Программа дополнительное образование "Графомоторика"
учебно-методический материал (старшая группа)

Шарова Анжела Александровна

Графомоторика как важная часть развития и подготовки детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr-ma_grafomotorika.docx60.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная платная программа социально-педагогической направленности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вольского муниципального района

«Детский сад №16 «Кораблик» г. Вольска Саратовской области»  

Утверждено

Заведующий МДОУ

_____________________А.В.Целуйкина

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №__________

От __________________

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ГРАФО-МОТОРИКА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

5-6 ЛЕТ

Составитель программы:

Шарова Анжела Александровна

2022г.

Содержание:

Раздел программы

Страница

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.

Пояснительная записка

3-4

1.1

Актуальность

4

1.2

Цель программы. Задачи

4-5

1.3

Принципы реализации программы

5

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

6

2.1

Сроки реализации программы

6

2.2

Расписание образовательной деятельности, режим работы.

6

2.3

Учебный план.

6

2.4

Календарно – тематический план

7-9

2.5

Структура занятий

9-10

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

11

3.1

Методическое обеспечение и условия реализации Программы

11

3.2

Ожидаемые результаты

11

3.3

Формы подведения итогов реализации программы

11-12

3.4

Литература

12

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Графо-моторика» (далее Программа) познавательной направленности разработана для проведения дополнительных занятий в рамках оказания платных образовательных услуг с детьми дошкольного возраста  5-6лет.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

•Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»  (с изменениями на 2 июля 2021 года) (редакция, действующая с 13 июля 2021 года).

•Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ)

(с изменениями на 11 июня 2021 года).

«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России от 07.05.2020.

•Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

•Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

•Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (новая редакция)

•Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

•Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642«Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями на 20 мая 2022 года).

•Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006

•Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации

•Конвенция о правах ребенка

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок  пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.

1.1.Актуальность

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев.  Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

У многих детей  при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений  устной и письменной речи.

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.

1.2.  Цель программы. Задачи

Цель:

Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.

Основные  задачи:

1. Развитие мелкой мускулатуры руки.

 получение навыка правильно держать карандаш, ручку.

 развить пальцы  и кисти рук.

 научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы.

 подготовить руку к письму.

 уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

 произвольного внимания;

 речи, памяти;

 логического мышления;

 зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и  совершенствовать пространственные представления:

 ориентацию на листе;

 ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

 умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

 контроль за собственными действиями.

1.3. Принципы реализации программы

От простого к сложному.

Доступность;

Системность знаний;

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту;

Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков;

Активность и самостоятельность.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Сроки реализации программы

Программа рассчитана на девять месяцев обучения 1сентября 2022г.- 31 мая 2023г.

2.2 Расписание образовательной деятельности (учебный план) и режим работы.

Обучение реализуется в режиме занятий. Проведение занятий планируется 1 раз в неделю

продолжительностью 25-30 минут во вторую половину дня.

Модуль

День недели

Время проведения занятия

Форма проведения

«Графо-моторика»

Четверг

17.30 - 18.00

Фронтальная

2.3 Учебный план

Модуль

Количество

занятий в неделю

Количество

занятий в месяц

Количество

занятий в год

 «Графо-моторика»

1

4

36

2.4 Календарно – тематический план

Месяц 

 

Тема 

Содержание задач занятий

Кол-во занятий 

Сентябрь 

 

«Нейрокарточки» 

Развитие межполушарного взаимодействия, при работе двумя руками одновременно.

1

«Забавные лягушата» 

Формирование графических навыков по образцу.

«Мишкин маршрут» 

Способствовать развитию мелкой моторики при работе с простым карандашом.

«На что похоже?» 

Беседа о предметах, окружающих нас. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Штриховка геометрических фигур. 

1

Октябрь 

«Овощи»

«Сравни». Прямые и наклонные линии; работа по шаблону; (обведение и раскрашивание).

1

«Весёлое превращение» 

Упражнение на развитие воображения; работа по шаблону (обвести и дорисовать и раскрасить рыбку).

1

 

 

 

 

 

«Листья деревьев» 

Развитие мелкой моторики руки. Штриховка в разные направления.

 

 

1

 

«Мозаика» 

Раскрашивание шаблона цветными карандашами в определённой последовательности.

1

Ноябрь 

«Дорисуй вторую картинку» 

Развитие логического мышления, зрительной ориентировки на листе бумаги, развитие внимания.

1

 

 

 

1

 

 

 

«Графический диктант»

Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания.

