
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.
У многих детей при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.
1.2. Цель программы. Задачи
Цель:
Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Основные задачи:
1. Развитие мелкой мускулатуры руки.
⮚ получение навыка правильно держать карандаш, ручку.
⮚ развить пальцы и кисти рук.
⮚ научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы.
⮚ подготовить руку к письму.
⮚ уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
⮚ произвольного внимания;
⮚ речи, памяти;
⮚ логического мышления;
⮚ зрительного и слухового восприятия.
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
⮚ ориентацию на листе;
⮚ ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
⮚ умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
⮚ контроль за собственными действиями.
1.3. Принципы реализации программы
От простого к сложному.
Доступность;
Системность знаний;
Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту;
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
Активность и самостоятельность.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Сроки реализации программы
Программа рассчитана на девять месяцев обучения 1сентября 2022г.- 31 мая 2023г.
2.2 Расписание образовательной деятельности (учебный план) и режим работы.
Обучение реализуется в режиме занятий. Проведение занятий планируется 1 раз в неделю
продолжительностью 25-30 минут во вторую половину дня.
Модуль | День недели | Время проведения занятия | Форма проведения |
«Графо-моторика» | Четверг | 17.30 - 18.00 | Фронтальная |
2.3 Учебный план
Модуль | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
«Графо-моторика» | 1 | 4 | 36 |
2.4 Календарно – тематический план
Месяц | № | Тема | Содержание задач занятий | Кол-во занятий |
Сентябрь
| 1 | «Нейрокарточки» | Развитие межполушарного взаимодействия, при работе двумя руками одновременно. | 1 |
2 | «Забавные лягушата» | Формирование графических навыков по образцу. | 1 | |
3 | «Мишкин маршрут» | Способствовать развитию мелкой моторики при работе с простым карандашом. | 1 | |
4 | «На что похоже?» | Беседа о предметах, окружающих нас. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Штриховка геометрических фигур. | 1 | |
Октябрь | 1 | «Овощи» | «Сравни». Прямые и наклонные линии; работа по шаблону; (обведение и раскрашивание). | 1 |
2 | «Весёлое превращение» | Упражнение на развитие воображения; работа по шаблону (обвести и дорисовать и раскрасить рыбку). | 1
| |
3 | «Листья деревьев» | Развитие мелкой моторики руки. Штриховка в разные направления. |
1 | |
| 4 | «Мозаика» | Раскрашивание шаблона цветными карандашами в определённой последовательности. | 1 |
Ноябрь | 1 | «Дорисуй вторую картинку» | Развитие логического мышления, зрительной ориентировки на листе бумаги, развитие внимания. | 1
1
|
2 | «Графический диктант» | Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания. | ||
3 | «Мудрая сова» | Линия с петлями без отрыва карандаша. Штриховка зигзагами. | 1
| |
4 | «Графическое ассорти» | Формировать навык выполнения задание с шаблоном в крупную клетку. | 1 | |
Декабрь | 1 | «Ориентирование на листе» | Работа по шаблону (обведение и раскрашивание по образцу). | 1 |
2 | «Обведи и продолжи» | Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение логически мыслить. | 1 | |
3 | «Завитки» | Штриховка дугообразной строчкой при помощи простого карандаша. | 1 | |
4 | «Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | 1 | |
Январь
| 1 | «Нейродорожки» | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. | 1 |
2 | «Лабиринты» | Линия с петлями без отрыва карандаша. Штриховка зигзагами. | 1 | |
3 | «Снеговик» | «Определи направление». Вертикальные и горизонтальные линии; работа по шаблону (обведение, раскрашивание снеговика и домика). | 1 | |
4 | «Бумажная вышивка» | Штриховка крестиками при помощи цветных карандашей. | 1 | |
Февраль | 1 | «Сравни» | Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание кита). Развитие мелкой мускулатуры пальцев. | 1 |
2 | «Машины» | Определение направления «вправо», «влево»; работа по шаблону (обведение и раскрашивание машины и светофора). | 1 | |
3 | «Разноцветный тетрис» | Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). | 1 | |
4 | «Весёлый счёт» | Работа по шаблону с цифрами разнойвелечины. | 1 | |
Март | 1 | «Дикие животные» | Штриховка заданная в разные направления. | 1 |
2 | «Цветы для мамы» | Работа с шаблонами- обведи по пунктиру. | 1 | |
3 | «Пишем цифры: от 1 до 9» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | 1 | |
4 | «Графический диктант» | Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания. | 1 | |
Апрель | 1 | «Штриховка» | Закрепить навык штриховки шаблонов в заданных направлениях | 1 |
2 | «Божья коровка» | Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание). | 1 | |
| 3 | «Колобок румяный бок» | Выполнение заданий по сюжету сказки, соединение линий простым карандашом. | 1 |
4 | «Весенний лес» | Работа с пунктирными линиями. | 1 | |
Май | 1 | «Графический диктант» | Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания. | 1 |
| ||||
2 | «Танк» | Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание танка). Развитие мелкой мускулатуры пальцев. | 1 | |
3 | «Продолжи ряд» | Формировать навык в определённой последовательности записывать определённую фигуру. | 1 | |
4 | Итоговое занятие | Закрепление сформированных навыков. | 1 |
2.5 Структура занятий
«Гимнастика для глаз» - выполнение упражнений для снятия нагрузки с зрительного анализатора. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.
Разминка – основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому движения пальцев рук разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес. Но они же и подготавливают ребенка к активной моторной деятельности;
Постепенное усложнение игровой ситуации - тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно;
Графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;
Пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Методическое обеспечение и условия реализации Программы
Наглядные пособия (образцы изделий).
Дидактический материал (рисунки, схемы, раздаточный материал, альбомы)
Подборка информационной и справочной литературы.
Аудиозаписи, видео, презентации.
Использование образцов (муляжи, игрушки, поделки , скульптуры, макеты).
Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Столы и стулья, соответствующие росту детей;
Магнитно – маркерная доска с набором цифр, геометрических фигур;
Маркеры;
Цветные счетные палочки;
Конструкторы;
Видео – презентации.
3.2.Ожидаемые результаты
К предполагаемым результатам обучения относится реализация задач и, соответственно, цели программы «Развитие графомоторных навыков у дошкольников». Выявление полученных результатов обучения проводится в форме итогового тестирования. Кроме того, проводятся и собственные наблюдения педагога за развитием каждого ребенка.
К прогнозируемым результатам можно отнести реализацию поставленных задач обучения, а именно:
1. Развить мелкую мускулатуру руки;
2. Писать вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо;
3. Подготовить руку к письму,
4. Уметь ориентироваться на листе бумаги,
5. Сформированное умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
3.3Формы подведения итогов реализации программы
Диагностика математических умений.
Цель: выявление графических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной деятельности проводится на занятиях графического кружка.
№ | Ф.И. | Штриховка | Работа с шаблонам | Графический диктант | Работа по пунктиру | Ориентир.в пространстве | Логические задачи | ||||||
|
| Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | |||||||||||||
5 |
3.4 Литература
1. Афонькина Ю.А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Мурманск, 2006.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.- Ярославль, 1998.
3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
4. Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.
5. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб., 2001.
6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998.
7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.
8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
9. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.
10. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...