«Мудрая сова» 

Линия с петлями без отрыва карандаша. Штриховка зигзагами.

1

 

 

 

«Графическое ассорти» 

Формировать навык выполнения задание с шаблоном в крупную клетку.

1

Декабрь 

«Ориентирование на листе» 

Работа по шаблону (обведение и раскрашивание по образцу).

1

«Обведи и продолжи» 

Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение логически мыслить.

1

«Завитки» 

Штриховка дугообразной строчкой при помощи простого карандаша.

1

«Рисование фигур по точкам» 

Развивать графические навыки детей. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. 

1

Январь 

 

«Нейродорожки» 

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки.

1

«Лабиринты» 

Линия с петлями без отрыва карандаша. Штриховка зигзагами.

«Снеговик» 

«Определи направление». Вертикальные и горизонтальные линии; работа по шаблону (обведение, раскрашивание снеговика и домика).

«Бумажная вышивка» 

Штриховка крестиками при помощи цветных карандашей.

Февраль 

«Сравни» 

Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание кита). Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

1

«Машины» 

Определение направления «вправо», «влево»; работа по шаблону (обведение и раскрашивание машины и светофора).

«Разноцветный тетрис» 

Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

1

«Весёлый счёт» 

Работа по шаблону с цифрами разнойвелечины.

Март 

«Дикие животные» 

Штриховка заданная в разные направления.

«Цветы для мамы» 

Работа с шаблонами- обведи по пунктиру.

«Пишем цифры: от 1 до 9» 

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. 

«Графический диктант» 

Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания.

 

 

Апрель 

«Штриховка» 

Закрепить навык штриховки шаблонов в заданных направлениях

«Божья коровка» 

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание).

 

«Колобок румяный бок» 

Выполнение заданий по сюжету сказки, соединение линий простым карандашом.

1

«Весенний лес» 

Работа с пунктирными линиями.

     Май 

«Графический диктант» 

Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания.

 

«Танк» 

Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание танка). Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

«Продолжи ряд» 

Формировать навык в определённой последовательности записывать определённую фигуру.

1

Итоговое занятие 

 Закрепление сформированных навыков.

 

 2.5 Структура занятий

«Гимнастика для глаз» - выполнение упражнений для снятия нагрузки с зрительного анализатора. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.

Разминка – основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому движения пальцев рук  разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес. Но они же и подготавливают ребенка к активной моторной  деятельности;

Постепенное усложнение  игровой ситуации -  тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно;

Графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;

Пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.

   Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.

 

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Методическое обеспечение и условия реализации Программы

Наглядные пособия (образцы изделий).

Дидактический материал (рисунки, схемы, раздаточный материал, альбомы)

Подборка информационной и справочной литературы.

Аудиозаписи, видео, презентации.

Использование образцов (муляжи, игрушки, поделки , скульптуры, макеты).

Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

Столы и стулья, соответствующие росту детей; 

Магнитно – маркерная доска с набором цифр, геометрических фигур; 

Маркеры; 

Цветные счетные палочки; 

Конструкторы; 

Видео – презентации. 

3.2.Ожидаемые результаты

К предполагаемым результатам обучения относится реализация задач и, соответственно, цели программы «Развитие графомоторных навыков у дошкольников». Выявление полученных результатов обучения проводится в форме итогового тестирования. Кроме того, проводятся и собственные наблюдения педагога за развитием каждого ребенка.

К прогнозируемым результатам можно отнести реализацию поставленных задач обучения, а именно:  

1. Развить мелкую мускулатуру руки;

2.  Писать вертикальные линии сверху вниз,  горизонтальные - слева направо;

3.  Подготовить руку к письму,

4.  Уметь ориентироваться на листе бумаги,

5.   Сформированное умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)

3.3Формы подведения итогов реализации программы

Диагностика математических умений.

Цель: выявление графических умений.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной  деятельности проводится на занятиях графического кружка.  

 

Ф.И. 

Штриховка

Работа с шаблонам

Графический диктант

Работа по пунктиру

Ориентир.в пространстве 

Логические задачи 

 

 

Начало года 

Конец года 

Начало года 

Конец года 

Начало года 

Конец года 

Начало года 

Конец года 

Начало года 

Конец года 

Начало года 

Конец года 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4

 5

3.4 Литература

1.     Афонькина Ю.А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Мурманск, 2006.

2.     Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.- Ярославль, 1998.

3.     Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.

4.     Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.

5.     Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб., 2001.

6.     Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998.

7.     Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.

8.     Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.

9.     Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.

10. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...